/

Иванова Светлана Валерьевна

Образ «Сошествие во ад» в западноевропейской гравюре XV - XVII вв


Иванова С. В. Образ «Сошествие во ад» в западноевропейской гравюре XV - XVII вв // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 55-67.

DOI: 10.15382/sturV201517.55-67

Аннотация

В статье изучается иконография образа «Сошествие во ад» в западноевропейской гравюре и книжной иллюстрации XV-XVII вв. Рассматривается развитие иконографии, связанное с авторскими вариациями, итальянскими влияниями или же новыми богословскими установками, появившимися в западнохристианском богословии. Особое значение имеет то, что данный образ появляется именно в составе циклов. Это «Страсти Христовы», «Семь добродетелей» и иллюстрации Апостольского кредо.

Ключевые слова

Сошествие во ад, западноевропейская гравюра, Мартин Шонгауэр, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Лукас ван Лейден, Альбрехт Альтдорфер, Ян Саделер, Мартин дер Вос, Адриан Колларт, Апостольский Символ веры, иллюстрированные Библии, Библия Пискатора,

Список литературы

1. Альбрехт Дюрер. Гравюры / вступ. ст. Алена Боре. М.: Магма, 2003. 560 с., 474 ил.
2. Гамлицкий А. В. Библия Пискатора и проблема гравированных образцов в европейском искусстве XVI–XVIII столетий // Проблема копирования в европейском искусстве. Материалы науч. конф. Российской Академии художеств, 1997 г. М., 1998. С. 96–116.
3. Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001.
4. Иванова С. В. Иконография Пасхи: Сошествие во ад или Воскресение? // История и культура. Исследования. Статьи. Публикации. Воспоминания. СПб.: СПбГУ, 2010. Вып. 8 (8).С. 36–61.
5. Иванова С. В. Воскресение Христово. СПб., 2014.
6. Иванова С. В. Метаморфозы российской традиции иконографии Воскресения // Обсерватория культуры. М., 2014. Вып. 4. С. 138–141.
7. Иванова С. В. Икона «Символ веры» в русском искусстве XVII в. // Вестник НовГУ (в печати).
8. Иванова С. В. Гравюры Апостольского кредо и изменения иконографии Воскресения в России // История и культура. Исследования. Статьи. Публикации. СПб.: СПбГУ. Вып. 12 (в печати).
9. Иванова С. В. Апостольский Символ веры в книжной иллюстрации в западноевропейском искусстве // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2015. Вып. 1 (17). С. 45–54.
10. Иларион (Алфеев), архиеп. Христос — победитель ада. Тема сошествия во ад в восточнохристианской традиции. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2001.
11. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Азбука-классика, 2009.
12. Loerke M.-М.-О. Hollenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen Fakultät I der Universität Regensburg, Regensburg, 2003.
13. Mielke H. Albrecht Altdorfer: Zeichnungen, Deckfarbenmalerei, Druckgraphik, Berlin, 1988.
14. Passavant J. D. Le peintre-Graveur. Tome cinquieme, Leipsic, 1864.
15. Orenstein N. M. (ed.) Pieter Bruegel the Elder: Drawings and Prints, New York, New Haven, London, 2001.

Данные об авторе

Иванова Светлана Валерьевна