Католическое искусство, в частности музыка, под влиянием декретов Тридентского собора, претерпело кардинальные изменения. Тридентский собор 1545 - 1563 гг. имел целью противостояние распространению идей Реформации. Собор обозначил переход от Средневекового периода истории католической церкви к Классическому периоду. Идеи протестантизма серьезно влияли на церковное сознание католической церкви, поэтому для успешной борьбы с ними отцами собора было принято решение фактически выполнить требования протестантов в части, касающейся церковной музыки. Музыка как инструмент, влияющий на эстетическое восприятие человека, при правильном использовании может очень сильно влиять на его эмоциональное и психологическое состояние. В католической церкви широко использовались риторические приемы не только в ораторском искусстве, то есть в проповеди, но также и в инструментальной и вокальной музыке, сопровождающей богослужение. Риторика в музыке передавала информацию в двойном объеме: посредством воздействия слова, произносимого с определенной интонацией и на определенной звуковой высоте, и воздействием мелодии, с помощью музыкальных фигур и звуковых эффектов, влияющих на эмоциональное состояние верующих. Именно личные душевные переживания стали основным содержанием как духовного, так и светского искусства в Европе в XVII первой половине XVIII веков. Риторика преподавалась как в католических иезуитских учебных заведениях, так и в протестантских. Фактически, она составляла основу европейского образования в XVII- XVIII вв. Сохранившиеся трактаты о риторике дают нам хорошую базу для изучения множественных смыслов, заключенных не только в европейской музыке, поэзии и театре, но также и в церковном искусстве.
музыка, риторика, католическое искусство, барокко, Реформация, Тридентский собор