/

Парфенова Елена Викторовна

Анализ творческого наследия художника Бернардо Дадди в контексте общественной жизни Флоренции 2-й четверти XIV в.: работы, выполненные по заказу Синьории, общественных и религиозных организаций


Парфенова Е. В. Анализ творческого наследия художника Бернардо Дадди в контексте общественной жизни Флоренции 2-й четверти XIV в.: работы, выполненные по заказу Синьории, общественных и религиозных организаций // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 40-68.

DOI: 10.15382/sturV201622.40-68

Аннотация

Сравнительно недавно историки искусства стали проявлять интерес к творчеству флорентийского художника 1-й пол. XIV в. Бернардо Дадди. Последние исследования ученых из Лондонской Национальной галереи приоткрыли новые стороны деятельности этого мастера, например использование им уникального метода нанесения позолоты на красочный слой, гравировка, подчеркивающая индивидуальный стиль мастера. Сегодня можно утверждать, что сфера его интересов ограничивалась не только исполнением портативных станковых алтарей, он также был автором значительного количества масштабных многочастных алтарных композиций. В данной статье, находящейся в русле исследований искусства раннего треченто, проводится анализ его творческого наследия с позиции исполненных им произведений по заказу Синьории, общественных и религиозных организаций Флоренции. Обозначив заказчиков работ, места, для которых они предназначались, можно составить представление о сфере деятельности художника, не рассматриваемой ранее в искусствоведческой науке, что позволит лучше понять место Бернардо Дадди в художественной жизни Флоренции 2-й четв. XIV в. В целом представленное исследование расширяет наши знания об искусстве Италии 1-й пол. XIV в.

Ключевые слова

Бернардо Дадди, Джотто, полиптих, триптих, алтарный, образ, церковь, базилика, Санта Мария Новелла, Санта Кроче, Орсанмикеле, Санта Мария дель Фьоре, Мизерикордия, Мадонна.

Список литературы

1. Гращенков В. Н. Портреты раннего итальянского Возрождения: опыт социологической характеристики // Культура Возрождения и общество. С. 54.
2. Либман М. Я. Донателло. М.: Искусство, 1962. С. 9–11.
3. Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса. Византийская империя. Статьи по истории Византийской империи. URL: http://wiki.ru/sites/vizantiyskaya_imperiya/articles-134475.html (дата обращения: 17.08.15).
4. Мельникова Т. А. Новое и традиционное в культурной жизни флорентийского городского общества XIV — начала XV вв.: дис. … канд. ист.наук. Саратовский государственный университет, 2006.
5. Прокопп М. Итальянская живопись XIV века. Будапешт: Корвина, 1988. URL: http://krotov.info/libr_min/16_p/ro/kopp.htm (дата обращения: 16.08.15).
6. Романчук А. В. Общественные идеи и представления в художественных образах Флоренции и Сиены второй половины XIV века: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2001. С. 61–62.
7. Стопани Ренато. Флоренция. Искусство и история / Пер. с ит. Каткова М. Флоренция: Bonechi, 2007. С. 18.
8. Casu S. The Pittas Collection: Early Italian Painting (1200–1530), Mandragora, 2011, pp. 40–45.
9. Di Nepi S., Roy A., Billinge R. “Bernardo Daddi`s Coronation of the Virgin: The Reunion of Two Long-Seperated Panels”, in National Gallery Technical Bulletin, vol. 28, p. 6.
10. Henderson J. Piety and Charity in Late Medieval Florence, Chicago, 1994.
11. Hourihane C. The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, New York, 2012.
12. Lavin I. Santa Maria del Fiore: Il Duomo di Firenze e laVergine incita, Roma, 1999.
13. Longhi R. Qualita`e industria in Taddeo Gaddi ed altri, Paragone, 1959.
14. Gómez-Moreno C. Medieval Art from Private Collections: A Special Exhibition at the Cloisters, October 30, 1968, Through March 30, 1969: Introduction and Catalogue, Metropolitan Museum of Art, 1968.
15. Nesi A., Utari G. La Croce di Bernardo Daddi, vicissitudini di un`opera d`arte, Centro Di, 2011.
16. Offner R. A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting. The Fourteenth Century. III/VIII, 1958.
17. Rizzo A. 1993 “Bernardo di Stefano Rosselli, il «Polittico Rucellai» e il politico di San Padoa Pancrazio di Bernardo Daddi”, in Studi di storia dell`arte, 1993, vol. 4, pp. 211–222.
18. Rubinstein N. The Palazzo Vecchio 1298–1532: Government, Architecture, and Imagery in the Civic Palace of the Florentine Republic, Oxford, 1995.

Данные об авторе

Парфенова Елена Викторовна