/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :4 (20)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Урбанович Юрий Язепович, протоиерей

Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (V–VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников

Урбанович Ю. Я. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (V–VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 7-20

DOI: 10.15382/sturV201520.7-20
В статье анализируется процесс становления внешних форм североафриканской храмовой архитектуры в связи с местной традицией почитания мучеников и исповедников. Археологические и литературные исследования позволяют сделать вывод, что в Северной Африке языческое отношение к смерти и почившим предкам продолжалось и в христианские времена, отразившись в наибольшей мере в идеологии и архитектурных особенностях донатистских церквей. Полемика и борьба с язычеством и донатизмом известных епископов — Августина Иппонского и Аврелия Карфагенского создали богословскую основу для преодоления этих негативных течений, что нашло отражение в памятниках североафриканской христианской архитектуры V–VI вв.
мученик, гробница, Северная Африка, бл. Августин, св. Киприан Карфагенский, донатизм, погребальная трапеза, алтарь, менса, базилика, апсида
1. Ш.-Андре Жюльен. История Северной Африки. Тунис. Алжир. М., 1961.
2. Elbern V. H. 1979 “Altar Implements and Liturgical Objects”, in Weitzmann K. (ed.) Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century, New York, 1979, pp. 592–640.
3. Frend W. H. C. The Donatist Church, Oxford, 1952.
4. Jensen R. M. 2008 “Dining with the Dead: From the Mensa to the Altar in Christian Late Antiquity”, in Brink L., Green D. (eds.) Commemorating the Dead. Texts and Artifacts in Context. Studies of Roman, Jewish, and Christian Burials, Berlin, New York, 2008, pp. 107–143.
5. Krautheimer R. Mensa-Coemeterium-Martyrium in Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art, New York, 1969.
6. Markus R. A. 1983 “Donatism: the Last Phase”, in From Augustine to Gregory the Great. History and Christianity in Late Antiquity, London, 1983, pp. 118–126.
7. Metzger C. 1991 “Le mobilier liturgique”, in Naissance des arts chrеtiens, Paris, 1991.
8. Quasten J. “«Vetus Superstitio et Nova Religio» the Problem of Refrigerium in the Ancient Church of North Africa“, in The Harvard Theological Review, 1940, vol. 33/4, pp. 253–266.

Урбанович Юрий Язепович, протоиерей

Татарченко Светлана Николаевна

Некоторые замечания об особенностях работы кинцвисских мастеров и о стиле росписи церкви святителя Николая в Кинцвиси

Татарченко С. Н. Некоторые замечания об особенностях работы кинцвисских мастеров и о стиле росписи церкви святителя Николая в Кинцвиси // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 21-36

DOI: 10.15382/sturV201520.21-36
В статье рассмотрены особенности стиля росписи храма св. Николая в Кинцвиси через призму приемов, использованных кинцвисскими мастерами, а также сделана попытка выявить своеобразие памятника на фоне других грузинских росписей современных Кинцвиси и более ранних. Ближайшей аналогией Кинцвиси внутри грузинской живописи является роспись Тимотесубани (около 1206–1215), а сравнение этих двух ансамблей с росписью Вардзии (1184– 1186) выявляет нюансы, отличающие стиль нач. XIII в. от предшествующих десятилетий, и показывает, что из художественных возможностей кон. XII в. оказалось актуальным в начале следующего столетия. Кроме того, все три указанных памятника отражают тенденции, наблюдаемые в византийской живописи времени «около 1200 года», и являются особым грузинским вариантом такого искусства.
монументальная живопись XII–XIII вв., грузинское искусство, искусство Закавказья, византийская живопись, искусство/стиль «около 1200 года», фрески Студеницы, стиль росписи Кинцвиси, Кинцвиси, Тимотесубани, Вардзия
1. Алибегашвили Г. Светский портрет в грузинской средневековой монументальной живописи. Тбилиси, 1979.
2. Вирсаладзе Т. Основные этапы развития грузинской средневековой монументальной живописи // II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977.
3. Каковкин А. Я. О датировке росписей храма св. Григория (1215 г.) в Ани // Византийский временник. М., 1987. Т. 48. С. 108–115.
4. Привалова Е. Роспись Тимотесубани. Исследование по истории грузинской средневековой монументальной живописи. Тбилиси, 1980.
5. Привалова Е. Вардзия. Тбилиси, 1982.
6. Привалова Е. Л. О грузинской монументальной живописи рубежа XII — XIII вв. // II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977.
7. Привалова Е. Павниси. Тбилиси, 1977.
8. Didebulidze M. Artistic Qualities of the Wall Painting of St. Nicholas Church at Kintsvisi (Relation of the Georgian wall painting to the Byzantine art at turn of the 13th century). Specialty 17.00.09. History and Theory of Art. Author-abstract of the Thesis submitted for obtaining Degree of Doctor in the History of Art, Tbilisi, 2006.
9. Didebulidze M., Kuprashvili N. 2002 “Conservation of the Kintsvisi Wall Paintings — Example of the Integrated Intervention Program”, in Glasnik Drustva Konzervatora Srbije, Beograd, 2002, vol. 26.
10. Gittins M. 2009 “Methodological and Practical Approaches to the Conservation of three Georgian Wall Paintings”, in Proceedings of Vakhtang Beridze 1st International Symposium, Tbilisi, 2009, pp. 341–346.
11. Lidov A.M. The Mural Paintings of Akhtala, Moscow, 1991.
12. Mouriki D. 1981 “The Formative Role of Byzantine Art on the Artistic Style of the Cultural Neighbours of Byzantium. Reflections of Constantinopolitan Styles in Georgian Monumental Painting”, in Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik, Wien, 1981, vol. 31, pp. 725–757.
13. Thierry N. 1983 “Les peintures de l’église de Kiranc“, in IV Mezhdunarodnyj simpozium po gruzinskomu iskusstvu, Tbilisi, 1983.
14. Thierry N. “Les peintures de la cathédrale de Kobayr (Tachir)”, in Cahiers archéologiques. Fin de l'antiquité et moyen-âge, Paris, 1980–1981, vol. 29, pp. 103–122.
15. Vedovello S. A. 2009 “Shared Project”, in Proceedings of Vakhtang Beridze 1st International Symposium, Tbilisi, 2009, pp. 337–340.
16. Simonishvili N. Rospis' cerkvi Bogorodicy v Kincvisi. Avtoref. … dis. kand. isk. (Painting of God Mother Church in Kincvisi. Dissertation Abstract), Tbilisi, 1994 (in Georgian).

