/

Казанцева Татьяна Генриховна

Неизвестная нотация в старообрядческой рукописи из «Скитской библиотеки» собрания Томского государственного университета


Казанцева Т. Г. Неизвестная нотация в старообрядческой рукописи из «Скитской библиотеки» собрания Томского государственного университета // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 131-151.

DOI: 10.15382/sturV201726.131-151

Аннотация

В статье рассматривается неизвестный ранее вид безлинейной нотации, который был обнаружен в двух поздних старообрядческих рукописях, поступивших в собрание научной библиотеки Томского государственного университета из страннических скитов Томско-Чулымской тайги. Данная нотация была отнесена нами к категории «экспериментальных», известных по единичным старообрядческим спискам кон. XVIII–XIX в. Ее отличие от последних заключается в избыточности элементов и отсутствии строгой закрепленности мелодических оборотов за графическим начертанием. Выявление мелодико-ритмического содержания знаков нотации потребовало реконструкции записанных с ее помощью устных версий напевов. В результате реконструкции удалось установить графические варианты одного и того же знака, а также сформировать группы разных знаков, обозначающих одинаковые или сходные мелодические обороты. В итоге делается вывод, что данная нотация представляет собой примитивный способ фиксации музыкального материала, ранее выученного с голоса. Элементы данной нотации не систематизированы. Однако при всей своей наивности она более адекватна специфике знаменного распева, чем известные ранее универсальные «экспериментальные» нотации.

Ключевые слова

знаменный распев, экспериментальные нотации, старообрядческие певческие рукописи, странническое согласие, скитская библиотека, Томско-Чулымская тайга

Список литературы

Бахтина О. Н., Дутчак Е. Е., Есипова В. А. Археографический поиск в Сибири: Находки последних лет // Археографический ежегодник за 2004 год. М., 2005. С. 531–533.
Бахтина О. Н., Дутчак Е. Е., Есипова В. А. «Скитская библиотека» старообрядцев-странников: Археографические находки последних лет // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. Новосибирск, 2008. С. 13–25.
Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам XV–XVIII вв. Л., 1972.
Бражников М. В. Неизвестная безлинейная певческая нотация // Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975. С. 114–120.
Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: Адаптационные возможности таежных общин староверов-странников. Томск, 2007.
Казанцева Т. Г. Певческие азбуки из собрания Института истории СО РАН (описание) // Археографические исследования отечественной истории: Текст источника в литературных и общественных связях. Новосибирск, 2009. С. 325–353.
Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск, 1996.
Мальцев А. И. Статьи Никиты Семенова (1860 г.) и раскол страннического согласия // История Церкви: изучение и преподавание. Екатеринбург, 1999. С. 193–197.
Парфентьев Н. П. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (XVI–XX вв.). Челябинск, 1994.
Разумовский Д. В. Церковное пение в России: В 3 вып. М., 1867–1869.
Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях: Историко-палеографический очерк // Памятники древней письменности и искусства. Т. CXLV. СПб., 1901.
Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846.

Данные об авторе

Казанцева Татьяна Генриховна