Статья посвящена исследованию художественного убранства Свято-Алексеевского храма-памятника Русской Славы в Лейпциге, в котором в настоящее время сохранился значительный комплекс икон, написанный в московской мастерской Николая Сергеевича Емельянова в 1912–1913 годах и включающий семиярусный иконостас, алтарные и храмовые образы. Местный ряд и несколько других икон украшены серебряными басменными окладами и венцами, выполненными поставщиком Императорского Двора «Товариществом производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И. П. Хлебникова сыновья и К°». Реставратор и иконописец Н. С. Емельянов известен своими работами в Федоровском Государевом соборе в Санкт-Петербурге и Федоровском соборе в Царском Селе – резиденции Императорской Семьи. Статья вводит в научный оборот крупный иконный ансамбль, сохранившийся в «родном интерьере» за пределами России, остальные выявленные работы иконописца хранятся в музейных и частных собраниях. В статье приведена архивная биографическая информация о мастерах иконостаса, в частности неизвестная ранее дата рождения иконописца – 28 апреля 1879 года. Стиль икон отражает происходившие тогда процессы научного изучения древнерусского искусства и попытки реконструкции средневековой живописи в иконе. Вместе с тем художественные процессы проходили в рамках господствующего стиля модерн, что также нашло отражение в неожиданных цветовых решениях и композиционных построениях, свободном и одновременно осмысленном использовании иконографии. Иконы Емельянова показывают стиль, пришедший на смену мстерскому письму в предпочтениях культурной элиты. Работа Н. С. Емельянова в обоих Федоровских соборах и в Лейпциге свидетельствует о несомненной личной поддержке выработанного им стиля на высочайшем государственном уровне. Взлет иконописца прервала революция. Сохранившихся работ сравнительно немного. Храм в Лейпциге представляет собой крупнейшее собрание.
икона, иконостас, иконописец Николай Сергеевич Емельянов, русский храм-памятник, Лейпциг, святитель Алексий митрополит Московский, Свято-Алексеевский храм-памятник к Лейпциге, Феодоровский собор, Хлебников, басма, русский стиль, модерн, поставщик Императорского Двора, архитектор В. А. Покровский