/

Небольсин Антон Сергеевич

Красота в Апокалипсисе и красота Апокалипсиса


Небольсин А. С. Красота в Апокалипсисе и красота Апокалипсиса // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1 (21). С. 71-84.

DOI: 10.15382/sturV201621.71-84

Аннотация

В повседневном словоупотреблении слово «апокалипсис» зачастую обозначает катастрофы и конечную гибель. В таком же ключе воспринимается и последняя книга Св. Писания. Подобное ее восприятие представляет собой досадное недоразумение. Греческое слово «апокалипсис» означает «откровение» и не несет в себе никакого отрицательного смысла. Откровение может быть и о самых светлых вещах. Это в полной мере справедливо применительно к новозаветному Апокалипсису. Эта книга о народе Божьем, находящемся в общении со своим Спасителем, что бы вокруг ни происходило. Здесь не могут не находиться на первом плане положительные ценности, одной из которых является красота. Красота присутствует как в образности книги, так и в ее стройной композиции. Прежде всего, красота характеризует в Апокалипсисе сферу святости — сюда относятся образы, связанные с Богом, Христом и небесными Силами. Но к ней приобщаются и верные Христу люди благодаря единению с Ним, осуществляемому или через подвиг исповедничества/мученичества, или через литургическое поклонение Ему. Красота, однако, свойственна и богоборческим силам (великая блудница Вавилон), но только в смысле узурпации ими данного разумной твари Богом творческого дара и использования его в своих греховных интересах. Разрыв с миром этой богоборческой красоты — безусловное требование Откровения Иоанна Богослова.

Ключевые слова

Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, красота, композиция Апокалипсиса, дуализм, образность Апокалипсиса, свет, мученичество, поклонение Богу и Агнцу, злоупотребление красотой, роскошь.

