/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :4 (24)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Воронова Ариадна Александровна

Раннехристианские базилики Северной Далмации и островов Кварнера: проблемы типологии

Воронова А. А. Раннехристианские базилики Северной Далмации и островов Кварнера: проблемы типологии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 7-32

DOI: 10.15382/sturV201624.7-32
На территории Северной Далмации в IV–VI вв. пересекались художественные направления римского Востока и Запада, что создавало сложные формы в местной архитектуре, хотя в целом ее типологические особенности укоренены в позднеантичной архитектуре адриатического культурного круга. Встречаются как традиционные для того времени типы, так и те, что отражают региональные особенности. Епископальные комплексы, городские соборы и кладбищенские базилики представляют в основном стандартные адриатические типы: трехнефные базилики с одной или тремя апсидами, однонефные базилики с вписанной апсидой, однонефные базилики и двойные церкви. Локальный феномен трансформации приватных меморий на виллах рустиках в сельские приходские церкви представлен типом триконхов. При этом большинство базилик всех типов основано на фундаментах античных сооружений.
Северная Далмация, раннехристианская архитектура, архитектурная типология, базилики, триконхи
1. Bradanović M. Nepoznati Omišalj. Katalog zbirke Lapidarij , pregled povij esti i kulturnopovij esni vodič gradića i okolice. Omišalj, 2002.
2. Domij an M. Rab u srednjem vij eku. Split, 2004.
3. Dyggve E. Povij est salonitanskog kršćanstva. Split, 1996.
4. Gunjača S. Cisterna starokršćanske dvojne baziliki na Srimi // Diadora. Glasilo Arheološkoga muzeja u Zadru. Sv. 13. Zadar, 1991.
5. Krauthajmer R., Ćurčić S. Ranohrišćanska i vizantij ska arhitektura. Beograd, 2008.
6. Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacij i. 2: Korpus arhitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacij a. Split – Zagreb, 2009.
7. Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacij i. 3: Korpus arhitekture. Srednja Dalmacij a. Split – Zagreb, 2011.
8. Novak N., Brožić A. Starokršćanski kompleks na Mirinama u uvali Sapan kraj Omišlja na otoku Krku // Starohrvatska prosvjeta, br. 21, Zagreb, 1996.
9. Peričić E. Samostan Svete Marij e u Zadru od njegova osnutka do danas // Kulturna baština samostana Sv. Marij e u Zadru. Zadar, 1968.
10. Petricioli I. Umjetnička baština samostana Sv. Marij e u Zadru // Kulturna baština samostana Sv. Marij e u Zadru. Zadar, 1968.
11. Suić M. Antički grad na istočnom Jadranu. Zagreb, 2003.
12. Vežić P. Dalmatinski trikonhosi // Ars adriatica. Časopis Odjela za povij est umjetnosti Sveučilišta u Zadru. 1/2011. Zadar, 2011.
13. Vežić P. Episkopalni kompleks u Zadru. Zadar, 2013.
14. Vežić P. Starokršćanska bazilika Sv. Stjepana u Zadru. Zadar, 1989.
15. Vežić P. Sveti Donat. Rotonda Sv. Trojstva u Zadru. Split, 2002.
16. Vežić P. Zadar na pragu kršćanstva. Zadar, 2005.

Воронова Ариадна Александровна

Лаврентьева Елена Сергеевна

Восстановление Храма Гроба Господня крестоносцами: определение этапов строительства, постановка новых вопросов

Лаврентьева Е. С. Восстановление Храма Гроба Господня крестоносцами: определение этапов строительства, постановка новых вопросов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 33-47