Татарченко Светлана Николаевна

Трушникова Александра Вадимовна

Сводчатые конструкции в домонгольской архитектуре Новгорода

Трушникова А. В. Сводчатые конструкции в домонгольской архитектуре Новгорода // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 37-53

DOI: 10.15382/sturV201520.37-53
Статья посвящена изучению сводчатых завершений домонгольских памятников Новгородской архитектурной школы. На основании данных натурных обследований построек Новгорода, Пскова и Старой Ладоги рассматриваются формы сводов и их применение, техника кладки и материал, технология возведения сводов. Ранее вопросы устройства сводов поднимались либо в статьях, посвященных конкретным постройкам со сводами необычных форм (например, Софийский собор и постройки 1-й трети XII в. с полукоробовыми сводами), либо в кратком изложении в разделах изданий о строительном производстве. В данной статье в той цельности, какую позволяют достичь публикации и доступные автору архивные материалы, предлагается описание сводчатых конструкций разных этапов домонгольского периода Новгородского зодчества, выявляются сопутствующие развитию архитектурного процесса изменения и определяются укрепившиеся черты, ставшие частью местной строительной традиции.
домонгольская архитектура, Новгород, Старая Ладога, Псков, техника кладки, материал, технология возведения сводов
1. Алферова Г. В. Собор Спасо-Мирожского монастыря // Архитектурное наследство. Вып. 10. М., 1958. С. 3–32.
2. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области: Каталог памятников. СПб., 2008.
3. Бетин Л. В. О реставрации стенописи Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. II. М., 1982. С. 164–170.
4. Иоаннисян О. М. К вопросу об элементах романской архитектуры Софийского собора в Новгороде // Искусство Древней Руси и его исследователи. (Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып. 6.) СПб., 2002. С. 88–113.
5. Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца XI — начала XII века. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987.
6. Лалазаров С. В. Архитектура церкви св. Георгия // Церковь св. Георгия в Старой Ладоге: История, архитектура, фрески. М., 2002. С. 69–124.
7. Лалазаров С. В. Плинфа церкви Георгия в Старой Ладоге // Архитектурно-археологический семинар. Из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. Материалы научного заседания 14–15 мая 2002 г. СПб., 2003. C. 76–85.
8. Мильчик М. И., Штендер Г. М. Западные камеры собора Мирожского монастыря во Пскове. (К вопросу о первоначальной композиции храма) // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII в. М., 1988. C. 77–94.
9. Михайлов С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 172. М., 1982. C. 74–79.
10. Новоселов Н. В. От Благовещения до Благовещения. Строительное производство Новгородской земли в период сложения местной архитектурной школы. СПб., 2000. 193 c.
11. Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X–XIII вв.). СПб., 1994.
12. Седов Вл. В. Церковь Рождества Богородицы в Перыни: новгородский вариант башнеобразного храма // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. М., 2009. C. 29–54.
13. Суслов В. В. О сводчатых покрытиях в церковных памятниках древнерусского зодчества // Труды II cъезда русских зодчих в Москве. М., 1899. C. 138–156.
14. Торшин Е. Н. Полоцкие строители в Смоленске и Новгороде // Изучение и реставрация памятников древнерусской архитектуры и монументального искусства. Труды ГЭ. Т. 34. СПб., 2007. C. 74–88.
15. Штендер Г. М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 30–54.
16. Штендер Г. М., Ковалева В. М. О формировании древнего архитектурного облика собора Антониева монастыря в Новгороде // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 171. М., 1982. С. 54–60.

Трушникова Александра Вадимовна

Антипов Илья Владимирович

Кровли памятников новгородской архитектуры домонгольского времени

Антипов И. В. Кровли памятников новгородской архитектуры домонгольского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 54-64

