/

Ковалев Андрей Борисович

Некоторые жанровые особенности хорового цикла Всенощного бдения в творчестве П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова


Ковалев А. Б. Некоторые жанровые особенности хорового цикла Всенощного бдения в творчестве П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1 (21). С. 109-120.

DOI: 10.15382/sturV201621.109-120

Аннотация

В статье освещаются вопросы специфических жанровых особенностей авторских духовно-музыкальных произведений в творчестве русских композиторов 2-й пол. XIX — нач. XX в. на примере хоровых циклов Всенощного бдения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова. Соотношение полярных образных сфер, связанных с православным богослужением и индивидуальным творческим мышлением композиторов, рассматривается в плане претворения традиционных церковных роспевов в авторском творчестве, а также общего построения хорового цикла в соответствии с чинопоследованием богослужения.

Ключевые слова

богослужебно-певческая традиция, богослужение, жанр, духовно-музыкальное произведение, хоровой цикл, гармонизация роспева, знаменный роспев, греческий роспев, киевский роспев, малый роспев

Список литературы

1. Ковалев А. Б. С. В. Рахманинов и традиционные жанры русской духовной музыки: Исследование. Тамбов, 2015.
2. Пашкова М. Всенощное бдение А. Т. Гречанинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей и исследований. Вып. 2 / Сост. Ю. И. Паисов. М., 2004. С. 195–205.
3. Протопопов Сергий, прот. О художественном элементе в церковном пении // Богословский вестник. 1901. Февраль.
4. Рахманова М. П. А. Т. Гречанинов // История русской музыки: В 10 т. М., 1997. Т. 10А: 1890–1917-е гг. С. 170–216.
5. Рахманова М. П. Огромное и еще едва тронутое поле деятельности // Советская музыка. 1990. № 6. С. 67–74.

Данные об авторе

Ковалев Андрей Борисович