/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :1 (17)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Григорьева Вероника Юрьевна

Солов. № 690/752 как звено в осмыслении звукоряда древнерусскими мастеропевцами (публикация и исследование памятника)

Григорьева В. Ю. Солов. № 690/752 как звено в осмыслении звукоряда древнерусскими мастеропевцами (публикация и исследование памятника) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 9-44

DOI: 10.15382/sturV201517.9-44
Согласник из рукописи РНБ. Солов. № 690/752, л. 107-107 об. - это уникальное музыкально-теоретическое руководство беспометного периода, посвященное описанию состава и структуры обиходного звукоряда. В статье впервые представлены подробное исследование и научная трактовка данного памятника.
древнерусское церковное пение, Согласник, Соловецкое собрание, звукоряд, древнерусские музыкально-теоретические руководства
1. Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере великой панихиды. Вып. II. М., 2005.
2. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
3. Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Рукопись. Н. Новгород, 2004.
4. Григорьева В. Ю. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго, его знамени и пометы». Певческие Праздники XVII века. Публикация и исследование памятника. М., 2014.
5. Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкальнотеоретических руководствах // Вестник ПСТГУ. Серия V. М., 2014. Вып. 3 (15). С. 42–76.
6. Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995.
7. Кручинина А. Н., Шиндин Б. А. Первое русское пособие по музыкальной композиции // ПКНО. 1978. Л., 1979. С. 188–195.
8. Смоленский С. В. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668-го года). Казань, 1888. Репринт: М., 2002.
9. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. Тексты // Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 1. Краснодар, 2003.
10. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. Переводы, исследования, комментарии // Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 2. Краснодар, 2004.
11. Шабалин Д. С. Древнерусская музыкальная энциклопедия // Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 3–4. Краснодар, 2007.

Григорьева Вероника Юрьевна

Иванова Светлана Валерьевна

Апостольский Символ веры в книжных иллюстрациях в западноевропейском искусстве

Иванова С. В. Апостольский Символ веры в книжных иллюстрациях в западноевропейском искусстве // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 45-54

DOI: 10.15382/sturV201517.45-54
Статья посвящена изучению иллюстраций Апостостольского символа веры - его репрезентаций в миниатюрах западноевропейских рукописей IX-XV вв. и книжных гравюрах XV-XVII вв. Рассматривается преемственность между типами иллюстрирования, выделяются различные принципы представления догматов. Прежде всего, это миниатюры, иллюстрирующие Символ веры в целом (Утрехтская псалтирь и ее копия, псалтирь св. Эдвина). Затем возникает следующий тип репрезентации, когда иллюстрируется отдельный догмат. Особое место занимает Гейдельбергский блокбух, содержащий несколько листов ксилографий Кредо. Новый этап открывается с книгопечатанием и дальнейшим развитием гравюры. Создаются циклы из двенадцати образов, последовательно представляющих каждую формулу Символа. Впервые принцип соотнесения именно с отдельной формулой проявился в инкунабуле Конрада Динкмута (1485). Но если здесь оказываются на отдельном листе два образа, они не связаны между собой изобразительно, нарративный принцип превалирует над изобразительным. В более позднее время для граверов становится наиболее важным создание единого цельного художественного образа, который объединяет входящие в него иллюстрации разных догматов. Выяснение традиции репрезентации Кредо принципиально важно не только в контексте истории западноевропейского искусства, но и для истории иконографии «Символа веры» в России.
Апостольский Символ веры, Кредо, Утрехтская псалтирь, Реймский миссал, блокбух, Гейдельбергский блокбух, инкунабула, Конрад Динкмут, Библия Пискатора, Мартин де Вос, икона «Символ веры»
1. Гамлицкий А. В. Западноевропейские лицевые Библии в России XVII–XVIII. Владельцы и формы бытования // Филевские чтения. Тезисы 4-й междунар. науч. конф. по проблемам русской художественной культуры второй пол. XVII — первой пол. XVIII. М., 1995. С. 19–22.
2. Иванова С. В. Икона «Символ веры» в русском искусстве XVII в. // Вестник НовГУ (в печати).
3. Мокрецова Н. П., Романова В. Л. Французская книжная миниатюра XIII в. в советских собраниях. 1270–1300. М.: Искусство, 1983. 247 с.
4. Backhouse J. The Illuminated Page: Ten Centuries of Manuscript Painting in the British Library, London, 1997.
5. Docampo J. 2008 “Las Miniaturas del Misal de Reims”, in Misal de Reims. Libro de Estitudios, Madrid, 2008, pp. 53–142.
6. Geddes J. The St. Albans Psalter. A Book for Christina of Markyate, London, 2010.
7. Kisseleva L. 2008 “Misal de Reims, estudio codicilógico”, in Misal de Reims. Libro de Estitudios, Madrid, 2008, pp. 19–49.
8. Lexikon für Theologie und Kirche, Freiburg, 1962, vol. 4.
9. Loerke M.-М.-О. Hollenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen Fakultat I der Universitat Regensburg, Regensburg, 2003.
10. McKendrick S., Doyle K. Bible Manuscripts. 1400 years of Scribes and Scripture, London, 2007.
11. Simor S. B. «I Believe». Images of the Credo from Charlemagne to Luther. Dissertation. Institute of Fine Arts, New York University, 1996.
12. Solera G. 2008 “Traducción del Misal de Reims”, in Misal de Reims. Libro de Estitudios, Madrid, 2008, pp. 143–254.

