/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :28

ИССЛЕДОВАНИЯ

Зотова Елизавета Валентиновна

«Служба св. Виллигизу с описанием его чудес» (Ф.183 №368) из собрания РГБ: особенности иконографии посвятительных миниатюр

Зотова Е. В. «Служба св. Виллигизу с описанием его чудес» (Ф.183 №368) из собрания РГБ: особенности иконографии посвятительных миниатюр // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 9-25

DOI: 10.15382/sturV201728.9-25
В статье речь идет об особенностях иконографии посвятительных миниатюр рукописи Ф. 183. № 386 из собрания Российской государственной библиотеки, созданной в Майнце в середине XII в. и содержащей текст службы архиепископу Виллигизу и чтения о чудесах святого. В данном исследовании анализируются отличия данных миниатюр от традиционных иконографических схем посвятительных сцен — образы авторов и донаторов, обращающихся к святому покровителю, — и вероятные причины решения, которое художник или заказчик нашел в данной ситуации. На обеих миниатюрах представлен архиепископ Виллигиз, почитавшийся в Майнце в образе святого. Автор проводит сравнение с образами святых епископов в других манускриптах XII в., близких по содержанию: жития святых епископов Германии, представителей имперской церкви X–XII вв. Целью исследования было также определить и обосновать роли изображенных на миниатюрах архиепископа Майнца Генриха I и пробста кафедрального собора Гартманна по отношению к рукописи — архиепископа как заказчика и донатора, Гартманна как возможного автора или составителя текста службы и описания чудес. В статье также освещаются темы преемства сана, подражания святому предшественнику, характерные для изображений епископов в рукописях, созданных в Германии в XII в.
книжная миниатюра, иллюминированная рукопись, образ епископа, образ святого епископа, иконография, посвятительная миниатюра, XII век, средневековые западноевропейские рукописи, Германия
  1. Герье В. И. Виллигиз, архиепископ Майнцский. М., 1869.
  2. Золотова Е. Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII—XVII вв.: Каталог иллюстрированных рукописей в библиотеках, музеях и частных собраниях Москвы. М., 2012.
  3. Золотова Е. Ю., Мокрецова И. П. Западноевропейские средневековые иллюстрированные рукописи из московских собраний. М., 2003.
  4. Михайлова К. А., Подмарькова М. В. Собрание рукописей на западноевропейских языках. Фонд № 183 (рукописи XII–XIX вв.). Опись. М., 1993.
  5. Мокрецова И. П., Щеголева Л. И. Каталог средневековых западноевропейских иллюстрированных рукописных книг в собраниях Москвы. М., 2010.
  6. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1867–1869 гг. М., 1871.
  7. Barow-Vassilevitch D., Heckmann M. L. Abendländische Handschriften des Mittelalters und der frühen Neuzeit in den Beständen der Russischen Staatsbibliothek (Moskau). Wiesbaden, 2016.
  8. Berschin W. Unterwegs zu einer neuen Ausgabe der ältesten Ulrichsvita // Vita sancti Udalrici. Erlesene Handschriften und wertvolle Drucke aus zehn Jahrhunderten. Kat. Ausst. Augsburg, 1993. S. 9.
  9. Bloch P. Das Bild des Menschen im Mittelalter: Herrscherbild – Grabbild – Stifterbild, Bilder vom Menschen in der Kunst des Abendlandes. Jubiläumsausstellung der Preußischen Museen. Berlin 1830–1980. Berlin, 1980. S. 107.
  10. Bloch P. Zum Dedikationsbild im Lob des Kreuzes des Hrabanus Maurus // Das erste Jahrtausend. Kultur und Kunst im werdenden Abendland an Rhein und Ruhr / Bцhmer K. Bd. 1. S. 482.
  11. Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Darmstadt, 1964.
  12. Eberlin K. J., Jakobi-Mirwald C. Grundlagen der mittelalterlichen Kunst. Eine Quellenkunde. Berlin, 1996.
  13. Garnier F. Le language de l’image au moyen âge. Signifi cation et Symbolique. P., 1982. P. 174.
  14. Goez W. Leben und Werk des heiligen Willigis // 1000 Jahre St. Stephan in Mainz, 1990. S. 15–32.
  15. Hoffmann H. Buchkunst und Königtum im ottonischen und frühsalischen Reich. Stuttgart, 1986. Textband.
  16. Jürgensmeier F. Das Fest des heiligen Willigis von Mainz // Willigis und sein Dom. Festschrift zur Jahrtausendfeier des Mainzer Domes 976–1975. Mainz, 1975. S. 427–430.
  17. Kratz J. M. Der Dom zu Hildesheim. Hildesheim, 1840.
  18. Willigis und sein Dom. Festschrift für Jahrtausend des Mainzer Domes. 975–1975 / Bruech A. Ph. Mainz, 1975.

