/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :4 (16)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Иванова Светлана Валерьевна

Образ Воскресения Христова в византийских манускриптах IX±XIV вв

Иванова С. В. Образ Воскресения Христова в византийских манускриптах IX±XIV вв // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 7-18

DOI: 10.15382/sturV201416.7-18
В статье исследуется взаимосвязь образа «Воскресение» (Анастасис) со словом. Приводятся его описания, данные византийскими писателями. Исследуется его место в рукописях. Этот образ появляется в иллюстрациях византийских манускриптов IX–XIV вв.: в служебных Евангелиях (Евангелиях-апракос), в сборниках проповедей, на полях псалтирей. Рассматривается их расположение в сборниках; прослеживается, какие стихи псалмов они иллюстрируют. Выявляются композиционные особенности иконографии «Анастасис» в миниатюрах. Данные наблюдения в очередной раз подтверждают исключительно праздничное и пасхальное значение этого образа.
икона Пасхи, образ Воскресения, византийские манускрипты, псалтири с маргинальными иллюстрациями, миниатюры, Анастасис
1. Баранов В. А. Искусство после бури — богословская интерпретация некоторых изменений в послеиконоборческой иконографии Воскресения // Золотой, серебряный, железный: мифологическая модель времени и художественная культура. Курск: Издво Курского госпедуниверситета, 2002. С. 34–49.
2. Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000.
3. Иванова С. В. «Сошествие во ад» или «Воскресение»? // Культура. История. Современность. Сборник кафедры истории западноевропейской и русской культуры СПбГУ. Вып. 8. СПб.: СПбГУ, 2010. С. 36–61.
4. Иларион (Алфеев), архиепископ. Христос — победитель ада. СПб., 2009.
5. Орецкая И. А. Еще несколько замечаний по поводу византийских псалтирей IX века // Византийский временник 61 (2002). С. 151–171.
6. Орецкая И. А. Рукописи с миниатюрными фигурками // Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийские миниатюры второй половины X–XI века». М., 2012. С. 332–423.
7. Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. I. СПб., 1904.
8. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.
9. Флоренский П. Иконостас // Богословские труды. Вып. 9. М.: Московский патриархат, 1972. С. 83–148.
10. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века. М., 1977.
11. Grabar A. Byzantine Painting, Geneva, 1953.
12. Isar N. 2003 “The Dance of Adam: Reconstructing the Byzantine Coros”, in Byzantinoslavica, 2003, vol. 61.
13. Kartsonis A. D. Anastasis: The Making of an Image, Princeton, New Jersey, 1986.
14. Loerke M.-М.-О. Höllenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen. Fakultat I (Philosophie, Sport, Kunstwissenschaften) der Universität Regensburg, Regensburg, 2003.
15. Anderson J. F. 1997 “Manuscripts”, in The Glory of Byzantium. Art and of Middle Byzantine Era. 843–1261. The Metropolitan Museum of Art, New York, 1997.
16. Restle M. Die Byzantinische Wandmalerei in Kleinasien, Recklingshausen, 1967, vol. 2.
17. Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination, Chicago, 1971.

Иванова Светлана Валерьевна

Орецкая Ирина Анатольевна

Иконография мозаик собора Сан Джусто в Триесте: предварительные замечания

Орецкая И. А. Иконография мозаик собора Сан Джусто в Триесте: предварительные замечания // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 19-29

