Казанцева Татьяна Генриховна
«Октай церковного пения единоверческого напева»: к вопросу о церковно-певческой традиции Единоверческой Церкви
Ссылка на статью:
Казанцева Т. Г.
«Октай церковного пения единоверческого напева»: к вопросу о церковно-певческой традиции Единоверческой Церкви // Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017.
Вып. 28. С. 109-140.
DOI:
10.15382/sturV201728.109-140
Аннотация
В статье дается многоаспектный анализ певческой рукописи конца XIX в. из фондов Научной библиотеки Томского государственного университета. Данная рукопись представляет интерес как образец линейно-крюкового двознаменника и отражает локальную богослужебно-певческую традицию единоверческого Свято-Троицкого прихода г. Томска — первого единоверческого храма в Сибири. Установлено, что рукопись создана представителем известной в урало-сибирском старообрядчестве фамилии — И. А. Лепихиным. Он не только перевел знаменную нотацию на линейную киевскую ноту, но и самостоятельно сформировал сборник. В результате возникла книга нетипичной структуры, представляющая собой контаминацию разделов Обихода, Октоиха, Ирмология. Анализ музыкального текста показал, что певческая традиция томских единоверцев ориентирована на общероссийскую, но имеет свои индивидуальные отличия в трактовке образцов как столпового знаменного распева, так и обиходных напевов. Значительной самобытностью отличается напев Херувимской песни, производный, по нашему мнению, от верхнего голоса многоголосного ее варианта. Содержательные особенности певческой рукописи рассматриваются в широком контексте общероссийского единоверческого движения, активизировавшегося на рубеже XIX–XX вв.
Ключевые слова
единоверие, Свято-Троицкий храм г. Томска, старообрядческое богослужебное пение, линейно-крюковой двознаменник, знаменный распев, напевка
Список литературы
- Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры: Историко-книговедческий анализ: Дис. ... канд. ист. наук. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой Лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. М., 2014. (Рукопись).
- Белобородов С. А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири: Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви — белокриницкого согласия // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий / С. А. Белобородов, Ю. В. Клюкина, П. И. Мангилев, И. В. Починская. Екатеринбург, 2000 (URL: http://hist.igni.urfu.ru/lai/ocherki/ beloborodov_txt.html (дата обращения 29.12.2014)).
- Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972. — 424 с.
- Герасимова И. В. Украинско-белорусские нотнолинейные ирмологионы в системе русских певческих книг (последняя треть XVII–XVIII вв.) // Калофонія: Наук. зб. з історії церковної монодії та гимнографії. Львів, 2008. С. 84–93.
- Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: традиции старообрядческого церковного пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
- Ермакова Д. С. Единоверческая церковь в Зауралье: XIX — первая треть XX века: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2011.
- Зимина Н. П. Путь на Голгофу: Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского: В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. Т. 1: Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского; Т. 2: Духовное наследие священномученика Симона, епископа Охтенского.
- Казанцева Т. Г. Певческие рукописи Забайкальского территориального собрания Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук: Каталог. Новосибирск: Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2009.
- Кауркин Р. В., Павлова О. А. Единоверие в России (от зарождения идеи до начала XX века). СПб., 2011.
- Майоров Р. А. Единоверие и лидер его соединенческого направления второй половины XIX в. священник Иоанн Верховский: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2008.
- Миролюбов И., свящ., Саранча Е., свящ. Единоверие // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2009. С. 42–50.
- Никишов Г. А. Двоезнаменные рукописи XVII в. как форма разъяснения и пропаганды нотолинейной системы // Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. С. 227–240.
- Никишов Г. А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII — начала XVIII в.: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1977.
- Палкин А. С. Единоверие в середине XVIII — начале XX в.: общероссийский контекст и региональная специфика: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2013.
- Православное единоверие в России: Сб. статей. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004.
- Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.
- Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.
- Саранча Е., Миролюбов И., Зимина Н. П. Краткий очерк истории единоверия. М., 2009.
- Труды Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев). М., 2012. (Переизд. кн.: Первый всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев). СПб., 1912).
- Шашков А. Т. Яков Борисов сын Лепихин (из истории уральского старообрядчества конца XVII в. // Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 46–58.
- Ясиновский Ю. П. Українські та білоруські нотолінійні ірмолої ХVІ–ХVІІІ ст.: Каталог і кодикологічно-палеографічне дослідження. Львів, 1996.
Данные об авторе
Казанцева Татьяна Генриховна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук; Российская Федерация, 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, д. 15; Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки; Российская Федерация, Н;
Электронный адрес: kerzak2002@mail.ru.
Благодарности
Рукопись была обнаружена научным сотрудником НБ ТГУ В. А. Есиповой в ходе работы по описанию рукописного фонда библиотеки. Выражаю ей благодарность за указание на данную рукопись и консультации по различным вопросам исторического характера.