В искусстве Италии конца XIII — начала XIV в. на фоне сильных византийских и готических традиций стали проявляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Так, в живописи Флоренции 1-й пол. XIV в. черты нового с особенной очевидностью проявлялись в связи с деятельностью наиболее выдающихся художников, в частности Джотто ди Бондоне. Помимо деятельности отдельных художников зарождение нового искусства, в свою очередь, тесно связано с общим процессом замены безличного цехового ремесла на индивидуальное творчество. В данной статье, находящейся в русле исследований искусства раннего треченто, проводится анализ двух произведений, созданных во Флоренции 1-й пол. XIV в., с целью демонстрации создания одного в рамках ремесленного искусства, а другого — будущего искусства Ренессанса. В целом этот опыт представляется интересным, поскольку на его основе можно сделать теоретический вывод о сосуществовании в искусстве Проторенессанса средневекового ремесленничества и новых тенденций. Что же касается практической стороны рассматриваемого вопроса, то он раскрывает некоторые аспекты, касающиеся методов средневековых художников и общепринятой практики исполнения заказов для церквей Флоренции рассматриваемого периода.
искусство, Флоренция, XIV век, Бернардо Дадди, Джотто, полиптих, Санта Мария Новелла, Барончелли, techne, неоплатонизм, идея, ремесло, Ренессанс
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996 (эссе: «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»).
Найдорф М. И. Историзация, или Производство прошлого (к культурологии времени) // Вопросы культурологии. 2012. № 3.
Ямпольский М. Б. Пространственная история: Три текста об истории. СПб.: Книжные мастерские; Мастерская «Сеанс», 2013.
Crowe Joseph A., Cavalcaselle Giovanni B. A History of Painting in Italy. V. II: Giotto and the Giottesques. 1923.
Gaye Johann Wilhelm. Carteggio inedito d'artisti dei secoli XIV, XV, XVI. Presso Giuseppe Molili, Firenze, 1839.
Salvestrini Francesco. Accademia delle Arti del Disegno Studi, Fonti e Interpretazioni di 450 Anni di Storia. Tomo I / A cura di Bert W. Meij er e Luigi Zangheri, Leo S. Olschki Editore. 2015.
Sirén Osvald. A descriptive catalogue of the pictures in the Jarves Collection belonging to Yale University. 1916.
Официальный сайт Лондонской национальной галереи: http://www.nationalgallery.org.uk/
Официальный сайт Городской галереи искусств, Саутгемптон (Великобритания): http://artuk.org
Официальный сайт Музея изящных искусств в Хьюстоне (Техас): https://www.mfah.org/
Официальный сайт Фонда Федерико Дзери: http://fe.fondazionezeri.unibo.it/