DOI: 10.15382/sturV201416.19-29
Апсиды боковых нефов собора Сан Джусто в Триесте были украшены мозаиками в кон. XI — нач. XII в. византийскими мастерами, выходцами из одного из крупных художественных центров того времени. В конхе северной апсиды представлена сидящая на троне Богоматерь с Младенцем и поклоняющиеся ей архангелы Михаил и Гавриил; под ними — ряд апостолов. В конхе южной апсиды изображен Христос, попирающий аспида и василиска, и, по сторонам от него, местные святые Иуст и Сервул. Первая мозаика находит наиболее близкие аналогии в мозаике капеллы Дзен собора Сан Марко и изображении апостолов в апсиде базилики Санта Мария Ассунта в Торчелло; вторая по своей иконографии восходит к целому ряду памятников ранневизантийского времени в Равенне и Риме. При создании мозаик обеих апсид мастера обращались к иконографическим схемам, получившим широкое распространение в византийском искусстве XI– XII вв., нередко восходящим к памятникам более раннего времени. При этом в мозаике северной апсиды использованы элементы, обычно встречающиеся как в восточном, собственно византийском (Богоматерь с архангелами), так и в западном, римском и североитальянском искусстве (Десница с лавровым венцом в вершине конхи, ряд апостолов). Уникальной с точки зрения иконографии является лишь полоса, обрамляющая конху левой апсиды с Десницей, шестью погрудными образами ангелов, литургическими чашами, кадилами и др. элементами, связанными с темой евхаристии, которая с древнейших времен совершалась в алтаре церкви Санта Мария Ассунта, ставшей в XIV в. левым нефом собора в Триесте.
Сан Джусто в Триесте, мозаика, византийское искусство, иконография, искусство средневизантийского периода, образ.
1. Andreescu Treadgold I. 1972 “Torcello. I. Le Christ Inconnu. II. Anastasis et Jugement Dernier: Têtes vraies, Têtes fausses“, in DOP, 1972, vol. 26, pp. 185–223.
2. Andreescu Treadgold I. 1998 “The real and the fake: two mosaics from Venice in American collections”, in Studi veneziani, 1998, vol. 36, pp. 279–300.
3. Andreescu Treadgold I. 1997 (1999) “Giovanni Moro and a New Apostle Head from Torcello”, in Arte medieval, 1997 (1999), vol. 11/1/2, pp. 199–214.
4. Cozzi E. 2004 “La fortuna iconografica di San Giusto nella produzione artistica medieval”, in Cuscito G. (ed.) San Giusto e la tradizione martiriale tergestina nel XVII centenario del martirio di San Giusto e per il Giubileo d'oro sacerdotale di Mons. E. Ravignani Vescovo di Trieste. Centro di Antichità Alto Altoadriatiche, Trieste, 2005, pp. 269–310.
5. Demus O. The Mosaic Decoration of San Marco, Venice, Chicago, 1988.
6. Jestaz B. La chapelle Zen à Saint-Marc de Venise, Stuttgart, 1986.
7. Lidova M. 2010 “The Earliest Images of Maria Regina in Rome and the Byzantine Imperial Iconography”, in Nish i Vizantija. Zbornik radova VIII, Nish, 2010, pp. 231–243.
8. Luca G. Le aule di San Giusto a Trieste: dall'alto Medioevo al romanico, Trieste, 2005.
9. Mason M. 2005 “Il complesso cattedrale di San Giusto a Trieste e la sua decorazione musiva”, in Cuscito G. (ed.) San Giusto e la tradizione martiriale tergestina nel XVII centenario del martirio di San Giusto e per il Giubileo d'oro sacerdotale di Mons. E. Ravignani Vescovo di Trieste. Centro di Antichità Alto Altoadriatiche, Trieste, 2005, pp. 311–342.
10. Mason M. I mosaici parietali della cattedrale di San Giusto a Trieste. Tesi di Dottorato in Storia dell’arte, Università Ca’ Foscari, Venezia, 2004.
11. Noga-Banai G. 2008 “Time and Again in Poreč: a Note on the Decoration Program of the Apse in Basilica Eufrasiana”, in Ikon, 2008, vol. 1, pp. 79–90.
12. Parovel P.G. Trieste: la chiesa nella grotta a San Servolo e la setta esorcistica dell’inglese ‘reincarnato’, in http://www.lavoceditrieste.net/2011/06/27/6782/.
13. Šonje A. 1983 “I maici parietali del complesso architettonico della basilica Eufrasiana di Parenzo”, in Atti del Centro di Ricerche Storiche, Rovigno, 13.1982/83, Rovigno, 1983, pp. 65–138.

Орецкая Ирина Анатольевна

Макий Ирина Ивановна

Романский портал в Эгисхейме: роль геополитического фактора в датировании памятника

Макий И. И. Романский портал в Эгисхейме: роль геополитического фактора в датировании памятника // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 30-54

