В данной статье исследуется проблема духовности, актуальная для современной хоровой практики, на примере ведущих певческих коллективов. В центре внимания — русская духовная музыка в интерпретационной технике выдающихся российских дирижеров. Рассматриваются вопросы эстетических установок, репертуарные тенденции, исполнительские нюансы. В связи с этим выделяются два аспекта: звуковая эстетика — отношение интонируемого слова и хоровой тембрики — и художественная направленность на слушательское восприятие. Кроме того, в статье дается ретроспективный взгляд на традиции, сформировавшиеся в сфере композиторского творчества и области исполнительского искусства.
русская музыка, духовность, дирижер, современные хоровые коллективы, интерпретация, репертуар, авторский текст, исполнительское искусство.
1. Гуляницкая Н. С. Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм (история, теория, практика). М.: Языки славянской культуры, 2014.
2. Ершов А. Старейший русский хор. Ленинград: Советский композитор, 1978.
3. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. Вторая половина ХVII — начало ХХ века. СПб.: Композитор, 2007.
4. Минин В. Н. Соло для дирижера. СПб.: Композитор, 2010.
5. Мусин И. Язык дирижерского жеста. М.: Музыка, 2006.
6. Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа: от древности до ХХI века: Учеб. пособие. М.: Владос, 2003.
7. Памяти А. В. Свешникова: Статьи, воспоминания / Сост. С. С. Калинин. М.: Музыка, 1998.
8. Семенюк В. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства. М.: Композитор, 2008.
9. Тугаринов Е. С. Русские регенты. Т. 1. М.: Паломник, 2014.
10. Юрлов А. А. Сб. статей, материалов, воспоминаний / Сост. И. Марисова. М.: Сов. композитор, 1983.