/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :3 (23)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Чемезова Ксения Евгеньевна

Культ св. Олава в Норвегии и история строительства Нидаросского собора

Чемезова К. Е. Культ св. Олава в Норвегии и история строительства Нидаросского собора // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 7-21

DOI: 10.15382/sturV201623.7-21
Святой Олав является важной фигурой как в политической, так и в религиозной жизни средневековой Норвегии. Развитие каменного строительства в Нидаросе (совр. Тронхейм) прямым образом связано с церковной историей: обособлением норвежской Церкви от шведского архиепископства в Лунде и созданием римским легатом Николасом Брейкспиром самостоятельного архиепископского центра в Тронхейме в 1152–1153 гг. Большую роль в перестройке собора сыграло широкое распространение культа св. Олава и становление крупного паломнического центра в Нидаросе. Цель данной публикации — изучить историю культа Олава Святого в Норвегии и определить его влияние на архитектуру собора в Нидаросе. В статье также воссоздается история строительства Нидаросского собора (ок. 1070–1300-е гг.) и выявляются основные особенности его архитектурных конструкций и декоративных элементов. Кроме того, в публикации исследуются возможные иноземные влияния, которые, тем или иным образом, проявились в архитектуре собора. Автор проводит прямые параллели с английскими памятниками и выявляет причины возникновения тех или иных деталей в норвежском храме.
культ св. Олава, скандинавское искусство, Нидаросский собор, собор св. Олава в Тронхейме, каменная архитектура в Норвегии, средневековое искусство
1. Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь. М., 2002.
2. Blum P. Z. The Salisbury Chapter House and its Sixty Old Testament Scenes, Salisbury, 2010.
3. Bumpus T. F. The Cathedrals and Churches of Norway, Sweden and Denmark, London, 1908.
4. Derry T. A History of Scandinavia: Norway, Sweden, Denmark, Finland and Iceland, Minneapolis, 1979.
5. Ekroll Ø. Nidaros Cathedral, Trondheim, 2009.
6. Ekroll Ø. The Archbishop’s Palace Museum, Trondheim, 1997.
7. Fischer G. Domkirken i Trondheim, Oslo, 1965.
8. Harrison S. 2012 “The Cathedral of Archbishop Eystein: Sequences, Style, Dating and Influences”, in Eystein Erlendsson: erkebiskop, politiker og kirkebygger, Trondheim, 2012, pp. 97–111.
9. Herman M. Style as Choice: the Octagon Portal of Trondheim Cathedral, Oslo, 2011.
10. Kalvi G. Norwegian Architecture, Past and Present, Oslo, 1958.
11. Leach H. G. 1909 “The Relations of the Norwegian with the English Church, 1066–1399, and their importance to comparative literature”, in Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences, 1909, vol. 44/20, May, pp. 531–560.
12. Paulsson T. Scandinavian Architecture. Buildings and Society in Denmark, Finland, Norway, and Sweden from the Iron age until Today, London, 1958.
13. Pederssøn A. Norges beskrivelse, Christiania, 1858.
14. Racz I. Medieval Norwegian Art, Oslo, 1970.
15. Strong C. S. 1930 “Tronhjem: Its Cathedral and Its Fishing Industry”, in Scandinavian Studies and Notes: Society for the Advancement of Scandinavian Study, 1930, vol. 11/1, pp. 22–28.
16. Thiis H. Nidaros Cathedral in Pictures: English-Esperanto-Francais, Trondheim, 1953.
17. Trondhjem Cathedral Papers Concerning the Designs for the Restoration, Trondhjem, 1919.

Чемезова Ксения Евгеньевна

Морозова Екатерина Ивановна

Три лицевые рукописи из Иосифо-Волоколамского монастыря (ГИМ. Епарх. 81; РНБ. Q.I.19; РГБ. Ф. 113. Волок. № 79). К проблеме интерпретации "дионисиевского стиля"

Морозова Е. И. Три лицевые рукописи из Иосифо-Волоколамского монастыря (ГИМ. Епарх. 81; РНБ. Q.I.19; РГБ. Ф. 113. Волок. № 79). К проблеме интерпретации "дионисиевского стиля" // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 22-35

