В статье представлены данные о практике применения в рядовых певческих рукописях киноварных помет раннего этапа, полученные на материале анализа рукописей РНБ. Быстр. № 17 и РНБ. НСРК. Q.14. В данных рукописях содержится чрезвычайно широкий круг помет с различными значениями, причем их совокупный перечень превосходит общее количество помет, зафиксированных в соответствующих музыкально-теоретических руководствах. Наиболее употребительны пометы, обозначающие направление и формы мелодического движения. В соответствии с принципами и спецификой обозначения звуковысотности, а также для различения их со степенными пометами пометы рассматриваемого этапа предлагается обозначать термином «относительные».
ранние пометы, относительные пометы, древнерусская теория музыки
Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Н. Новгород, 2004. Рукопись.
Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических руководствах // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 42—76.
Григорьева В. Ю. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго. Его знамени и пометы». Певческие Праздники XVII века: Публикация и исследование памятника. М., 2014.
Григорьева В. Ю. Осмысление обиходного звукоряда в древнерусской музыкальной теории // Гимнология. Вып. 7: Материалы международной научной конференции. Май 2014 г. (в печати).
Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. CПб., 1995. 2-е изд.: СПб., 2008.
Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII века. М., 1980.
Дианова Т. В. Филигрань «Кувшин» XVII в.: Каталог. М., 1989.
Churchill W. A. Watermarks in paper. Amsterdam, MCMXXXV.