/

Рыжова Ольга Олеговна

Особенности иконографии икон «Воздвижение Честнаго Креста» из иконостаса церкви Воздвижения Честнаго Креста Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры


Рыжова О. О. Особенности иконографии икон «Воздвижение Честнаго Креста» из иконостаса церкви Воздвижения Честнаго Креста Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 77-91.

DOI: 10.15382/sturV201829.77-91

Аннотация

В статье представлен анализ иконографии двух икон «Воздвижение Честнаго Креста» (1700 и 1769 гг.) из иконостаса церкви Воздвижения Честнаго Креста на Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. В качестве аналогии привлекается икона «Прп. Варлаам в житии» (1691) из старого иконостаса подземной церкви Прп. Варлаама Печерского на Ближних пещерах и гравюры из старопечатных изданий XVII в. типографии Киево-Печерской лавры. В результате изучения выявлены особенности, присущие иконографии события Воздвижения Честнаго Креста в иконописи Киево-Печерской лавры кон. XVII–XVIII в. В иконах используется вариант композиции, имеющий нарративный характер. Изобразительное повествование разворачивается в семи клеймах, в каждом из которых представлен эпизод из рассказа о событии поиска и обретения Животворящего Креста. Живописные клейма группируются вокруг центральной композиции с изображением св. равноап. Константина и Елены, предстоящих Кресту. Размещение изображений свв. прп. Антония, Феодосия и Варлаама Печерских внизу иконы и изображение монашества в клейме «Воздвижение Честнаго Креста» связано с установлением митр. Варлаамом (Ясинским) празднования соборов преподобных отцов Ближних (в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня) и Дальних пещер. Подобное обстоятельство свидетельствует о желании автора иконографической программы иконы поместить события из истории монастыря в многовековую христианскую традицию, тем самым приобщиться к важнейшей сквозной теме — Прославление Креста. И, наоборот, первичная тема, отражающая историю почитания Креста, оказывается вовлеченной в историю монастыря. Исходя из вышеизложенного, возможно говорить о том, что нарратология и историзм как концепции изобразительного рассказа являются особенностью иконографии произведений иконописи Киево-Печерской лавры кон. XVII–XVIII в. Литературной основой изобразительного рассказа послужило «Сказание о воздвижении Честнаго и Животворящего Креста Господня» свт. Димитрия Ростовского. Нарратологическая композиционная схема в иконописи Киево-Печерской лавры формировалась под влиянием структуры житийных гравюр. Ближайшими иконографическими аналогами композициям иконных клейм были сюжеты из фресковых циклов церквей Кипра XV–XVI вв.: церкви монастыря Святого Креста близ Платанистасы (1494), церкви Воздвижения Креста в Киперунде (1521), церкви Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палеохори (XVI в.).

Ключевые слова

Воздвижение Честнаго Креста, Киево-Печерская лавра, иконы, иконография, гравюра, фрески, фрески церквей Кипра XV-XVI вв.