DOI: 10.15382/sturV201520.54-64
В статье рассматривается информация о кровлях 13 памятников новгородской архитектуры домонгольского времени — летописные сведения и данные, полученные в ходе реставрационных работ. Внимательное изучение отдельных конструктивных и декоративных элементов средневековых построек неизбежно должно предварять формальный анализ памятников архитектуры, поскольку исследования строительной техники и технологии помогают приблизиться к пониманию причин, по которым в постройке использованы те или иные архитектурные формы. Важным элементом композиции здания, значительно влияющим на создание цельного художественного образа, является его кровля. В то же время кровли часто переделывают, ремонтируют, поэтому о конструкциях завершений средневековых построек сохраняются нередко лишь отрывочные сведения. Реконструкции памятников древнерусской архитектуры подчас показывают, исходя из неких общих представлений, как перекрывались храмы в определенное время. Цель данной публикации — рассмотреть сведения письменных источников о кровлях новгородских храмов домонгольского времени и данные натурных исследований, проведенных в 1950–1980-е гг. новгородскими и петербургскими реставраторами. В статье также затронуты проблемы устройства архитектурных элементов, непосредственно связанных с завершением церковной постройки, приводятся сведения о деревянных водометах, располагавшихся на крышах храмов, и о креплениях для купольных крестов. Изученный материал позволяет прийти к выводу, что основным материалом для кровель в это время являлся свинец.
древнерусская архитектура, домонгольская Русь, кровли, свинцовые покрытия, Новгород Великий, технологии строительства
1. Алферова Г. В. Собор Спасо-Мирожского монастыря // АН. 1958. № 10. С. 3–32.
2. Арциховский А. В. Новые новгородские грамоты // СА. 1960. № 1. С. 230–244.
3. Гладенко Т. В., Красноречьев Л. Е., Штендер Г. М., Шуляк Л. М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород. К 1100-летию города: Сб. статей. М., 1964. С. 183–263.
4. Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. 2-е изд. М., 2004.
5. История русской архитектуры. Изд. 2-е. СПб., 1994.
6. Летопись Авраамки // ПСРЛ. Т. 16. СПб., 1889.
7. Мароевич Р. Этюды по грамматике древнерусского языка. I (К прочтению Свинцовой грамоты) // Вопросы языкознания. 1996. № 3. С. 17–22.
8. Никитин В., Голубева И. Единственный на Руси. История создания, жизни и реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Ч. 1: XII век // Псковская губерния. № 33 (454). 2–8 сентября 2009 г. (URL: http://gubernia.pskovregion.org/number454/07.php).
9. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.: Л., 1950.
10. Оустерхаут Р. Византийские строители. Киев; М., 2005.
11. Петров Д. А. Летописи об устройстве свинцовых покрытий в Новгороде и Пскове в XII–XV вв. // Проблемы истории и культуры. Ростов, 1993. С. 124–128.
12. Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X–XIII вв.). СПб., 1994.
13. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.
14. Штендер Г. М. Восстановление Нередицы // НИС. 1962. Вып. 10. С. 169–205.

Антипов Илья Владимирович

Губарева Оксана Витальевна

Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции

Губарева О. В. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 65-85

DOI: 10.15382/sturV201520.65-85
Иерусалимский крест в Православной Церкви чаще всего называют «крестом паломника». Распространено мнение, что этот крест не имеет православных корней и появился после захвата Иерусалима рыцарями Первого Крестового похода. Но сохранились древние памятники, доказывающие, что подобные кресты были распространены в восточно-христианской церкви уже в VI–VII вв. Их равносторонняя форма восходит к кресту, явленному равноапостольному Константину, а пятисоставная композиция может быть истолкована как образ соборности Вселенской Православной Церкви.
Иерусалимский крест, ставрография, крестовые походы, Константинов крест, крест паломника.
1. Алярд К. Книга о флагах. Москва, 1709.
2. Баталов А. Гроб Господень в замысле «святая святых» Бориса Годунова / Иерусалим в русской культуре. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994. С. 154–171.
3. Бичикашвили И. О грузинском историческом государственном флаге и гербе. // Гербовед. № 29, 1998. С. 134–141.
4. Бутырский М. Н. Крест на византийской монете. // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2004. № 9 (20) С. 141–143.
5. Вагнер Г. Византийский храм как образ мира // Византийский временник. М., 1886. Т. 47.
6. Вилинбахов Г. В. Государственная геральдика в России: Теория и практика. Дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2003. На правах рукописи.
7. Вилинбахов Г. В. К вопросу о традициях в Грузинской знаменной символике. Тбилиси, 1977.
8. Вилинбахов Г. В. Крест царя Константина в средневековой воинской геральдике Европы. / Луконин В.Г., ред. Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 188–196.
9. Вилинбахов Г.В. Легенда о «знамении Константина» в символике русских знамен XVII–XVIII веков // Труды Государственного ордена Ленина Эрмитажа. XXIII. Л., 1983. С. 26–41.
10. Гнутова С. В. «Константинов крест» — древнейший памятник раннехристианского искусства на территории России (URL:http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=68) (05.04.2015).
11. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Кн. 3. Гл. 49.
12. Книга об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея великия России самодержца. Москва, Посольский приказ, 1672–1673 гг. (ГМИИ).
13. Летописец Еллинский и Римский. Т. 1 . СПб., 1999.
14. Лидов А. Иконичность и иконическое. О пространственных смыслах иконного образа // Дары: Альманах современной христианской культуры, 2015. С. 25–45.
15. Минин С. А. Первый крестовый поход в средневековой культуре: договор Бога и человека в нарративе хронистов: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01. М., 2009. С. 27.
16. Полывянный Д.И. Культурное своеобразие средневековой Болгарии в контексте византийско-славянской общности IX–XV вв. Иваново, 2000. С. 133–134.
17. Смирнов А. П. Выносной чеканный крест греческой работы XI–XII веков / Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 27–40.
18. Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского никольского монастыря./ Гнутова С.В. ред. Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003. С. 157–163.
19. Щедрина К. А. Крест императора Константина Великого (к вопросу иконографии) / Гнутова С. В. ред. Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003. С. 55–66.
20. Riley-Smith J. 1979 “The Title of Godfrey of Bouillon”, in Bulletin of the Institute of Historical Research, 1979, vol. 52.
21. France J. 1983 “The Election and Title of Godfrey de Bouillon”, in Canadian Journal of History, 1983, vol. 18/3, pp. 321–329.
22. Murray Alan V. 1990 “The Title of Godfrey of Bouillon as Ruler of Jerusalem”, in Collegium Medievale, 1990, vol. 3, pp. 163–178.
23. Schick Baurath von. 1894 “The Jerusalem Cross”, in Palestine Exploration Fund - Quarterly Statement for 1894, pp. 183–189.