DOI: 10.15382/sturV201624.33-47
В данной работе рассматривается проблема определения временных рамок строительства кафоликона Храма Гроба Господня в XII в., которая связана с несколькими этапами строительства и с покровительством восстановительному процессу главной святыни христианского мира. Постановка новых вопросов особенно необходима для дальнейшего изучения архитектурного устройства комплекса Храма Гроба Господня, так как в обширной исследовательской литературе многие вопросы намечались пунктиром и не получали должного освещения.
Святая земля, Храм Гроба Господня, архитектура крестоносцев, архитектура Леванта, Ротонда Анастасис, кафоликон Храма Гроба Господня
1. Беляев Л. А. Храм Гроба Господня (Воскресения Христова), Храм в Иерусалиме // Православная энциклопедия. URL: www.pravenc.ru/text/168155.html (дата обращения: 16.01.2016).
2. Avril F. et al. Le Temps des Croisades. P., 1982.
3. Bahat D. Carta’s historical atlas of Jerusalem: an illustrated survey. Jerusalem, 1976.
4. Bahat D. Does the Holy Sepulchre Church Mark the Burial of Jesus? // Biblical Archeology Review. 1986. Vol. XII. P. 26–45.
5. Biddle M. Jerusalem: The Tomb of Christ // Current Archaeology, 11. 1991. P. 107–112.
6. Biddle M. The Tomb of Criste // The Illustrated London News. 1990. P. 83–86.
7. Boase T. S. R. Ecclesiastical Art in the Crusader States in Palestine and Syria // A History of the Crusades. 1977. № IV. P. 77. Figure 2.
8. Borg A. Lection “The Crusader Church of the Holy Sepulcher, Jerusalem”. London, 1977. [не опубликована] // Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land… P. 213, 226–227, 533 [nt. 18], 535 [nt. 27, 31], 536–538 [nt. 35, 40, 44, 49, 52, 56], 539–540 [nt. 76, 77, 79, 80], 543 [nt. 108].
9. Borg A. Observations on the Historiated Lintel of the Holy Sepulchre, Jerusalem // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1969. P. 25–40.
10. Borg A. The Holy Sepulchre Lintel // Journal of the Warburg and Courtauld Fergusson. 1972. № 35. P. 389–390.
11. Buschhausen H. Die Fassade der Grabeskirche zu Jerusalem // Crusader Art in the Twelfth Century. 1982. P. 85–86 [nt. 11].
12. Buschhausen H. Die sьditalienische Bauplastik im Kцnigreich Jerusalem von Kцnig Wilhelm II. Wien, 1978.
13. Clapham A. W., Newnum E. G. The Church and Priory of the Holy Sepulcher, Jerusalem // The Antiquaries Journal. 1921. Vol. I. Pl. 1. P.
14. Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture: 800–1200. Baltimore, 1966.
15. Corbo V. C. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Aspetti archeologici dalle origini al periodo crociato. Jerusalem, 1981–1982. 3 vols.
16. Corbo V. C. Richerche Archeologiche Al Monte Degli Ulivi. Jerusalem, 1965.
17. Couasnon Ch. The Church of the Holy Sepulchre. Jerusalem, 1972; L., 1974.
18. Durliat M. L’Art Roman. P., 1982.
19. Enlart C. Les Monuments des Croises dans le Royaume de Jerusalem: Architecture religieuse et civile. P., 1925–1928. 2 vols and album.
20. Focillon H. The Art of the West, I, Romanesque Art. L., 1963.
21. Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land, 1098–1187. Cambridge University Рress, 1995.
22. Folda J. The Church of Saint Anne // The Biblical Archaeologist. 1991. Vol. 54, № 2. P. 88– 96.
23. Freeman-Grenville G. S. P. The Basilica of Holy Sepulchre, Jerusalem: History and Future // Journal of the Royal Asiatic Society. 1987. P. 187.
24. Harvey W. Church of the Holy Sepulcher, Jerusalem; Structural Survey, Final Report. L., 1935.
25. Katsimbinis C. The Uncovering of the Eastern Side of the Hill of Calvary and Its Base: New Lay-out of the Area of the Canons’ Refectory by the Greek Orthodox Patriarchate // Liber Annuus, 27. 1977. P. 197–208.
26. Kenaan N. Symbolic Meaning in Crusader Architecture // Cahiers Archeologiques. 1986. № 34. P. 109–117.
27. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Baltimore, 1986.
28. Krautheimer R. Introduction to an ‘Iconography’ // Journal of the Courtald and Warburg Institutes. 1942. P. 1–33.
29. Kubach H. E. Romanesque Architecture. N. Y., 1975.
30. Kuhnel B. From the Earthly to the Heavenly Jerusalem: Representations of the Holy City in Christian Art of the First Millenium. Rome, 1987.
31. Lehmann K. The Dome of Heaven // The Art Bulletin. 1945. № 27. P. 1–27.
32. Lyman T. The Counts of Toulouse, the Reformed Canons, and the Holy Sepulcher // The Horns of Hattin. 1992. P. 69–73.
33. Lyman T. W. The Counts of Toulouse, the Reformed Canons and the Holy Sepulcher // The Horns of Hattin. 1992. P. 63–80.
34. Mango C. The art of the Byzantine Empire, 312–1453. Toronto; Buff alo; L., 1986. Ousterhout R. Architecture as Relic and the Construction of Sanctity: The Stones of the Holy Sepulchre // Journal of the Society of Architectural Historians. 2003. Vol. 62, № 1. P. 4–23.
35. Ousterhout R. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Aspetti archeologici dalle origine al periodo crociato by Virgilio C. Corbo // Journal of the Society of Architectural Historians. 1984. Vol. XLIII. P. 266–267.
36. Ousterhout R. Rebuilding the Temple: Constantine Monomachus and the Holy Sepulchre // Journal of the Society of Architectural Historians. 1989. Vol. 48, № 1. P. 66–78.
37. Ousterhout R. The Church of Santo Stefano: A ‘Jerusalem’ in Bologna // Gesta. 1981. Vol. 20, № 2. P. 311–321.
38. Ousterhout R. The Temple, the Sepulchre, and the Martyrion of the Savior // Gesta. 1990. Vol. 29, № 1. P. 44–53.
39. Prawer J. The Crusaders' Kingdom: European Colonialism in the Middle Ages. N. Y., 1972.
40. Prawer J. The Latin Kingdom of Jerusalem: European Colonialism in the Middle Age. L., 1973.
41. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Cambridge. 1993–2008. Vols. 1–4.
42. Schmaltz K. Mater Ecclesiarum: Die Grabeskirche in Jerusalem. Leipzig, 1984. Smith E. B. The Dome of Heaven. Princeton, 1950.
43. Vincent L.-H., Abel F. M. Jerusalem: Recherche de Topographie, d’Archeologie et d’Histoire. P., 1914. Vol. II. Fascs. I and II; P., 1922. Fasc. III; P., 1926. Fasc. IV.
44. Voguе M., de. Les Eglises de la Terre Sainte. Toronto and Buffalo, 1973.
45. Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977.
46. Wilkinson J. The Church of the Holy Sepulchre // Archaeology. Vol. 31, № 4. P. 6–13.
47. Wilkinson J., Hill J., Ryan W. F. Jerusalem pilgrimage, 1099–1185. L., 1988.
48. Zarnecki G. Art of the Medieval World. N. Y., 1975. P. 330–333.

Лаврентьева Елена Сергеевна

Немыкина Елена Александровна

Влияние императорской проблематики на монументальные росписи Сербии XIV в. на примере композиции "Небесный двор" в Успенской церкви монастыря Трескавац

Немыкина Е. А. Влияние императорской проблематики на монументальные росписи Сербии XIV в. на примере композиции "Небесный двор" в Успенской церкви монастыря Трескавац // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 48-66

