Гарсия Солано Анна Милена Альваровна
Испанские центрические постройки иезуитского ордена.
Ссылка на статью:
Гарсия Солано А. А.
Испанские центрические постройки иезуитского ордена. // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018.
Вып. 31. С. 53-69.
DOI:
10.15382/sturV201831.53-69
Аннотация
В последние 20 лет рядом исследователей осуществляется переоценка деятельности Общества Иисуса, используются новые подходы к изучению его наследия. В русле ставящихся вновь проблем и задач пересматривается значимость ордена в разных сферах — науке, политике, искусстве. Сложилось мнение, что иезуиты традиционно возводили исключительно базилики, обращаясь за вдохновением к своему главному творению — Иль Джезу в Риме. Это очевидное предпочтение ордена не исключает, однако, использования центрической планировки. Так, в Риме по заказу иезуитов Бернини строит Сант Андреа аль Квиринале — церковь, которая считается одной из жемчужин города и одновременно лучшим архитектурным произведением мастера. В Испании Обществом Иисуса возведены пышные и яркие храмы этой типологии, которые стали отражением эпохи. Именно центрическую планировку иезуиты выбрали для своего главного творения в Испании — святилища Игнатия Лойолы. Этот, а также другие памятники данной типологии анализируются в представленной статье с точки зрения их архитектурной и исторической ценности. Поскольку тема центрической иезуитской архитектуры прежде отдельно не изучалась, обращение к ней в данной статье открывает возможность объективно оценить вклад иезуитского ордена как в испанскую, так и в общеевропейскую архитектуру XVI–XVIII вв., позволяя точнее определить специфику его художественных задач и особенностей.
Ключевые слова
Общество Иисуса, иезуиты, архитектура, барокко, центрические постройки, святилище Игнатия Лойлы, Леонардо де Фигероа
Список литературы
- Ackerman J. S. The Gesù in the Light of Contemporary Church Design // Rudolf Wittkower, Irma B. Jaff e, eds. Baroque Art: the Jesuit Contribution. N. Y., 1972.
- Ackerman J. S. Palladio. L., 1991.
- Anguita Herrador R. El arte barroco. Madrid, 2004.
- De Aldama A. M. The Constitutions of the Society of Jesus. The Formula of the Institute. India, 1990.
- Astiazarain M. I. Arquitectos Guipuzcoanos del Siglo XVIII. Guipúzcoa, 1991.
- Bangert W. V. SJ. A history of the Society of Jesus. St. Louis, 1972.
- Belda C. Los siglos del barroco. Madrid, 1997.
- Boucher B. Andrea Palladio: the Architect in His Time. N. Y., 2007.
- Brandenburg H. Ancient churches of Rome from the fourth to the seventh century. Brepols, 2005.
- Lavin I. Bernini and the Unity of the Visual Arts. N. Y., 1982.
- Loyola Santuario, la Basílica / 16 января 2018. URL: https://santuariodeloyola.org/es/basilica#la-basilica
- Martín Gonzales J. J. Arquitectura Barroca Vallisoletana. Valladolid, 1967.
- De Negri E. Galeazzo Alessi: architetto a Genova. Università di Genova, 1957.
- Pirri P. Il Padre Giovanni de Rosis (1538–1610) e lo sviluppo dell’edilizia gesuitica // Archivium Historium Societatis Iesu. Vol. XLIV. R., 1975.
- Ravé Prieto J. L. San Luis de Los franceses. Sevilla, 2010.
- Regimini Militantis Ecclesiae (1540) / 18 мая 2018. URL: https://jesuitportal.bc.edu/research/documents/1540_Formula/
- Starkey D. Monarchy. From the Middle Ages to Modernity. L., 2006.
- The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715 / Davis R., ed. Liverpool, 2000.
- Wittkower R. Art and Architecture in Italy 1600–1750. Vol. 1: Early Baroque, 1600–1625. L., 1999.
- Wittkower R. The Centrally Planned Church and the Renaissance // Architectural Principles in the Age of humanism. L., 1949.
Данные об авторе
Гарсия Солано Анна Милена Альваровна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1;
Электронный адрес: anna.mile.garcia@gmail.com.