Губарева Оксана Витальевна

Воронова Ариадна Александровна

Архитектурные параллели в русских и сербских средневековых храмах

Воронова А. А. Архитектурные параллели в русских и сербских средневековых храмах // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 86-112

DOI: 10.15382/sturV201520.86-112
Проблема генезиса средневековой западноевропейской и византийской архитектуры начинает обсуждаться в иностранной и русской науке уже в середине XIX в. Очевидно, что фундаментальную основу обеих архитектур составляет глубокое единство художественных традиций европейского круга, идущее из позднеантичных корней. При этом некоторые группы памятников даже в таких удаленных друг от друга регионах, как Сербия и Россия, демонстрируют типологическую близость и в целом, и в деталях. В параллельном развитии русской и сербской архитектуры происходит постепенная интеграция заимствованных византийских и романских стилистических признаков, приведшая к созданию символа национальной церкви, который был призван стать образцом для дальнейшего строительства. Эти процессы развиваются почти одновременно в середине XII в., в схожих исторических, политических и культурных обстоятельствах формирования молодых славянских государств: в России отмечается усиление власти князя Андрея Боголюбского, в Сербии — великого жупана Стефана Немани. Однако характерные особенности романской и византийской архитектуры достигали Сербии и России в несколько ослабленном виде, что облегчало взаимопроникновение этих свойств, с одной стороны, и, с другой — допускало их сочетание со славянской локальной традицией, формировавшейся в регионах, которые стали своеобразным мостом между Востоком и Западом средневековой Европы.
русская средневековая архитектура, сербская средневековая архитектура, Рашская школа, Андрей Боголюбский, Стефан Неманя, христианство, Византия, романика, Балканы
1. Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года: Сб. статей. Каталог выставки. М., 1995.
2. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков: В 2 т. Т. 1. М., 1961.
3. Воронов А. А., Михайлова М. Б. Боспор Киммерийский. М., 1983.
4. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Ленинград; М., 1966. Т. III.
5. Высоцкий А. М. Об одной группе памятников в архитектуре Руси конца XI — начала XIII в. (еще раз о первой церкви Апостолов в Константинополе и ее наследии в средневековом мире) // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 179–205.
6. Живковић Т. Портрети српских владара (IX–XII век). Београд, 2006.
7. Иоаннисян О. М. Романские истоки Владимиро-Суздальской Руси времени Андрея Боголюбского (Германия или Италия?) // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 31–70.
8. Италия — Россия: тысяча лет архитектуры / Cост. Д. О. Швидковский. Издат. дом Умберто Аллеманди. Турин; Лондра; Венеция; Нью-Йорк, 2013.
9. Казарян А. Ю. Поперечное развитие композиций византийских храмов и монастырских ансамблей: К особенностям столичной школы // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы: Материалы научной конференции. М., 2009. C. 15–35.
10. Кандић О. М. Куле-звоници уз српске цркве XI–XIV века // Зборник за ликовне уметности Матице српске. 1973. N. 14. C. 3–71.
11. Комеч А. И. Архитектура Владимира 1150–1180-х гг. Художественная природа и генезис «русской романики» // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 231–254.
12. Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца Х — начала XII в. М., 1987.
13. Кораћ В. Свети Сава и програм Рашког храма // Између Византиjе и Запада: одабране студиjе о архитектури. Београд, 1987. С. 145–156.
14. Кораћ В. O архитектури катедралних цркава XI вeкa нa византиjскoм културном подручjу // Там же. С. 57–67.
15. Кораћ В. Поглед на структуру простора и спољне облике старе руске архитектуре, ΣOФIА // Сб. статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. M., 2006. С. 43–248.
16. Максимовић Љ. Србиja и мeтoди управљaњa Цaрствoм у 12 вeку // Стефан Немања — Свети Симеон Мироточиви. Међународни научни скуп, септембар 1996. Београд, 2000. С. 55–63.
17. Мальцева С. В. Балканские влияния или параллели в древнерусской архитектуре? // Актуальные проблемы теории и истории искусства. II: Сб. науч. статей. СПб., 2012. С. 137–144.
18. Нешковић Ј. Ђурђеви Ступови у Старом Расу. Краљево, 1984.
19. Петковић С. Морача. Морача, 2002.
20. Петковић С. Хиландар. Београд, 2008.
21. Прерадовић Д. Преноси реликвиjа из Византиjе на Jадран у периоду између VI и XI века // Ниш и Византиjа. 2013. XI. C. 187–207.
22. Рашенов А. Месемврийски църкви. Несебър, 2006.
23. Ристић В. Моравска архитектура. Крушевац, 1996.
24. Седов Вл. В. Церковь Николы на Липне и новгородская архитектура XIII в. во взаимосвязи с романо-готической традицией // Древнерусское искусство. М., 2009. С. 393–412.
25. Седов Вл. В. Архитектура Рашки: групповой «портрет» дальних «родственников». К феноменологии пространства византийских храмов // Искусствознание. 2007. 1–2. С. 213–227.
26. Седов Вл. В. Афон и русская архитектура начала XIII в. (причины влияния) // Архитектура в истории русской культуры / Под ред. И. А. Бондаренко. М., 1996. С. 39–45.
27. Седов Вл. В. Боголюбовский киворий и его византийские аналоги // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира: Сб. материалов международного симпозиума / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2014. С.110–111.
28. Седов Вл. В. Византийский храм в Куршунлу // Древнерусское искусство. М., 2009. C. 134–141.
29. Седов Вл. В. Церковь Николая в Куршумлии и вопрос о центрическом освещении византийских и древнерусских храмов // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы: Материалы научной конференции. М., 2009. C. 36–61.
30. Седов Вл. В. Церковь Рождества Богородицы в Перыни: новгородский вариант башнеобразного храма // Древнерусское искусство. М., 2009. С. 29–54.
31. Теодосиjе. Житиjа / прев. Л. Мирковиħ, Д. Богдановиħ. Београд, 1988.
32. Тодић Б., Чанак-Медић М. Манастир Дечани. Београд, 2005.
33. Фeрjaнчић Б. Стефан Немања у византиjскoj пoлитици друге половине 12 вeкa // Стефан Немања — Свети Симеон Мироточиви. C. 31–44.
34. Чанак-Медић M. Свети Ахилиjе у Ариљу: Историjа, архитектура и просторни склоп манастира. Београд, 2002.
35. Чанак-Медић M., Бошковић Ђ. Архитектура Немањиног доба I. Цркве у Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. Београд, 1986.
36. Чанак-Медић М. Архитектура цркве манастира Мораче и њена првобитна спољашњост. Манастир Морача, 2006. С. 117–127.
37. Чанак-Медић М. Двоjне куле на прочељу цркава Немањиног доба // Стефан Немања — Свети Симеон Мироточиви. C. 181–197.
38. Чанак-Медић М., Кандић О. Архитектура прве половине XIII века I. Цркве у Рашкоj // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. Београд, 1995.
39. Щенникова Л. А. Икона-список «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора города Владимира // Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 2001. Вып. 5. C. 67–84.
40. Щербакова А. В. Пространство кафоликона Осиос Лукас в Фокиде и его возможный прототип — храм свв. Сергия и Вакха в Константинополе // Актуальные проблемы теории и истории искусства. II: Сб. науч. статей. СПб., 2012. С. 83–86.
41. Belan A. Sveti Tripun i niegova katedrala (St. Tripun and Its Cathedral), Kotor, 2002.
42. Ćurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnificent, New Haven, London, 2010.
43. Ćurčić S. 2006 “Monastic Cells in Medieval Serbian Church Towers”, in SOFIA: Sb. statej po iskusstvu Vizantii i Drevnej Rusi v chest' A. I. Komecha, Moscow, 2006, pp. 491–514.
44. Dyggve E. Povij est salonitanskog kršćanstva (), Split, 1996.
45. Krauthajmer R., Ćurčić S. Ranohrišćanska i vizantijska arhitektura (Early Christian and Byzantine Architecture), Beograd, 2008.
46. Salona Christiana. Arheološki muzej — Split, izložba 25.09. — 31.10.1994 (Salona Christiana. Architecture Museum — Split, Exhibition 25.09. — 31.10.1994), Split, 1994.
47. Stevović I. 2002 “Byzantium, Byzantine Italy and Cities on the Eastern Coast of the Adriatic: the Case of Kotor and Dubrovnik”, in Zbornik radova Vizantoloshkog instituta, Beograd, 2002, vol. 39, pp. 165–182.
48. Stevović I. 2010 “Historical and Artistic Time in the Architecture of Medieval Serbia: 12th Century”, in Trudy Gosudarstvennogo Jermitazha, LIII: Arhitektura Vizantii i Drevnej Rusi IX–XII vekov: Materialy mezhdunarodnogo seminara 17–21 nojabrja 2009 g., Saint-Petersburg, 2010, pp. 148–163.
49. Ćirković S., Korać V., Babić G. (eds.) Studenica Monastery, Belgrade, 1986.
50. Ujčić Ž. Ranokršćanska Bazilika sv. Marij e Formoze u Puli (Early Christian Basilica of St. Maria and Formosa in Pula), Pula, 2005.
51. Vežić P. 2011 “Dalmatinski trikonhosi” (Dalmatian Trifold), in Ars adriatica. Časopis Odjela za povij est umjetnosti Sveučilišta u Zadru, Zadar, 2011, vol. 1, pp. 27–66.
52. Vežić P. Sv. Donat. Rotonda Sv. Trojstva u Zadru (Donat. Rotonda of St. Trinity in Zadar), Split, 2002.