DOI: 10.15382/sturV201624.48-66
Статья посвящена анализу иконографических особенностей фресковой композиции «Небесный двор» (ок. 1340 г.) Успенской церкви монастыря Трескавац в свете императорской тематики, активное обращение к которой характерно для монументальной живописи Сербского государства в XIV в. С кон. XIII в. Сербия вступает в новую фазу своего развития — наступает т.н. «имперский период» (кон. XIII в. — сер. XIV в.). Сербские правители значительно расширяют границы своей державы за счет завоеванных византийских владений. Область Македонии, где располагается монастырь Трескавац, была присоединена к Сербии королем Стефаном Душаном (1308–1355), ставшим ктитором живописного убранства Успенского храма. Период правления этого сильнейшего на тот момент государя на Балканах отмечен двумя важными историческими фактами: провозглашением сербского патриархата и венчанием Стефана Душана на царство. Оба события произошли без учета мнения Константинополя и даже вопреки ему. Усиление политических позиций Сербского государства в XIV в. и стремление Душана Сильного видеть свою страну на равных позициях с Византийской империей, а себя самого — с византийским василевсом выводит на первый план важную для искусства всего региона императорскую проблематику. В статье рассматривается гипотеза о роли влияния имперской идеи, захватившей Душана, на иконографию сцены «Небесного двора», которая к тому же не является единственным примером подобного рода, но существует в контексте других фресковых композиций, появившихся во многом благодаря государственной идеологии того времени.
средневековая монументальная живопись, иконография, «Небесный двор», Стефан Душан, монастырь Трескавац, императорская тематика, «Царский Деисус», Сербия, Византия, живопись Македонии
1. БабикŽ Б. Манастирот Трескавец со црквата Св. Успение Богородичино // Споменице за средновековната и поновата историjа на Македониjа. Скопjе, 1981. Т. IV. С. 37–52.
2. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
3. Беляев Д. Ф. BYZANTINA: Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Кн. 1: Обзор главных частей Большого Дворца византийских царей. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1891.
4. Васильев А. А. История Византийской империи. СПб.: Алетейя, 2013.
5. Грабар А. Император в византийском искусстве. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2000.
6. Грозданов Ц. Из иконографиjе Марков манастира // Зограф. 1980. № 11. С. 83–93.
7. Грозданов Ц. Исус Христос — Цар над Царевите во живописот на охридската архиепископиjа од XV–XVII век // Прилози. 1999. МАНУ XXX 1–2. С. 333–357.
8. Грозданов Ц. Христос Цар, Богородица Царица, небесните сили и светите воини во живописот од XIV и од XV век во Трескавец // Културно наследство. 1988. № XII–XIII. С. 5–20.
9. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М.: Индрик, 2000.
10. Ђуриић В. J. Три догађаjа у српскоj држави XIV века и њихов одjек у сликарству // Зборник за ликовне уметности. 1968. № 4. C. 66–115.
11. Жоливе-Леви К. Образ власти в искусстве Македонской династии. 867–1056 // Византийский временник. 1988. Т. 49. С. 143–161.
12. Метохит Т. На двору српског краља Милутина. Београд, Младост Турист Итака, 1998.
13. Миjовић П. Менолог. Београд, 1973.
14. Миjовић П. Царска иконографиjа у српскоj средњовековноj уметности // Старинар. 1968. № XVIII. С. 103–117.
15. Радовановић J. Jединство небеске и земаљске церкве у српском сликарству средњег века или ликови живых људи на фрескама и иконама средњег века // Зборник за ликовне уметности. 1964. № 20. Нови Сад. C. 47–68.
16. Радоjчић С. Минхенски српски псалтир // Зборник Филозофског факултета. 1963. Т. VII/1. С. 215–226.
17. Радоjчић С. Старо српско сликарство. Нови Сад: Академска књига, 2010.
18. Славева Л., Мошин В. Грамотите на Стефан Душан за манастирот Трескавец // Споменице за средновековната и поновата историjа на Македониjа. Скопjе. 1981. Т. IV. С. 55–67.
19. Смолчић-Макуљевић С. Манастир Трескавац у 15. веку и програм зидног сликарства наоса цркве Богородичиног Успења // Зборник Матице српске за ликовне уметности. 2009. № 37. С. 43–79.
20. Смолчић-Макуљевић С. Царски деисис и Небески двор у сликарству XIV века манастира Трескавац. Иконографски програм северне куполе припрате цркве Богородичног Успења // Трећа jугословенска конференциjа византолога. Крушевац 10–13. маj 2000. Студиjе и монографиjе / Л. Максимовић, Н. Радошевић, Е. Радуловић, уред. Књ. 2. Београд, Крушевац, 2002. C. 463– 472.
21. Тодић Б., Чанак-Медић М. Манастир Дечани. Београд, Музеj у Приштини, 2005.
22. Харисиjадис М. Jедна не довољно обjашњена сцена у Минхенском псалтиру и његовоj београдскоj копиjи // Зборник за ликовне уметности. 1969. № 5. С. 75–86.
23. Цветковски С. Портрети византиjских и српских владара у манастиру Трескавцу // Зограф. 2006–2007. № 31. С. 153–167.
24. Ћирковић С. Моравска Србиjа у историjи српског народа // Моравска школа и њено доба. Београд, 1972. C. 101–110.
25. Чиркович С. История сербов. М., 2009.
26. Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М.: Наука, 1975.
27. Buchtal H. The Exaltation of David // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1974. Vol. 37. P. 330–333.
28. Dagron G. Emperor and Priest. The Imperial Offi ce in Byzantium. Cambridge University Press, 2003.
29. Djurić V. I. L’art imper ial serbe: marques du statut imper ial et traits de prestige // Byzantium and Serbia in the 14th Century. National Hellenic Research Foundation. Institute for Byzantine Research. International Symposium 3 / E. Papadopulu, D. Dialety, ed. Athens, 1996. P. 23–56.
30. Freze A. Byzantine Octagon Domed Churches of the 11th Century and the Roman Imperial Architecture // Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva / S. V. Mal'tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova, red. SPb., 2015. Vyp. 5. S. 277–286.
31. Magdalino M. Manuel Komnenos and the Great Palace // Byzantine and Modern Greek Studies. 1978. Vol. 4. Issue 1. R. 101–114.
32. Oikonomides N. Emperor of the Romans — Emperor of the Romania // Byzantium and Serbia in the 14th Century. National Hellenic Research Foundation. Institute For Byzantine Research. International Symposium 3 / E. Papadopulu, D. Dialety, ed. Athens, 1996. P. 121–128.
33. Piltz E. A portrait of a Palaiologian emperor // Vizantiiskii vremennik. 1998. T. 55. P. 222–226.
34. The Emperors House. Palaces from Augustus to the Age of Absolutism / M. Featherstone, J.-M. Spieser, G. Tanman, U. Wulf-Rheidt, ed. Berlin; Boston; Walter de Gruyter; GmbH, 2015.
35. Woodfi n W. T. The embodied icon. Liturgical vestments and sacramental power in Byzantium. Oxford University Press; N. Y., 2012.
36. Μαυροπούλου-Τσιούμη Χ. ≪Παρέστη η βασίλισσα εκ δεξιών σου≫. Βηζαντινo εικoνα στο Αρχαιολογικo μουσείο της Βεροίας // Μνείας χάριν. Tόμος στη μνήμη Μαίρης Σιγανίδου / Μ. Λιλιμπάκη-Ακαμάτη, Κ. Τσακάλου-Τζαναβάρη, έκδ. Θεσσαλονίκη, 1998. Σ. 141–160 / Per. s grech. M. V. Borodkina.

