Статья посвящена принципам варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля). Материалом для анализа являются несколько образцов Херувимской песни из сборника песнопений Божественной Литургии, составленного архимандритом Матфеем. Рассматриваются жанровые разновидности обработок уставных напевов в наследии этого выдающегося церковного музыканта. Попутно затрагивается проблема специфики вариативности в сфере богослужебного пения. Приводятся высказывания авторитетных богословов о приоритете в церковном пении литургического компонента над художественным. Упоминаются различные формы музыкальной вариативности, в ряду которых важнейшей для церковно-певческой культуры является вариантность. В частности, акцентируются существенные различия в строении словесного текста Херувимской песни в разных ее вариантах. Среди главных принципов варьирования в образцах Херувимской песни из сборника архимандрита Матфея выделяются следующие: смена звуковысотной опоры в связи с ритмическими изменениями в словесном тексте; обновление гармонии вследствие введения новых контрапунктических голосов; перегармонизация напева (или его фрагмента) при его повторении. По мнению автора, характерной особенностью варьирования в обработках архимандрита Матфея является последовательность накопления обновленных элементов. Вследствие этого музыкальная ткань насыщается внутренним движением, но не меняет существенно характера звучания. Парадоксальным образом систематичность и последовательность вводимых изменений в композициях архимандрита Матфея обнаруживает сходство с так называемым методом «развивающей вариации». Этот метод предполагает постепенное накопление изменений сложного диссонантного гармонического комплекса, который при этом оставался бы узнаваемым. Знаменательно то, что русский церковный музыкант находит этот метод интуитивно и с успехом преломляет его в условиях консонантной гармонии богослужебных напевов.
варьирование, Херувимская песнь, архимандрит Матфей, контрапункт, вариантность, гармонизация, гармоническая функция