Зотова Елизавета Валентиновна


Место работы: Российская государственная библиотека; Российская Федерация, 11006, г. Москва, ул. Моховая, д. 16;
Должность: ведущий архивист Отдела рукописей;
Электронный адрес: tmerigold@yandex.ru.
Воронова Ариадна Александровна

Особенности «византинизации» сербской архитектуры в эпоху короля Милутина (1282 – 1321)

Воронова А. А. Особенности «византинизации» сербской архитектуры в эпоху короля Милутина (1282 – 1321) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 26-48

DOI: 10.15382/sturV201728.26-48
Изменение политической ориентации Сербского государства на пороге XIV в. было нацелено на замену и наследование им ослабленной в политическом и военном плане Византийской империи. После двухвекового периода господства в сербской архитектуре «рашской школы» с сильным романским влиянием это создало в искусстве новую стилистическую тенденцию, названную «сербсковизантийским стилем», что нашло наивысшее выражение в архитектуре и живописи времени короля Милутина. Этот стиль был прочно усвоен в архитектуре Сербии, развив наряду с памятниками «рашской школы» образ национальной Церкви, обогащенный художественным наследием Византийской империи в эпоху его последнего взлета. Начав от афонской архитектуры Хиландара, пройдя через современные течения столичной и региональной архитектуры и активно используя рашские традиции, зодчество короля Милутина вернулось к истокам восточнохристианского строительства. Процесс византинизации архитектуры происходил в Сербии достаточно сложным образом и отнюдь не был прямым путем заимствований или постепенного развития. Он тесно переплетался с разнообразными политическими и культурными событиями в жизни страны и зависел от них в различной степени. Колоссальная созидательная деятельность короля Милутина происходила в полной симфонии с Сербской Православной Церковью и ее духовенством.
византийская архитектура, сербская архитектура, христианская архитектура, церковная архитектура, король Милутин, византийское влияние, Византийская империя
  1. Ćirković S., Korać V., Babić G. Studenica monastery. Belgrade, 1986.
  2. Данило Други. Животи краљева и архиепископа српских. Службе. Београд, 2008.
  3. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000.
  4. Динић М. Однос између краља Милутина и Драгутина // Зборник радова Византолошког Института. 1955. 3.
  5. Ђурић В., Бабић-Ђорђевић Г. Српска уметност у средњем веку. Књига друга, XIV–XVI век. Београд, 1997.
  6. Ђурић В., Ђирковић С., Кораћ В. Пеħка Патриjаршиjа. Београд, 1990.
  7. Кандић О. Куле-звоници уз српске цркве XII–XIV века // Збрник за ликовне уметности, 14. Нови Сад, 1978.
  8. Кораћ В. Грачаница. Простор и облици // Између Византиjе и Запада: одабране студиjе о архитектури. Београд, 1987.
  9. Кораћ В. Споменици монументалне српске архитектуре XIV века у Повардарjу. Београд, 2003.
  10. Максимовић Љ. Краљ Милутин и царица Ирина: праскозорjе идеjе о царству код Срба // Манастир Бањска и доба краља Милутина: Зборник са научног скупа одржаног од 22. до 24. септембра 2005. године у Косовскоj Митровици. Центар за црквене студиjе, Ниш. Филозофски факултет, Косовска Митровица. Манастир Бањска, 2007.
  11. Панић Д., Бабић Г. Богородица Љевишка. Београд, 1975.
  12. Петковић С. Манастир Хиландар. Београд, 2008.
  13. Станоjевић Ст. Краљ Милутин. Годишњица Николе Чупиħа. Књ. 46, 1937.
  14. Суботић Г. Краљица Jелена Анжуjска — ктитор црквених споменика у Приморjу // Историjски гласник, бр. 1–2. Београд, 1958.
  15. Тодић Б., Чанак-Медић М. Манастир Пеħка Патриаршиjа. Нови Сад, 2014.
  16. Тодић Б., Чанак-Медић М. Манастир Студеница. Нови Сад, 2011.
  17. Ћурчић С. Грачаница. Историjа и архитектура. Приштина, 1999.
  18. Чанак-Медић М. Бањски храм и црква Вазнесења Христовог у Дечанима. Сродности и заjеднички узори // Манастир Бањска и доба краља Милутина: Зборник са научног скупа одржаног од 22. до 24. септембра 2005. године у Косовскоj Митровици. Центар за црквене студиjе, Ниш. Филозофски факултет, Косовска Митровица. Манастир Бањска, 2007.
  19. Шупут М. Манастир Бањска. Београд, 2003.