Воронова Ариадна Александровна

Соловьева Лариса Валентиновна

Флорентийские эмали первой половины XIV в

Соловьева Л. В. Флорентийские эмали первой половины XIV в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 113-124

DOI: 10.15382/sturV201520.113-124
В статье рассматриваются основные художественные тенденции в эмальерном деле Флоренции в 1-й пол. XIV в. В этот период искусство флорентийских ювелиров было на подъеме, особое предпочтение они оказывали технике эмали. Флорентийские мастера широко использовали как уже издавна известную технику выемчатой эмали, так и новую прозрачную эмаль по невысокому серебряному рельефу. Техника прозрачной эмали была заимствована флорентийскими ювелирами у мастеров Сиены. В отличие от сиенских ювелиров, флорентийские мастера ориентировались не на готическое искусство Франции, а на искусство проторенессанса в лице своего соотечественника Джотто. В то же время в творчестве флорентийских эмальеров наблюдаются реминисценции некогда мощного византийского влияния, как, например, в алтарном фризе Андреа Пуччи Сарди. Эмалевые миниатюры не только украшали ювелирные произведения, но и воплощали иконографическую программу литургических изделий. Одним из самых крупных флорентийских мастеров этого периода был ювелир Андреа Ардити, серебряный потир которого хранится в собрании Музеев Московского Кремля.
треченто, готика, проторенессанс, византийское влияние, искусство Джотто, Андреа Пуччи Сарди, Андреа Ардити, выемчатая эмаль, прозрачная эмаль, ювелирное искусство, техника, флорентийские ювелиры, потир, реликварий
1. Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте. М., 2004.
2. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Треченто. М., 1959. Т. II.
3. Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М., 2001.
4. Челлини Б. Жизнеописания. Трактаты. Поэзия. СПб., 2003.
5. Arnolfo alle origini del Rinascimento italiano: Catalogo della mostra, Firenze, 2005.
6. Atti del I Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, 1984, vol. 14/2.
7. Atti del II Convegno sugli smalti traslucidi italiani, Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1988, vol. 18.
8. Atti del III Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1991, vol. 21.
9. Atti del IV Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1994, vol. 24.
10. Atti del V Convegno sugli smalti traslucidi italiani. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1997. vol. 4/2.
11. Cocchi A. Degli antichi reliquary di S. Maria del Fiore e di S. Giovanni a Firenze, Firenze, 1901, pp. 17.
12. Collareta M., Levi D. Calici italiani. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 1983.
13. Gauthier M. Les Émaux du moyen age occidental, Friburg, 1972.
14. L’Orefi ceria nella Firenze del Quatrocento: Catalogo della mostra, Firenze, 1977.
15. Orefi ceria sacra italiana. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 1988.
16. Strocchi C. 1988 “Lo smalto traslucido a Firenze: prime osservazioni sulla bottega di Andrea Arditi”, in Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Pisa, 1988, vol. 18, pp. 137–150.
17. Strozzi B. P. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 2014.
18. Venturi A. Storia dell`arte italiana, Milano, 1904, vol. 4.