Немыкина Елена Александровна

Петров Дмитрий Аркадьевич

Отражение в церковном строительстве 1510-1520-х гг. присоединения Василием III Пскова и Смоленска

Петров Д. А. Отражение в церковном строительстве 1510-1520-х гг. присоединения Василием III Пскова и Смоленска // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 67-80

DOI: 10.15382/sturV201624.67-80
Статья посвящена установлению возможной связи посвящения престолов церквей — колоколен Одигитрии Смоленской в суздальском Покровском (1516) и Иосифо-Волоцком (1515 (?)) монастырях со взятием Смоленска в июле 1514 г. и строительством грандиозного шестистолпного пятиглавого Спасского собора в Хутынском монастыре в Новгороде, по предполагаемому обету, данному Василием III в связи с присоединением Пскова летом 1510 г. Также высказывается предположение, что переустройство Златоустовского монастыря в Москве с возведением там каменной церкви и придание ему особого статуса выполнено по обету, данному великим князем в память о присоединении Новгорода.
Василий III, св. Варлаам Хутынский, прп. Иосиф Волоцкий, церковь Одигитрии Смоленской, присоединение Пскова и Смоленска, присоединение Новгорода, обетное строительство
1. Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов. XV — начало XVII в. М., 1998.
2. Алексеев А. И. Заметки о религиозности Ивана III // Исследования по истории средневековой Руси. М.; СПб., 2006. С. 177–201.
3. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области / Сост. М. И. Миль чик. 2-е изд. СПб., 2014.
4. Баталов А. Обетное строительство в Москве «на рву» и в Пскове «на гребле»: закономерности сакральной топографии средневекового города // Искусствознание. 2013. № 1–2. С. 10–37.
5. Бондаренко И. А. К вопросу о «лествичном» построении церкви Иоанна Лествичника в Московском Кремле // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. Вып. II. М., 1995. С. 109–116.
6. Булкин В. А. К истории новгородского зодчества начала XVI в. // Проблемы комплексного изучения Северо-Запада РСФСР. Л., 1972. С. 18–19.
7. Булкин В. А. О церкви Вознесения в Коломенском // Культура средневековой Руси. М., 1974. С. 114.
8. Булкин В. А. Храм-колокольня во имя Григория Армянского в Хутынском монастыре под Новгородом // Художественно-исторические памятники Можайска и русская культура XV–XVI вв. Можайск, 1993. С. 32–49.
9. Булкин В. А. Материалы к строительной истории новгородского Антониева монастыря // Храм и культура: Древнерусский семинар. Вып. 12. СПб., 1996. С. 105–126.
10. Булкин В. А. Постройка тверских мастеров в новгородском Хутынском монастыре // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху Средневековья. Вып. 1. Тверь, 1996. С. 85–90.
11. Варганов А. Суздаль. М., 1944.
12. Варганов А. Суздаль. Историко-экономический очерк. Владимир, 1957.
13. Варганов А. Суздаль. Очерки по истории и архитектуре. Ярославль, 1971.
14. Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII века. М., 2009.
15. Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. М., 1975.
16. Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.
17. Воронин Н. Н. Хутынский столп 1535 года: К проблеме шатровой архитектуры // Советская археология. 1946. Вып. 8. С. 300–305.
18. Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988.
19. Гра М., Жеромский Б. Коломенское. М., 1970.
20. Гуляницкий Н. Ф. Колокол в древнерусской архитектуре // Архитектурное наследство. Вып. 36. М., 1988. С. 64–93.
21. Достоевский М. Суздаль. М., (б.г.).
22. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., 1950.
23. Зимин А. А. Дьяческий аппарат в России в XV–XVI вв. // Исторические записки. М., 1971. № 87. С. 240–241.
24. Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1971.
25. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России. М., 1988.
26. Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006.
27. Ильенкова Н. В. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. Исследования // Охрана и реставрация памятников архитектуры. Опыт работы мастерской № 13. М., 1981. С. 75–81.
28. Ильин М. А. Собор Василия Блаженного и градостроительство XVI в. // Ежегодник Института истории искусств АН СССР. М., 1952. С. 217–256.
29. Ильин М. А. Шатровое зодчество XVI века // История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 409–461.
30. Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI в. М., 1980.
31. Историческое описание Иосифова Волоколамского второклассного монастыря, Московской губернии, составленное онаго же монастыря иеромонахом Нектарием в 1886 г. М., 1887.
32. Кавельмахер В. В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря // Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря: Проблемы изучения, реставрации и музеефикации. Материалы научно-практической конференции. 30–31 октября 1986 г. М., 1989. С. 11–13, С. 13, примеч. 2.
33. Кавельмахер В. В. Новые исследования Распятской колокольни Успенского монастыря в Александрове // Памятники архитектуры древней Александровой Слободы. Владимир, 1995. С. 75–110.
34. Кавельмахер В. В. О приделах Архангельского собора // Архангельский собор Московского кремля. М., 2002. С. 153, примеч. 3.
35. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. М.; Л., 1955.
36. Касаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Ч. 1: Владимир, 1906.
37. Кром М. М. Меж Русью и Литвой: Западнорусские земли в системе русско-литовских отношений конца XV — первой трети XVI в. М., 2010.
38. Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича / Примеч. Б. Г. Курца. Харьков, 1915.
39. Мельник А. Г. Практика посвящений храмов во имя патрональных великокняжеских и царских святых в XVI веке // Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999. С. 38.
40. Мельник А. Г. Колокольня XVI в. ростовского Успенского собора // Колокола и колокольни Ростова Великого. Сообщения Ростовского музея. Вып. 7. Ярославль, 1995. С. 166–167.
41. Мильчик М. И. Архитектурные аспекты изучения иконографии новгородского Антониева монастыря // Средневековая архитектура и монументальное искусство: Раппопортовские чтения. СПб., 1999. С. 81–84.
42. Мильчик М. И., Секретарь Л. А. Новгородский Антониев монастырь на иконах XVI-XVIII вв. // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000. С. 273–299.
43. Новгородские летописи. СПб., 1879.
44. Петров Д. А. Центрические сооружения времени Василия III и регентства Елены Глинской. Проблемы и интерпретации // Архив архитектуры. Вып. 9. М., 1997. С. 128–161.
45. Петров Д. А. Строительство Василия III в Новгороде и Новгородской земле в первые десятилетия XVI века: церковь Жен-Мироносиц и Успенский собор в Тихвине, Успенская церковь в Ивангороде, Спасо-Преображенский собор Хутынского монастыря в Новгороде // Доклад на XXIХ научной  конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология». Великий Новгород 27–29 января 2015 г.
46. Подъяпольский С. С. Архитектурные памятники Спас-Каменного монастыря XV–XVI веков // Древнерусское искусство: Искусство Москвы и прилегающих княжеств. М., 1970. С. 450–453.
47. Подъяпольский С. С. О первоначальном виде столпа Ивана Великого // Реставрация и архитектурная археология. Материалы и исследования. М., 1995. С. 98–108.
48. ПСРЛ. Т. IV. Ч. 1. М., 2000. С. 516, 524.
49. ПСРЛ. Т. IV. Вып. 3. М., 2000. С. 540.
50. ПСРЛ. Т. V. Вып. 1. М., 2003. С. 93, 96.
51. ПСРЛ. Т. V. Вып. 2. М., 2000. С. 258, 298.
52. ПСРЛ. Т. VI. СПб., 1853. С. 256.
53. ПСРЛ. Т. VI. Вып. 2. М., 2001. Стб. 397–398.
54. ПСРЛ. Т. VI. М., 2001. С. 257.
55. ПСРЛ. Т. VIII. М., 2001. С. 165, 184, 198, 201, 213–214, 259.
56. ПСРЛ. Т. XII. М., 2000. С. 130, 137, 158, 171, 187, 192.
57. ПСРЛ. Т. XIII. М., 2000. C. 17–18.
58. ПСРЛ. Т. XIII. Ч. I. М., 2001. С. 24.
59. ПСРЛ. Т. XVIII. Симеоновская летопись. М., 2007. С. 229, 250, 269–270.
60. ПСРЛ. Т. XXI. Ч. II. СПб., 1913. С. 554–555.
61. ПСРЛ. Т. XXVI. М., 2006. С. 255, 257, 305.
62. ПСРЛ. Т. XXX. М., 2009. С. 141.
63. ПСРЛ. Т. XXXIV. М., 1978. С. 15.
64. Ратомская Ю. В. Столпообразная церковь Николая Чудотворца в Покровско-Паисиевском монастыре в Угличе // Архив архитектуры. Вып. IX. М., 1997. С. 162–169.
65. Ратомская Ю. В. Церковь Николы Зарайского в Коломне и колоколенные сооружения второй половины XV–XVI века // Архитектурное наследство. Вып. 47. М., 2007. С. 68–76.
66. Ратомская Ю. В. О внутреннем пространстве столпообразных храмов XVI века // Зубовские чтения. Вып. 4: Образы власти, институты и культурное пространство российского общества в XV–XVII вв., принципы научной реконструкции и музеефикации памятников и интерьеров. 16–17 октября 2006, г. Александров. М., 2008. С. 189–195.
67. Ратомская Ю. В. К вопросу о прототипах русских столпообразных храмов 1520–1530-х годов // Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет. Московский Кремль XV столетия. Т. 2. М., 2011. С. 293–299.
68. Савосичев А. Ю. Дьяки и подьячие второй половины XV в. // Вопросы истории. 2009. № 9. С. 110–120.
69. Седов Вл. В. Псковская архитектура XVI века. М., 1996.
70. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. II. Ч. I. М., 1997.
71. Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву // Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря. М., 1906. С. 16–18, 22, 52.
72. Торопов С., Щепетов К. Иосифо-Волоколамский монастырь. М., 1946.
73. Федоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале. Владимир, 2012.
74. Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980.
75. Церковно-историческое описание суздальских достопамятностей / Сочинение магистра иеромонаха Иоасафа. Чугуев, 1857.
76. Ядрышников В. А. Новгородские храмы «под колоколы» // Труды Государственного Эрмитажа XXXIV. Архитектурно-археологический семинар: Изучение и реставрация памятников древнерусской архитектуры и монументального искусства: Материалы научных конференций памяти архитектора реставратора Г. М. Штендера (1927–1992), состоявшихся 19–22 октября 1993 г. и 15–18 апреля 2003 г. в Новгородском филиале института «Спецпроектреставрация» и Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике. СПб., 2007. С. 201–213.