DOI: 10.15382/sturV201416.30-54
В данной статье рассматривается проблема датирования романского портала, расположенного во французской провинции Эльзас. Особое значение придается в процессе датирования геополитическим факторам, которые могут дополнять документальные свидетельства связанные с монументальной скульптурой этого времени. Рассмотрение памятника в свете локальных геополитических реалий помогает показать существующую датировку в ее сопоставлении с тенденциями, свойственными европейской скульптуре начала XIII в. Геополитический контекст как элемент, дополняющий стилистический анализ, дает возможность по-новому взглянуть на историческую и художественную ценность памятника.
портал, романский, скульптура, Эльзас, св. Павел, датировка.
1. Bloch H., Wentzcke P. Regesten der Bischöfe von Strassburg. Innsbruck, 1908. T. II.
2. Durliat М. L’art roman, Paris, 1982.
3. Meyer J.-P. Voûtes romanes. Architecture religieuse en Alsace de l’an mil au début du XIIIe siècle, Strasbourg, 2003.
4. Rollier-Hanselmann J. 2009 “Une image des crises et des confl its dans la chrétienté médiévale: Berzé-la-Ville, la Chapelle-des-Moines”, in Sciences Humaines Combinées [en ligne], 14 janvier 2009, vol 3: Crise(s) en thème
5. Terrier L. 2012 “La conscience du style chez les artistes des années 1200”, in Connochie-Bourgne Chr. (ed.) Les effets de style au Moyen Age, 2012.
6. Toubert H. Un art dirigé, reforme grégorienne et iconographie, Paris, 1990.
7. Will R. Repertoire de la sculpture romane de l’Alsace, Paris, Strasbourg, 1955.
8. Wilsdorf Chr. Les comptes de Ferette et leur seigneurie du debut du XIIe à 1324, Paris, 1951.
9. Wilsdorf Chr. 1982 “L’Eglise Saint-Pierre d’Eguisheim aux XIe et XIIe siècles (et ses rapports avec la Feldkirch de Wettolsheim, d’après les textes inédit)“, in Bulletin du canton de Wintzenheim, 1982, vol. 4.

Макий Ирина Ивановна

Старикова Ирина Владимировна

К вопросу об авторе Певчей Псалтири в древнерусской традиции

Старикова И. В. К вопросу об авторе Певчей Псалтири в древнерусской традиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 55-62

DOI: 10.15382/sturV201416.55-62
В статье рассматривается проблема авторства псалмовых песнопений в древнерусском певческом искусстве. Большинство исследователей считают создателем мелодических моделей для распевания псалмового текста игумена Новгородско-Хутынского монастыря Маркелла. Подобная точка зрения основана на сведениях из литературного памятника ΧVII в. «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение...», в котором упоминается инок Маркелл Безбородый, «распевший Псалтирь». Однако сопоставление документальных источников, связанных с жизнью игумена Маркелла, и информации певческих рукописей дает основание подвергнуть сомнению распространенное мнение об авторстве «Певчей Псалтири».
древнерусское певческое искусство, знаменный распев, псалмодия, «Певчая Псалтирь», авторство, Маркелл Безбородый, игумен Новгородско-Хутынского монастыря Маркелл.
1. Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. Дни 1–5. М., 1901.
2. Дмитриева Р. П. Маркелл // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: Вторая половина XIV–XVI вв. Ч. 2 / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Ленинград, 1989. С. 103–104.
3. Казанцева Т. Г. Традиции Новгородской школы церковно-певческого искусства в богослужебной практике современного сибирского старообрядчества (некоторые наблюдения над исполнением кафизм утрени у староверов-странников) // Старообрядчество: История, культура, современность: мат-лы IX науч. конф. / Ред.-сост. В. И. Осипов, Е. И. Соколова. Великий Новгород, 2010. С. 336–351.
4. Новгородские летописи. СПб., 1879.
5. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI−XVII вв. Свердловск, 1991.
6. Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI–XVII вв. Челябинск, 1997.
7. Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989.
8. Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. «Преславный певец» и распевщик Логин Шишелов (ум. 1624), его произведения и их исследование методом структурно-формульного анализа (на примере стихир в честь св. Николая) // Традиции и новации в отечественной духовной культуре. Челябинск, 2006. С. 15–32.
9. Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. Ч. 1: Монодия. IV. Основные структуры пространного пения: Демественный распев. М., 2007.
10. Полное собрание русских летописей. СПб., 1841. Т. 3; СПб., 1914. Т. 33.
11. Рамазанова Н. В. Древнерусский роспевщик за чтением Псалтири // Гимнология. Вып. 3: Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток–Русь–Запад / Ред. И. Е. Лозовая. М., 2003. С. 170–185.
12. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова: В 4 ч. / Сост. архим. Леонид. М., 1894. Ч. 4.
13. Спирина Л. М. Малоизвестная певческая рукопись XVII века из собрания СПГИХМЗ // ПКНО (Памятники культуры. Новые открытия). 1995. М., 1996. С. 159–168.
14. Ундольский В. Замечания о церковном пении // ЧОИДР (Чтения в обществе истории и древностей российских). 1846. № 3.
15. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1843. С. 154.