Воронова Ариадна Александровна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Должность: зав. кафедрой истории и теории христианского искусства;
ORCID: 0000-0002-5702-3719;
Электронный адрес: variadna2@yandex.ru.
Антоненко Екатерина Юрьевна

Бальдассаре Галуппи и музыка для православной Литургии

Антоненко Е. Ю. Бальдассаре Галуппи и музыка для православной Литургии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 49-66

DOI: 10.15382/sturV201728.49-66
В настоящей работе собраны и проанализированы документы эпохи, указывающие на создание венецианским композитором Б. Галуппи цикла песнопений для православной Литургии во время его пребывания в России (1765–1768). Наряду с песнопением «Слава и ныне. Единородный Сыне» Галуппи, опубликованным Д. С. Бортнянским в 1818 г., можно также предположить принадлежность перу Галуппи «Херувимской» и «Милости мира» из рукописи «Службы Божией Галуппиевой». Рассмотрев рукописные источники песнопения «Слава и ныне. Единородный Сыне» из архивов Москвы, Киева, Берлина и Вены, предшествующие его первому изданию, мы проследили «исправления» Бортнянского, оказавшиеся незначительными. На основании исторических свидетельств и архивных источников мы приходим к заключению, что Литургия Галуппи, по всей видимости, существовала, и скорее всего этот материал нам доступен — вполне возможно, что написанные им песнопения находятся в ряду отдельных песнопений Литургии, которыми часто открываются рукописи конца XVIII в.
Галуппи, Бортнянский, Литургия, русская духовная музыка, хоровая музыка
  1. Антоненко Е. Ю. Бальдассаре Галуппи и русская духовная музыка // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 2. С. 34–67.
  2. Гуревич В. А. Творчество Д. С. Бортнянского на страницах немецкой музыкальной прессы (1800–1840) // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: материалы международной конференции. М.: Московская консерватория, 2003. С. 137–148.
  3. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII–XIX веков. Синодальная традиция. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.
  4. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825): Каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  5. Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом: В 2 т. М., 1952–1953.
  6. Малинина Г. М. Венская находка: к вопросу о музыкальной россике XVIII века в Национальной библиотеке Австрии // Музыковедение. 2008. № 7. С. 21–27.
  7. Малинина Г. М. Неизвестный Бортнянский в Вене: к вопросу о музыкальной россике XVIII века в Австрийской национальной библиотеке // Наследие: Русская музыка — мировая культура. Вып. I. М., 2009. С. 37–46.
  8. Порфирьева А. Л. Галуппи // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь: XVIII век. Т. I. Кн. 1. СПб.: Композитор, 2000. С. 226–232.
  9. Рыжкова Н. А. Прижизненные издания сочинений Д. С. Бортнянского. СПб.: Российская национальная библиотека, 2001.
  10. Рыцарева М. Г. Дмитрий Бортнянский: Жизнь и творчество композитора. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Композитор, 2015.
  11. Сводный каталог Российских нотных изданий. Т. II. XIX век (первая четверть): 2 кн. СПб.: Российская национальная библиотека, 2005. 391, 212 с.
  12. Штелин Я. Известия о музыке в России // Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века / Пер. с нем. и вступ. ст. Б. И. Загурского. Л.: Тритон, 1935.
  13. Hohnbaum D. Noch etwas über russische Kirchenmusik // Allgemeine Musikalische Zeitung. 1806. Februar. № 21. Sp. 331–334.
  14. Iвченко Л. В. Справа № 907 // Музика. 2001. № 4–5. С. 28–30; № 6. С. 25–26.
  15. Kuzma M. Bortnyans’ky Dmytro Stepanovych // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 2nd edition: in 29 vols. / S. Sadie, ed. L.: Macmillan, 2001. Vol. 4. P. 43–45.
  16. Monson D. E. Galuppi // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed.: in 29 vols. / S. Sadie, ed. L.: Macmillan, 2001. Vol. 9. P. 483–489.
  17. Ritzarev (Ritzareva) M., Porfirieva A. The Italian Diaspora in Eighteenth-Century Russia // The Eighteenth-Century Diaspora of Italian Music and Musicians / Ed. by R. Strohm. Turnhout: Brepols, 2001. P. 211–253 (Speculum Musicae, 8).

Антоненко Екатерина Юрьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Большая Никитская, 13;
Должность: преподаватель кафедры истории и теории исполнительского искусства;
Электронный адрес: antonenko@mosconsv.ru.
Гильдина Татьяна Александровна

Региональные особенности храмовой архитектуры юго-восточной части Вятской губернии кон. XVIII - первой половины XIX в.

Гильдина Т. А. Региональные особенности храмовой архитектуры юго-восточной части Вятской губернии кон. XVIII - первой половины XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 67-82

