/

Давидова Мария Георгиевна

Современная роспись храма: стиль и программа — система взаимодействия


Давидова М. Г. Современная роспись храма: стиль и программа — система взаимодействия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 156-165.

DOI: 10.15382/sturV201622.156-165

Аннотация

Статья посвящена практическим вопросам православной монументальной росписи. Высказывается мысль о необходимости соответствия программы изображений характеру избранной художественной стилизации. В статье рассматриваются три варианта художественной стилизации в православной монументальной живописи, которые имеют наибольший резонанс в настоящее время в России. Это стиль Московской школы XV в., а также традиции изобразительного искусства XI–XII вв. и живописи Палеологовского периода. Каждый из вариантов стиля подразумевает определенные решения в ритмике и композиции, а также в организации всего сюжетного материала. Так, например, наиболее ранний стиль характеризуется монументальной лаконичностью, значимостью композиционных пауз. В программе росписей важную роль играют образы святых в пространстве храма и 4–6 композиций Великих праздников. Стиль Палеологовской Византии с его повествовательными многофигурными композициями и ренессансным «реализмом» требует расположения «Успения Богоматери» на западной стене и сцены «Небесной Литургии» в куполе. Стилистика Рублева-Дионисия подразумевает сложный расчет в распределении масштабных соотношений в интерьере для достижения гармонии.

Ключевые слова

художественная стилизация, программа изображений, московская школа XV в., византийская живопись эпохи Македонского Возрождения, палеологовская традиция живописи на Балканах, византизирующие тенденции в живописи итальянского Проторенессанса.

Список литературы

1. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Поздний период. СПб., 2004.
2. Крылов А. К. Новые данные о можайских фресках XVI в. (по результатам исследований 1996–1999 гг.) // Крылов А. К. Колористический символизм древнерусской стенописи (статьи, исследования, заметки). СПб., 2011. С. 253–270.
3. Лазарев В. Н. Система живописной декорации византийского храма IX–XI вв. // Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 96–107.
4. Монахиня Иулиания (Соколова М. Н.). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.
5. Пешке И. Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии. 1280–1400. М., 2003.
6. Современная православная икона. М., 1994.
7. Языкова И. «Се творю все новое…» Икона в ХХ веке. М., 2002. С. 143–144.
8. Borsook E. The Mural Painters of Tuscany from Cimabue to Andrea del Sarto, London, 1980.
9. Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium, London, 1947.
10. Hertlein E. Die Basilika San Francesco in Assisi, Florence, 1964.
11. Martindale A. Simone Martini, Oxford, 1988.
12. Prokopp M. Pietro und Ambrogio Lorenzetti, Berlin, 1985.
13. Smart A. The Dawn of Italian Painting, 1250–1400, Oxford, 1978.

Данные об авторе

Давидова Мария Георгиевна