В данной статье рассматривается иконографическая программа росписи куполов церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307-1313), построенной сербским королем Милутином. В центральном куполе изображена поясная фигура Пантократора, а в сводах четырех малых куполов представлен Христос в различных иконографических типах: Христос Средовек, Великий Архиерей, Ветхий Деньми и Спас Эммануил. Подобный вариант декорации, столь простой и логичный в применении к пятикупольной структуре, был характерен для памятников комниновского периода (церковь Св. Пантелеимона в Нерези (1164)). Однако, в пятикупольных задужбинах Милутина, построенных после Левишки, этот выбор изображений в угловых куполах больше не повторяется: в Грачанице и Старо-Нагоричино в четырех боковых куполах изображены евангелисты. Программа росписи центрального купола становится более сложной и богословски насыщенной, как, например, в Кральевой церкви в Студенице (1314), ее обязательным элементом является изображение сцены Небесной литургии. Оставаясь верной византийской традиции предшествующего периода, программа росписи куполов Левишки имеет свои уникальные особенности: изображение Христа Пантократора с восьмиконечной славой, подобного «Спасу в силах», а также видения пророка Исайи с серафимом, несущим угль, в центральном куполе, насколько нам известно, не имеют аналогов в более ранней монументальной живописи.
церковь Богородица Левишка, призрен, иконографическая программа росписи куполов, Косово, сербский король Милутин, греческие художники Михаил Астрапас и Евтихий, София Премудрость Божия, церковь свв. Апостолов в Константинополе, церковь Неа Эклессиа