Список литературы

  1. Адамович О. В. Стилістика ікон «Недріманне око» на матеріалах колекції Національного Києво-Печерського історико-культурного заповідника // Образ Христа в українській культурі. К., 2001. С. 129–138.
  2. Алексеев А. И. Варлаам (Ясинский) // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2009. С. 605–607.
  3. Беликова Г. О. Ікона «Собор Преподобних Печерських» // Пам’ятки України. 2007. № 1. С. 69–79.
  4. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Т. I. Сентябрь. К., 2006.
  5. Дятлов В. А. Киево-Печерская лавра. К., 2008.
  6. Жолтовський П. М. Малюнки Киево-Лаврської живописної майстерні: Альбом-каталог. К., 1982.
  7. Жолтовський П. М. Художне життя на Україні в XVI–XVIII ст. К., 1983. С. 69–74.
  8. Истомин М. П. К истории живописи в Киево-Печерской лавре в XVIII в. // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. К., 1895. Кн. 9. С. 64–75.
  9. Истомин М. П. Описание иконописи Киево-Печерской лавры // Там же. К., 1898. Кн. 12. С. 34–90.
  10. Истомин М. П. Обучение живописи в Киево-Печерской лавре в XVIII в. // Искусство и художественная промышленность. 1901. № 10 (34). С. 291–310; № 11 (35). С. 311–314.
  11. Квливидзе Н. В. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Иконография. // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2009. С. 160–170.
  12. Литвиненко Я. В. Втрачені іконостасі лаврських церков // Лаврській альманах. 2010. Вип. 25. С. 67–86.
  13. Литвиненко Я. В. Іконостаси і монументальний живопис лаврських печер. Датування, атрибуція, втрати, поновлення // Лаврській альманах. 2012. Вип. 27, спецвипуск 10. С. 306–337.
  14. Литвиненко Я. В. Пещерные иконостасы в свете архивных исследований // Церква-Наука-Суспільство: питання взаємодії: матеріали Десятої міжнар. наук. конф., 30 травня — 1 червня 2012 р. К., 2012. С. 181–184.
  15. Литвиненко Я. В. Іконостаси печерних церков // Пам’ятки України. 2012. № 6. С. 46–57.
  16. Лопухіна О. В. Духовні образи преподобних Антонія та Феодосія в Києво-Печерському патерику і традиція їх іконного зображення // Могилянські читання. К., 1998. С. 83.
  17. Лопухіна О. В. Іконостас Хрестовоздвиженської церкви в контексті історичного і художнього життя Києво-Печерської лаври XVIII–XIX ст. // Лаврський альманах: зб. наук. пр. 2007. Вип. 17. С. 73–79.
  18. Лопухіна О. В. Києво-Печерська ікона Успіння Богородиці. Історія і побутування чудотворного образа XI–XX ст. // Лаврські мистецтвознавчі студії: зб. наук. пр. К., 2015. С. 51–96.
  19. Марченко А. А., Оноприенко Н. А. Живопись на металле. Проблемы исследования и реставрации: На примере памятников из коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника // Материалы XVII–XVIII научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства», 2011, 2012. М., 2015. C. 13–18.
  20. Пітателєва О. В. Особливості іконографії у двох іконах «Таємна вечеря» з іконостаса Троїцької Надбрамної церкви // Лаврський альманах: зб. наук. пр. 2003. Вип. 11. С. 92–96.
  21. Победимская С. Кипр. Таинственный мир фресок. Никосия, 2010.
  22. Пуцко В. Г. Українські ікони Воздвиження чесного хреста // Людина і світ. 1994. № 10. С. 18–22.
  23. Рыжова О. О. Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 110–135.
  24. Рижова О. О. Книжкова гравюра як джерело іконографії Лаврського іконопису XVII–XVIII століття // Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв. 2014. № 4–5. С. 93–96.
  25. Рижова О. О. Особливості іконографії та стилістики зображень на іконах печерної церкви Прп. Варлама Печерського (Свято-Успенська Києво-Печерська лавра) // Мистецтвознавчі записки. 2014. № 26. С. 229–234.
  26. Рыжова О. О., Распопина В. А. Технико-технологические особенности живописи икон Киево-Печерской лавры XVIII века из коллекции Национального Киево-Пе черского историко-культурного заповедника // Материалы XVII–XVIII научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». М., 2015. С. 26–33.
  27. Скабалланович М. Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. К.: Пролог, 2004.
  28. Ходак І. О. До іконографії святих Антонія й Феодосія Печерських: невідомий образ XVII ст. з Київщини // Могилянські читання 2004: Зб. наук. пр. К., 2005. С. 570–579.

Данные об авторе

Рыжова Ольга Олеговна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник; Украина, 1000, г. Киев, ул. Лаврская, д. 9;
Должность: ведущий научный сотрудник отдела научной реставрации и консервации движимых памятников;
ORCID: 0000-0003-2270-9419;
Электронный адрес: rizova@ua.fm.