/

Казанцева Татьяна Генриховна

«Октай церковного пения единоверческого напева»: к вопросу о церковно-певческой традиции Единоверческой Церкви


Казанцева Т. Г. «Октай церковного пения единоверческого напева»: к вопросу о церковно-певческой традиции Единоверческой Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 109-140.

DOI: 10.15382/sturV201728.109-140

Аннотация

В статье дается многоаспектный анализ певческой рукописи конца XIX в. из фондов Научной библиотеки Томского государственного университета. Данная рукопись представляет интерес как образец линейно-крюкового двознаменника и отражает локальную богослужебно-певческую традицию единоверческого Свято-Троицкого прихода г. Томска — первого единоверческого храма в Сибири. Установлено, что рукопись создана представителем известной в урало-сибирском старообрядчестве фамилии — И. А. Лепихиным. Он не только перевел знаменную нотацию на линейную киевскую ноту, но и самостоятельно сформировал сборник. В результате возникла книга нетипичной структуры, представляющая собой контаминацию разделов Обихода, Октоиха, Ирмология. Анализ музыкального текста показал, что певческая традиция томских единоверцев ориентирована на общероссийскую, но имеет свои индивидуальные отличия в трактовке образцов как столпового знаменного распева, так и обиходных напевов. Значительной самобытностью отличается напев Херувимской песни, производный, по нашему мнению, от верхнего голоса многоголосного ее варианта. Содержательные особенности певческой рукописи рассматриваются в широком контексте общероссийского единоверческого движения, активизировавшегося на рубеже XIX–XX вв.

Ключевые слова

единоверие, Свято-Троицкий храм г. Томска, старообрядческое богослужебное пение, линейно-крюковой двознаменник, знаменный распев, напевка

Список литературы

  1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры: Историко-книговедческий анализ: Дис. ... канд. ист. наук. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой Лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. М., 2014. (Рукопись).
  2. Белобородов С. А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири: Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви — белокриницкого согласия // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий / С. А. Белобородов, Ю. В. Клюкина, П. И. Мангилев, И. В. Починская. Екатеринбург, 2000 (URL: http://hist.igni.urfu.ru/lai/ocherki/ beloborodov_txt.html (дата обращения 29.12.2014)).
  3. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972. — 424 с.
  4. Герасимова И. В. Украинско-белорусские нотнолинейные ирмологионы в системе русских певческих книг (последняя треть XVII–XVIII вв.) // Калофонія: Наук. зб. з історії церковної монодії та гимнографії. Львів, 2008. С. 84–93.
  5. Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: традиции старообрядческого церковного пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
  6. Ермакова Д. С. Единоверческая церковь в Зауралье: XIX — первая треть XX века: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2011.
  7. Зимина Н. П. Путь на Голгофу: Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского: В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. Т. 1: Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского; Т. 2: Духовное наследие священномученика Симона, епископа Охтенского.
  8. Казанцева Т. Г. Певческие рукописи Забайкальского территориального собрания Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук: Каталог. Новосибирск: Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2009.
  9. Кауркин Р. В., Павлова О. А. Единоверие в России (от зарождения идеи до начала XX века). СПб., 2011.
  10. Майоров Р. А. Единоверие и лидер его соединенческого направления второй половины XIX в. священник Иоанн Верховский: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2008.
  11. Миролюбов И., свящ., Саранча Е., свящ. Единоверие // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2009. С. 42–50.
  12. Никишов Г. А. Двоезнаменные рукописи XVII в. как форма разъяснения и пропаганды нотолинейной системы // Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. С. 227–240.
  13. Никишов Г. А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII — начала XVIII в.: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1977.
  14. Палкин А. С. Единоверие в середине XVIII — начале XX в.: общероссийский контекст и региональная специфика: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2013.
  15. Православное единоверие в России: Сб. статей. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004.
  16. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.
  17. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.
  18. Саранча Е., Миролюбов И., Зимина Н. П. Краткий очерк истории единоверия. М., 2009.
  19. Труды Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев). М., 2012. (Переизд. кн.: Первый всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев). СПб., 1912).
  20. Шашков А. Т. Яков Борисов сын Лепихин (из истории уральского старообрядчества конца XVII в. // Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 46–58.
  21. Ясиновский Ю. П. Українські та білоруські нотолінійні ірмолої ХVІ–ХVІІІ ст.: Каталог і кодикологічно-палеографічне дослідження. Львів, 1996.

Данные об авторе

Казанцева Татьяна Генриховна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук; Российская Федерация, 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, д. 15; Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки; Российская Федерация, Н;
Электронный адрес: kerzak2002@mail.ru.

Благодарности

Рукопись была обнаружена научным сотрудником НБ ТГУ В. А. Есиповой в ходе работы по описанию рукописного фонда библиотеки. Выражаю ей благодарность за указание на данную рукопись и консультации по различным вопросам исторического характера.