Тупицына Ксения Сергеевна
О времени и стиле мозаик купола Св. Софии в Фессалониках
Ссылка на статью:
Тупицына К. С.
О времени и стиле мозаик купола Св. Софии в Фессалониках // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018.
Вып. 30. С. 33-51.
DOI:
10.15382/sturV201830.33-51
Аннотация
Вплоть до недавнего времени мозаики купола Св. Софии в Фессалониках датировались по эпиграфической надписи, находящейся в орнаментальной ленте купола. Однако исследование К. Феохариду показало, что надпись является фрагментом предыдущей декорации и не может служить основанием для датировки композиции «Вознесение». В данной статье мы попробуем заново посмотреть на развитие византийской живописи в постиконоборческом периоде и, опираясь на стилистический анализ, предложить новые датировки для Солунских мозаик. В кон. IX — нач. X в. в искусстве македонского ренессанса можно выделить ряд памятников, в которых аскетические интонации начинают постепенно вторгаться в систему классической живописи. Это мозаики в люнете над царским входом храма Св. Софии в Константинополе (886–912); мозаики северного тимпана Софии Константинопольской (после 878 г.), мозаики в параклесионах собора (880–890-е гг.); мозаичный портрет царя Александра в северной галерее (912), а также ряд рукописей: Христианская топография Космы Индикоплова (Vat. gr. 699), Гомилии Григория Назианзина (Paris. BNF. gr. 510), книга Иова (Codex Gr. 538 Venice, Biblioteca Nazionale Marcian), Евангелие № 5 афонского Андреевского скита, ныне находящееся в Принстоне (Garrett 6). Стиль мозаики купола логично вписывается в круг этих памятников и наряду с ними смотрится как произведение, в котором этот процесс достигает наиболее полного развития. В Солунских мозаиках аскетические тенденции уже начинают главенствовать, а классические интонации становятся заметны лишь при пристальном вглядывании. Ближайшие аналогии, которые позволяют уточнить датировку мозаик купола, мы находим в росписях Каппадокии, датированных 913–920 гг., а именно в церкви Айвали Килисе, церкви Святых Апостолов в Синасос и в Старой церкви в Токалы. Все это дает нам возможность говорить о первой попытке в постиконоборческом искусстве Византии в кон. IX — нач. X в. отойти от классической традиции в сторону аскетической, которая в дальнейшем наиболее ярко воплотится в искусстве 1-й пол. XI в.
Ключевые слова
мозаики купола Св. Софии в Фессалониках, Вознесение, византийская живопись кон. IX — нач. X в., византийские рукописи кон. IX — нач. X в., росписи Каппадокии 1-й пол. X в., живопись постиконоборческого периода, искусство македонского периода
Список литературы
- Айналов Д. В. Рецензия на статью Ш. Диля и М. Ле Турно в MonPiot, XVI 1908 // Византийский временник. М., 1910. С. 535–541.
- Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Э. С. Смирнов, пер. с англ.; А. С. Преображенский, ред. и сост. М., 2001.
- Диль Ш. Византийские портреты. Гл. VIII: Четыре брака императора Льва Мудрого / М. Безобразова, пер. с фр. М., 1994.
- Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская книжная миниатюра // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 267–277.
- Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004.
- Кондаков Н. П. Македония: Археологическое путешествие. М., 1909.
- Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.
- Лозовая И. Е., Фонкич Б. Л. О происхождении Хлудовской Псалтири // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь [т. 25]. СПб., 2004. С. 7–20.
- Орецкая И. А. Еще несколько замечаний по поводу византийских псалтирей IX в. // Византийский временник. 61. М., 2002. С. 151–171.
- Орецкая И. А. Гомилии Григория Назианзина (Biblioteca Ambrosiana cod. E49-50inf) — греческая иллюстрированная рукопись IX века: Взаимоотношение образов и текста //
- Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 2002. C. 16–21.
- Орецкая И. А. О миниатюрах греческой рукописи IX века Sacra Parallela // Византийский временник. Т. 62 (87). М., 2003. С. 133–140.
- Орецкая И. А. Стиль миниатюр ватиканской Книги Иова (Vatican, gr. 749): К проблеме художественных традиций // Византийский мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 109–122.
- Покровский Н. В. Очерки памятников православной иконографии и искусства. СПб., 1894.
- Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 2001.
- Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах, греческих и русских // Труды VII Αρхеологического съезда. М., 1890. Т. 1. С. 1–158.
- Попова О. С. Искусство первых веков христианства. Искусство Византии // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 212–303.
- Попова О. С. Образ Христа в византийском искусстве V–XIV веков // Византийский временник. Т. 60. М., 2001. С. 159–173.
- Попова О. С. Пути византийского искусства. М., 2013.
- Попова О. С., Сарабьянов В. Д. Мозаики и фрески св. Софии Киевской. М., 2017.
- Редин Е. К. Мозаика купола св. Софии Солунской (К вопросу о времени ее) // Византийский временник. Т. VI. М., 1899. С. 370–379.
- Смирнов Я. И. Еще о времени мозаики св. Софии Солунской // Византийский временник. Т. VII. М., 1900. 1–2. С. 60–67.
- Смирнов Я. И. О времени мозаик св. Софии Солунской // Византийский временник. М., 1898. Т. III. С. 365–392.
- Фонкич Б. Л. Хлудовская Псалтирь: кодикология и палеография, история рукописи // Образ Византии: Сб. статей в честь О. С. Поповой. М.: Северный паломник, 2008. С. 577–586.
- Βuchwald Η. The Church of the Archangels in Sige near Mudania. Graz, 1969.
- Cormack R., Hawkins E. J. W. The Mosaics of St. Sophia at Istanbul: the Rooms above the Southwest Vestibule and Ramp // Dumbarton Oaks Papers. Washington, D. C., 1977. Vol. 31. P. 175–251.
- Demus О. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. L., 1947.
- Diehl Ch., Le Tourneau M., Saladin H. Les Monuments Chrétiens de Salonique. P., 1918.
- Diez E., Demus O. Byzantine Mosaics in Greece: Hosios Lucas and Daphni. Harvard University Press, Cambridge, Mass., 1931. P. 97–98.
- Feissel D., Sρieser J. M. Les inscriptions de Thessalonique, supplement. Travaux et Mémoires 7, P., P. 303–348.
- Kalligas M. Die Hagia Sophia von Thessaloniki. Würzburg, 1935.
- Le Tourneau M., Diehl Ch. Les Mosaïques de Sainte — Sophie de Salonique // Monuments et mémoires de la Fondation Eugène Piot. Tome 16. Paris, 1909. P. 39–60.
- Mango C., Hawkins E. J. W. The Mosaics of Saint Sophia at Istanbul. The Church Fathers in the North Tympanum // Dumbarton Oaks Papers. Washington, D. C., 1972. Vol. 26. P. 1–41.
- Marava-Chatzinicolau A., Toufexi-Paschou Chr. Catalogue of the Illuminated Byzantine Manuscripts of the National Library of Greece. Athens, 1978. Vol. 3. № 5. P. 57–69.
- Mentzos A. Santa Sofia di Salonicco: il problema della prima fase // Atti del Convegno Internazionale. Bologna-Ravenna, 2007. P. 87–98.
- Panayotidi М. La peinture monumentale en Grèce de la fin de l’Iconoclasme jusqu’à l’avènement des Comnènes (843–1081) // Cahiers archéologiques. Picard, 1986. Vol. 34. P. 75–108.
- Pelekanides St. I Mosaici di S. Sophia di Salonicco // Corso di Cultura sull'arte Ravennate e Bizantina. XI. Ravenna, 1964. P. 37–49.
- Sρieser J. M. Les inscriptions de Thessalonique // Travaux et Mémoires 5. P., 1973. P. 145–180.
- Theocharidou K. The Architecture of Hagia Sophia, Thessalonike: from its Erection up to the Turkish Conquest // British Archaeological Reports. International Series. Vol. 399. Oxford, 1988.
- Thierry N. A propos de l'Ascension d'Ayvali kilise et de celle de Sainte-Sophie de Salonique. Peintures d'Asie Mineure et de Transcaucasie au Xe et XIe s. L., 1977. P. 145–154.
- Wharton A. Tokali Kilise: Tenth-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia //
- Dumbarton Oaks Research Library and Collection. Washington. D.C., 1986. P. 14–15.
Данные об авторе
Тупицына Ксения Сергеевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова; Российская Федерация, Москва,125080 Волоколамское ш., 9;
ORCID: 0000-0002-2850-4652;
Электронный адрес: ksuxa02@mail.ru.