Соловьева Лариса Валентиновна

Семенова Елизавета Сергеевна

Цикл Крещения и проповедей Иоанна Предтечи в росписях экзонартекса церкви Богородицы Левишки

Семенова Е. С. Цикл Крещения и проповедей Иоанна Предтечи в росписях экзонартекса церкви Богородицы Левишки // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 125-144

DOI: 10.15382/sturV201520.125-144
На центральном своде экзонартекса церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307– 1313) сохранился цикл Крещения и проповедей Иоанна Предтечи, расположенный вблизи композиций «Страшный Суд» и «Свыше пророцы Тя предвозвестиша». Цикл состоит из шести эпизодов и сцены «Крещение Господне», включающей изображения персонификаций Моря и Иордана. Каждый эпизод имеет сопроводительную надпись и дополнен текстами, написанными на свитках Предтечи. Особый интерес представляет композиция «Христос с лопатой на гумне», распространенная в сербской живописи XIV в. В статье кратко прослеживается история формирования цикла Крещения и проповедей Предтечи и рассматривается топография цикла в храмовой росписи. Расположение данного цикла на крестовом своде в экзонартексе призренского кафедрала является уникальным.
Богородица Левишка церковь, Призрен, экзонартекс, Крещение, проповеди, Иоанн Предтеча, Иордан, персонификация, агиазма
1. Антоний Новгородский. Книга Паломник // Павел Савваитов. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия. СПб., 1872.
2. Лазарев В. Н. История византийской живописи: В 2 т. 2-е изд. М., 1986.
3. Мокрецова И. П. О некоторых особенностях миниатюр Никомидийского Евангелия // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 303–330.
4. Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника церкви Спаса на Нередице в Новгороде // Древнерусское искусство: Византия и древняя Русь. СПб., 1999. С. 210–227.
5. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002.
6. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // Искусство христианского мира. 2003. Вып. 7. С. 75–84.
7. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 528–577.
8. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.
9. Архиепископ Данило II. Животи краљева и архиепископа српских / Прев. Л. Мирковић. Београд, 1935.
10. Бабић Г. Иконографски програм живописа у припратима краља Милутина // Византијска уметност почетком XIV века. Грачаница, 1973. Београд, 1978. С. 105–121.
11. Богдановић Д., Ђурић В. Ј., Медаковић Д. Хиландар. Београд, 1978.
12. Бошковић Ђ., Петковић В. Манастир Дечани, II. Београд, 1941.
13. Војводић Д. На трагу изгубљених фресака Жиче (I) // Зограф. 2010. № 34. С. 71–86.
14. Војводић Д. О времену настанка зидног сликарства у Палежу // Зограф. 1998–1999. № 27. С. 129–130.
15. Габелић С. Манастир Лесново. Историја и сликарство. Београд, 1998.
16. Глигоријевић-Максимовић М. Антички елементи у сликарству Богородице Љевишке у Призрену // Зборник Матице српске за класичне студије. 2007, број 9. С. 203–221.
17. Димитрова Е. Манастир Матеjче. Скопjе, 2002.
18. Ђурић В. Ј. Зидно сликарство манастира Дечана. Грађа и студије. Београд, 1995.
19. Ђурић В. Ј. Црква Свете Софије у Охриду. Београд, 1963.
20. Кашанин М., Бошковић Ђ., Мијовић П. Жића. Историја, архитектура, сликарство. Београд, 1969.
21. Кисас С. О времену настанка фресака у цркви Светих Апостола у Солуну // Зограф. 1976. № 7. Београд. С. 52–57.
22. Марковић М. Првобитни живопис главне манастирске цркве // Манастир Хиландар / Ур. Г. Суботић. Београд, 1998. С. 221–242.
23. Миљковик-Пепек П. Материjали за македонската средновековна уметност. Фреските во светилиштето на црквата св. Софиjа во Охрид // Зборник на Археолошкиот музеj (1955--1956). Скопjе, 1956. С. 58–61.
24. Нитић А. Циклус проповеди св. Јована Претече // Ђурић В. Ј. Зидно сликарство манастира Дечана. Грађа и студије. Београд, 1995. C. 161–164.
25. Нитић А. Циклус св. Јована Претече у Матеичу и византијска традиција // Зограф. 1993–1994. № 23. С. 75–87.
26. Панић Д., Бабић Г. Богородица Љевишка. Београд, 1988.
27. Петковић В. Спасова црква у Жичи. Архитектура и живопис. Београд, 1911.
28. Петковић В. Р. Жича // Старинар. 1909. Број 4. С. 27–106.
29. Петковић В. Р. Манастир Дечани, II. Београд, 1941.
30. Петковић С. Сликарство спољашне припрате Грачанице // Византијска уметност почетком XIV века. Грачаница, 1973. Београд, 1978. С. 201–211.
31. Радојчић С. Старо српско сликарство. Друго издање. Београд, 2010.
32. Тодић Б. Грачаница: Сликарство. Београд, 1988. С. 251–253.
33. Тодић Б. Српско сликарство у доба краља Милутина. Београд, 1998.
34. Чанак-Медић М. Архитектура и програм ексонартекса жичке Спасове цркве // Манастир Жича. Зборник радова / Г. Суботић, еd. Краљево, 2000. C. 57–81.
35. Deichmann F. W. Frühchristlichen Bauten und Mosaiken von Ravenna, Baden-Baden, 1958.
36. Galavaris G. The Illustrations of the Homilies of Gregory Nazianzenus, Princeton, 1969.
37. Huskinson J. 2005 ‘Rivers of Roman Antioch. Personification in the Greek World: From Antiquity to Byzantium”, in Stafford E. and Herrin J. (eds.) Personifiсations in the Greek World: From Antiquity to Byzantium, 2005, pp. 247–264.
38. Jerphanion G. de. Les églises rupestres de Cappadoce. Texte, I–II. Planches, 1–3, Paris, 1925–1942.
39. Jolivet-Lévy C. Sacred Art of Cappadocia. Byzantine Murals from the Sixth to 13th Centuries (en coll. avec A. Ertug), Istanbul, 2006.
40. Kandić O. 1998–1999 “Fonts for the Blessing of the Waters in Serbian Medieval Churches”, in Zograf, 1998–1999, vol. 27, pp. 61–77.
41. Leroy J. Les manuscrits Syriaques à peintures conservés dans les bilbiothèques d’Europe et d’Orient, Paris, 1964.
42. Mango C. The Art of Byzantine Empire 321–1453, New Jersey, 1972.
43. Millet G. La peinture du Moyen Age en Yougoslavie, 1954, vol. 1.
44. Millet G. Monuments de l’Athos, Paris, 1927.
45. Musicescu M. A., Ionescu G. Biserica domneasca din Curtea de Argeş, Bucharesy, 1976.
46. Petkovic V. R. La peinture serbe du moyen âge, Paris, 1934, vol. 2.
47. Popović Lj. Personifications in Paleologan Painting 1261–1453. Phil. Diss, Bryn Mawr College, 1963.
48. Restle M. Byzantine Wall Painting in Asia Minor, New York, 1967.
49. Restle M. Die Byzantinische Wandmalerei in Kleinasien, Bongers, 1967, vol. 2.
50. Stephan Ch. Ein byzantinisches Bildensemble. Die Mosaiken und Fresken der Apostelkirche zu Thesaloniki, Worms, 1986.
51. Stoyanova M. Le cycle de la vie de Saint Jean-Baptiste dans l’Orient chrétien, Venise, 1990.
52. Thierry N. 1991/1992 “Importance du culte de Jean Prodrome à Cappadoce“, in Byzantinische Zeitschrift, 1991/1992, vol. 84/85, pp. 94–116.
53. Thierry N. 1972 “Art byzantin du Haut Moyen Age en Cappadoce: l’église no 3 de Mavruçan”, in Journal des Savants, 1972, pp. 233–269.
54. Thierry N. Haute Moyen age. Cavusin, Paris, 1983, vol. 1.
55. Underwood P. A. The Kariye Djami, New York, 1966, 1975, vol. 1–4.
56. Underwood Р. 1975 “Some Problems in Programs and Iconography of Ministry Cycles” in Underwood P. A. (ed.) The Kariye Djami, Princeton, 1975, vol. 4, pp. 243–302.
57. Weyl Carr А. 1982 “A group of Provincial Manuscripts”, in DOP, 1982, vol. 36, pp. 39–66.
58. Weyl Carr А. Byzantine Illumination 1150–1215. The Study of Provincial Tradition, Chicago, 1987.
59. Xyngopoulos A. 1971 “Les fresques de l’église des Saints Apôtres à Thessalonique”, in Art et société à Byzance sous les Paléologues, Venise, 1971, pp. 83–90.
60. Yota E. Le tétraévangile Harley 1810 de la British Library. Contribution à l’étude de l’illustration des tétraévangiles du Xe au XIIIe siècle. Thèse de doctorat, Fribourg, 2001.
61. Xyngopoulos A. Ai toichographiai tou katholikou tes mones Prodromou para tas Serras (Wall Paintings of Cathedral of Prodromos Monastery in Serras), Thessalonike, 1973.