Старикова Ирина Владимировна

Шумилова Христина Витальевна

Новгородские Царские врата XV-XVII вв. с изображением Благовещения и двух святителей

Шумилова Х. В. Новгородские Царские врата XV-XVII вв. с изображением Благовещения и двух святителей // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 63-84

DOI: 10.15382/sturV201416.63-84
Статья исследует группу новгородских Царских врат с изображением Благовещения и двух святителей — Василия Великого и Иоанна Златоуста. Анализ этой группы врат приводит к выводу о том, что данный иконографический тип был широко распространенным в новгородских храмах. Сформировавшись к середине XV в., он просуществовал без значительных изменений до XVII века. Царские врата со святителями продолжают византийскую традицию, сохраняя крупный масштаб и монументальность изображения. Их навершия приобретают изящную форму, что напоминает о прообразе навершия — раковине, символе Богородицы.
древнерусское искусство, искусство Великого Новгорода, иконопись, Царские врата, святители, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Благовещение, иконография
1. Алпатов М. В. Сокровища Русского искусства XI–XVI вв. (Живопись). Л., 1971.
2. Большаков С. Т. Подлинник иконописный / А. И. Успенский, ред. М., 1903. Репринт: М., 1998.
3. Васильева О. А., Лагунин И. И. Иконы Пскова. М., 2006.
4. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006.
5. Иконы Вологды XIV–XVI веков / Р. П. Биланчук, Ю. В. Веретнова, Е. А. Виноградова и др. М., 2007.
6. Косцова А. С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа: Иконопись, книжная миниатюра и орнаментика XIII — начала XVII веков. СПб., 1992.
7. Косцова А. С. Сто икон из фондов Эрмитажа: Живопись Русского Севера XIV–XVIII веков (каталог выставки). Л., 1982.
8. Маханько М. А. Василий Великий // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 131–191.
9. Полякова О. А. Шедевры русской иконописи XVI–XIX веков. М., 2010.
10. Сечин А. Г. Математика и изобразительное искусство: симметрия в народном и профессиональном искусстве: на материале коллекции Русского музея. СПб., 2010.
11. Сечин А. Г. Мнимое одиночество канона: «Дорифор» Поликлета в контексте диалектики единичного и множественного // Феномен одиночества. Актуальные вопросы гигиены культуры. СПб., 2014. С. 99–110.
12. Сизоненко Т. Д. О ветхозаветной символике царских врат древнерусского иконостаса // Иконостас: Происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 502–517.
13. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982.
14. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI веков. М., 1867.
15. Тетерятников В. М. Иконы и фальшивки. СПб., 2009.
16. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона / К. К. Арсеньев, Ф. Ф. Петрушевский, ред. СПб., 1898. Т. 24.
17. Ancient Russian icons from Soviet museums. Moscow, 1987.
18. Manson Chr. The George R. Hann collection. Auction Catalogue. New York, 1980.

Шумилова Христина Витальевна

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна

Крепостной композитор Лев Гурилев и его духовная музыка

Лебедева-Емелина А. В. Крепостной композитор Лев Гурилев и его духовная музыка // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 85-112

DOI: 10.15382/sturV201416.85-112
Крепостной музыкант Лев Степанович Гурилев (отец композитора Александра Львовича Гурилева, известного более всего как автора романсов) был одним из значительных композиторов — современников Бортнянского. Был домашним капельмейстером графа Владимира Григорьевича Орлова, младшего брата фаворита императрицы Екатерины II. Орлов имел крепостной театр, оркестр, хоровую капеллу в усадьбе Семеновское-Отрада. Духовно-музыкальное творчество Льва Гурилева сохранилось в единичных произведениях. Хоровой концерт «На божественней стражи» представляет собой один из ярких примеров концертного жанра эпохи Екатерины II. Произведение написано для двух хоров, состоит из трех частей. Публикуется полностью.
Лев Гурилев, русская хоровая музыка XVIII века, духовный концерт, публикация нот, крепостной композитор В. Г. Орлова, усадьба Семеновское-Отрада
1. Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка. М., 1963.
2. Дроздов А., Трофимова Т. Русская старинная фортепианная музыка. М.; Л., 1946.
3. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825). М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 328–334.
4. Лебедева-Емелина А. В. Хоровая культура екатерининской эпохи. М.: Композитор, 2009.
5. Натансон В. И. Прошлое русского пианизма. М., 1960. С. 178–195.
6. [Орлов-Давыдов В.] Библиографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова. Составлен внуком его, графом Владимиром Орловым-Давыдовым. Т. II. СПб., 1878.
7. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. Т. II. М.; Л., 1929.

