/

Антоненко Екатерина Юрьевна

Бальдассаре Галуппи и музыка для православной Литургии


Антоненко Е. Ю. Бальдассаре Галуппи и музыка для православной Литургии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 49-66.

DOI: 10.15382/sturV201728.49-66

Аннотация

В настоящей работе собраны и проанализированы документы эпохи, указывающие на создание венецианским композитором Б. Галуппи цикла песнопений для православной Литургии во время его пребывания в России (1765–1768). Наряду с песнопением «Слава и ныне. Единородный Сыне» Галуппи, опубликованным Д. С. Бортнянским в 1818 г., можно также предположить принадлежность перу Галуппи «Херувимской» и «Милости мира» из рукописи «Службы Божией Галуппиевой». Рассмотрев рукописные источники песнопения «Слава и ныне. Единородный Сыне» из архивов Москвы, Киева, Берлина и Вены, предшествующие его первому изданию, мы проследили «исправления» Бортнянского, оказавшиеся незначительными. На основании исторических свидетельств и архивных источников мы приходим к заключению, что Литургия Галуппи, по всей видимости, существовала, и скорее всего этот материал нам доступен — вполне возможно, что написанные им песнопения находятся в ряду отдельных песнопений Литургии, которыми часто открываются рукописи конца XVIII в.

Ключевые слова

Галуппи, Бортнянский, Литургия, русская духовная музыка, хоровая музыка

Список литературы

  1. Антоненко Е. Ю. Бальдассаре Галуппи и русская духовная музыка // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 2. С. 34–67.
  2. Гуревич В. А. Творчество Д. С. Бортнянского на страницах немецкой музыкальной прессы (1800–1840) // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: материалы международной конференции. М.: Московская консерватория, 2003. С. 137–148.
  3. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII–XIX веков. Синодальная традиция. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.
  4. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825): Каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  5. Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом: В 2 т. М., 1952–1953.
  6. Малинина Г. М. Венская находка: к вопросу о музыкальной россике XVIII века в Национальной библиотеке Австрии // Музыковедение. 2008. № 7. С. 21–27.
  7. Малинина Г. М. Неизвестный Бортнянский в Вене: к вопросу о музыкальной россике XVIII века в Австрийской национальной библиотеке // Наследие: Русская музыка — мировая культура. Вып. I. М., 2009. С. 37–46.
  8. Порфирьева А. Л. Галуппи // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь: XVIII век. Т. I. Кн. 1. СПб.: Композитор, 2000. С. 226–232.
  9. Рыжкова Н. А. Прижизненные издания сочинений Д. С. Бортнянского. СПб.: Российская национальная библиотека, 2001.
  10. Рыцарева М. Г. Дмитрий Бортнянский: Жизнь и творчество композитора. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Композитор, 2015.
  11. Сводный каталог Российских нотных изданий. Т. II. XIX век (первая четверть): 2 кн. СПб.: Российская национальная библиотека, 2005. 391, 212 с.
  12. Штелин Я. Известия о музыке в России // Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века / Пер. с нем. и вступ. ст. Б. И. Загурского. Л.: Тритон, 1935.
  13. Hohnbaum D. Noch etwas über russische Kirchenmusik // Allgemeine Musikalische Zeitung. 1806. Februar. № 21. Sp. 331–334.
  14. Iвченко Л. В. Справа № 907 // Музика. 2001. № 4–5. С. 28–30; № 6. С. 25–26.
  15. Kuzma M. Bortnyans’ky Dmytro Stepanovych // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 2nd edition: in 29 vols. / S. Sadie, ed. L.: Macmillan, 2001. Vol. 4. P. 43–45.
  16. Monson D. E. Galuppi // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed.: in 29 vols. / S. Sadie, ed. L.: Macmillan, 2001. Vol. 9. P. 483–489.
  17. Ritzarev (Ritzareva) M., Porfirieva A. The Italian Diaspora in Eighteenth-Century Russia // The Eighteenth-Century Diaspora of Italian Music and Musicians / Ed. by R. Strohm. Turnhout: Brepols, 2001. P. 211–253 (Speculum Musicae, 8).

Данные об авторе

Антоненко Екатерина Юрьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Большая Никитская, 13;
Должность: преподаватель кафедры истории и теории исполнительского искусства;
Электронный адрес: antonenko@mosconsv.ru.