/

Швец Татьяна Викторовна

Репертуар певческой книги Кондакарь в Студийско-Алексиевском Уставе


Швец Т. В. Репертуар певческой книги Кондакарь в Студийско-Алексиевском Уставе // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 69-89.

DOI: 10.15382/sturV201622.69-89

Аннотация

Студийско-Алексиевский Устав является важнейшим источником для изучения певческой книжности. В статье впервые рассматривается связь богослужебных указаний Устава (по списку ГИМ Син. 330) с песнопениями Кондакаря. Структура исследования определяется двухчастным строением певческой книги Кондакарь. В первой части анализируются богослужебные указания, связанные с песнопениями первой части Кондакаря: это жанры кондака, икоса и Акафиста Пресвятой Богородицы. Во вторую часть статьи вошли сведения о жанрах дополнительного раздела певческой книги: это ипакои, тропари, киноники, песнопения суточного круга. В результате проведенной работы удалось выявить корпус песнопений Кондакаря, отраженный в Уставе (103 песнопения), восстановить или уточнить богослужебную функцию некоторых песнопений, реконструировать особенности исполнения песнопений за богослужением. По результатам исследования составлен ряд таблиц, включающих сведения о песнопениях Кондакаря, зафиксированных в Студийско-Алексиевском Уставе.

Ключевые слова

Студийско-Алексиевский Устав, певческая книга Кондакарь, богослужебные указания, кондак, икос, Акафист Пресвятой Богородицы, тропарь, ипакои, киноник, песнопения суточного круга богослужения.

Список литературы

1. Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI–XVIII веков: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1998.
2. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
3. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
4. Казачков Ю. А. Акафист. Композиционное и метрическое построение. Историко-догматическое содержание. Вопрос о датировке и атрибуции // Православная энциклопедия. URL: http: www.pravenc.ru/text/63814.html (дата обращения: 26.08.2015).
5. Лисицын М., протоиерей. Первоначальный славяно-русский Типикон. Историко-археографическое исследование. СПб., 1911.
6. Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001.
7. Момина М. А. Постная и Цветная Триодь // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. C. 389–419.
8. Никифорова А. Ю. Акафист. Литургическое употребление // Православная энциклопедия. URL: http: www.pravenc.ru/text/63814.html (дата обращения: 26.08.2015).
9. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.
10. Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции (по рукописям XI–XV веков): дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2008.
11. Пожидаева Г. А. Историко-литургические предпосылки пространного пения на Руси // Гимнология. Вып. 3: Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток — Русь — Запад / Сост., отв. ред. И. Лозовая. М., 2003. С. 108–126.
12. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1913. Вып. 2. Репринтное изд.: М., 1995.
13. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2004.
14. Уханова Е. В. Особенности богослужения Русской Церкви IX–XIV вв. // Вестник РГНФ. М., 2000. № 3. С. 83–93.
15. Уханова Е. В. Этапы развития восточно-христианского богослужения IX — начала XV в. в древнерусских списках Студийского Устава // Гимнология: Материалы междунар. науч. конф. «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» / Ученые записки Научного центра церковной музыки им. прот. Димитрия Разумовского. М., 2000. Вып. 1. Кн. 1. С. 101–113.
16. Myers G. A Historical Liturgical and Musical Exploration of Kondakarnoe Penie. The Deciphering of a Medieval Slavic Enigma, Sofia, 2009, pp. 104–112.
17. Myers G. 1988 “The Blagoveshchensky Kondakar and Survival of the Constantinopolitan All-Chanted Office in Kievan Rus”, in Musica Antiqua VIII. Acta Musicologica, Bydgoszcz, 1988, vol. 1, pp. 703–721.
18. Strunk O. 1977 “Intonations and Signatures of the Byzantine Modes”, in Essays on Music in the Western World, New York, 1977, pp. 19–44.

Данные об авторе

Швец Татьяна Викторовна