Петров Дмитрий Аркадьевич

Тимуск София Александровна

Ирмологий БАН 16.15.13 - уникальный памятник постоянного многоголосия

Тимуск С. А. Ирмологий БАН 16.15.13 - уникальный памятник постоянного многоголосия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 81-100

DOI: 10.15382/sturV201624.81-100
Статья посвящена Ирмологию БАН 16.15.13. — уникальному памятнику сер. XVIII в. Это единственный известный в современной музыкальной медиевистике Ирмологий в стиле постоянного многоголосия. Памятник содержит партесные гармонизации знаменного роспева, которые зафиксированы киевской квадратной нотой и оформлены в виде партитуры. В настоящей публикации раскрывается процесс «возведения партитуры», рассматриваются особенности бытования первоисточника — знаменного роспева — в условиях многоголосия, производится музыкальный анализ фактуры. Полученные сведения позволяют ввести памятник в контекст древнерусских певческих книг, выявив как общность, так и «нетрадиционность» многоголосного оформления ирмосов для времени создания Ирмология. В завершении статьи публикуются ирмосы канона Пасхи в стиле постоянного многоголосия.
Постоянное многоголосие, партесная гармонизация, знаменный роспев, Ирмологий, ирмос, Канон Пасхи
1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного роспева. Л., 1984.
2. Буцкая С. Б. К проблеме народных первоисточников в партесном многоголосии // Методы музыкально-фольклористического исследования: Сб. науч. тр. / МГК им. П. И. Чайковского. М., 1989. С.146–157.
3. Буцкая С. Б. Проблема партесного многоголосия в России: Автореф. дис. … канд. иск. М., 1991.
4. Гурьева Н. В. Система осмогласия в русской литургии конца XVII века // Музыкальная академия. М., 2001. № 3. С. 95–103.
5. Гусейнова З. М. Ирмологий (нотированный): Учеб. пособие. СПб., 1999.
6. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII–XIX веков. Синодальная традиция. СПб., 2003.
7. Казанцева М. Г. История певческого искусства в письменной культуре Древней Руси XII–XVII вв. (по книге Ирмологий): Автореф. дис. … канд. иск. М., 1995.
8. Келдыш Ю. В. История русской музыки. Т. 1: Древняя Русь. XI–XVII в. М., 1983.
9. Морева А. Н. Функционирование книги Ирмологий в русском церковно-певческом искусстве: дипломная работа. СПб., 2006.
10. Мосягина Н. В. Монах Тихон Макарьевский. Ключ Разумения / Исследование памятника, расшифровка знаменной нотации Н. В. Мосягиной. СПб., 2014.
11. Певческие рукописи в собрании Библиотеки Российской Академии наук: Каталог выставки / Сост. Ф. В. Панченко; ред. А. А. Амосов. СПб.: БАН, 1994.
12. Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой Богородице): Исследование и публикация. М., 2005.
13. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: Источниковедение, история, теория. М., 2015.
14. Протопопов В. В. Партесное пение // Музыкальная энциклопедия. Т. 4. М., 1978. С. 190–193.
15. Скребков С. С. Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII века: Очерки / Под ред. Ю. В. Келдыша; Ин-т истории искусств. М., 1969.
16. Соколов П. И. Каталог обстоятельный рукописным книгам Священного Писания, поучительным и до Священной истории касающимся в библиотеке Императорской Академии наук. СПб., 1818.