DOI: 10.15382/sturV201623.22-35
Среди иллюстрированных кодексов, созданных в стенах Иосифо-Волоколамского монастыря, значительный интерес представляет лицевой список Псалтири с восследованием (ГИМ. Епарх. 81). Рукопись содержит запись с указанием даты ее создания (1502 г.), имени писца (священноинока Симеона) и возможного заказчика (инока Касиана). Псалтирь украшена единственной миниатюрой-заставкой с полуфигурным изображением царя Давида (л. 1). Эта миниатюра заставляет вспомнить две другие — более известные в науке — рукописи с подобного типа иллюстрациями: Евангелие тетр (РНБ. Q.I.19) и Апостол из Волоколамского собрания РГБ (ф. 113, № 79). Миниатюры Евангелия и Апостола традиционно считаются произведениями «круга Дионисия» и, по мнению исследователей, происходят из одной мастерской. Цель настоящей статьи — определение степени стилистической идентичности миниатюр трех рукописей и возможности их происхождения из одной мастерской. Для этого был применен метод сравнительно-исторического исследования, позволивший рассмотреть исторические обстоятельства рубежа XV–XVI вв. (присутствие в Иосифовом монастыре артели художников во главе с Дионисием и связь с обителью калязинского игумена Иоасафа — владельца и вкладчика Апостола), метод формально-стилистического художественного анализа, иконографический метод, а также приемы кодикологического исследования. В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что Евангелие, Апостол и Псалтирь обладают кодикологическим и типологическим сходством, а их миниатюры, служащие одновременно заставками, бесспорно, принадлежат к одному направлению московского искусства рубежа XV–XVI вв.
московские иллюстрированные рукописи, московские миниатюры, Иосифо-Волоколамский монастырь, искусство круга Дионисия, «дионисиевский стиль», миниатюра-заставка
1. Деяния и послания апостолов. Греческая иллюминованная рукопись 1072 года из собрания Научной библиотеки Московского университета. Сборник статей [Исследования и реставрация одного памятника. Вып. 4] / Э. Н. Добрынина, сост. и отв. ред. М., 2004.
2. Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Рукописные книги Иосифо-Волоколамской библиотеки (По материалам Отдела рукописей Государственного Исторического музея) // Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 100–121.
3. Дионисий «живописец пресловущий». М., 2002.
4. Дмитриева Р. П. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности // Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 3–15.
5. Зимин А. А. Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря // Государственная библиотека им. В. И. Ленина. Записки Отдела рукописей. Вып. 38. М., 1977. С. 15–29.
6. Иконы XIII–XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.
7. Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской Духовной академии. М., 1882.
8. Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке тайного советника… графа Федора Андреевича Толстого. М., 1825.
9. Лифшиц Л. И. О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. М., 2005. С. 126–162.
10. Описание рукописей библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря из Епархиального собрания ГИМ / Сост. Т. В. Дианова, Л. М. Костюхина, И. В. Поздеева // Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 122–415.
11. Описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 гг. / Публикация Р. П. Дмитриевой // Там же. С. 42–99.
12. Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. / Публикация Р. П. Дмитриевой // Там же. С. 24–41.
13. Попов Г. В. Сборник Государственного архива Тверской области, № 1028 // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств: XIV–XVI вв. М., 1970. С. 353–357.
14. Попов Г. В. Дионисий и московская миниатюра. Иллюстрация Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 1. М., 1972. С. 256–285.
15. Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV — начала XVI века. М., 1975.
16. Попов Г. В. Московская книжная иллюстрация времени Дионисия // Дионисий «живописец пресловущий». М., 2002. С. 224–227.
17. Попов Г. В. Рукописная книга Москвы. Миниатюра и орнамент второй половины XV — начала XVI в. М., 2009.
18. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980.
19. Розанова Н. В. Миниатюры московского круга конца XV — начала XVI вв.: Дис. … канд. искусствоведения. Л., 1971.
20. Розанова Н. В. Об одной группе миниатюр первой четверти XVI в. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 1. М., 1972. С. 247–255.
21. Славяно-русские рукописные книги XIV–XVI веков в хранилищах Тверской земли / Под ред. И. В. Поздеевой. Тверь, 2005.
22. Смирнова Э. С. Искусство книги в средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. М., 2011.
23. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.
24. Строев П. М. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского и Пафнутьева Боровского. СПб., 1891.

Морозова Екатерина Ивановна

Гусейнова Зивар Махмудовна

Списки Стихов покаянных в рукописях Троице-Сергиевой Лавры

Гусейнова З. М. Списки Стихов покаянных в рукописях Троице-Сергиевой Лавры // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 36-47

DOI: 10.15382/sturV201623.36-47
В статье рассматриваются списки Стихов покаянных в пяти рукописях собрания ТроицеСергиевой Лавры сер. XVI — 1-й четв. XVII в. Они позволяют уточнить циклический принцип организации песнопений, выявить характер работы средневековых мастеров с текстами и напевами, а также обозначить пути расширения репертуара Стихов покаянных за счет преобразования богослужебных песнопений во внебогослужебные.
рукопись, Троице-Сергиева Лавра, Стих покаянный, текст, знаменный распев, песнопение, жанр, славник, цикл
1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: Историко-книговедческий анализ. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой Лавры из собрания НИОР РГБ. Ф. 304.I: Дис. … канд. ист. наук. М., 2014.
2. Васильева Е. Е. О покаянных и духовных стихах в русской культуре // Христианство в регионах мира. СПб., 2008. С. 246–280.
3. Гусейнова З. М. Нотированные каноны в Стихираре конца XVI века. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 37–49.
4. Мосягина Н. В. Стихи покаянные в рукописи инока Елисея // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. Вып. 4. СПб., 2001. С. 189–200.
5. Панченко А. М. Стихи покаянные // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (2-я пол. XIV — XVI в.). Л., 1989. С. 421–423.
6. Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI–XVII веков. Челябинск, 1993.
7. Петрова Л. А., Серегина Н. С. Ранняя русская лирика. Репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV–XVII веков. Л., 1988.
8. Фролов С. В. «Стих-старина» за монастырским «пивом» // Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР. 1993. Т. 48. С. 196–204.