Иванова Светлана Валерьевна

Иванова Светлана Валерьевна

Образ «Сошествие во ад» в западноевропейской гравюре XV - XVII вв

Иванова С. В. Образ «Сошествие во ад» в западноевропейской гравюре XV - XVII вв // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 55-67

DOI: 10.15382/sturV201517.55-67
В статье изучается иконография образа «Сошествие во ад» в западноевропейской гравюре и книжной иллюстрации XV-XVII вв. Рассматривается развитие иконографии, связанное с авторскими вариациями, итальянскими влияниями или же новыми богословскими установками, появившимися в западнохристианском богословии. Особое значение имеет то, что данный образ появляется именно в составе циклов. Это «Страсти Христовы», «Семь добродетелей» и иллюстрации Апостольского кредо.
Сошествие во ад, западноевропейская гравюра, Мартин Шонгауэр, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Лукас ван Лейден, Альбрехт Альтдорфер, Ян Саделер, Мартин дер Вос, Адриан Колларт, Апостольский Символ веры, иллюстрированные Библии, Библия Пискатора,
1. Альбрехт Дюрер. Гравюры / вступ. ст. Алена Боре. М.: Магма, 2003. 560 с., 474 ил.
2. Гамлицкий А. В. Библия Пискатора и проблема гравированных образцов в европейском искусстве XVI–XVIII столетий // Проблема копирования в европейском искусстве. Материалы науч. конф. Российской Академии художеств, 1997 г. М., 1998. С. 96–116.
3. Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001.
4. Иванова С. В. Иконография Пасхи: Сошествие во ад или Воскресение? // История и культура. Исследования. Статьи. Публикации. Воспоминания. СПб.: СПбГУ, 2010. Вып. 8 (8).С. 36–61.
5. Иванова С. В. Воскресение Христово. СПб., 2014.
6. Иванова С. В. Метаморфозы российской традиции иконографии Воскресения // Обсерватория культуры. М., 2014. Вып. 4. С. 138–141.
7. Иванова С. В. Икона «Символ веры» в русском искусстве XVII в. // Вестник НовГУ (в печати).
8. Иванова С. В. Гравюры Апостольского кредо и изменения иконографии Воскресения в России // История и культура. Исследования. Статьи. Публикации. СПб.: СПбГУ. Вып. 12 (в печати).
9. Иванова С. В. Апостольский Символ веры в книжной иллюстрации в западноевропейском искусстве // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2015. Вып. 1 (17). С. 45–54.
10. Иларион (Алфеев), архиеп. Христос — победитель ада. Тема сошествия во ад в восточнохристианской традиции. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2001.
11. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Азбука-классика, 2009.
12. Loerke M.-М.-О. Hollenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen Fakultät I der Universität Regensburg, Regensburg, 2003.
13. Mielke H. Albrecht Altdorfer: Zeichnungen, Deckfarbenmalerei, Druckgraphik, Berlin, 1988.
14. Passavant J. D. Le peintre-Graveur. Tome cinquieme, Leipsic, 1864.
15. Orenstein N. M. (ed.) Pieter Bruegel the Elder: Drawings and Prints, New York, New Haven, London, 2001.

