/

Критский Борис Дмитриевич

А. В. Свешников — исполнитель и педагог. К 125-летию со дня рождения мастера


Критский Б. Д. А. В. Свешников — исполнитель и педагог. К 125-летию со дня рождения мастера // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 146-156.

DOI: 10.15382/sturV201518.146-156

Аннотация

Статья посвящена 125-летию со дня рождения мастера. На основе опыта, полученного во время обучения в Московском государственном хоровом училище, автор анализирует вокально-хоровое творчество А. В.Свешникова, которое сформировалось под непосредственным воздействием церковно-певческих традиций. Сохраняя верность отечественным традициям, педагог-дирижер приумножил их в руководимых им коллективах, подняв культуру хорового звучания на недосягаемую высоту. Уникальность свешниковской методы обучения состоит в том, что она ориентирована на культурную память отечественной школы хорового пения, которая держится на двух столпах — народном и церковном пении. Свешниковым выстроена система эстетических взглядов, которая определила его художественно-исполнительскую, педагогическую и организационную деятельность. Ее анализ позволил автору рассматривать вокально-хоровое звучание как особый текст, который характеризует эстетические свойства музыкально-интонационного, чувственно воспринимаемого материала. Он несет художественно-образную информацию, выполняя важную коммуникативную функцию. В вокально-хоровом тексте автор различает постоянные и переменные параметры звучания. Они отрабатывались Свешниковым в процессе овладения специальными способами деятельности: постоянные свойства — на вокальных упражнениях, переменные — непосредственно при разучивании и исполнении музыкальных произведений. В результате культура звучания, вокально-хоровая инструментовка исполняемых произведений обретали многослойную художественную семантику.

Ключевые слова

Свешников, вокальный педагог, исполнитель, церковно-певческие традиции, культура хорового звучания, постоянные и переменные вокально-хорового текста

Список литературы

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга 2. Интонация / Избр. труды. Т. V. М.: АПН СССР, 1957.
2. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио. М.; Л., 1951.
3. Лотман Ю. М. Семиосфера. М., 1998.
4. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие для муз. вузов. 3-е изд. М.: Музыка, 1986.
5. Юрлов А. А. Некоторые вопросы учебно-репетиционной работы профессионального хора: Дис. … канд. искусств. М., 1953.

Данные об авторе

Критский Борис Дмитриевич