Тимуск София Александровна

Вискова Ирина Владимировна

Многохорные сочинения Марцина Мельчевского

Вискова И. В. Многохорные сочинения Марцина Мельчевского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 101-110

DOI: 10.15382/sturV201624.101-110
Статья посвящена творчеству известного польского композитора Марцина Мельчевского, который под влиянием итальянской композиторской школы на рубеже XVI–XVII вв. обратился к практике написания многохорных композиций. Из сохранившегося наследия Мельчевского наибольшая часть сочинений написана для двух взаимодействующих между собой хоров вокальных и двух хоров инструментальных в различных сочетаниях: два хора вокальных в сочетании только с basso continuo, два хора вокальных и инструментальный ансамбль, два хора вокальных и два различных ансамбля инструментальных. В работе рассматриваются различные традиции формирования многохорных сочинений, проявившиеся в творчестве композитора.
Марцин Мельчевский, польская музыка, музыка эпохи барокко, многохорные композиции
1. Przybyszewska-Jarmińska B. Włoskie “szkoły” polichoralności z perspektywy dworow polskich Wazow i austriackich Hasburgow // Polski Rocznik Muzykologiczny. 2005. IV. P. 57–75.
2. Przybyszewska-Jarmińska B. Z luterańskiego wyboru. Zachowany repertuar wokalnoinstrumentalnej muzyki religij nej kapelistow polskich Wazow // Polski Rocznik Muzykologiczny. 2004. III. P. 21–32.
3. Przybyszewska-Jarmińska B. Muzyka pod patronatem polskich Wazow. Marcin Mielczewski. Institutu Sztuki PAN. Warszawa. 2011.
4. Przybyszewska-Jarmińska B. Barok, cz. I, 1595–1696. Seria “Historia muzyki polskiej”. Warszawa. Sutkowski Edition. 2007.
5. Szweykowscy Anna i Zygmunt. Włosi w kapeli krolewskiej polskich Wazow. Krakow, 1997. P. 133–165.
6. Szweykowski Zygmunt. Z problemow techniki polichoralnej Marcina Mielczewskiego // Marcin Mielczewski. Studia / Ed. Zygmunt M. Szweykowski, in the series Acta Musicologica Universitatis Cracoviensis VII. Krakow, 1999. P. 125–138.

Вискова Ирина Владимировна

Глазунова Ольга Николаевна; Денисов Сергей Александрович

Меднолитые иконы с изображением Св. Николая Можайского из Ново-Иерусалимского монастыря

Денисов С. А. Меднолитые иконы с изображением Св. Николая Можайского из Ново-Иерусалимского монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 111-119

DOI: 10.15382/sturV201624.111-119
Статья посвящена атрибуции двух меднолитых икон с изображением св. Николая Можайского, найденных в ходе археологических исследований в Ново-Иерусалимском монастыре в 2011 и 2014 гг. Первая из них — малый трехчастный створ «Николай Можайский. Избранные святые», датируемый 2-й пол. XVIII в. и изготовленный предположительно в центральных районах России. Второй предмет — прорезная икона с одиночным изображением святого — также датируется 2-й пол. XVIII в. и происходит из центральных губерний страны. Находка таких икон в Ново-Иерусалимском монастыре подчеркивает его культурные связи с другими регионами Российской империи.
Ново-Иерусалимский монастырь, археологические исследования, меднолитый створ, складень, иконография, св. Николай Можайский, прорезная икона
1. Беляев Л. А. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь как памятник археологии начала Нового времени // РА. 2013. № 1. С. 30–41.
2. Беляев Л. А. Керамические иконы Христа в Ново-Иерусалимском монастыре // В созвездии Льва: сб. ст. по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица / [Отв. ред. М. А. Орлова]. М., 2014. С. 48–61.
3. Беляев Л. А. Фляга патриарха Никона и ее европейские аналоги // Живая старина. 2014. № 4. С. 2–5.
4. Беляев Л. А. Новый Иерусалим и другие эталонные памятники Нового времени в России // От Смуты к Империи. Новые открытия в области археологии и истории России XVI–XVIII вв. М., 2016 (в печати).
5. Беляев Л. А., Глазунова О. Н. Маркёры Запада: новые элементы европейской художественной и технологической традиции в археологических материалах Ново-Иерусалимского монастыря // Традиции и инновации в истории и культуре. М., 2015. C. 147–154.
6. Берестецкая Т. В. О некоторых проблемах изучения выговского литья // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: Cб. науч. ст. и мат-лов / Отв. ред. и сост. А. Л. Пашков. СПб., 2003. С. 231–237.
7. Бурганова М. А. Русская сакральная скульптура. М., 2003.
8. Величков А. Н. Город Можайск, его святыня и окрестности. М., 1880.
9. Винокурова Э. П. Поморские датированные складни // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность, искусство, археология. 1988. М., 1989. С. 338–345.
10. Винокурова Э. П. Литая медная пластика конца XVII — начала XX вв.: Введение в типологию // Древнерусская скульптура: Проблемы и атрибуция: сб. ст./ Ред-сост. А. В. Рындина. М., 1993. Вып. 2. Ч. 1. С. 188–216.
11. Винокурова Э. П. О типологии медной художественной пластики конца XVII–XIX вв.: Принципы формирования научного каталога // Русское медное литье / Сост. С. В. Гнутова. М., 1993. Т. 1. С. 34–42.
12. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XII–XX веков из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. М., 2000.
13. Зотова Е. Я. Мастера-литейщики Преображенской общины в Москве — продолжатели традиций Выговской пустыни // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: сб. науч. ст. и мат-лов / Отв. ред. и сост. А. Л. Пашков. СПб., 2003. С. 238–243.
14. Зотова Е. Я. Гуслицкое и загарское медное литье: Проблема классификации // Гуслица старая и новая: Мат-лы конференции / Ред.-сост. С. С. Михайлов. М., 2004. С. 50–57.
15. Калишева Г. П. Коллекция медного литья Кемеровского краеведческого музея // Разыскания: историко-краеведческий альманах / Сост. Л. Ф. Кузнецова. Кемерово, 1999. Вып. 5. С. 114–121.
16. Карпенко Е. В. «Образ литой, старинный…» Медное художественное литье XII–XX веков из собрания Национального музея республики Беларусь. Минск, 2002.
17. Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII вв. в собрании Загорского музея: Каталог. Загорск, 1966.
18. Принцева М. Н. Коллекция медного литья Ф. А. Калинкина в собрании Отдела истории русской культуры Эрмитажа // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность, история, археология. 1984. М., 1986. С. 396–408.
19. Рындина А. В. Основы типологии русской деревянной скульптуры «Никола Можайский». Икона и святые мощи // Искусство христианского мира. М., 2002. Вып. 6. С. 99–115.
20. Рындина А. В. Символические и иконографические аспекты древней статуи «Николы Можайского» // Искусство христианского мира: Cб. ст. / Гл. ред. протоиерей А. Салтыков. М., 2005. Вып. 9. С. 133–150.
21. Савина Л. Н. К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX — начале XX вв. // Русское медное литье / Сост. С. В. Гнутова. М., 1993. Т. 1. С. 48–55.
22. Собрание постановлений по части раскола. Т. 1. СПб., 1860.
23. Шевченко Э. В. Василий Парийский. Иконография // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 88.

