Русская церковная музыка 1-й пол. XIX в. поставлена нами в общеевропейский контекст и соотнесена с важным на тот момент движением «цецилианства», что позволило выявить ее значение для европейского хорового исполнительства эпохи. В статье впервые публикуется перевод переписки будущего императора Николая I и Вильгельма Фридриха III, позволяющей установить датировку «Немецкой обедни» Д. С. Бортнянского — январьмарт 1824 г. Удалось установить, что «Немецкая обедня» была заказана Бортнянскому прусским монархом, питавшим особую любовь к русскому богослужебному пению, в ходе его работы по реформированию прусской Литургии. Скорректировав ошибочное суждение А. Шуберта, нам удалось показать, что известное в Германии сочинение «Ehre sei Gott in der Höhe» («Великое славословие») является частью «Немецкой обедни», подтвердив тем самым авторство Бортнянского, что позволило уточнить его влияние на развитие немецкой литургической музыки.
Бортнянский, Немецкая обедня, цецилианство, Николай I, Вильгельм Фридрих III, русская церковная музыка, немецкая литургическая музыка
1. Берлиоз Г. Избранные статьи. М., 1956.
2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: В 2 т. Т. II: История. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.
3. Лебедева-Емелина А. В. «Немецкая обедня» Бортнянского: загадочное произведение // Музыкальная академия. 2006. № 1. С. 180–189.
4. Лебедева-Емелина А. В. «Немецкая обедня» Бортнянского: первая публикация произведения // Множественность научных концепций в музыкознании: Сборник статей, нотные публикации к 60-летию Е. М. Левашева: Мат-лы междунар. конференции «Келдышевские чтения — 2005». М.: Композитор, 2009. С. 135–144 (текст), 406–440 (ноты).
5. Плотникова Н. Ю. Обработки древних роспевов в творчестве Д. С. Бортнянского // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: Мат-лы междунар. науч. конференции. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. С. 35–49.
6. Рыцарева М. Г. Дмитрий Бортнянский: Жизнь и творчество композитора. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Композитор, 2015. 392 с., [24] с. ил., нот.
7. Сапонов М. А. Русские дневники и мемуары Р. Вагнера, Л. Шпора, Р. Шумана. М.: Дека-ВС, 2004.
8. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. М.; Л., 1929. Переиздание: Directmedia, 2013. Т. 2. В. 6.
9. Brodbeck D. 1992 “A Winter of Discontent. Mendelssohn and the Berliner Domchor”, in Todd R. L. (ed.) Mendelssohn Studies, Cambridge MA, 1992, pp. 1–32.
10. Brusniak F. 1995 “Chor und Chormusik”, in Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Sachteil, Kassel, 1995, vol. 2, col. 766–823.
11. Frumkis T. 2000 “Bortnjanskij”, in Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Personenteil, Kassel, 2000, vol. 3, col. 455–460.
12. Gmeinwieser S. 2001 “Cecilian Movement”, in Sadie S. (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 5, pp. 333–334.
13. Grove G., Musgrave M. 2001 “Neithardt”, in Sadie S. (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 17, p. 746.
14. Holmes W. C. 2001 “A¡cappella”, in Sadie S. (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 1, p. 46.
15. Leupold U. Die liturgischen Gesänge der evangelischen Kirche im Zeitalter der Aufklärung und der Romantik, Kassel, 1933.
16. Rettinghaus K. Studien zum geistlichen Werk Otto Nicolais, Berlin, 2014.
17.
Schubert A. 2013 “Liturgie der Heiligen Allianz. Die liturgischen und
politischen Hintergründe der Preußischen Kirchenagende von 1821/22”, in Zeitschrift für Theologie und Kirche, 2013, vol. 110, pp. 337–361.
18. Schubert A. 2015 “Dimitrij Bortnjanskijs Vertonung der Preußischen Kirchenagende von 1823/24”, in Jahrbuch für Liturgik und Hymnologie, 2015, vol. 54, pp. 35–41.
19.
Young P. M., Smith J. G. 2001 “Chorus (i) [Choir]. The Baroque. From
the mid-18th Century to the Later 19th”, in ie S. (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 5, pp. 773–783.
Антоненко Екатерина Юрьевна