Статья посвящена специфическим особенностям нетрадиционных жанров русской духовной музыки, композиционную основу которых составляют внебогослужебные жанры, широко используемые в академической музыке XIX–XX вв.: кантата, оратория, хоровой концерт и др. Нетрадиционные жанры занимают важное место в типологии русской духовной музыки наряду с традиционными жанрами и жанрами смешанного типа. Основной критерий их разграничения — связь с богослужебно-певческой традицией, а также некоторые лексические свойства, приемы композиции, средства музыкальной выразительности, способствующие близости произведений каноническим основам русской духовной музыки или, наоборот, удаленности от них. Исторические предпосылки возникновения нетрадиционных жанров рассматриваются в двух аспектах: в русле развития кантатно-ораториального жанра — от произведений С. И. Танеева до кантат и ораторий Г. В. Свиридова, В. А. Гаврилина, а также, как следствие, трансформации традиционных жанров русской духовной музыки в творчестве А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова. Цель — определить специфические свойства нетрадиционных жанров русской духовной музыки. Методология работы обусловлена особенностями жанровой сферы русской духовной музыки и основана на положениях и терминологии литургики, а также научных категориях отечественного музыковедения. Выводы. Специфика нетрадиционных жанров определяется сочетанием отдельных элементов сакральности со свойствами внебогослужебных жанров — кантаты, оратории, концерта, симфонии, освещенных литургической идеей, светом христианского вероучения. Свойства внебогослужебных жанров определяются внебогослужебной обстановкой исполнения, использованием различного состава исполнителей и текстовой основы, сочетанием традиционных средств музыкальной выразительности с приемами современной композиторской техники. Элементы опосредованной связи с литургической основой могут быть представлены на уровне богослужебного текста, аллюзий на богослужебное последование, а также музыкальной композиции или программного содержанияпроизведения.
традиционные жанры, нетрадиционные жанры, кантата, оратория, богослужебно-певческая традиция, литургическая идея, библейско-христианская тематика, каноническая модель, концертное исполнительство
- Гуляницкая Н. С. «Внелитургические» жанры современной духовной музыки: панорамный обзор // XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 340–344.
- Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
- Зверева С. Г. Александр Кастальский: идеи. Творчество, судьба… М.: Вузовская книга, 1999 (Русская духовная музыка в документах и материалах).
- Ковалев А. Б. Вопросы классификации жанров русской духовной музыки на рубеже XX–XXI вв. // XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2016. С. 344–349.
- Ковалев А. Б. Типология жанров русской духовной музыки второй половины XIX — начала XXI века // Музыкальная академия. 2015. № 4. С. 54–59.
- Паисов Ю. И. Хоровое творчество Георгия Дмитриева / Гос. институт искусствознания, Академия хорового искусства. М., 2007.
- Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX в. Челябинский государственный университет, 2000.
- Рахманова М. П. А. Т. Гречанинов // История русской музыки: В 10 т. Т. 10А: 1890–1917-е годы. М.: Музыка, 1997. С. 170–216.
Ковалев Андрей Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Академия хорового искусства имени В.С.Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, 2;
Должность: доцент кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-5503-3676;
Электронный адрес: andrej-kovalev@yandex.ru.