Гусейнова Зивар Махмудовна

Полозова Ирина Викторовна

Музыкальная культура барокко в России: общее и специфическое

Полозова И. В. Музыкальная культура барокко в России: общее и специфическое // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 48-64

DOI: 10.15382/sturV201623.48-64
Статья посвящена рассмотрению специфики русского барокко на примере музыкального искусства. В центре внимания работы — проблема адаптации стилевых норм барокко в отечественной музыке 2-й пол. XVII — 1-й пол. XVIII в. В статье рассматриваются три узловых для изучения искусства отечественного барокко момента: В эволюции русской культуры происходит непосредственный переход к эпохе барокко от Средневековья и, как следствие, с одной стороны, сохраняются некоторые эстетические идеалы Средневековья, а с другой — отсутствие самостоятельной эпохи Ренессанса способствует внедрению отдельных эстетических норм Возрождения в эпоху барокко, что позволяет говорить о признаках Предвозрождения. Стилевой плюрализм эпохи, отражающий множественное совмещение в российской барочной культуре признаков Средневековья, Ренессанса и собственно барокко, а со 2-й трети XVIII в. проявляются и стилевые приметы классицизма. Специфика жанровой палитры русского барокко характеризуется редукцией развитой жанровой палитры западноевропейской музыки. В результате в российском барокко наблюдается доминирование жанров хорового искусства, что вызвано в первую очередь его генетической укорененностью в истории отечественного искусства, и, как следствие, периферийная роль в эпоху барокко жанров инструментальной музыки.
барокко, русская музыкальная культура 2-й пол. XVII — 1-й пол. XVIII в., стилевые признаки барокко, специфика русского барокко, жанровая система
1. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. 255 с.
2. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века — встреча двух эпох. М.: Музыка, 1994.
3. Гозенпуд А. Музыкальный театр в России от истоков до Глинки. Л., 1959. 780 с.
4. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / Публ., перевод, исследование и комментарии Вл. Протопопова // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7. М.: Музыка, 1979.
5. История русской музыки: В 10 т. Том 3: XVIII век. Ч. 2. М.: Музыка, 1985.
6. Келдыш Ю. Проблема стилей в русской музыке XVII–XVIII веков // Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. М.: Советский композитор, 1978. С. 92–112.
7. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVIII вв. Эпохи и стили. Л., 1973.
8. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
9. Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. Кн. 2 (К — П). СПб.: Композитор, 2000.
10. Полозова И. В. Трансформация ключевых концептов в русской церковно-певческой практике второй половины XVII — начала XIX веков // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 4 (17). С. 82–86.
11. Черная Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999.

Полозова Ирина Викторовна

Постернак Кирилл Владимирович

Цветовое решение русских иконостасов эпохи барокко (на примере памятников Санкт-Петербурга)

Постернак К. В. Цветовое решение русских иконостасов эпохи барокко (на примере памятников Санкт-Петербурга) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 65-85

