Чаирович Ивица,
Англосаксонское искусство: Хронология. Влияния. Перспективы
Ссылка на статью:
Чаирович И.
Англосаксонское искусство: Хронология. Влияния. Перспективы // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018.
Вып. 30. С. 9-32.
DOI:
10.15382/sturV201830.9-32
Аннотация
В статье в хронологическом порядке рассматриваются стили англосаксонского искусства в контексте кельтского и скандинавского влияния. В наиболее важной, на взгляд автора, части статьи представлены три основные тенденции дальнейшего развития англосаксонского искусства: первая исходит из взаимодействия англосаксонского, кельтского и скандинавского искусств, вторая подчеркивает значение для англосаксонского искусства Священного Писания, третья выявляет новый подход на Западе к иконе и иконологии. Намеченные перспективы ясно показывают, насколько тесной была социальная и культурологическая связь между народами Британского острова и народами северных регионов Западной Европы, то, что дала эта связь последующим поколениям: Священное Писание как художественный и религиозный идеал (sola Scriptura), переосмысление значения иконы в результате решений Седьмого Вселенского Собора, Собора во Франкфурте (794) и Каролингских книг, то есть ахенского художественно-богословского воззрения на иконопочитание поздних времен, в особенности в протестантской среде Западной Европы. В англосаксонском искусстве наблюдаются три составляющие, которые всегда обращают на себя внимание в художественных работах и артефактах: это цвет, специфическое соотношение абстрактной орнаментики и фигуративной живописи, а также непрерывное восприятие влияний искусства Ирландии, Скандинавии, континентальной части Европы. Результат проведенного автором глубокого и объемного исследования позволяет полагать, что англосаксонский подход к искусству со всеми его влияниями и периодически возникающим синкретизмом на рубеже I и II тысячелетия нашей эры обусловил определенные изменения в выражении религиозного чувства германских народов континентальной Западной Европы. Каролингское возрождение со свойственным ему вниманием к Священному Писанию и иконоборческим идеям Карла Великого, по всей видимости, повлияло на то, что в протестантских кругах позднего периода Священное Писа ние воспринимается как единственное правило веры в Церкви, а иконы не почитаются так, как они почитаются в Православной и Римско-Католической Церквах.
Ключевые слова
англосаксонское искусство, Нортумбрия, Уэссекс, Кент, Саттон-Ху, островной стиль, ирландско-саксонский стиль, англо-скандинавский стиль, островное искусство, Линдисфарнское Евангелие, Амиатинский кодекс, Opus Anglicanum
Список литературы
- Браун П. Успон Хришћанства на Западу. Белград, 2010. C. 568–570.
- Буайе Режи. Викинги: История и цивилизация / Пер. с фр. СПб., 2012.
- Будур Н. В. Повседневная жизнь викингов. IX–XI вв. М., 2007.
- Гедеонов С. А. Варяги и Русь: Разоблачение норманнского мифа. М., 2012.
- Леонтьев А. И., Леонтьева М. В. Походы норманнов на Русь. Истоки Руси Изначальной. М., 2009.
- Abels Richard. The Council of Whitby: A Study in Early Anglo-Saxon Politics // Journal of British Studies. 1983. № 23/1. P. 1–25.
- Alexander J. G. G. Insular Manuscripts: Sixth to Ninth Century. L., 1978.
- Anker P. The Art of Scandinavia. Vol. 1. L.; N. Y., 1970.
- Asa Simon Mittman. Maps and Monsters in Medieval England. N. Y., 2006.
- Bailey R.N. Viking Age Sculpture in Northern England. L., 1980.
- Bayle Maylis. Interlace Patterns in Norman Romanesque Sculpture: Regional Groups and Their Historical Background // Anglo-Norman Studies: Proceedings of the Battle Conference 1982. Vol. 5. Boydell Press, 1990. P. 8–10.
- Blair John P. The Church in Anglo-Saxon Society. Oxford, 2005.
