Статья посвящена изучению иллюстраций Апостостольского символа веры - его репрезентаций в миниатюрах западноевропейских рукописей IX-XV вв. и книжных гравюрах XV-XVII вв. Рассматривается преемственность между типами иллюстрирования, выделяются различные принципы представления догматов. Прежде всего, это миниатюры, иллюстрирующие Символ веры в целом (Утрехтская псалтирь и ее копия, псалтирь св. Эдвина). Затем возникает следующий тип репрезентации, когда иллюстрируется отдельный догмат. Особое место занимает Гейдельбергский блокбух, содержащий несколько листов ксилографий Кредо. Новый этап открывается с книгопечатанием и дальнейшим развитием гравюры. Создаются циклы из двенадцати образов, последовательно представляющих каждую формулу Символа. Впервые принцип соотнесения именно с отдельной формулой проявился в инкунабуле Конрада Динкмута (1485). Но если здесь оказываются на отдельном листе два образа, они не связаны между собой изобразительно, нарративный принцип превалирует над изобразительным. В более позднее время для граверов становится наиболее важным создание единого цельного художественного образа, который объединяет входящие в него иллюстрации разных догматов. Выяснение традиции репрезентации Кредо принципиально важно не только в контексте истории западноевропейского искусства, но и для истории иконографии «Символа веры» в России.
Апостольский Символ веры, Кредо, Утрехтская псалтирь, Реймский миссал, блокбух, Гейдельбергский блокбух, инкунабула, Конрад Динкмут, Библия Пискатора, Мартин де Вос, икона «Символ веры»
1. Гамлицкий А. В. Западноевропейские лицевые Библии в России XVII–XVIII. Владельцы и формы бытования // Филевские чтения. Тезисы 4-й междунар. науч. конф. по проблемам русской художественной культуры второй пол. XVII — первой пол. XVIII. М., 1995. С. 19–22.
2. Иванова С. В. Икона «Символ веры» в русском искусстве XVII в. // Вестник НовГУ (в печати).
3. Мокрецова Н. П., Романова В. Л. Французская книжная миниатюра XIII в. в советских собраниях. 1270–1300. М.: Искусство, 1983. 247 с.
4. Backhouse J. The Illuminated Page: Ten Centuries of Manuscript Painting in the British Library, London, 1997.
5. Docampo J. 2008 “Las Miniaturas del Misal de Reims”, in Misal de Reims. Libro de Estitudios, Madrid, 2008, pp. 53–142.
6. Geddes J. The St. Albans Psalter. A Book for Christina of Markyate, London, 2010.
7. Kisseleva L. 2008 “Misal de Reims, estudio codicilógico”, in Misal de Reims. Libro de Estitudios, Madrid, 2008, pp. 19–49.
8. Lexikon für Theologie und Kirche, Freiburg, 1962, vol. 4.
9. Loerke M.-М.-О. Hollenfahrt
Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen
Osten. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der
Philosophischen Fakultat I der Universitat Regensburg, Regensburg, 2003.
10. McKendrick S., Doyle K. Bible Manuscripts. 1400 years of Scribes and Scripture, London, 2007.
11. Simor S. B. «I Believe». Images of the Credo from Charlemagne to Luther. Dissertation. Institute of Fine Arts, New York University, 1996.
12. Solera G. 2008 “Traducción del Misal de Reims”, in Misal de Reims. Libro de Estitudios, Madrid, 2008, pp. 143–254.
Иванова Светлана Валерьевна