/

Старостина Татьяна Алексеевна

Об особенностях обиходной гармонии (на примере стихирных напевов московской традиции)


Старостина Т. А. Об особенностях обиходной гармонии (на примере стихирных напевов московской традиции) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 135-165.

DOI: 10.15382/sturV201624.135-165

Аннотация

Статья посвящена особенностям гармонического языка обиходного многоголосия. Материал анализа составляют стихирные напевы восьми гласов в тех версиях, которые ныне распространены в клиросной практике московской традиции. Методика анализа основана на функциональной концепции, магистральной для музыкально-теоретической школы Московской консерватории. Понятие функции рассматривается как в контексте тональной организации, так и в условиях модальности — высотной системы, в центре которой лежит звукоряд. Также привлекаются элементы аналитической техники, разработанной в рамках структурно-типологического метода. Результаты проделанного анализа дают основание утверждать, что ладовые свойства уставного напева воздействуют на функциональный состав тональности гармонизаций и способствуют индивидуализации высотной системы обиходного многоголосия. Основные ее тенденции — это ярко выраженная ладовая переменность (преимущественно параллельная) и выведение на первый план нетонических функций, в первую очередь доминанты. В результате образуется центробежная высотная система, в полной мере соответствующая литургическому контексту и эмоциональному строю православного бого служения.

Ключевые слова

обиходная гармонизация, состояния тональности, инверсионная тональность, переменная тональность, высотная опора, каденционное ударение, функциональный метод

Список литературы

1. Азбука осмогласия. Вып. 1: Стихиры / Сост. Л. П. Заманская, О. А. Тартаковская. М.: ПСТГУ, 2008.
2. Артемова Е. Г. Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX — начала XX в.: Историко-стилевой аспект: Дис. … д-ра иск. Т. I. М.: МГПИ, 2015.
3. Беляев В. М. Древнерусская музыкальная письменность. М.: Советский композитор, 1962.
4. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972.
5. Гиливеря В. Е. Осмогласие как интонационная основа современного православного богослужения: Дис. … канд. иск. Новосибирск: НГК (академия) им. М. И. Глинки, 2008.
6. Гуляницкая Н. С. Русское гармоническое пение. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995.
7. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические проблемы русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
8. Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церковного пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
9. Кандинский А. И. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков // Советская музыка. 1991. № 5. С. 4–9; № 7. С. 91–97.
10. Карманов К. Л. Музыкальное творчество архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. Вып 1 (3). С. 145–184.
11. Кастальский А. Д. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М.: Изд. П. И. Юргенсона, 1909. Репринтное изд. 2005.
12. Лебедев С. Н. Прототональность в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения // Ad Musicum. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания. М.: МГК, 2008. С. 33–47.
13. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825). М.: Прогресс-Традиция, 2004.
14. Лыжов. Г. И. Теоретические проблемы мотетной композиции второй половины XVI века (на материале Magnum opus musicum Орландо ди Лассо): Дис. … канд. иск. М.: МГК, 2003.
15. Мясоедов А. Н. О гармонии русской музыки: Корни национальной специфики. М.: ПСТБИ, 1998.
16. Мясоедов А. Н. Гармония: Учебник для регентов. М.: ПСТБИ, 2002.
17. Пинчуков Е. А. Формула старинного пассамеццо: К предыстории тональной гармонии // Старинная музыка. 2011. № 1–2. С. 28–34.
18. Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX — начала XX века: Страницы истории. М., 2007.
19. Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов: Исследование и публикация. М.: Издательский дом «Композитор», 2005.
20. Потемкина Н. А. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода на примере московской традиции: Дис. … канд. иск. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999.
21. Протопопов В. В. Музыка русской литургии. М.: Композитор, 1999.
22. Русское православное церковное пение в XX веке: Советский период // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX / Подготовка текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.
23. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд. М.: Советский композитор, 1971.
24. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. 2-е изд. М.: Музыка, 1971.
25. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2003.
26. Холопов Ю. Н. Гармония: Практический курс. Ч. 1. М.: Издательский дом «Композитор», 2003.
27. Холопов Ю. Н. «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в русской монодии // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: Сб. науч. трудов / Отв. ред. С. П. Кравченко, А. Н. Кручинина. Л.: ЛГК, 1987. С. 106–128.
28. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861–1918) // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III / Сост. А. А. Наумов, М. П. Рахманова; вступ. ст., подготовка текста и коммент. М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2002. C.
29. Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität (Saarbrücker Studien zur Musikwissenschaft II). Kassel, 1968.

Данные об авторе

Старостина Татьяна Алексеевна