- Bridgeford Andrew. 1066: the hidden history in the Bayeux Tapestry. L., 2005. P. 155–162.
- Bruce-Mitford Rupert. The Sutton Hoo Ship-Burial: Some Foreign Connections // Anglie Sassoni al di qua e al di là del mare: 26 aprile-lo maggio 1984. Settimane di studio del Centro italiano di studi sull'alto Medioevo. 1986. № 32. P. 171–210.
- Campbell James. The Impact of the Sutton Hoo Discovery on the Study of Anglo-Saxon History // Voyage to the Other World: The Legacy of the Sutton Hoo / Kendall, Calvin B. & Wells, Peter S. eds. Minneapolis, 1992. P. 79–101.
- Cantor Norman. The Civilization of the Middle Ages: A Completely Revised and Expanded Edition of Medieval History. Harper Perennial, 1994. P. 166.
- Charters of the New Minster, Winchester / ed. Sean Miller. Anglo-Saxon Charters Vol. 9. Oxford, 2001.
- Chazelle Celia. Christ and the vision of God: the Biblical diagrams of the Codex Amiatinus // The mind's eye: art and theological argument in the Middle Ages / Jeff rey F. Hamburger, Anne-Marie Bouché, eds. Princeton, 2006. P. 84–111.
- Collins S. The Carolingian Debate over Sacred Space. Palgrave Macmillan, 2012. P. 117.
- Contreni John G. The Carolingian Renaissance // Renaissances before the Renaissance: cultural revivals of late antiquity and the Middle Ages / Warren Treadgold, ed. Stanford University Press, 1985.
- Corsano Karen. The First Quire of the Codex Amiatinus and the Institutiones of Cassiodorus // Scriptorium. 1987. № 41/1. P. 4–7.
- Deshman R. The Benedictional of Æthelwold. Studies in Manuscript Illumination. Vol. 9. Princeton, 1995.
- Dodwel Charles Reginald. The Pictorial Arts of the West. 800–1200. Yale University Press, 1993.
- Fanning Steven. Bede, Imperium, and the Bretwaldas // Speculum. 1991. № 66/1. P. 22–23.
- Frankish Art in American Collections / Katharine Reynolds Brown, ed. The Metropolitan Museum of Art, 1984. P. 24.
- Freeman Ann. Theodulf of Orleans and the Libri Carolini // Speculum. 1957. № 32/4. P. 663–705.
- Fuglesang S. H. Animal Ornament: the Late Viking Period // Tiere, Menschen, Götter: Wikingerzeitliche Kunststile und ihre Neuzeitliche Rezeption / Müller-Wille, Larsson, eds. Göttingen, 2001. P. 157–194.
- George F. Warner, Julius P. Gilson. Catalogue of Western Manuscripts in the Old Royal and King’s Collections. 4 vols. British Museum, London, 1921. Vol. 1. P. 20.
- Graham-Campbell J. Viking Artefacts: A Select Catalogue. L., 1980.
- Gregorius I. Registrum Epistolarum, XI, 13.
- Haseloff G., Salin's Style I // Medieval Archaeology. 1974. № 18. P. 16.
- Henderson Isabel. Pictish art and the Book of Kells // Ireland in early medieval Europe: studies in memory of Kathleen Hughes / Whitelock, Dorothy, Rosamund McKitterick, David N. Dumville, eds. Cambridge, 1982. P. 79–105.
- Hicks Carola. The Bayeux Tapestry: The Life Story of a Masterpiece. L., 2006.
- Higham Nicholas J., Martin J. Ryan. The Anglo-Saxon World. Yale University Press, 2013. P. 3.
- Johannes Brøndsted. Early English Ornament: The Sources, Development and Relation to Foreign Styles of Pre-Norman Ornamental art in England. L., 1924. P. 104–122.
- Julius P. Gilson. Description of the Saxon Manuscript of the Four Gospels in the Library of York Minster. York, 1925. P. 4.
- Kauffmann C. M. Biblical Imagery in Medieval England. 700–1500. L., 2003. P. 56.