Иванова Светлана Валерьевна

Пугачева Ирина Вячеславовна

Богородичные иконы во Флоренции XIII века. Образ и его почитание

Пугачева И. В. Богородичные иконы во Флоренции XIII века. Образ и его почитание // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 68-99

DOI: 10.15382/sturV201517.68-99
В последние годы внимание историков искусства все чаще стали привлекать мастера иконописи XIII в. Это связано с новыми возможностями реставраций, с расширением числа икон, доступных для изучения, в том числе чудотворных, что ранее было невозможно. Целью данной работы является показ общей картины развития иконописи на территории Флорентийской области на примере Богородичных икон и поиск причин эволюции живописного образа Девы Марии на протяжении всего столетия. Важнейшим фактором здесь является историческая ситуация, сложившаяся в Тоскане в нач. XIII в., на фоне которой началось активное распространение икон, в первую очередь монашескими орденами. В это же время начинают появляться византийские произведения искусства, которые ранее попадали сюда весьма редко. В течение столетия возрастает внимание к визуальным образам, переосмысливаются их функции, как следствие, - к концу столетия радикально изменяется и живописный образ Богоматери. На смену копиям византийских икон и простоватым изображениям начала века постепенно приходят эмоциональные, телесные образы, в которых уже очевидно зарождение нового стиля будущего столетия. Причины этих изменений - в коренном преобразовании религиозного сознания в течение XIII столетия, происходившем не только в богословских кругах, но и в обществе в целом.
икона Богоматери, иконопись, живопись XIII века, флорентийская икона, чудотворная икона , иконопочитание, иконография, Мадонна Импрунета, Мадонна Ровеццано, Санта Мария Примерана, Якопо Мелиоре, флорентийская живопись
1. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993.
2. Жильсон Эт. Философия в Средние века. М., 2010.
3. Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках преимущественно в Италии [1915]. СПб., 1997.
4. Пивоев В. М. Эстетика. М., 2013.
5. Раевская Н. Ю. Священные изображения и изображения священного в Христианской традиции. СПб., 2011.
6. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2000.
7. Boskovits M. The Origins of Florentine Painting, 1100–1270, Florence, 1993.
8. Derbes A., Neff A. 2004 “Italy, the Mendicant Orders and Byzantine Sphere”, in Byzantium. Faith and Power (1261–1557), New Haven, London, 2004.
9. Holmes M. The Miraculous Image in Renaissance Florence, New Haven, London, 2013.
10. Tartuferi A. Giunta Pisano, Soncino, 1992.

Пугачева Ирина Вячеславовна

Якубова Анна Александровна

К истории постройки Борисоглебского собора в Старице

Якубова А. А. К истории постройки Борисоглебского собора в Старице // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 100-109