Глазунова Ольга Николаевна


Денисов Сергей Александрович

Масленникова Ирина Александровна

Золотая Царицына палата Кремлевского дворца: проблемы изучения памятника

Масленникова И. А. Золотая Царицына палата Кремлевского дворца: проблемы изучения памятника // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 120-134

DOI: 10.15382/sturV201624.120-134
Истории дворцового церемониала и частной жизни царской семьи периода Московской Руси посвящены труды исследователей разных эпох, данной тематики в той или иной степени касались в своих работах ведущие русские историки XVIII–XIX вв., публиковались многочисленные сборники архивных документов. Особо следует отметить вклад знаменитого историка Москвы И. Е. Забелина в изучение бытования государева двора как в официальном церемониале, так и в повседневном быту. Подобный ракурс исследований оказался вне рамок советской историографии, однако в последние десятилетия наблюдается всплеск интереса к теме. Статья посвящена истории и направлениям дальнейшего исследования древней части государева двора и, в частности, тронного зала русских государынь — Золотой Царицыной палаты Большого Кремлевского дворца. Памятник был построен на рубеже XV–XVI вв. в комплексе строительства дворца великого князя Ивана III. В своем художественном оформлении (архитектурном и живописном) он воплотил ключевые идеи времени расцвета Московского царства. В качестве тронного зала русских цариц палата начинает упоминаться в исторических источниках с кон. XVI в., ее бытование в дворцовом пространстве на протяжении почти всего XVI в. — одна из многочисленных лакун в изучении памятника. Вопросы датировки и терминологии, относящиеся к палатам древней части государева двора; структура древнего дворца и его роль в торжественном церемониале и повседневной жизни царской семьи — составляют круг тем, которые затрагиваются в статье. Особо следует отметить перспективы изучения росписей Золотой Царицыной палаты, которые по своему исполнению и тематике ставят памятник в один ряд с лучшими произведениями монументальной живописи 1-й пол. XVII в. В статье осуществлена попытка источниковедческой трактовки фрагментов стенописи, которые считаются неатрибутированными. Дальнейшее изучение иконографической концепции росписей в контексте других памятников эпохи сходной тематики; проблемы развития русской дворцовой культуры — вот лишь некоторые направления дальнейших исследований истории древнего государева двора и его женской половины.
Московский Кремль, история, историография, источники, дворцовый ансамбль, Царицына палата, тронный зал, росписи, реставрация, идейный замысел
1. Афиногенов Д. Е. Повесть о прощении императора Феофила и Торжество Православия. М., 2003.
2. Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец, Дворцовые церкви и Придворные соборы. М., 1916.
3. Дмитриевский А. А. Архиепископ Элассонский Арсений и мемуары его из русской истории. Киев, 1899.
4. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2000.
5. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991.
6. Масленникова И. А. Золотая Царицына палата Кремлевского дворца: к истории создания и реставрации росписей // Исторический журнал. Научные исследования. 2014. № 2. С. 185–195.
7. Масленникова И. А. Традиции праздничных приемов в тронном зале русских цариц // Родина. 2015. № 6. С. 104–106.
8. Морозова Л. Е. Русские княгини: женщины и власть. М., 2004.
9. Пархоменко В. А. Древнерусская княгиня Ольга. Киев, 1911.
10. Подъяпольский С. С., Евдокимов Г. С., Рузаева Е. И. и др. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV–XVI вв. // Русское искусство позднего Средневековья: XVI век. СПб., 2003. С. 51–99.
11. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.
12. Рихтер Ф. Ф. Памятники древнего русского зодчества. М., 1853.
13. Снегирев И. М. Памятники московской древности. М., 1842.
14. Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н. Московский Кремль. История архитектуры. М., 1967.