Семенова Елизавета Сергеевна

Гусейнова Зивар Махмудовна

Фрагментарное невменное нотирование в рукописях XV века

Гусейнова З. М. Фрагментарное невменное нотирование в рукописях XV века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 145-157

DOI: 10.15382/sturV201520.145-157
В статье рассматривается регулярно встречающийся в русских крюковых рукописях феномен частичного нотирования, в результате которого пропуски нотации затрагивают целые книги или разделы, отдельные песнопения или микроциклы. Особенно часто это отмечается в рукописях XV в., обозначившего «стилевой перелом» в церковном пении. В статье приводятся основные причины фрагментарного нотирования — переход на Иерусалимский Устав, формирование новых песнопений, утверждение раздельноречия, отказ от древних нотных знаков и выработка новых.
рукопись, Иерусалимский устав, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, эпоха стилевого перелома, знаменные книги, фрагментарная нотация
1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: Историко-книговедческий анализ. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой Лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. Специальность 05.25.03 — библиотековедение, библиографоведение и книговедение. Дис. … канд. ист. наук. М., 2014.
2. Гусейнова З. М. Стихирари минейные в Кирилло-Белозерских рукописях XV в. // Вестник ПСТГУ. Серия V. М., 2008. С. 7–14.
3. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
4. Захарьина Н. Б. Русские певческие книги. Типология, пути эволюции. Автореф. … дис. … д-ра искусствоведения. Специальность 17.00.02 — музыкальное искусство. М., 2006. С. 12–13.
5. Плетнева Е. В. Нотация в песнопениях древнерусских Октоихов Изборных и Шестодневов Служебных (XIII–XV вв.) // XIII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2003. С. 443–451.
6. Турилов А. А. После Климента и Наума (славянская письменность на территории Охридской епископии в X — первой половине XIII в.) // Межславянские культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси: Этюды и характеристики. М., 2012.
7. Тюрина О. В. Виды заключительных формул в песнопениях большого роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V. 2013. Вып. 3 (12). С. 7–24.
8. Филиппова Е. К вопросу об изменении певческой практики в Русской Церкви в период богослужебной реформы XIV–XV вв. // «Иду в неведомый мне путь»: Памяти Елены Филипповой / Сост. ред. И. Е. Лозовая. М., 2006. С. 75–85. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского; Сб. 55). С. 5–17.