DOI: 10.15382/sturV201517.100-109
Борисоглебский собор - древнейший памятник города Старицы, один из самых значимых храмов «грозненского» периода. Его строительство пришлось на 1558-1561 гг. и было знаменовано торжеством победы над многовековым игом. Собор пережил неоднократные перестройки, потрясения, стал очевидцем запустения некогда любимого Иваном IV города и окончательно подвергся разрушению в 1802-1803 гг. Данная статья посвящена некоторым вопросам истории строительства храма-памятника и уникальным особенностям его архитектуры.
архитектура, Иван IV, собор, Средние века, Старица, шатер
1. Баталов А. Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины — второй половины XVI века // Русское искусство позднего Средневековья. Образ и смысл: сб. науч. тр. НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств, 1993. С. 103–141.
2. Воронец М. Э., Воронов В. С. Изразцовые Распятия Успенского собора в Дмитрове // Сборник статей в честь графини П. С. Уваровой. М.: Скоропечатни А. Левенсон, 1916. С. 87–97.
3. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1962. Т. 2. 558 с.
4. Заграевский С. В. Вопросы датировки памятников Александровской слободы XVI века // Новые исследования памятников архитектуры Александровской слободы. М.: АЛЕВ-В, 2005. С. 5–30.
5. Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М.: Искусство, 1980. 144 с.
6. Кавельмахер В. В. Церковь Троицы на государевом дворе древней Александровой Слободы // Памятники архитектуры древней Александровой Слободы: сб. ст. Владимир: Золотые ворота, 1995. С. 24–29.
7. Кавельмахер В. В., Чернышев М. Б. Древний Борисоглебский собор в Старице. М.: Московский учебник, 2008. 112 с.
8. Салимов А. М. Борисоглебский собор в Старице по материалам последних исследований // Seminarium Bulkinianum II: К 70-летию со дня рождения В. А. Булкина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 118–158.
9. Соединяя цепь веков. Старицкий монастырь — обитель первого патриарха. М.:Пента +, 2010. 168 с.
10. Филиппов А. В. Древнерусские изразцы. М.: Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1938. Вып. 1. 92 с.
11. Филиппов А. В. Русские поливные изразцы XVI века. М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1915. 14 с.

Якубова Анна Александровна

Нефедова Надежда Викторовна; Трубникова Леонида Анатольевна

О коллекции фонда графики Церковно-археологического музея Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета

Трубникова Л. А. О коллекции фонда графики Церковно-археологического музея Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 110-120

DOI: 10.15382/sturV201517.110-120
Статья посвящена описанию и характеристике скромного собрания графики Церковноархеологического музея ПСТГУ. Коллекция графики складывалась неравномерно. Некоторые из произведений преподнесены музею частными лицами. Музей приобретал только произведения на церковную и, шире, религиозную тематику или же произведения, связанные с историей династии Романовых. Значительная часть коллекции состоит из таблиц из книг и альбомов, датируемых кон. XVIII - нач. XX в., имеются также рукописи. Среди рукописей есть контракты о поставках вина и документы о продаже земель. Кроме определенной исторической ценности надо отметить значение этих документов как подлинных образцов палеографии, позволяющих изучать почерк и орфографию разных периодов. Особый интерес представляют такие произведения, как «Сон Наполеона», а также три гравюры, изображающие бедствия, сопровождавшие разрушение Иерусалима.
гравюра, раскрашенная гравюра, графика, литография, хромолитография
1. Александрова Н. Н. Русская гравюра XVIII — начала XX века. М., 1987.
2. Белов С. В., Толстяков А. П. Русские издатели конца XIX — начала XX века. Л., 1976.
3. Динерштейн Е. А. И. Д. Сытин. М., 1983.
4. Заболотских Б. В. Русская гравюра. М., 1993.
5. Рууд Ч. Русский предприниматель московский издатель Иван Сытин / Пер. с англ. А. Лещинского. М., 1996.

