Данная статья посвящена актуальному вопросу о ведущей роли формы и содержания в отечественном певческом искусстве. Этот вопрос представлен в историческом ракурсе (связь современности с певческой традицией) и в рамках исследования творческой деятельности известных отечественных хоровых коллективов, в частности Московского государственного академического камерного хора под управлением В. Н. Минина. В центре внимания автора — феномен отечественного хорового музыкального искусства, произведения русских композиторов XIX–XX столетий. Понятие А. В. Никольского «тембризация» проецируется на музыкальную практику прославленных хоровых коллективов: Государственного академического хора п/у А. В. Свешникова, Республиканской академической хоровой капеллы п/у А. А. Юрлова, Санкт-Петербургской хоровой капеллы п/у В. А. Чернушенко, Московского камерного хора п/у В. Н. Минина. Данное понятие изучается в таких областях отечественной культуры, как народнопесенное творчество, церковно-певческое искусство. В связи с этим обсуждается организующая и направляющая роль дирижера, создающего художественное целое. Феномен голоса и ансамблевой слитности становятся решающим моментом в определении стилевых особенностей национального хорового искусства.
«хор как оркестр человеческих голосов», певческая традиция, вокальное мастерство, тембр, хоровой дирижер.
1. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. 2-я половина XVII — начало XX века. СПб., 2007.
2. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. 1-я половина XX века. СПб., 2003.