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна

Шеховцова Ирина Павловна

Греческие музыкальные рукописи в собирательской деятельности архимандрита Антонина (Капустина)

Шеховцова И. П. Греческие музыкальные рукописи в собирательской деятельности архимандрита Антонина (Капустина) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 113-142

DOI: 10.15382/sturV201416.113-142
В статье рассмотрена собирательская деятельность Антонина (Капустина) — выдающегося ученого-византиниста и церковно-политического деятеля XIX в. Его коллекция, насчитывающая, согласно современным данным, 95 греческих манускриптов, содержит 5 церковнопевческих невменных рукописей, находящихся в собраниях Киева (1), Санкт-Петербурга (3) и Москвы (1). Особенно ценные из них — отрывок из Ирмология X в. и Стихирарь 1106 г., хранящиеся в Российской национальной библиотеке, и Стихирарь с миниатюрами 2-й пол. XIII в., находящийся ныне в собрании Государственного исторического музея (ГИМ). Изучение собирательства Антонином (Капустиным) такого рода рукописей показало тесную его связь с историей становления отечественной музыкальной византинистики, с именами В. Стасова, Д. Разумовского, о. Азарии, кн. Волконского, П. И. Севастьянова. В исследовании привлекаются данные архивных материалов — писем, дневниковых записей, заметок архим. Антонина, в том числе ранее не публиковавшихся. Попутно затрагивается тема отношения о. Антонина к современному греческому пению, с которым он был знаком во время своего многолетнего служения — в Греции и на Святой Земле. Особое внимание уделено проблемам бытования и изучения греческих певческих рукописей из коллекции Антонина (Капустина) в России и, в частности, Стихираря 2-й пол. XIII в. из Музейского собрания ГИМ (Муз. 3674). Судьбу рукописи, подаренной о. Антонином в 1864 г. Московскому Обществу любителей духовного просвещения, можно проследить на протяжении более полуторавекового ее пребывания в России. Исследование включает подробное кодикологическое описание Стихираря из собрания ГИМ, а также проработанные каталожные данные по всем изучаемым рукописным источникам.
византийская музыка, греческие певческие книги, каталог певческих рукописей, Антонин (Капустин).
1. Антонин (Капустин), архимандрит. Заметки поклонника Святой Горы / Вступ. ст. и коммент. А. А. Турилова. М., 2013. — (Серия «Русский Афон»: Вып. 10).
2. Антонин (Капустин), архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866–1891 / Сост., коммент., вступ. ст. Р. Б. Бутовой. М., 2010.
3. Антонин (Капустин), архимандрит. Письмо к Д. В. Разумовскому от 14 июля 1864 года // Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы / Ред.-сост. М. П. Рахманова; вступ. ст. и коммент. О. П. Кузина и М. П. Рахманова. М., 2005. С. 458–465.
4. Афонина В. Н. Собрание Московской Епархиальной библиотеки. Фонд 558 // Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России: сб. докладов конф. 17–21 ноября 1998 г., Москва / Под общ. ред. протоиерея Бориса (Даниленко). М., 1999. С. 165–172.
5. Безсонов П. Петр Иванович Севастьянов // Современная Летопись (Воскресное прибавление к «Московским Ведомостям»). 1867. № 14 (23 апреля). С. 6–9.
6. [Волконский М., князь]. Записки паломника. СПб., 1860.
7. Волконский М., князь. Греческое церковное пение // Домашняя беседа для народного чтения (Еженедельное субботнее издание) / Под ред. В. Аскоченского. Год 5-й. 1862. Вып. 10 (10 марта). С. 228–234.
8. Герд Л. А. Архим. Антонин Капустин и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов) // Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт- Петербурга / Под ред. члена-корр. РАН И. П. Медведева. СПб., 1999. С. 8–35.
9. Герцман Е. В. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. Каталог. Том. I: Российская национальная библиотека. СПб., 1996.
10. Герцман Е. В. Начало российской музыкальной византинистики // Келдышевский сборник: Музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша 1997 / Сост. С. Г. Зверева. М., 1999. С. 44–56.
11. Герцман Е. В. Энкомий Петру Великому в фондах Российской национальной библиотеки // Россия и Христианский Восток. Вып. 1. М., 1997. С. 197–206.
12. Гранстрем Е. Э. Каталог греческих рукописей ленинградских хранилищ. Вып. 4. Рукописи XII века // Византийский временник. Т. 23. 1963. С. 166–204.