DOI: 10.15382/sturV201623.65-85
В статье рассматриваются особенности цветового решения петербургских барочных иконостасов 1-й пол. — сер. XVIII в. Показано, что памятники начала столетия следовали традициям оформления «флемских» иконостасов XVII в. В 1720-х гг. в Петербурге появились первые каменные алтарные преграды, облицованные искусственным мрамором. Эти памятники способствовали распространению нового типа декоративных росписей деревянных иконостасов, имитирующих облицовку цветным камнем. Характерной чертой петербургских иконостасов стало изображение золотых «мраморных» прожилок в сочетании с имитацией каменной облицовки или на однотонном фоне. Цвет фона в основном был синий, встречались также зеленый и белый, в единичных случаях — красный. Золочение ограничивалось резными деталями, поля иконостасов не вызолачивались, что резко отличало петербургские иконостасы от московских и провинциальных памятников.
церковная архитектура, барокко, иконостас, императрица Елизавета Петровна, Зарудный, Трезини, Гербель, Растрелли
1. Аплаксин А. П. Сампсоновский собор в С.-Петербурге. 1709–1909. СПб., 1909.
2. Бенуа А. Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны. СПб., 1910.
3. Богданов А. И. Дополнение к историческому, географическому и топографическому описанию Санкт-Петербурга с 1751 по 1762 год. СПб., 1903.
4. Богданов А. И., Рубан В. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год. СПб., 1779.
5. Бронштейн С. С. Петербургская архитектура 20–30-х годов XVIII века // Русская архитектура первой половины XVIII века: Исследования и материалы. М., 1954. С. 181–238.
6. Брюгген Э. А., Евреинов Н. М. Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб., 1909.
7. Бусева-Давыдова И. Л. Русский иконостас XVII века: генезис типа и итоги эволюции // Иконостас: Происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 621—650.
8. Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках русской архитектуры конца XVII — начала XVIII в. // Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования. М., 1973. С. 20–30.
9. Дедюхина В. С. Позолота в системе декоративного искусства // Россия и восточнохристианский мир: Древнерусская скульптура. Вып. IV. М., 2003. C. 201–208.
10. Дедюхина В. С., Лелекова О. В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976.
11. Денисов Ю. М. Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (Методика проектирования и строительная практика): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1975.
12. Денисов Ю. М. Исчезнувшие дворцы // Эрмитаж: История строительства и архитектура зданий. Л., 1989. С. 17–54.
13. Денисов Ю. М., Петров А. Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. Л., 1963.
14. Дренякин А. Историческое описание церквей лейб-гвардии Измайловского полка. 1730–1850. СПб., 1851.
15. Зиновьевский П., прот. Историко-статистическое описание Преображенского всей гвардии собора. СПб., 1876.
16. Иконостас петровского времени: «столярство и резьба», золочение, иконописные работы. Москва и Подмосковье. Подрядные записи / Сост., вступ. ст. М. В. Николаева. М., 2008.
17. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 7. СПб., 1883.
18. Логунова М. А. Строительство и реставрация иконостаса Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (в печати).
19. Мозговая Е. Б. Иконостас // Иконостас Петропавловского собора. СПб., 2003. С. 8–32.
20. Музей прикладного искусства: Строгановская церковь / Сост. Л. Е. Тивас, А. Ф. Чугунов. Горький, 1962.
21. Обухова Л. А. Иностранные резчики и позолотчики в Петербурге первой половины XVIII в. // Россия и восточно-христианский мир: Древнерусская скульптура. Вып. IV. М., 2003. C. 153–175.
22. Обухова Л. А. О трех памятниках декоративной резьбы XVIII–XIX веков из большеохтинских церквей Санкт-Петербурга в собрании Государственного Русского музея // Петербургские чтения 97. СПб., 1997. С. 461–462.
23. Обухова Л. А. Рельефная пластика иконостаса церкви св. Екатерины Ф. Б. Растрелли // Русский скульптурный рельеф второй половины XVIII — первой половины XIX века. Л., 1989. С. 67–72.
24. Обухова Л. А. Три памятника иконостасной резьбы XVIII — начала XIX в. в собрании Русского музея // Памятники культуры: Новые открытия. 1984. Л., 1986. С. 440–454.
25. Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного управления по учреждениям о губерниях. 1703–1782. СПб., 1884.
26. Петухова А. В. К вопросу о цветовом решении декоративного убранства иконостаса Архангельского собора // Государственные музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. Вып. VI. История и реставрация памятников Московского Кремля. М., 1989. С. 90–94.
27. Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII–XIX веков. Альбом-каталог / Сост. И. В. Чепкунова, П. Ю. Стрельцова; текст: М. А. Бурганова, Н. Ф. Милюшина, К. В. Постернак. М., 2014.
28. Постернак К. В. К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2. С. 115–127.
29. Раевский С. И., Фомичева Н. М. Собор Владимирской иконы Божьей Матери. Реставрация барочного иконостаса // ARTconservation. URL: http://art-con.ru/node/4603 (дата обращения: 10.02.2016).
30. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. 1713–1913: Историческое исследование. СПб., 1913.
31. Семенова Г. В. Церковь Царскосельской иконы Божией Матери Знамение // Памятники истории и культуры Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 9. СПб., 2006. С. 21–34.
32. Собрание планов, фасадов и разрезов примечательных зданий Санкт-Петербурга / Гравировал А. Шелковников. СПб., 1826.
33. Топильский С. С., прот. Морской Богоявленский Николаевский собор в Санкт-Петербурге. СПб., 1871.
34. Элькин Е. Н. Иконостас Петропавловского собора // Краеведческие записки. Вып. 2. СПб., 1994. С. 149–159.

Постернак Кирилл Владимирович

Марьясина Нонна Семеновна

Певческий ряд Литургии Преждеосвященных Даров в партесных рукописях XVIII в.

Марьясина Н. С. Певческий ряд Литургии Преждеосвященных Даров в партесных рукописях XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 86-99