Нефедова Надежда Викторовна


Трубникова Леонида Анатольевна

Нефедова Надежда Викторовна

Гравюра «Сон Наполеона» из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ: поиск образцов и опыт истолкования

Нефедова Н. В. Гравюра «Сон Наполеона» из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ: поиск образцов и опыт истолкования // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 121-128

DOI: 10.15382/sturV201517.121-128
Статья посвящена гравюре из коллекции Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Эта гравюра, названная «Сон Наполеона» (220 х 185 мм. № Г-35), была сделана в России в XIX в. Название не отражает содержания произведения: оно дано в антикварном магазине, где гравюра была куплена. Анонимный русский художник использовал в своей работе композиции картины Прюдона «Божественное Возмездие и Правосудие, преследующие Преступление» (1808 г. Лувр). Также были заимствованы детали французских сатирических гравюр, посвященных Наполеону: «Отправление на остров Эльба» (Неизвестный художник, 1814 г. Британский музей. № 1856,0712.652), «Цезарь в 1815. Пришел, увидел… убежал» (Pierre Joseph Moithey, 1815 г. Британский музей. № 1988, 1001. 23). Гравюра, сделанная русским художником, имеет оригинальные детали: изображение расстрела герцога Энгиенского, тел павших воинов и женщины в цепях, символизирующей Францию или освобожденную Европу. Принимая во внимание вышесказанное, данную гравюру можно было бы назвать: «Возмездие и Правосудие, преследующие Наполеона».
гравюра, раскрашенная гравюра, графика, Наполеон, Наполеоновские войны, Франция, Россия, Москва, Луи Антуан Анри де БурбонКонде герцог Энгиенский, Пьер Поль Прюдон
1. Верещагин В. А. Русская карикатура. Отечественная война: Теребенев, Венецианов, Иванов. СПб., 1912. С. 111. № 17.
2. «Воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун войны 1812 г. Каталог выставки. М., 2014.
3. Клепиков С. А. Сатирические тексты 1812–1813 годов (сводная библиография). М., 1962. С. 284–285. № 190.
4. Collection De Vinck. Un siècle d'histoire de France par l'estampe. Inventaire analytique, Paris, 1909.
5. Stephens F. G., George M. D. (eds.) Catalogue of Political and Personal Satires in the Department of Prints and Drawings in the British Museum, London, 1870.

Нефедова Надежда Викторовна

Слоистов Сергей Михайлович

Опыт дореволюционной России в жизни и творчестве архитектора С. Ноаковского

Слоистов С. М. Опыт дореволюционной России в жизни и творчестве архитектора С. Ноаковского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 129-144

