Статья посвящена определению места доспехов и оружия в православной иконографии и описанию их проекции в богослужебные облачения. На конкретных примерах показано, каковы художественные особенности изображения воинских атрибутов на иконах и какое символическое значение в них можно обнаружить. Так, доспехи присутствуют на иконе либо как символ прижизненного служения, либо как символ власти, либо как атрибут небесного покровителя. Установлено, что доспехи и оружие в иконографии проходят путь метаморфозы от своего относительно достоверного изображения к условному и декоративному. В процессе этой метаморфозы отдельные детали изображения предмета уступают место его общим чертам. Иными словами, происходит редукция менее значимого содержания к более значимому. Таким образом, в иконографии доспехи и оружие приобретают символическое значение и утрачивают признаки утилитарности, причем доспехи подверглись большей редукции, нежели оружие. И доспехи, и оружие имеют проекцию в литургическую сферу и нашли отражение в богослужебных облачениях. Если на иконе они являются символом воинского служения, то в литургике они становится символом духовной брани, и, как символ, не имеют функционального значения. Предполагается, что эта трансформация совершается под воздействием ряда обстоятельств, в числе которых основными являются причины как художественно-эстетического плана, связанные с требованиями иконографического канона, так и исторические, связанные с распространенной на православном Востоке практикой использования доспехов ламеллярного типа и их постепенным выходом из употребления.
православие, иконография, доспехи, оружие, облачения, иконописный канон, литургика, богослужение, символ, атрибут, история