DOI: 10.15382/sturV201623.86-99
Статья посвящена нескольким аспектам бытования Литургии Преждеосвященных Даров в многоголосии XVIII в. Основное внимание уделено составу цикла, отражению в нем принципа многораспевности. На примере великого прокимна «Да исправится молитва моя» рассмотрено использование в Литургии Преждеосвященных Даров традиционных распевов, некоторые особенности их гармонизации, эволюция практики исполнения. Исследование проведено на материале партесных рукописей, преимущественно постоянного партесного многоголосия.
Литургия Преждеосвященных Даров, великий прокимен, партесные гармонизации, постоянное многоголосие, Синодальное певческое собрание, рукописи, многораспевность, греческий распев, киевский распев
1. Афанасьева Т. И. Литургия Преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII–XV веков: Лингвотекстологический анализ: Дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2000.
2. Буцкая С. Б. Проблемы партесного многоголосия в России: По памятникам второй половины XVII–XVIII в.: Дис. … канд. искусствоведения. М., 1991.
3. Гурьева Н. В. Система осмогласия в русской литургии конца XVII — начала XVIII вв.: Дис. … канд. искусствоведения. М., 2000.
4. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII–XIX веков. Синодальная традиция. СПб., 2003.
5. Коврова И. В. К проблеме организации певческого ряда литургии (на материале партесных рукописей XVIII века) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2003. Вып. 3 (12). С. 67–90.
6. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: Источниковедение, история, теория. М., 2015.
7. Плотникова Н. Ю. Композитор XVIII века Николай Бовыкин // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 182–196.
8. Протопопов В. В. Музыка русской Литургии. Проблема цикличности. М., 1999.

Марьясина Нонна Семеновна

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна; Малинина Галина Михайловна

Загадки рукописи из Berliner Sing-Akademie (к вопросу о духовном творчестве М. С. Березовского)

Малинина Г. М. Загадки рукописи из Berliner Sing-Akademie (к вопросу о духовном творчестве М. С. Березовского) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 100-125

DOI: 10.15382/sturV201623.100-125
Долгое время многие церковные произведения Максима Созонтовича Березовского считались утраченными. В реституционном фонде в Киеве, ранее принадлежавшем Берлинской Певческой академии (Berliner Sing-Akademie), были найдены манускрипты, содержащие практически все известные хоровые сочинения на православные тексты Галуппи и Березовского. Эти песнопения в манускриптах были записаны без указания авторства. В статье исследуется судьба певческих рукописей, выдвигаются новые гипотезы их датировки и принадлежности.
Березовский, Галуппи, манускрипты, гипотезы, Sing-Akademie
1. Антоненко Е. Ю. Бальдассаре Галуппи и русская духовная музыка // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 2. С. 34–67.
2. Антоненко Е. Ю. «Немецкая обедня» Д. С. Бортнянского: история создания сочинения в свете новейших исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. № 3 (23). С. 126–150.
3. Антоненко Е. Ю. Церковная музыка Бальдассаре Галуппи: проблемы изучения и исполнения: Дис. … канд. искусствоведения. М.: Моск. консерватория, 2013.
4. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академиею. Киев, 1856. Ч. 2. С. 535–536.
5. Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации. М.; Магнитогорск, 1996.
6. Беликов П. Е. Березовский Максим Созонтович // Энциклопедический лексикон / Сост. Г. Геннади. Т. 5. СПб., 1836. C. 359.
7. Блажков И. Новая музыка — это продолжение дороги, проложенной классикой. Интервью Юлии Бенти // День. Киев. 2011. № 175. Интернет-версия: URL: http://www.day.kiev.ua/ru/article/kultura/igor-blazhkov-novaya-muzyka-eto-prodolzhenie-dorogiprolozhennoy-klassikoy
8. Болховитинов Е., митрополит. Березовский // Друг просвещения. СПб., 1805. Июнь. С. 224–225.