- Kershaw J. The Distribution of the 'Winchester' Style in Late Saxon England: Metalwork Finds from the Danelaw // Anglo-Saxon Studies in Archaeology and History. 2008. №15. P. 254–269.
- Marsden R. The Text of the Old Testament in Anglo-Saxon England. Cambridge, 1995.
- Meyvaert Paul. Bede, Cassiodorus, and the Codex Amiatinus // Speculum. 1996. № 71/4. P. 829–837.
- Michelle P. Brown. Manuscripts from the Anglo-Saxon Age. L., 2007.
- Nelson Janet L. On the limits of the Carolingian renaissance // Politics and Ritual in Early Medieval Europe. Hambledon Press, 1986
- Pulliam, Heather. Word and Image in the Book of Kells. Dublin, 2006.
- Reproductions from Illuminated Manuscripts. Series 3. British Museum. L., 1925.
- Richard Gameson. The Earliest Books of Canterbury Cathedral: Manuscripts and Fragments to c. 1200. L., 2008. P. 57–60, 62.
- Riegl A, Kain, E. Problems of style: foundations for a history of ornament. Princeton, 1992. P. 187–206.
- Royal Manuscripts: The Genius of Illumination. British Library. L., 2011.
- Rud Mogens. The Bayeux Tapestry and the Battle of Hastings 1066. Copenhagen, 1992.
- St. Augustine's Abbey, Canterbury / ed. B. C. Barker-Benfi eld. L., 2008. Vol. 1. P. lxi, lxxxix, xcv, 373, 443, 515, 606, 1656, 1658, 1730, 1733, 1747, 1801, 1822, 1838.
- Stenton Frank M. Anglo-Saxon England. Oxford, 1971.
- Suzuki Seiichi. The Quoit Brooch Style and Anglo-Saxon Settlement: A Casting and Recasting of Cultural Identity Symbols. Boydell Press, 2000. P. 82–83.
- Temple Elzbieta. Anglo-Saxon Manuscripts 900–1066. Survey of Manuscripts Illuminated in the British Isles. Vol. 2. L., 1976. No. 23, иллюстрации 85, 86, 88, 90, 91.
- The Age of Sutton Hoo: The seventh century in north-western Europe / Carver Martin, ed. Woodbridge, 1992.
- The Cambridge Illuminations: Ten Centuries of Book Production in the Medieval West / eds. Paul Binski, Stella Panayotova. L., L2005. P. 59.
- The Golden Age of Anglo-Saxon Art, 966–1066 / Backhouse Janet, Turner D. H., Webster Leslie, eds. British Museum Publications Ltd., 1984. P. 59.
- Trompf G. W. The concept of the Carolingian Renaissance // Journal of the History of Ideas. 1973. № 34/1. P. 3.
- Ullmann Walter. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship. Routledge, 2010. P. 85.
- Venerabilis Bede. Historiam Ecclesiasticam Gentis Anglorum / Plummer Charles, ed. Oxford, 1896. Vol. I. P. 2.
- Wamers Egon. Behind animals, plants and interlace: Salin's Style II on Christian objects // Anglo-Saxon/Irish relations before the Vikings / Graham-Campbell James, Michael Ryan, eds. Oxford, 2009. P. 151–204.
- Webster, Leslie. The Franks Casket: Objects in Focus. L., London, 2012
- Wilson, David M. Anglo-Saxon Art: From The Seventh Century To The Norman Conquest. L., 1984.
- Wissolik Richard David. The Bayeux Tapestry. A Critical Annotated Bibliography with Cross References and Summary Outlines of Scholarship, 1729–1988. Greensburg, 1989.
- Wood Ian N. Ripon, Francia and the Franks Casket in the Early Middle Ages // Northern History. 1990. № 26. P. 1–19.
Данные об авторе
Чаирович Ивица,
Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Белградский университет; Мије Ковачевића 11б, 11060 Београд, Србија;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-4677-7897;
Электронный адрес: icairovic@bfspc.bg.ac.rs.