Масленникова Ирина Александровна

Старостина Татьяна Алексеевна

Об особенностях обиходной гармонии (на примере стихирных напевов московской традиции)

Старостина Т. А. Об особенностях обиходной гармонии (на примере стихирных напевов московской традиции) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 135-165

DOI: 10.15382/sturV201624.135-165
Статья посвящена особенностям гармонического языка обиходного многоголосия. Материал анализа составляют стихирные напевы восьми гласов в тех версиях, которые ныне распространены в клиросной практике московской традиции. Методика анализа основана на функциональной концепции, магистральной для музыкально-теоретической школы Московской консерватории. Понятие функции рассматривается как в контексте тональной организации, так и в условиях модальности — высотной системы, в центре которой лежит звукоряд. Также привлекаются элементы аналитической техники, разработанной в рамках структурно-типологического метода. Результаты проделанного анализа дают основание утверждать, что ладовые свойства уставного напева воздействуют на функциональный состав тональности гармонизаций и способствуют индивидуализации высотной системы обиходного многоголосия. Основные ее тенденции — это ярко выраженная ладовая переменность (преимущественно параллельная) и выведение на первый план нетонических функций, в первую очередь доминанты. В результате образуется центробежная высотная система, в полной мере соответствующая литургическому контексту и эмоциональному строю православного бого служения.
обиходная гармонизация, состояния тональности, инверсионная тональность, переменная тональность, высотная опора, каденционное ударение, функциональный метод
1. Азбука осмогласия. Вып. 1: Стихиры / Сост. Л. П. Заманская, О. А. Тартаковская. М.: ПСТГУ, 2008.
2. Артемова Е. Г. Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX — начала XX в.: Историко-стилевой аспект: Дис. … д-ра иск. Т. I. М.: МГПИ, 2015.
3. Беляев В. М. Древнерусская музыкальная письменность. М.: Советский композитор, 1962.
4. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972.
5. Гиливеря В. Е. Осмогласие как интонационная основа современного православного богослужения: Дис. … канд. иск. Новосибирск: НГК (академия) им. М. И. Глинки, 2008.
6. Гуляницкая Н. С. Русское гармоническое пение. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995.
7. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические проблемы русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
8. Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церковного пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
9. Кандинский А. И. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков // Советская музыка. 1991. № 5. С. 4–9; № 7. С. 91–97.
10. Карманов К. Л. Музыкальное творчество архимандрита Матфея (Мормыля) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. Вып 1 (3). С. 145–184.
11. Кастальский А. Д. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М.: Изд. П. И. Юргенсона, 1909. Репринтное изд. 2005.
12. Лебедев С. Н. Прототональность в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения // Ad Musicum. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания. М.: МГК, 2008. С. 33–47.
13. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825). М.: Прогресс-Традиция, 2004.
14. Лыжов. Г. И. Теоретические проблемы мотетной композиции второй половины XVI века (на материале Magnum opus musicum Орландо ди Лассо): Дис. … канд. иск. М.: МГК, 2003.
15. Мясоедов А. Н. О гармонии русской музыки: Корни национальной специфики. М.: ПСТБИ, 1998.
16. Мясоедов А. Н. Гармония: Учебник для регентов. М.: ПСТБИ, 2002.
17. Пинчуков Е. А. Формула старинного пассамеццо: К предыстории тональной гармонии // Старинная музыка. 2011. № 1–2. С. 28–34.
18. Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX — начала XX века: Страницы истории. М., 2007.
19. Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов: Исследование и публикация. М.: Издательский дом «Композитор», 2005.
20. Потемкина Н. А. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода на примере московской традиции: Дис. … канд. иск. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999.
21. Протопопов В. В. Музыка русской литургии. М.: Композитор, 1999.
22. Русское православное церковное пение в XX веке: Советский период // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX / Подготовка текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.
23. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд. М.: Советский композитор, 1971.
24. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. 2-е изд. М.: Музыка, 1971.
25. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2003.
26. Холопов Ю. Н. Гармония: Практический курс. Ч. 1. М.: Издательский дом «Композитор», 2003.
27. Холопов Ю. Н. «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в русской монодии // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: Сб. науч. трудов / Отв. ред. С. П. Кравченко, А. Н. Кручинина. Л.: ЛГК, 1987. С. 106–128.
28. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861–1918) // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III / Сост. А. А. Наумов, М. П. Рахманова; вступ. ст., подготовка текста и коммент. М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2002. C.
29. Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität (Saarbrücker Studien zur Musikwissenschaft II). Kassel, 1968.

Старостина Татьяна Алексеевна

Серикбаева Оксана Оскенбаевна

Стефан Иванович Бабицкий и его "Соборник Рижский"

Серикбаева О. О. Стефан Иванович Бабицкий и его "Соборник Рижский" // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 166-178

DOI: 10.15382/sturV201624.166-178
Настоящая статья посвящена Стефану Ивановичу Бабицкому, знатоку церковнопевческих традиций Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Сведений о его жизни почти не сохранилось. По документам, обнаруженным в Национальном архиве Латвии в г. Риге, можно установить, что уже в 20-е гг. его жизнь была связана с рижской общиной. В 1944 г. Стефан Бабицкий составляет тетрадь для левого клироса, и предположительно тогда же им создается «Соборник Рижский» — певческая рукопись, находящаяся в частной коллекции. Изучение состава рукописи Бабицкого позволяет сделать вывод о том, что этот новооткрытый источник является удивительным образцом поздней старообрядческой культуры, отражающим особенности богослужебно-певческой практики 1-й пол. ΧΧ в.
Стефан Бабицкий, «Соборник Рижский», Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, РГСО, старообрядцы, староверие, знаменные нотации, знаменный распев (роспев)
1. Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши: Краткий исторический и биографический словарь. Вильнюс, 2005.
2. Бегунов Ю. К. Обзор собраний древнерусских рукописных книг города Риги. URL: http://annales.info/rus/small/ae61_beg.htm (дата обращения: 22.05.16).
3. Бубнов Н. Ю. Рукописи из собрания Рижской Гребенщиковской общины в библиотеке АН СССР // Сборник научных трудов БАН. Л., 1980. С. 99–104.
4. Григорьева В. Ю. Чтобы пробудить интерес к древнерусскому пению, требуется длительное воспитание вкуса. URL: http://ruvera.ru/articles/interes_drevnerusskomu_peniyu (дата обращения: 22.05.16).
5. Марии Иерофеевне Пепеляевой 70 лет // Поморский вестник. № 22–23. Рига, 2010. C. 146–147 (Издание старообрядческого общества Латвии. № 22–23, декабрь 2009 — февраль 2010).
6. Поташенко Г. В. Роль и значение РГСО в истории староверия // Латвийские староверы: Исторический опыт сохранения идентичности / Гаврилин А. В., ред. Рига, 2014. С. 23–53.
7. Поташенко Г. В. Рижская федосеевская община и принятие браков в XIX в. // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы. М., 2002. С. 488–497.
8. Яблоков Н. А. Рижская Гребенщиковская старообрядческая община и ее молитвенный дом: Воспоминания // Рижский старообрядческий сборник. Вып. II. Рига, 2011. С. 192.

Серикбаева Оксана Оскенбаевна