DOI: 10.15382/sturV201728.67-82
Данная статья посвящена анализу объемно-пространственного, планировочного и ордерного решений композиций храмов, возведенных в кон. XVIII — 1-й пол. XIX в. на территории Сарапульского, Глазовского, Елабужского и Малмыжского уездов Вятской губернии, с целью установления региональных особенностей облика этих соборов. Для достижения этой цели был собран единый каталог храмовой архитектуры юго-восточных уездов Вятской губернии. Для определения архитектурно-художественного регионального своеобразия и изменения композиционных структур соборов применялся метод картографирования и распределения храмовой архитектуры кон. XVIII — 1-й пол. XIX в. на территории юго-восточных уездов Вятской губернии. Временны́е границы были определены возведением первого каменного храма, с одной стороны, и появлением первых построек в методе эклектики — с другой. В ходе работы был определен широкий спектр решений планов храмов, что позволило выполнить классификацию по типам. На основе анализа пространственных решений, планов и ордера были выявлены иконографические образцы церквей. Комплексное исследование архитектуры юго-восточной части Вятской губернии позволило выявить уникальные типы храмов, которые появляются в процессе объединения и трансформации композиционных особенностей архитектуры.
архитектура, церковь, региональные особенности, композиция, метод распределения, иконографический образец, план, ордер, картограмма, тип
  1. Курочкин М. В., Попова Н. В. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников: Алнашский район, Балезинский район, Вавожский район, Воткинский район, Глазовский район, Граховский район. Ижевск, 2011.
  2. Курочкин М. В. История архитектуры Вознесенско-Преображенского собора в городе Глазове // Научный альманах. № 5–3(19). Тамбов, 2016. С. 559–562.
  3. Методика архитектурного анализа: Учеб. пособие по выполнению практической работы по курсу истории архитектуры/ А. А. Мусатов, В. В. Кочергин, Ю. Е. Ревзина, М. Ю. Шубенкова. М: МАРХИ, 2015.
  4. Терешина О. Б. Ротондальные храмы Урала: Автореф. дис. … канд. искусствоведения: Специальность 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» [Урал. Гос. ун-т им. А. М. Горького]. Екатеринбург, 2010.
  5. Чекмарев А. В. Троицкий собор Александро-Невской лавры как иконографический образец // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 7. Санкт-Петербург и архитектура России / Под ред. И. А. Бондаренко. М., 2007. С. 317–362.
  6. Чекмарев А. В. Постройки Н. А. Львова и его круга в провинции: новые открытия // Архитектурное наследство: Сб. ст. М.: Книжный дом «ЛИБРКОМ», 2009. Вып. 50. С. 255–279.
  7. Энциклопедия земли Вятской. Т. 5: Архитектура / Н. В. Пересторонина, ред. Киров: Вятка, 1996.
  8. Яковлев А. Н. Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке. Прототипы и повторения // Архитектурное наследство. Вып. 51. М.: УРСС, 2009. С. 228–251.

Гильдина Татьяна Александровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: РГПУ им. А. И. Герцена; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48;
ORCID: 0000-0003-3808-3764;
Электронный адрес: felmantanya@gmail.com.
Маслов Константин Ильич

Росписи В. М. Васнецова во Владимирском соборе в художественной критике конца XIX века

Маслов К. И. Росписи В. М. Васнецова во Владимирском соборе в художественной критике конца XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 83-108