Список литературы

1. Кассиан (Безобразов), еп. Царство кесаря перед судом Нового Завета // Он же. Да приидет Царствие Твое: Сб. статей. Париж, 2003. С. 157–187.
2. Небольсин А. С. Методы интерпретации, эсхатология и структура Откровения Иоанна Богослова // Вестник ПСТГУ. Сер. I. М., 2010. Вып. 3 (31). С. 55–74.
3. Aune D. L. 2008 “The Apocalypse of John and the Problem of Genre”, in Aune D. L. Apocalypticism, Prophecy, and Magic in Early Christianity. Collected Essays, Grand Rapids, 2008, pp. 39–66.
4. Bauckham R. The Climax of Prophecy. Studies on the Book of Revelation, Edinburgh, 1993.
5. Bauckham R. 1993 “The Economic Critique of Rome in Revelation 18”, in Bauckham R. The Climax of Prophecy. Studies on the Book of Revelation, Edinburgh, 1993, pp. 338–383.
6. Beale G. K. John’s Use of the Old Testament in Revelation, Sheffield, 1998.
7. Beale G. K. The Book of Revelation. A Commentary on the Greek Text, Grand Rapids, Cambridge, 1999.
8. Biguzzi G. Apocalisse. Nuova versione, introduzione e commento, Milano, 2005.
9. Biguzzi G. 2005 “Giovanni di Patmos e la cultura ellenistica”, in Bosetti E., Colacrai A. (eds.) Apokalypsis. Percorsi nell’Apocalisse in onore di Ugo Vanni, Assisi, 2005, pp. 100–105.
10. Biguzzi G. I settenari nella struttura dell’Apocalisse. Analisi, storia della ricerca, interpretazione, Bologna, 1996.
11. Biguzzi G. 2006 “Is the Babylon of Revelation Rome or Jerusalem?”, in Biblica, 2006, vol. 87, pp. 371–386.
12. Biguzzi G. 2000 “La trama narrativa e l’impianto letterario”, in Parole di vita, 2000, vol. 45, pp. 13–19.
13. Callahan A. D. 1995 “The Language of Apocalypse”, in The Harvard Theological Review, 1995, vol. 88, pp. 453–470.
14. Charles R. H. The Revelation of St. John, Edinburgh, 1920.
15. Collins A. Y. 1980 “Revelation 18: Taunt Song or Dirge?”, in L’Apocalypse johannique et l’Apocalyptique dans le Nouveau Testament, Leuven, Gembloux, 1980, pp. 185–204.
16. Collins A. Y. The Combat Myth in the Book of Revelation, Missoula, 1976.
17. Doglio C. 2001 “Lo splendore della novità. L’Apocalisse come rivelazione della bellezza”, in Parola, Spirito e Vita, 2001, vol. 44, pp. 143–158.
18. Kirby D. J. Repetition in the Book of Revelation. Diss (Ph.D.), Catholic University of America. Washington, D.C, 2009.
19. Lambrecht J. 1980 “A Structuration of Rev 4. 1 — 22. 5”, in L’Apocalypse johannique et l’Apocalyptique dans le Nouveau Testament, Leuven, Gembloux, 1980, pp. 77–104.
20. L'Apocalypse de Jean: traditions exégétiques et iconographiques. III–XIII siècles. Actes du colloque de la Fondation Hardt, 29 fé vrier — 3 mars 1976, Genève, 1979.
21. Lichtenberger H. 2009 “Rom, Luxus und die Johannesoffenbarung“, in Beiträge zur urchristlichen Theologiegeschichte, Berlin, New York, 2009, pp. 479–493.
22. Lohmeyer E. Die Offenbarung des Johannes, Tübingen, 1926.
23. Meer F., van der. Maiestas Domini. Théophanies de l’Apocalypse dans l’art chrétien, Città del Vaticano, Roma, Paris, 1938.
24. Meer F., van der. Apokalypse. Die Visionen des Johannes in der europäischen Kunst, Freiburg im Breisgau, 1978.
25. Mondati F. 1997 “La struttura generale dell’Apocalisse”, in Rivista Biblica, 1997, vol. 45, pp. 289–327.
26. Moyise S. The Old Testament in the Book of Revelation, Sheffield, 1995.
27. Ozanne C. G. 1965 “The Language of the Apocalypse”, in Tyndale House Bulletin, 1965, vol. 16, pp. 3–9.
28. Pattemore S. 2002 “Repetition in Revelation: Implications for Translation”, in Bible Translator, 2002, vol. 53, pp. 425–441.
29. Pérez Márquez R. A. L'Antico Testamento nell'Apocalisse: storia della ricerca, bilancio e prospettive, Assisi, 2010.
30. Provan I. 1996 “Foul Spirits, Fornication and Finance: Revelation 18 from an Old Testament Perspective”, in Journal for the Study of the New Testament, 1996, vol. 64, pp. 81–100.
31. Réau L. Iconographie de l’art chrétien, Paris, 1957, vol. 2/2.
32. Satake A. 1980 “Inklusio als ein beliebtes Ausdrucksmittel in der Johannesapokalypse”, in Annual of the Japanese Biblical Institute, 1980, vol. 6, pp. 76–113.
33. Schuessler-Fiorenza E. 1977 “Composition and Structure of the Book of Revelation”, in Catholic Biblical Quarterly, 1977, vol. 39, pp. 344–366.
34. Strand K. A. 1978 “Chiastic Structure and Some Motifs in the Book of Revelation”, in Andrews University Seminary Studies, 1978, vol. 16, pp. 401–408.
35. Takács Gy. Jelenések könyve. Exegézis, Paulus Hungarus — Kairosz, 2000.
36. Thompson S. The Apocalypse and Semitic Syntax, Cambridge, 1985.
37. Toribio Cuadrado J.F. Apocalipsis: Estética y teología, Roma, 2007.
38. Unnik W. C., van. 1970 “Mia gnome, Apocalypse of John XVII. 13, 17”, in Studies in John, Leiden, 1970, pp. 209–220.
39. Unnik W. C., van. ““Worthy is the Lamb”. The Background of Apoc 5”, in Mèlanges bibliques Béda Rigaux, Gembloux, 1970, pp. 445–461.
40. Unnik W. C., van. 1963 “A Formula Describing Prophecy”, in New Testament Studies, 1963, vol. 9, pp. 86–94.
41. Unnik W. C., van. 1949 “De la Règle Mete prostheinai mete athelein dans l’histoire du canon”, in Vigiliae Christianae, 1949, vol. 3, pp. 1–36.
42. Vanni U. La struttura letteraria dell’Apocalisse, Brescia, 1980.

Данные об авторе

Небольсин Антон Сергеевич