DOI: 10.15382/sturV201517.129-144
С. Ноаковский (1867-1928) - известный польский и русский архитектор, прославившийся своими графическими работами. Его образы объединяет уникальное чувство стиля и знание истории искусств, среди его излюбленных тем особое место занимала церковная, католическая и православная архитектура. В работе разбирается вопрос: почему положительный опыт русско-польского культурного взаимодействия так скромно представлен в польском историческом сознании. Жизнь Ноаковского была типичной для многих тысяч польских биографий. Получив традиционное для польской дворянской среды воспитание, он, как и многие молодые поляки в пореформенной России, отправился вглубь Империи для получения высшего образования. Его последующая блистательная карьера в Петербурге и Москве вполне укладывается в стандартную жизненную стратегию выходца из Царства Польского. После восстановления Польшей независимости он оказывается среди тех поляков, кто принял решение вернуться на свою историческую родину и принять деятельное участие в ее возрождении. На примере особенностей художественного образования и деятельности организаций по охране памятников культурного наследия в исследовании рассматриваются процессы социокультурной адаптации как при миграции поляков внутри Российской империи, так и по их возвращении в ставшую независимой Польшу. В этой связи особое место уделено изучению позиции Ноаковского по вопросу сохранения православного архитектурного наследия Варшавы.
С. Ноаковский, польское историческое сознание, художественное образование, охрана памятников архитектуры, собор св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве
1. Жебелев С. А. Граф Иван Иванович Толстой (1858–1916) // Мемуары графа И. И. Толстого. М., 2002. С. 388–404.
2. Клычников В. М. Материальное положение и организация хозяйственной деятельности художников Москвы накануне революционных событий 1917 года // Армагеддон: актуальные проблемы истории, философии, культурологии. М., 1999. Кн. 5. С. 69–84.
3. Комарова И. И. Мариан Лялевич // Роль научных обществ России в развитии архитектурной науки и охраны памятников. М., 2010. С. 577–578.
4. Куликов С. В. Граф И. И. Толстой и реформа Императорской академии художеств 1893– 1894 гг. // Во главе Императорской академии художеств... Граф И. И. Толстой и его корреспонденты 1889–1898. М., 2009. С. 10–74.
5. Толстая Л. И. Вместо предисловия // Во главе Императорской академии художеств... Граф И. И. Толстой и его корреспонденты 1889–1898. М., 2009. С. 7–9.
6. Dettloff P. Odbudowa i restauracja zabytków architektury w Polsce w latach 1918–1938. Teoria i praktyka (Reconstruction and Restauration of Architecture Memorials in Poland in 1918–1938. Theory and Practice), Kraków, 2006.
7. Grzegorczyk P. 1959 “Bibliografia Stanisława Noakowskiego” (Bibliography of Stanisław Noakowsky), in Biegańsky P. (ed.) O Stanisławie Noakowskim, Warsaw, 1959, pp. 303–369.
8. Kotula K. Stanisław Noakowski: z kolekcji Muzeum Ziemi Kujawskiej i Dobrzyńskiej we Włocławku. Katalog wystawy (Stanisław Noakowski: from Collection of Museum of Kujawsa and Dobrzyńska Land in Włocławek. Exhibition Catalogue), Włocławek, 2000.
9. Manikowska E. 2010 “Wielka wojna i zabytki” (Great War and Memorials), in Manikowska E., Jamskij P. Polskie dziedzictwo kulturowe u progu niepodległości: wokół Towarzystwa Opieki nad Zabytkami Przeszłości, Warsaw, 2010, pp. 21–91.
10. Paszkiewicz P. Pod berłem Romanowów: sztuka rosyjska w Warszawie 1815–1915 (Under Reign of Romanovy: Russian Art in Warsaw in 1815–1915), Warsaw, 1991.
11. Poklewski J. Polskie życie artystyczne w międzywojennym Wilnie (Polish Art Life in Wilna between Wars), Toruń, 1994.
12. Polanowska J. 1998 “Noakowski Stanisław Witold”, in Mikockia Rachubowa K., Biernacka M. (eds.) Słownik artystów polskich i obcych w Polsce działających (zmarłych przed 1966). Malarze, rzeźbiarze, graficy, Warsaw, 1998, vol. 6, pp. 100–108.
13. Wallis M. Lata nauki i mistrzostwa Stanisława Noakowskiego (Years of Study and Mastery of Stanisław Noakowski), Warsaw, 1971.

Слоистов Сергей Михайлович

Корина Наталия Дмитриевна

Храм Св. Александра Невского в столице Болгарии Софии - памятник русской воинской славе. История и современность

Корина Н. Д. Храм Св. Александра Невского в столице Болгарии Софии - памятник русской воинской славе. История и современность // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 145-156

DOI: 10.15382/sturV201517.145-156
Проблема сохранения монументальной живописи, созданной русскими художниками сер. XIX - нач. XX в., является ключевой в данной статье. Долгие годы исследователи не видели художественной ценности в храмовых росписях этого времени и не старались сохранить их для потомков. Из-за такого отношения многие памятники в России были навсегда утрачены. В этой связи интересны образцы религиозной живописи, сохранившиеся за пределами нашей страны. Одним из таких поистине уникальных памятников является храм Святого Александра Невского в Софии, построенный в честь тысяч русских солдат, погибших за освобождение Болгарии от османского владычества. К счастью, его не постигла участь храмов, возведенных в память этого события в других балканских странах, и он сохранился до наших дней практически в своем первозданном облике. Уцелели первоклассные росписи и иконы В. М. Васнецова, А. А. Киселева, А. М. Корина, П. Е. Мясоедова и других русских и болгарских художников. На данный момент из-за отсутствия должных условий содержания и недостаточности средств на реставрацию фрескам софийского храма грозит опасность, поэтому так важно именно сейчас обратить внимание на проблему сохранения этих памятников монументального религиозного искусства, которые являются частью нашего общего культурного наследия.
русские художники середины XIX — начала XX века, храм Святого Александра Невского в Софии, монументальная религиозная живопись, Русско-турецкая война 1877–1878 гг., утраченные памятники архитектуры, А. Н. Померанцев, В. М. Васнецов, А. А. Киселев, А. М.
1. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и Средний периоды. СПб., 2004. С. 178–179.
2. Решетникова О. Н. Русский храм в Софии. М., 2014. С. 5, 47.
3. Решетникова О. Н. Храм как символ свободы. URL: http://www.liveinternet.ru/users/ adpilot/page412.html (дата обращения: 20.12.2014).
4. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Мн., 1999. С. 279.
5. Тошо Пейков. Патриаршеската катедрала «Св. Александър Невски». Строители, приложници, художници. София, 2012. С. 146, 147, 151.

