/

Коростелев Дмитрий Валентинович,

Музыка священномученика Серафима (Чичагова) и ее «инаковость» для русской церковной и светской культуры рубежа XIX-XX веков


Коростелев Д. В. Музыка священномученика Серафима (Чичагова) и ее «инаковость» для русской церковной и светской культуры рубежа XIX-XX веков // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 111-121.

DOI: 10.15382/sturV201727.111-121

Аннотация

В статье рассматривается музыкальное творчество священномученика Серафима Чичагова в его отношении к церковной и светской музыке конца XIX-начала XX века. Произведения сщмч. Серафима - уникальный образец творчества канонизированного святого. Они необычны как жанровым составом, так и внутренним содержанием. Фортепианное творчество Чичагова не имеет предшественников: инструментальная музыка других святых нам неизвестна. Фортепианные пьесы митр. Серафима, нисколько не принадлежа светскому направлению в искусстве, сильно отличны и от современного им церковного музыкального творчества. Песни Чичагова также беспрецедентны, романcовые черты уникальным образом сочетаются в них с духовными текстами и соответствующим характером. Цель работы-показать «инаковость» творчества сщмч. Серафима в контексте современного ему музыкального искусства. Акцент сделан на содержательном и стилистическом своеобразии сочинений Чичагова. В статье применяются синхронный и хронологический методы научного исследования. Охваченными оказались фортепианные и вокально-инструментальные произведения, как наиболее показательные в рамках заявленной темы. Подробно освещены вопросы датировки и жанровых особенностей рассматриваемой музыки. Основной вывод статьи заключается в том, что музыка сщмч. Серафима Чичагова-явление, с одной стороны, беспрецедентное и не имевшее аналогов в искусстве современников, с другой, оставшееся без продолжения и дающее творческий импульс современным композиторам, пишущим духовную музыку.

Ключевые слова

музыка, священномученик Серафим Чичагов, инаковость, жанровые особенности, проблемы датировки, конфессионализация, проповеди без слов

Список литературы

  1. Арсений (Стадницкий), митр. Дневник. Т. 2: 1902-1903 гг. М., Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 109.
  2. Брилёва Т.В., Игнатович Т.Н. Церковь Николая Чудотворца в истории Румянцевского музея // Книга в пространстве культуры. М., Рос. гос. б-ка, вып. 1(9), 2013. С. 135.
  3. Голицын В.Д., кн. Записка о Румянцевском музее. М., Печатня А. Снегирёвой, 1911. С. 10.
  4. Письма епископа Серафима к Игнатьевой С.С. // ГАРФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 4851. Л. 80.
  5. Свод сочинений и напевов Православной церкви / сост. И.А. Журавленко. М., Паломник, 2002. 480 с.
  6. Серафима (Черная-Чичагова), иг. Воспоминания о митрополите Серафиме и его семье. Москва, № 11-12, 1992. С. 196- 197.
  7. Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова / сост. О.И. Павлова, В.А. Левушкин. М., Сибирская благозвонница, 2016. С. 100.
  8. Хондзинский П., прот. «Церковь не есть академия»: Русское внеакадемическое богословие XIX века. М., Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 18-21.
  9. Юлин В.А. Серафим значит пламенный: очерк земной жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова). М., Сибирская благозвонница, 2010. С. 56-57.

Данные об авторе

Коростелев Дмитрий Валентинович,


Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: ОЦАД им. св. Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1; методист кафедры богословия и литургики, референт ректора;
Электронный адрес: korostelev8@yandex.ru.