DOI: 10.15382/sturV201728.83-108
Статья посвящена взглядам руководителя работ 1885–1896 гг. по украшению киевского Владимирского собора А. В. Прахова и основного исполнителя настенных росписей в нем В. М. Васнецова на цели и задачи этих работ, общее направление которым, предполагавшее восстановление облика «древнего храмового устройства» храма, изначально было задано Церковно-археологическим обществом Киевской Духовной академии, а также откликам на живопись Васнецова в художественной критике конца XIX в. Показано, что, признавая художника основоположником нового национального направления церковных росписей, авторы публикаций, посвященных его живописи в соборе, не были едины в том, что касалось оценки характера ее связи с древнерусским и византийским искусством, с отечественной традицией иконописания. Одни видели в Васнецове прямого продолжателя традиции, а его работам даже присвоили значение иконописного подлинника, другие традицию в его живописи понимали лишь как омертвелую форму, ожившую под «русской кистью» «русского художника», а третьи и вовсе отрицали всякую связь с нею. Среди восторженных отзывов о васнецовских росписях Владимирского собора лишь один критик, А. Н. Бенуа, позволил себе отрицать разом и национальную глубину живописи Васнецова, и ее связь с русской традицией, определив ее как «роскошную и легкомысленную феерию», которая, по его словам, должна была нравиться, скорее, «заезжим французам, аплодирующим в Grand Opera “Эсклярмонде”».
церковная живопись, традиция иконописания, И. Иг. Малышевский, А. В. Прахов, В. М. Васнецов, киевский Владимирский собор, почвенничество
  1. А. И. К. Чудесное явление изображения Богоматери с предвечным Младенцем в строящемся храме во имя Св. Равноапостольного князя Владимира в Киеве. Киев, 1895. Абрамцево: Искусство и жизнь. М., 2003.
  2. Абрамцево: Художественный кружок. Живопись. Графика. Театр. Мастерские. Л., 1988.
  3. Александровский И. В. Собор св. Владимира в Киеве. Киев, 1896.
  4. Бенуа А. История живописи в XIX веке: Русская живопись. СПб., 1901.
  5. Бенуа А. Ответ г. Философову // Мир искусства. СПб., 1901. Т. VI: Художественная хроника. С. 301–309.
  6. Биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета. СПб., 1898. Т. 2. С. 129–138.
  7. Богданов А. В. Почвенничество: Политическая философия Ф. М. Достоевского, А. А. Григорьева, Н. Н. Страхова. М., 2001.
  8. Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи // Сборник на 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1866.
  9. В. Ч. Работы Васнецова в Киевском соборе // Всемирная иллюстрация. СПб., 1891. № 1155. С. 177–179.
  10. Васнецов Виктор Михайлович: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987.
  11. Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. М., 1986.
  12. Виктор Васнецов: Письма. Новые материалы / Л. В. Короткина, авт.-сост. СПб., 2004.
  13. Виолле-ле Дюк Е. Русское искусство: Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. М., 1879.
  14. Грабарь И. Э. Каменный век. Фриз В. М. Васнецова. М., 1956.
  15. Гусакова В. О. Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX — начала XX века. СПб., 2008.
  16. Дедлов (В. Л. Кигн). Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции. СПб., 1887.
  17. Дедлов В. Л. Эллин // Варвар; Эллин; Еврей: Современные характеристики. СПб., 1895.
  18. Дедлов В. Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. СПб., 1901.
  19. Достоевский Ф. М. Глава вторая. Пушкин (очерк). Дневник писателя на 1880 год // Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1984. Т. 26. С. 136–149.
  20. Живописные работы Владимирского собора в их нынешнем виде // Киевлянин. 1892. № 225. 15 авг. С. 2.
  21. Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1964.
  22. Илларионов В. Провозвестник нового направления в русской религиозной живописи // Русское обозрение. М., 1994. Т. 41. С. 95–131.
  23. Каталог Дома-музея Виктора Михайловича Васнецова. М., 1959.
  24. Корнилович. Письмо в редакцию // Киевское слово. 1894. № 2156. 14 янв. С. 3.
  25. Кустарные промыслы Владимирской губ. // Владимирские губернские ведомости. 1897. № 50. С. 1–5.
  26. Кутейникова Н. С. Религиозная живопись В. М. Васнецова // Культура. Искусство. Религия. Проблемы взаимодействия. Л., 1990. С. 25–40.
  27. Липранди А. Храм св. Владимира в Киеве // Русский вестник. М., 1996. Июль. С. 205–215.
  28. М-е. Новые работы во Владимирском соборе в Киеве // Новое время. М., 1891. № 5362. С. 350–351.
  29. М-е. Собор св. Владимира в Киеве // Новое время. СПб., 1896. № 7366. С. 2–3.
  30. М-ий И. Желания относительно строящегося собора святого Владимира // Киевлянин. 1882. № 79. С. 1–2.
  31. Маковский С. В. М. Васнецов и Владимирский собор // Мир Божий. СПб., 1898. Т. III. С. 201–219.
  32. Марков Е. Л. В храме св. Владимира в Киеве (Путевые заметки) // Русский вестник. 1897. Март. С. 122–136.
  33. Маслов К. И. Об «офранцуженном византийстве» князя Г. Г. Гагарина // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 323–326.
  34. Маслов К. И. Проект И. П. Сахарова по возрождению иконописания // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. Екатеринбург, 2015. № 3. С. 249–258.
  35. Маслов К. И. Федор Чижов в поисках «образной живописи» // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2015. Вып. 2. С. 59–75.
  36. Нарсесян Л. О древнерусских прототипах трех композиций В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве // Стиль жизни — стиль искусства. Развитие национально-романтического стиля модерн в европейских художественных центрах второй половины XIX — начала XX века. Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия. М., 2000. С. 316–321.
  37. Нестеров М. В. Письма. Избранное. М., 1988.
  38. Николаев Ю. Несколько мыслей о религиозной живописи // Русское обозрение. М., 1994. Т. 25. C. 673–684.
  39. Петров Н. И. Из истории Киевского Владимирского собора. Киев, 1898.
  40. Петров Н. И. О росписывании стен и вообще об украшении Киевского Владимирского собора // Труды Киевской Духовной академии. 1899. № 7. С. 289–320.
  41. Письма В. М. Васнецова к В. Т. Георгиевскому / Публ. Л. В. Короткиной // Вопросы искусство знания. М., 1997. Х (1/97). С. 571–580.
  42. Плотникова И. В. О религиозной живописи Васнецова во Владимирском соборе // Виктор Михайлович Васнецов 1848–1926. М., 1994.
  43. Победоносцев К. П. Письма к Александру III. М., 1926. Т. II.
  44. Покровский Н. В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства // Труды VI архео логического съезда в Одессе. Одесса, 1887. Т. 3.
  45. Поселянин Е. Князе-Владимирский собор и его живопись // Душеполезное чтение. М., 1896. № 11. С. 388–396.
  46. Прахов А. В. Записка. Б. м. 1896.
  47. Прахов А. В. Император Александр III как деятель русского художественного просвещения // Худо жественные сокровища России. СПб., 1903. № 4–8. С. 124–180.
  48. Репин И. Е. Далекое. Близкое. Л., 1986.
  49. Рождественский Н. В. О значении Киевского Владимирского собора в русском религиозном искусстве. М., 1900.
  50. Савельев Ю. Р. Новая концепция самодержавия и «русский стиль» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История. 2006. Вып. 4. С. 40–52.
  51. Соболев А. Киевские заметки (впечатления москвича). II // Киевлянин. 1891. № 39. С. 2.
  52. Соболев А. Живопись В. М. Васнецова в Киевском соборе. М., 1898.
  53. Собор св. князя Владимира в Киеве / Изд. С. В. Кульженко. Киев, 1898.
  54. Соловьев М. Русское искусство в 1890–91 году // Русское обозрение. М., 1891. Т. 4. С. 124–167.
  55. Стасов В. В. Виктор Михайлович Васнецов и его работы // Статьи и заметки, не вошедшие в собрание сочинений. М., 1954. С. 154–220.
  56. Ульяновський В. Диво й Дива киiвського Володимирського собору. Киiв, 2016.
  57. Чуйко В. Работы В. М. Васнецова в соборе св. Владимира // Всемирная иллюстрация. СПб., 1896. № 1446. С. 384–385.
  58. Шишмарев Д. И. Киевский собор Св. Владимира // Сборник «Нивы» на 1891 год. СПб., 1891. Июнь. С. 706–719.
  59. Эртель А. Д. Храм св. Владимира в Киеве // Киевское слово. 1893. № 2037. C. 2; № 2040. С. 2; № 2051. С. 2; № 2073. С. 2; № 2098. С. 1; № 2114. С. 1; № 2115. С. 2.
  60. Яринский И. Письмо о А. В. Прахове // Всемирная иллюстрация. СПб., 1896. № 1444. С. 331–332.
  61. Ярославцева Н. Царица небесная и женщина земная. Образ Богоматери в творчестве Виктора Васнецова // Советский музей. М., 1991. № 4. С. 45–55.
  62. Violle-le-Duc E. L'Art russe. Ses origins, ses elements constitutifs, son apogee, son avenir. P., 1877.