9. Болховитинов Е., митрополит. Словарь русских светских писателей. Т. 1. М., 1838. С. 87–88.
10. Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. Т. 1–5. СПб.: Изд. А. Брикнера, 1880–1894.
11. Воротников П. М. Березовский и Галуппи // Библиотека для чтения. Журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. СПб., 1851. Т. 105. С. 109–115 (Березовский). С. 116–122 (Галуппи).
12. [Гене Х. Б.] Реестр музыкального магазина Х. Б. Гене в Москве под № 3 // Московские ведомости. 1804. № 80. 5 октября.
13. Грязнов А. Ф. Ярославская Большая мануфактура за время с 1722 по 1856 г. М., 1910. С. 133–149.
14. Зинькевич Е. С. Киевская судьба нотной коллекции Berliner Sing-Akademie: мифы и реальность // Liber amicorum Людмиле Ковнацкой. СПб.: БиблиоРоссика, 2016. С. 81–88.
15. Ивченко Л. В. Дело № 907 // Музика. Київ, 2001. № 4/5. С. 28–30; № 6. С. 25–26.
16. Историческая хрестоматия церковного пения / Под ред. М. А. Лисицына. Вып. VI. СПб.: Изд. П. К. Селиверстова, [1903–1904].
17. Карабиць І. До питання вивчення нотної колекції з фондів Центрального державного архіву-музею літератури і мистецтв України (Карабиц И. К вопросу изучения нотной коллекции из фондов Центрального государственного архива-музея литературы и искусств Украины) // Київське музикознавство. Київ, 2002. Вип. 8. С. 71–75.
18. Кириллина Л. Великий Бах — сын великого Баха // Музыкальная жизнь. 2014. № 3. С. 47–49.
19. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX вв. М.: Изд-во Всесоюзной Книжной палаты, 1959; 2-е изд.: Филиграни на бумаге русского производства XVIII — начала ХХ века. М.: Наука, 1978.
20. Лебедева-Емелина А. В. К публикации неизвестных хоровых концертов Д. С. Бортнянского [статья]. Комментарии // Бортнянский. Неизвестные духовные концерты. М.: Музыка, 2009. C. 5–17.
21. Лебедева-Емелина А. В. «Немецкая обедня» Бортнянского: первая публикация произведения // Множественность научных концепций в музыкознании. Сборник статей, нотные публикации к 60-летию Е. М. Левашева. Мат-лы междунар. конференции «Келдышевские чтения — 2005». М.: Композитор, 2009. С. 135–144 (текст), 406–440 (ноты).
22. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825). М.: Прогресс-традиция, 2004. С. 15–45.
23. Левашев Е. М., Полехин А. В. М. С. Березовский // История русской музыки. Т. 3. М.: Музыка, 1985. С. 132–160.
24. Максим Березовський. Хоровi духовнi твори / Укладач. ред. М. Юрченко. Київ, 1995.
25. Малинина Г. М. Венская находка: к вопросу о музыкальной россике XVIII века в Национальной библиотеке Австрии // Музыковедение. 2008. № 7. С. 21–27.
26. Малинина Г. М. Музыкальная россика XVIII века в Национальной библиотеке Австрии // Наследие. Вып. 1. М.: МГК, 2009. С. 37–46.
27. Малинина Г. М. Рукопись из Херрнхута, или Написал ли Бортнянский Преждеосвященную Литургию? // Музыкальная академия. 2009. № 1. С. 163–166.
28. Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М., 1868. Вып. 2. С. 224–231.
29. Реестр магазина Ивана Заикина // Московские ведомости. 1819. № 53.
30. Рожен А. Украина откроет дни культуры в Берлине: украшение программы — архивы Баха // Зеркало недели. Киев. 2000. 20 октября. Интернет-версия статьи: URL: http://gazeta.zn.ua/CULTURE/ukraina_otkroet_dni_kultury_v_berline_ukrashenie_programmy__arhivy_baha.html
31. Рыцарева М. Г. Максим Березовский. Жизнь и творчество композитора. СПб.: Композитор, 2013.
32. Штелин Я., фон. Известия о музыке в России // Музыка и балет в России XVIII века / Пер. и вст. ст. Б. И. Загурского. Л.: Тритон, 1935. C. 49–143.
33. Шумiлiна О. А. Стильова динаміка української духовної музики XVII — XVIII ст. За матеріалами рукописних колекцій. Донецьк, 2012.
34. Юрченко М. С. Максим Березовський в Iталii // Українська музична спадщина. Статтi. Матерiали. Документи. К.: Музична Україна, 1989. Вип. 1. С. 67–69.
35. Юрченко М. С. Невiдомий концерт Максима Березовського // Музика. Київ, 1985. № 6. С. 18–21.