Корина Наталия Дмитриевна

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна; Виноградова Анна Сергеевна

Загадки духовного творчества Мусоргского (об авторстве песнопения «Ангел вопияше»)

Виноградова А. С. Загадки духовного творчества Мусоргского (об авторстве песнопения «Ангел вопияше») // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 157-169

DOI: 10.15382/sturV201517.157-169
В наследии великого классика Модеста Петровича Мусоргского долгое время находилось песнопение «Ангел вопияше» для смешанного хора. Атрибуция сочинения возникла в регентской среде, в научный обиход его ввел Е. М. Левашев. Автограф композитора считался утерянным. В 1990-е гг., благодаря публикации в Интернете, всплыло настоящее авторство - Николая Уварова, оренбургского композитора. Ноты с его автографом хранились в личной библиотеке епископа Оренбургского и Тургайского Мефодия, сначала в Харбине, затем в Сиднее. В статье предпринята попытка обрисовать портрет неизвестного композитора. Публикуются два хора Николая Уварова.
задостойник Пасхи, Мусоргский, Уваров, предводитель дворянства Л. И. Шотт, епископ Мефодий (Герасимов), православные церкви в Харбине, Сиднее
1. Левашев Е. М. Неизвестное сочинение // Советская музыка. 1981. № 3. С. 111–112.
2. Рахманова М. П. «…Я не служитель религиозного культа, а член Профсоюза…» (Дело Драмсоюза) // Искусство музыки: теория, история. 2013. № 7. С. 23–46. URL: http:// sias.ru/upload/iblock/d6f/rahmanova.pdf. (дата обращения: 17.12.2015).

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна


Виноградова Анна Сергеевна

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ : СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Королёва Татьяна Ивановна

Исповеднический путь рядового регента. Таисия Иосифовна Мищенко

Королёва Т. И. Исповеднический путь рядового регента. Таисия Иосифовна Мищенко // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 173-184

DOI: 10.15382/sturV201517.173-184
В наше время, когда увеличивается количество восстанавливающихся храмов и монастырей и требуется немало затрат на воссоздание их внешнего благолепия, труднейшие проблемы возрождения духовной жизни прихода, создания настоящей общины и подлинно церковного служения клира и клироса подчас отходят на второй план. В этом контексте обращение к жизни регента, около шестидесяти лет прослужившей на клиросе, не желая известности и оценки своих заслуг, не получая зарплаты, сегодня особенно важно. Важно для понимания, что служение Богу пением необходимо совершать прежде всего как молитвенное делание с благодарностью Богу за такое высокое призвание, а не только как хоровое исполнительство, выявляющее талант композитора и дирижера, и средство заявить о себе.
возрождение духовной жизни, служение Богу, церковное пение, клир, клирос, регент
1. Музыкина В. Всякое дыхание да хвалит Господа // Архангельский епархиальный вестник. URL: http://www.arhpress.ru/eparh/2003/11/11/2.shtml

Королёва Татьяна Ивановна

ХРОНИКА

О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на XXV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ

О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на XXV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 187-195
PDF