Маслов Константин Ильич


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Электронный адрес: zmaslo@mail.ru.
Казанцева Татьяна Генриховна

«Октай церковного пения единоверческого напева»: к вопросу о церковно-певческой традиции Единоверческой Церкви

Казанцева Т. Г. «Октай церковного пения единоверческого напева»: к вопросу о церковно-певческой традиции Единоверческой Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 109-140

DOI: 10.15382/sturV201728.109-140
В статье дается многоаспектный анализ певческой рукописи конца XIX в. из фондов Научной библиотеки Томского государственного университета. Данная рукопись представляет интерес как образец линейно-крюкового двознаменника и отражает локальную богослужебно-певческую традицию единоверческого Свято-Троицкого прихода г. Томска — первого единоверческого храма в Сибири. Установлено, что рукопись создана представителем известной в урало-сибирском старообрядчестве фамилии — И. А. Лепихиным. Он не только перевел знаменную нотацию на линейную киевскую ноту, но и самостоятельно сформировал сборник. В результате возникла книга нетипичной структуры, представляющая собой контаминацию разделов Обихода, Октоиха, Ирмология. Анализ музыкального текста показал, что певческая традиция томских единоверцев ориентирована на общероссийскую, но имеет свои индивидуальные отличия в трактовке образцов как столпового знаменного распева, так и обиходных напевов. Значительной самобытностью отличается напев Херувимской песни, производный, по нашему мнению, от верхнего голоса многоголосного ее варианта. Содержательные особенности певческой рукописи рассматриваются в широком контексте общероссийского единоверческого движения, активизировавшегося на рубеже XIX–XX вв.
единоверие, Свято-Троицкий храм г. Томска, старообрядческое богослужебное пение, линейно-крюковой двознаменник, знаменный распев, напевка
  1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры: Историко-книговедческий анализ: Дис. ... канд. ист. наук. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой Лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. М., 2014. (Рукопись).
  2. Белобородов С. А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири: Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви — белокриницкого согласия // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий / С. А. Белобородов, Ю. В. Клюкина, П. И. Мангилев, И. В. Починская. Екатеринбург, 2000 (URL: http://hist.igni.urfu.ru/lai/ocherki/ beloborodov_txt.html (дата обращения 29.12.2014)).
  3. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972. — 424 с.
  4. Герасимова И. В. Украинско-белорусские нотнолинейные ирмологионы в системе русских певческих книг (последняя треть XVII–XVIII вв.) // Калофонія: Наук. зб. з історії церковної монодії та гимнографії. Львів, 2008. С. 84–93.
  5. Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: традиции старообрядческого церковного пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
  6. Ермакова Д. С. Единоверческая церковь в Зауралье: XIX — первая треть XX века: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2011.
  7. Зимина Н. П. Путь на Голгофу: Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского: В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. Т. 1: Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского; Т. 2: Духовное наследие священномученика Симона, епископа Охтенского.
  8. Казанцева Т. Г. Певческие рукописи Забайкальского территориального собрания Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук: Каталог. Новосибирск: Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2009.
  9. Кауркин Р. В., Павлова О. А. Единоверие в России (от зарождения идеи до начала XX века). СПб., 2011.
  10. Майоров Р. А. Единоверие и лидер его соединенческого направления второй половины XIX в. священник Иоанн Верховский: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2008.
  11. Миролюбов И., свящ., Саранча Е., свящ. Единоверие // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2009. С. 42–50.
  12. Никишов Г. А. Двоезнаменные рукописи XVII в. как форма разъяснения и пропаганды нотолинейной системы // Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. С. 227–240.
  13. Никишов Г. А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII — начала XVIII в.: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1977.
  14. Палкин А. С. Единоверие в середине XVIII — начале XX в.: общероссийский контекст и региональная специфика: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2013.
  15. Православное единоверие в России: Сб. статей. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004.
  16. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.
  17. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.
  18. Саранча Е., Миролюбов И., Зимина Н. П. Краткий очерк истории единоверия. М., 2009.
  19. Труды Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев). М., 2012. (Переизд. кн.: Первый всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев). СПб., 1912).
  20. Шашков А. Т. Яков Борисов сын Лепихин (из истории уральского старообрядчества конца XVII в. // Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 46–58.
  21. Ясиновский Ю. П. Українські та білоруські нотолінійні ірмолої ХVІ–ХVІІІ ст.: Каталог і кодикологічно-палеографічне дослідження. Львів, 1996.