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна


Малинина Галина Михайловна

Антоненко Екатерина Юрьевна

"Немецкая обедня" Д. С. Бортнянского: история создания сочинения в свете новейших исследований

Антоненко Е. Ю. "Немецкая обедня" Д. С. Бортнянского: история создания сочинения в свете новейших исследований // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 126-150

DOI: 10.15382/sturV201623.126-150
Русская церковная музыка 1-й пол. XIX в. поставлена нами в общеевропейский контекст и соотнесена с важным на тот момент движением «цецилианства», что позволило выявить ее значение для европейского хорового исполнительства эпохи. В статье впервые публикуется перевод переписки будущего императора Николая I и Вильгельма Фридриха III, позволяющей установить датировку «Немецкой обедни» Д. С. Бортнянского — январьмарт 1824 г. Удалось установить, что «Немецкая обедня» была заказана Бортнянскому прусским монархом, питавшим особую любовь к русскому богослужебному пению, в ходе его работы по реформированию прусской Литургии. Скорректировав ошибочное суждение А. Шуберта, нам удалось показать, что известное в Германии сочинение «Ehre sei Gott in der Höhe» («Великое славословие») является частью «Немецкой обедни», подтвердив тем самым авторство Бортнянского, что позволило уточнить его влияние на развитие немецкой литургической музыки.
Бортнянский, Немецкая обедня, цецилианство, Николай I, Вильгельм Фридрих III, русская церковная музыка, немецкая литургическая музыка
1. Берлиоз Г. Избранные статьи. М., 1956.
2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: В 2 т. Т. II: История. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.
3. Лебедева-Емелина А. В. «Немецкая обедня» Бортнянского: загадочное произведение // Музыкальная академия. 2006. № 1. С. 180–189.
4. Лебедева-Емелина А. В. «Немецкая обедня» Бортнянского: первая публикация произведения // Множественность научных концепций в музыкознании: Сборник статей, нотные публикации к 60-летию Е. М. Левашева: Мат-лы междунар. конференции «Келдышевские чтения — 2005». М.: Композитор, 2009. С. 135–144 (текст), 406–440 (ноты).
5. Плотникова Н. Ю. Обработки древних роспевов в творчестве Д. С. Бортнянского // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: Мат-лы междунар. науч. конференции. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. С. 35–49.
6. Рыцарева М. Г. Дмитрий Бортнянский: Жизнь и творчество композитора. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Композитор, 2015. 392 с., [24] с. ил., нот.
7. Сапонов М. А. Русские дневники и мемуары Р. Вагнера, Л. Шпора, Р. Шумана. М.: Дека-ВС, 2004.
8. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. М.; Л., 1929. Переиздание: Directmedia, 2013. Т. 2. В. 6.
9. Brodbeck D. 1992 “A Winter of Discontent. Mendelssohn and the Berliner Domchor”, in Todd R. L. (ed.) Mendelssohn Studies, Cambridge MA, 1992, pp. 1–32.
10. Brusniak F. 1995 “Chor und Chormusik”, in Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Sachteil, Kassel, 1995, vol. 2, col. 766–823.
11. Frumkis T. 2000 “Bortnjanskij”, in Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Personenteil, Kassel, 2000, vol. 3, col. 455–460.
12. Gmeinwieser S. 2001 “Cecilian Movement”, in Sadie S. (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 5, pp. 333–334.
13. Grove G., Musgrave M. 2001 “Neithardt”, in Sadie S. (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 17, p. 746.
14. Holmes W. C. 2001 “A¡cappella”, in Sadie S. (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 1, p. 46.
15. Leupold U. Die liturgischen Gesänge der evangelischen Kirche im Zeitalter der Aufklärung und der Romantik, Kassel, 1933.
16. Rettinghaus K. Studien zum geistlichen Werk Otto Nicolais, Berlin, 2014.
17. Schubert A. 2013 “Liturgie der Heiligen Allianz. Die liturgischen und politischen Hintergründe der Preußischen Kirchenagende von 1821/22”, in Zeitschrift für Theologie und Kirche, 2013, vol. 110, pp. 337–361.
18. Schubert A. 2015 “Dimitrij Bortnjanskijs Vertonung der Preußischen Kirchenagende von 1823/24”, in Jahrbuch für Liturgik und Hymnologie, 2015, vol. 54, pp. 35–41.
19. Young P. M., Smith J. G. 2001 “Chorus (i) [Choir]. The Baroque. From the mid-18th Century to the Later 19th”, in ie S. (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 5, pp. 773–783.

Антоненко Екатерина Юрьевна

Скирская Татьяна Владимировна

Протоиерей Д. В. Разумовский и князь В. Ф. Одоевский. Научные контакты

Скирская Т. В. Протоиерей Д. В. Разумовский и князь В. Ф. Одоевский. Научные контакты // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 151-158

DOI: 10.15382/sturV201623.151-158
Настоящая статья посвящена дружескому общению двух ученых, В. Ф. Одоевского и Д. В. Разумовского, и их сотрудничеству в деле становления русской церковно-певческой медиевистики. Автором сделана попытка на основе архивных и опубликованных материалов более подробно рассмотреть индивидуальный вклад протоиерея Разумовского и князя Одоевского в изучение древнерусского богослужебного пения и определить характер их взаимного влияния.
Д. В. Разумовский, В. Ф. Одоевский, история церковного пения, коллекция фотоснимков греческих рукописей, методика изучения знаменного роспева
1. Лозовая И. Е. О содержании понятия «глас» и «лад» в контексте древнерусской монодии // Гимнология: Мат-лы Междунар. конф. «Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика» (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского). 2009. Вып. 6. С. 344–359.
2. Мерцалова О. Д. В. Разумовский в письмах о церковном пении в России // Гимнология. Мат-лы Междунар. науч. конф. «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3–8 сентября 1996. М., 2000. С. 26–29.
3. Панченко Ф. В. Московские старообрядцы и Д. В. Разумовский (эпизоды к сюжету) // Гимнология. Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства. Наука и практика. Вып. 6. С. 524–532.
4. Рахманова М. П. Димитрий Разумовский: священник и ученый // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VI. Кн. 2: Смоленский и его корреспонденты. С. 377–392.
5. Смоляков Б. Вопросы современного научного изучения древнепевческой терминологии и их отражение в трудах Д. В. Разумовского // Гимнология. Мат-лы Междунар. науч. конф. «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3–8 сентября 1996. М., 2000. С. 30–39.
6. Финдейзен Н. Ф. Протоиерей Д. В. Разумовский // Патриаршие певчие дьяки и поддьяки и государевы певчие дьяки. Д. В. Разумовский. М., 1895.
7. Шевцова О. Б. Наука о церковном пении в трудах князя В. Ф. Одоевского: Опыт реконструкции. Диссертационная работа. РАМ им. Гнесиных, 2012.
8. Шеховцова И. П. Из истории московских собраний греческих певческих рукописей. Коллекция Д. В. Разумовского // Вестник ПСТГУ. Сер. V. М., 2015. № 2 (18). С. 31–47.
9. Шлихтина Ю. Материалы по византийско-русским музыкально-теоретическим связям из архива Д. В. Разумовского // Гимнология: Мат-лы Междунар. науч. конф. «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3–8 сентября 1996. М., 2000.

