/

Рыбакова Надежда Эдуардовна

К вопросу о гармонизациях древних роспевов. По материалам Московского конкурса Общества любителей церковного пения 1884±1886 гг.


Рыбакова Н. Э. К вопросу о гармонизациях древних роспевов. По материалам Московского конкурса Общества любителей церковного пения 1884±1886 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1 (21). С. 85-94.

DOI: 10.15382/sturV201621.85-94

Аннотация

В статье проведен анализ гармонизаций древних роспевов, авторы которых приняли участие в конкурсе Общества любителей церковного пения в Москве — результаты его были изданы в сборнике «Опыты переложений древних церковных напевов для хорового исполнения» в 1887 г. Отдельные переложения П. Р. Вейхенталя и В. Ф. Комарова, премированные по результатам конкурса, а также работы В. Н. Кашперова рассматриваются в контексте деятельности Общества, поддерживавшего древнерусского и обиходного уставного пения и ставившего своей целью развитие правильного взгляда на церковно-мелодическое пение и духовно-музыкальное творчество. Пытаясь соответствовать условиям конкурса и найти подходящий стиль гармонизации для древних церковных мелодий, композиторы в своих переложениях использовали способы хоровой обработки, отличные от привычного в то время хорального стиля с опорой на гармонические закономерности классической тональности — стиля, который был утвержден в обиходе Придворной капеллы 1848 г. и внедрен во многих российских епархиях. Общей чертой конкурсных переложений стало стремление авторов приблизить интонационноритмическую и ладовую окраску хоровой партитуры к особенностям древней мелодии. В результате отдельные голоса приобрели ритмическую свободу, подвижность и гибкость, а их сочетание привело к образованию ряда созвучий с побочными тонами, возникающих в пределах гармонической опоры на диатонику. Несмотря на то что, по мнению членов Общества, эти работы не были признаны образцом гармонизации древних церковных роспевов, они стали важной вехой на пути становления национального стиля в духовной музыке, который расцвел на рубеже XIX–XX вв.

Ключевые слова

Общество любителей церковного пения, гармонизации, национальный стиль, конкурс, знаменный роспев

Список литературы

1. Богомолова Л. М. Историография изучения устной традиции в культовом певческом искусстве // Из истории музыкальной жизни России XVIII–XIX веков. М., 1990. С. 97–107.
2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. М., 2004. Т. 2.
3. Плотникова Н. Ю. Воскрешение древности // Московский журнал. 1992. № 6. С. 33–36.
4. Плотникова Н. Ю. Всенощное бдение // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. IX. С. 679.
5. Потемкина Н. А. Богослужебное пение в начале и конце XX века. М., 1999.
6. Рахманова М. П. Общество любителей церковного пения: Вступ. статья // Русская духовная музыка в документах и материалах. М., 2002. Т. 3. С. 190–231.

Данные об авторе

Рыбакова Надежда Эдуардовна