Казанцева Татьяна Генриховна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук; Российская Федерация, 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, д. 15; Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки; Российская Федерация, Н;
Электронный адрес: kerzak2002@mail.ru.
Рукопись была обнаружена научным сотрудником НБ ТГУ В. А. Есиповой в ходе работы по описанию рукописного фонда библиотеки. Выражаю ей благодарность за указание на данную рукопись и консультации по различным вопросам исторического характера.
Марьясина Нонна Семеновна

Богослужение Литургии Преждеосвященных Даров в творчестве композиторов Нового направления (рубеж XIX–XX вв.)

Марьясина Н. С. Богослужение Литургии Преждеосвященных Даров в творчестве композиторов Нового направления (рубеж XIX–XX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 141-158

DOI: 10.15382/sturV201728.141-158
Статья посвящена отражению богослужения Литургии Преждеосвященных Даров в творчестве русских композиторов Нового направления как художественно-музыкального цикла. Литургия Преждеосвященных Даров — особое чинопоследование Православной Церкви, относящееся к периоду Великого поста и совершающееся только в некоторые установленные будни. Аскетизм этого времени церковного года, редкость совершения службы, а также незначительное место, уделяемое в ней пению, были причиной того, что Литургия Преждеосвященных Даров на протяжении всего Синодального периода истории Русской Православной Церкви не была в центре внимания духовных композиторов. Вместе с тем каждая эпоха представлена некоторым количеством авторских постовых литургических циклов. Среди композиторов Нового направления к Преждеосвященной Литургии обратились несколько авторов — А. В. Никольский, П. Г. Чесноков и А. Т. Гречанинов, в творчестве которых имеется по одному опыту создания такого цикла. Целью статьи является краткий сравнительный анализ этих сочинений, выявление общих черт и в то же время яркой индивидуальности каждого из них, что осуществляется впервые. Среди объединяющих данные циклы моментов обнаружен ряд факторов. Это общая для Нового направления стилистическая ориентация на древние напевы, возрождаемые в новой, современной форме. Это влияние эмоциональной атмосферы Великого поста и смысловых особенностей Преждеосвященной Литургии на музыкальную стилистику сочинений, преломленное, однако, в каждом случае очень индивидуально. Впервые выявлена и новая интерпретация композиторами самой структуры певческого ряда Преждеосвященной Литургии, который в их трактовке начинается службой Изобразительных, что во всей истории эволюции русского богослужебного пения не имело прецедента. Данное наблюдение позволило сделать вывод о преобладании в Новом направлении эмоционально-эстетического восприятия богослужения.
Литургия Преждеосвященных Даров, Изобразительны, Великий пост, Новое направление, хоровой цикл, А. В. Никольский, П. Г. Чесноков, А. Т. Гречанинов
  1. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002.
  2. Ефимова Ю. А. Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет: Дис. … канд. иск. М., 2011.
  3. Малацай Л. В. Александр Никольский: творческая биография. М., 2010.
  4. Паисов Ю. И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М., 2004.
  5. Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX — начала XX века: Страницы истории. М., 2007.
  6. Рахманова М. П. А. Т. Гречанинов // История русской музыки. М., 1997. Т. 10А. С. 170–216.
  7. Рахманова М. П. Новое направление в духовной музыке: Исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. М., 2004. Т. 10Б. С. 392–456.
  8. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III. М., 2002.

Марьясина Нонна Семеновна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Электронный адрес: nonna888@yandex.ru.
Ковалев Андрей Борисович

Нетрадиционные жанры русской духовной музыки в композиторском творчестве на рубеже XX–XXI вв.