Гусейнова Зивар Махмудовна

Крейдун Юрий, протоиерей

Стилистический анализ храмов Алтайской духовной миссии

Крейдун Ю. Стилистический анализ храмов Алтайской духовной миссии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 158-173

DOI: 10.15382/sturV201520.158-173
Архитектурно-художественный образ богослужебных и других церковно-миссионерских строений юга Западной Сибири создавался путем обращения к опыту народной жилой архитектуры и образцовым проектам церковного зодчества второй половины ХIХ — нач. ХХ в., а также под влиянием местных художественных вкусов и пространственного мышления мастеров-строителей. В статье представлены результаты исследования храмов и школ Алтайской духовной миссии (ХIХ — нач. ХХ в.) на предмет выявления стилистических особенностей указанных строений.
архитектура, церковная, Алтайская духовная миссия, региональные особенности, миссионерские храмы, миссионерские школы
1. Вереш С. В. Храм — образ Вселенной: о путях развития архитектуры русского православного храма. М., 2010.
2. Воронин Н. Н. Архитектурный памятник как исторический источник // Советская археология. 1954. № 19. С. 44–67.
3. Громова Е. Б. Модуль сакрального пространства / Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004. С. 27–35.
4. Крейдун Ю. А. Комплекс Бийского архиерейского дома и катехизаторского училища // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3(15). С. 39–42.
5. Крейдун Ю. А., Шарова Е. В. Архитектура и история строительства храма Всемилостивого Спаса в Улале // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5(17). С. 71–74.
6. Крейдун Ю. А. Майминский Духосошественский храм — первое каменное миссионерское строение на Алтае // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6 (25). С. 45–49.
7. Крейдун Ю. А. Храмы, станы и монастыри Алтайской духовной миссии: чертежи, панорамы, 3D-модели. Барнаул: Алт. дом печати, 2013.
8. Лисенко Л. М. Русское деревянное зодчество // Дерево в архитектуре и скульптуре славян. М., 1987. С. 99–126.
9. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Дерево и гармония: образы деревянного зодчества России / Под ред. Н. В. Евстигнеева. М., 1998.
10. Павлова А. Л. Облик храма. Соборные храмы в русской архитектуре середины — второй половины XIX в. // Светильникъ. Церковное искусство и археология. М., 2001. Вып. 1. С. 95–104.
11. Рыбаков Б. А. Архитектурная математика древнерусских зодчих // Советская археология. 1957. № 1. С. 83–112.
12. Савельев Ю. Р. Храмоздатели. Князья — строители храмов средневековой Руси // Светильникъ. Церковное искусство и археология. М., 2001. Вып. 1. С. 59–87.
13. Стародубцев О. В. Символика православного храма (URL: http://www.pravoslavie.ru. (дата обращения: 15.10.2011)).
14. Сулименко С. Д. Архитектура и диалог культур (на примере символизации формы завершений русского православного храма). 2004 (URL: www.raai.sfedu.ru. (дата обращения: 15.10.2011)).
15. Чернов А. Ю. Хроники изнаночного времени. СПб., 2006.

Крейдун Юрий, протоиерей

Рудич Алена Викторовна

Стилевые особенности росписей русских иконописцев в православных храмах Украины

Рудич А. В. Стилевые особенности росписей русских иконописцев в православных храмах Украины // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 174-189

DOI: 10.15382/sturV201520.174-189
В статье рассматриваются монументальные росписи ведущих русских иконописцев: А. Солдатова, А. Чашкина, А. Вронского, А. Лавданского, Д. Яблочкина, Н. и Н. Богдановых, А. Филиппова, А. Андреева в православных храмах Украины. Анализируется влияние древних памятников церковной живописи и современных тенденций на индивидуальный почерк упомянутых мастеров. В результате исследования установлено, что русских иконописцев приглашают в основном для росписей главных монастырских храмов и кафедральных соборов, поскольку их художественное оформление предполагает наличие сложных задач, решать которые способны художники со значительным опытом работы в данной сфере.
церковные росписи православных храмов Украины, ведущие русские иконописцы, стилевые особенности, византийская живопись, иконописные мастерские
1. Бескровный А. Возрождение / Иерей А. Зощук, ред. // Православный взгляд. 2011. № 4 (15). С. 75–82.
2. Брюсова В. Г. София новгородская, памятник искусства и истории. М., 2001.
3. Логвин Г. Н. София Киевская. Государственный архитектурно-исторический заповедник: Альбом (на рус. яз.). К., 1971. С. 17–18.
4. Сарабьянов В. Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге. М., 2003.
5. Скит иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте», с. Богородичное. Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2008.
6. Cовременная православная монументальная живопись / А. Л. Чукина, авт.-сост. М., 2009. С. 212–221.

Рудич Алена Викторовна