/

Морозова Екатерина Ивановна

Еще раз о миниатюрах Книги пророков 1489 г.


Морозова Е. И. Еще раз о миниатюрах Книги пророков 1489 г. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 32-52.

DOI: 10.15382/sturV201831.32-52

Аннотация

Книга пророков 1489 г. (РГБ. Ф. 173. МДА. № 20) — роскошно иллюминированная московская рукопись, украшенная 16 миниатюрами с изображениями пророков, полихромными заставками и инициалами. Кодекс неоднократно становился объектом внимания историков искусства. В настоящей статье пересмотрены существующие атрибуции миниатюр, дана подробная стилистическая характеристика миниатюр, обозначено место миниатюр в истории московской живописи 2-й пол. XV в., рассмотрен вопрос использования в рукописи так называемой акварельной техники, затронута проблема иконографии пророков. Придерживаясь традиционного деления миниатюр на две группы (так называемые акварельную и темперную), мы полагаем, что в создании 16 миниатюр Книги пророков принимали участие как минимум семь мастеров. Шесть «темперных» миниатюр принадлежат, по нашему мнению, кисти четырех художников. Первый мастер выполнил изображения Иосии и Иоиля, второй — Аввакума, третий — Захарии и Малахии, четвертый — Даниила. В исполнении «акварельных» пророков принимало участие, скорее всего, трое художников. Изображения Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Софонии, Исайи, Иезекииля и Иеремии выполнил пятый мастер. Оставшиеся миниатюры с изображениями Наума и Аггея написаны двумя разными художниками. «Акварельная» техника, в которой исполнены изображения 10 пророков, встречается в ряде рукописей кон. XV в. и свидетельствует, очевидно, об ориентации на палеологовскую культуру. Изображения пророков в рост на нейтральном фоне являются одним из возможных вариантов «авторского портрета», обращение к которому говорит о знакомстве московских художников с византийской традицией. Сами же облики пророков, напротив, более соответствуют изображениям в пророческих чинах иконостасов, нежели в византийских рукописях аналогичного состава.

Ключевые слова

московские иллюстрированные рукописи, московские миниатюры, искусство «круга Дионисия», «дионисиевский стиль», иллюстрированные Книги пророков, «акварельная» техника, древнерусская живопись

Список литературы

  1. Георгиевский Г. П., Владимиров М. Древнерусская миниатюра. М., 1933.
  2. Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 3. Ч. 1. М., 1869.
  3. Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Лицевые рукописи XI–XIX веков. Т. 2. Кн. 1: Лицевые рукописи XI–XVII веков / Е. В. Гладышева, Н. В. Розанова, ред. М., 2010. Кат. № 4. С. 60–82.
  4. Дионисий «живописец пресловущий». Выставка произведений древнерусского искусства XV–XVI вв. из собраний музеев и библиотек России / Е. В. Гладышева, Э. К. Гусева, Л. В. Нерсесян, Г. В. Попов, ред. М., 2002.
  5. Зацепина Е. В. К вопросу о происхождении старопечатного орнамента // У истоков русского книгопечатания. М., 1959. С. 101–154. Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882.
  6. Кучкин В. А., Попов Г. В. Государев дьяк Василий Мамырев и лицевая Книга пророков 1489 г. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974. С. 107–144.
  7. Лазарев В. Н. Дионисий и его школа // История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 482–541.
  8. Лифшиц Л. И. О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. М., 2005. С. 126–162.
  9. Мельник А. Г. Московский великокняжеский дьяк Данило Мамырев // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 2 (24). С. 61–69.
  10. Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.
  11. Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964.
  12. Новый Завет с Псалтирью: греческая иллюминированная рукопись из собрания Государственного Исторического музея // Исследования и реставрация одного памятника: Сб. ст. / Э. Н. Добрынина, сост. и отв. ред. М., 2014. Вып. 10.
  13. Попов Г. В. Московская копия конца XV в. с болгарской миниатюры предшествующего столетия // Советское славяноведение. 1969. № 1. С. 91–94.
  14. Попов Г. В. Дионисий и московская миниатюра. Иллюстрация Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 1. М., 1972. С. 256–285.
  15. Попов Г. В. Новый памятник круга Буслаевской Псалтири. Из истории деятельности великокняжеской рукописной мастерской в 1480-х гг. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 168–179.
  16. Попов Г. В. Рукописная книга Москвы. Миниатюра и орнамент второй половины XV–XVI столетия. М., 2009.
  17. Попова О. С. Новгородские миниатюры второй половины XIV в. и второе южнославянское влияние // Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003. С. 231–250.
  18. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980.
  19. Редин Е. К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. Ч. 1. М., 1916.
  20. Розанова Н. В. Миниатюры московского круга конца XV — начала XVI вв.: дис. … канд. иск. Л., 1971.
  21. Розов Н. Н. Книга в России в XV в. Л., 1981.
  22. Свирин А. Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950.
  23. Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси. XI–XVII века. М., 1964.
  24. Смирнова Э. С. Искусство книги в средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. М., 2011.
  25. Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988.
  26. Смирнова Э. С. Русская рукопись «Постнических Слов Василия Великого» рубежа XIVXV веков, РНБ, F. п. I. 40, и ее миниатюра // Зограф. Т. 36. Београд, 2012. С. 171–178.
  27. Сперанский М. Н. «Греческое» и «лигатурное» письмо в русских рукописях XV–XVI вв. // Byzantinoslavica. T. IV. Vol. 1. Praha, 1932. P. 52–64.
  28. Строев П. М. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского. СПб., 1891.
  29. Ухова Т. Б., Клепиков С. А. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии // Государственная библиотека им. В.И. Ленина. Записки Отдела рукописей. М., 1960. Вып. 22.
  30. Lowden J. Illuminated Prophet Books. L., 1988.
  31. Popova O. La miniature russe XIe — début du XVIe siècle. Léningrade, 1984.
  32. Weitzmann K. A Fourteenth-Century Greek Gospel Book with Wash-Drawings // Gazette des Beaux-Arts. Tome 62 (Juillet — Août). P., 1963. P. 92–108.

Данные об авторе

Морозова Екатерина Ивановна


Место работы: ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря;
Должность: научный сотрудник, художник-реставратор;
ORCID: 0000-0002-5703-8099;
Электронный адрес: catherine-moro@yandex.ru.