Ковалев А. Б. Нетрадиционные жанры русской духовной музыки в композиторском творчестве на рубеже XX–XXI вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 159-169

DOI: 10.15382/sturV201728.159-169
Статья посвящена специфическим особенностям нетрадиционных жанров русской духовной музыки, композиционную основу которых составляют внебогослужебные жанры, широко используемые в академической музыке XIX–XX вв.: кантата, оратория, хоровой концерт и др. Нетрадиционные жанры занимают важное место в типологии русской духовной музыки наряду с традиционными жанрами и жанрами смешанного типа. Основной критерий их разграничения — связь с богослужебно-певческой традицией, а также некоторые лексические свойства, приемы композиции, средства музыкальной выразительности, способствующие близости произведений каноническим основам русской духовной музыки или, наоборот, удаленности от них. Исторические предпосылки возникновения нетрадиционных жанров рассматриваются в двух аспектах: в русле развития кантатно-ораториального жанра — от произведений С. И. Танеева до кантат и ораторий Г. В. Свиридова, В. А. Гаврилина, а также, как следствие, трансформации традиционных жанров русской духовной музыки в творчестве А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова. Цель — определить специфические свойства нетрадиционных жанров русской духовной музыки. Методология работы обусловлена особенностями жанровой сферы русской духовной музыки и основана на положениях и терминологии литургики, а также научных категориях отечественного музыковедения. Выводы. Специфика нетрадиционных жанров определяется сочетанием отдельных элементов сакральности со свойствами внебогослужебных жанров — кантаты, оратории, концерта, симфонии, освещенных литургической идеей, светом христианского вероучения. Свойства внебогослужебных жанров определяются внебогослужебной обстановкой исполнения, использованием различного состава исполнителей и текстовой основы, сочетанием традиционных средств музыкальной выразительности с приемами современной композиторской техники. Элементы опосредованной связи с литургической основой могут быть представлены на уровне богослужебного текста, аллюзий на богослужебное последование, а также музыкальной композиции или программного содержанияпроизведения.
традиционные жанры, нетрадиционные жанры, кантата, оратория, богослужебно-певческая традиция, литургическая идея, библейско-христианская тематика, каноническая модель, концертное исполнительство
  1. Гуляницкая Н. С. «Внелитургические» жанры современной духовной музыки: панорамный обзор // XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 340–344.
  2. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  3. Зверева С. Г. Александр Кастальский: идеи. Творчество, судьба… М.: Вузовская книга, 1999 (Русская духовная музыка в документах и материалах).
  4. Ковалев А. Б. Вопросы классификации жанров русской духовной музыки на рубеже XX–XXI вв. // XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2016. С. 344–349.
  5. Ковалев А. Б. Типология жанров русской духовной музыки второй половины XIX — начала XXI века // Музыкальная академия. 2015. № 4. С. 54–59.
  6. Паисов Ю. И. Хоровое творчество Георгия Дмитриева / Гос. институт искусствознания, Академия хорового искусства. М., 2007.
  7. Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX в. Челябинский государственный университет, 2000.
  8. Рахманова М. П. А. Т. Гречанинов // История русской музыки: В 10 т. Т. 10А: 1890–1917-е годы. М.: Музыка, 1997. С. 170–216.

Ковалев Андрей Борисович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Академия хорового искусства имени В.С.Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, 2;
Должность: доцент кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-5503-3676;
Электронный адрес: andrej-kovalev@yandex.ru.
Корнилова Ирина Петровна

Музыкальное воплощение «житийных» особенностей во Второй симфонии А. П. Курченко «Житие Преподобного Сергия Радонежского»

Корнилова И. П. Музыкальное воплощение «житийных» особенностей во Второй симфонии А. П. Курченко «Житие Преподобного Сергия Радонежского» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 170-180

DOI: 10.15382/sturV201728.170-180
В данной статье, посвященной Второй симфонии Александра Петровича Курченко «Житие преподобного Сергия Радонежского», особое внимание уделено выявлению особенностей использования канонической формы жития и основных элементов топики, характерной для житий преподобных, а также деталям их музыкального воплощения в названном сочинении. В ходе исследования было установлено, что сюжетная основа симфонии отличается от канонической схемы пространного жития отсутствием вступительной и заключительной частей. Таким образом, симфония А. Курченко раскрывает основную часть канонической схемы пространного жития, включающую ряд мотивов (топосов), таких, например, как мотив Божественных знамений, предшествующих рождению святого, мотив неспособности к грамоте, преодолеваемой с Божией помощью, мотив при описании преставления святого, о котором обычно святой знает заранее. И ряд топосов, свойственных именно житиям преподобных и устроителей монастырей, таких как топос ухода будущего святого в пустыню, топос собрания братии и устроения монастыря, топос предсмертного наставления братии и других.
агиография, топос, топика, жития святых, монашеские жития, музыкальное воплощение топоса, симфония
  1. Белик П. Образ Сергия Радонежского с житием во Второй симфонии А. Курченко // Музыкальная академия. М., 2015. № 4.
  2. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. СПб., 2006. Т. IV.
  3. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. М., 2003. Изд. 8.
  4. Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий. ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27.
  5. Житие и подвиги Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, составленные иеромонахом, впоследствии архи епископом, Никоном (Рождественским). URL://www.stsl.ru/lib/book1/chap1.php (15.06.2017).
  6. Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных. ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57.
  7. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
  8. Delehaye H. Les legendes hagiographiques. Brussel, 1905.

Корнилова Ирина Петровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Электронный адрес: kornilowa-mezzo2012@yandex.ru.