Скирская Татьяна Владимировна

Лаврикова Юлия Николаевна

"Неизвестный" Ц. А. Кюи: о духовной тематике в хоровом творчестве Композитора

Лаврикова Ю. Н. "Неизвестный" Ц. А. Кюи: о духовной тематике в хоровом творчестве Композитора // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 159-164

DOI: 10.15382/sturV201623.159-164
Хоровое творчество известного русского композитора XIX в. Ц. А. Кюи играет значительную роль в развитии отечественной музыкальной культуры. В каталог хорового творчества композитора входят произведения не только разнообразные по тематическому содержанию, средствам музыкального языка, но и оригинальные по жанровостилистической ориентации, например вокальные квартеты, хоры-дуэты и др. Однако среди этого разнообразного материала встречаются и малоизвестные сочинения, относящиеся к разряду сакральной музыки, а именно: три псалма (№ 6, № 21, № 32), духовный концерт (Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа»), два произведения «Ave Maria», «Мистический хор», детская музыка. Цель статьи — рассмотреть в хронологической последовательности зарождение и дальнейшее развитие духовного жанра в хоровом творчестве композитора, опираясь при этом на его музыкальное и эпистолярное наследие. В центре статьи — подробный анализ одного из сочинений музыканта (Псалом № 21 «Боже, Боже мой»), в котором рассматривается форма и содержание, гармония и фактура, выявляется хоровая специфика произведения. Малоизученное, вернее неизвестное, духовное наследие Ц. Кюи, обладающее своими высокими художественными достоинствами, входит в бессмертную сокровищницу отечественной хоровой культуры и представляет, несомненно, большой интерес для исследования.
Цезарь Кюи, хоровое творчество, жанр духовной музыки, «хронотипологический» подход
1. Келдыш Ю. Данте в русской музыке // Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978. С. 347–363.

Лаврикова Юлия Николаевна

Артемова Евгения Георгиевна

М. А. Гольтисон: судьба, деятельность, творчество

Артемова Е. Г. М. А. Гольтисон: судьба, деятельность, творчество // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 165-175

DOI: 10.15382/sturV201623.165-175
В статье представлен первый наиболее полный обзор жизненного пути и творческой деятельности М. А. Гольтисона, который составлен по материалам дореволюционных периодических изданий. Духовный композитор, исполнитель, хоровой дирижер, редактор и музыкальный писатель, М. А. Гольтисон принадлежит к плеяде петербургских музыкальных деятелей нач. ХХ в. Его духовно-музыкальные сочинения, относящиеся к Новому направлению в духовной музыке, отличает стремление автора соединить древние церковные основы с современной композицией в опоре на народно-песенное начало. Характеризуя композиторские приемы и степень новаторства Гольтисона, его называли «наиболее спокойным из композиторов новой школы». Широко исполняемые в ту эпоху песнопения Гольтисона и сегодня привлекают интерес регентов и певчих.
Гольтисон, композитор, дирижер, редактор, писатель, исполнитель, духовные сочинения, Новое направление, народная песня
1. Игнатьев А., свящ. Михаил Александрович Гольтисон. Духовный композитор // Музыка и пение / Н. И. Привалов, ред. CПб., 1914/15. № 4. С. 2–3.
2. Компанейский Н. И. О духовно-музыкальных сочинениях Гольтисона // Русская музыкальная газета / Н. Р. Финдейзен, ред. CПб., 1903. № 16. Стлб. 461–464.
3. Лисицын М. А. М. А. Гольтисон. Духовно-музыкальные сочинения // Музыка и пение / П. К. Селиверстов, ред. CПб., 1902. № 5. С. 7.
4. Лисицын М. А. Памяти М. А. Гольтисона // Музыка и пение / Н. И. Привалов, ред. CПб., 1914. № 5. С. 3.
5. Лугаковский В. Памяти М. А. Гольтисона // Там же. С. 5.
6. Наумов А. А. Гольтисон // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 11. С. 727–728.
7. Никитич С. Светлой памяти М. А. Гольтисона // Там же. С. 3–4.
8. Привалов Н. И. М. А. Гольтисон // Там же. С. 1–2.
9. Рессер А. М. А. Гольтисон // Музыка и пение / Н. И. Привалов, ред. CПб., 1914. № 5. С. 4–5.
10. Чернышова Т. А. Подвижники церковно-певческой культуры ХХ века. Дмитрий Сергеевич Семенов: по материалам неопубликованной рукописи // Вестник СПбГУКИ / А. С. Тургаев, ред. CПб., 2014. № 2 (19). С. 122–126.

Артемова Евгения Георгиевна