13. Дмитриевский А. А. Русский самородок на Св. Афонской горе // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VII. Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): В 2 кн. Кн. 1: Дневник С. В. Смоленского. Письма. Материалы / Подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец. М., 2012. С. 763–783 (Приложение 10).
14. Довгалло Г. И. Собирательская деятельность П. И. Севастьянова: (по материалам его личного архива) // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 242–256.
15. Келдыш Ю. В. Стасов В. В. // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. Т. 5 / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1981. Стлб. 260–264.
16. Металлов В. М. Богослужебное пение Русской Церкви в период домонгольский по историческим, археологическим и палеографическим данным. Ч. I–II / Записки Московского Императорского Археологического института. Т. XXVI. М., 1912.
17. Перетц В. Н. Рукописи Московской Епархиальной библиотеки // Библиографическая летопись. [Вып.] III / Общество любителей древней письменности и искусства. [Петроград], 1917. С. 70–95 (раздел II — «Статьи и сообщения»).
18. Поляков Ф. Б., Фонкич Б. Л. А. А. Дмитриевский и его работа о русских собирателях рукописей и старопечатных книг // Византиноруссика. № 1. М., 1994. С. 161–197.
19. Разумовский Д. В. Музыкальная деятельность кн. В. Ф. Одоевского // Труды Первого Археологического съезда в Москве. 1869. Ч. I–II / Под ред. гр. А. С. Уварова. М., 1871. С. 436–438.
20. Рахманова М. П. Афонская экспедиция // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII. Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906). Кн. 1: Дневник С. В. Смоленского. Письма. Материалы / Подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец. М., 2012. С. 9–106.
21. [Севастьянов П. И.] Археологическая экспедиция на Афон // Современная Летопись (Прибавление к «Русскому Вестнику»). 1861. № 1. С. 31–32.
22. [Севастьянов П. И.] О светописи в отношении к археологии // Известия Императорского Археологического общества (ИИАО). 1859. Т. I. Вып. 5. Стлб. 257–261.
23. Смоленский. С. В. Отзыв о сочинении В. М. Металлова «Богослужебное пение Русской церкви. Период домонгольский» // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII. Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): в 2-х кн. Кн. 1 / Подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец. М., 2012. С. 636–682 (Приложение 7).
24. Стасов В. В. О церковных певцах и церковных хорах Древней России до Петра Великого // Стасов В. В. Статьи о музыке. Вып. V. Б. М., 1980. С. 175–240.
25. Стасов В. В. Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной Библиотеки. СПб., 1885.
26. Фонкич Б. Л. Антонин Капустин как собиратель греческих рукописей // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. третий / Отв. ред. О. И. Подобедова. М., 1983. С. 368–379.
27. Фонкич Б. Л. П. П. Дубровский и начало коллекционирования греческих рукописей в России // Византийский временник. Т. 53. 1992. С. 124–125.
28. Фонкич Б. Л., Э. П. Г. Антонин (Капустин Андрей Иванович) // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2000. C. 684–686.
29. [Чернухин Е.] Грецькi рукописи у зiбраннях Киева. Каталог / Упор. Е. Чернухин. Киïв-Вашингтон, 2000.
30. Шеховцова И. П. Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография — 2013. М., 2013. С. 172–220.
31. Fonkič B. L. Les manuscrits grecs d´Antonin Kapustin // Scriptorium: revue internationale des etudes relative aux manuscrits. 1984. Vol. XXXVIII, 2. P. 254–271.

Шеховцова Ирина Павловна

Постернак Ольга Павловна

К истории создания и освящения храма св. царевича Димитрия при Голицынской больнице

Постернак О. П. К истории создания и освящения храма св. царевича Димитрия при Голицынской больнице // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 143-161

DOI: 10.15382/sturV201416.143-161
Статья посвящена истории первого освящения храма св. царевича Димитрия при Голицынской больнице в Москве (1801 г.), ставшего важным событием русской общественной жизни. В нач. XIX в. Голицынская больница прочно заняла место среди главных достопримечательностей древней столицы. В рамках статьи уточнены памятные даты, отразившиеся в двойном праздновании столетнего юбилея больницы в 1901–1902 гг. Подробно рассмотрен вклад двоюродных братьев Димитрия и Александра Голицыных в создание больницы.
Голицынская больница, храм царевича Димитрия, Голицыны, Димитрий Михайлович Голицын, Александр Михайлович Голицын.
1. Архитектор М. Ф. Казаков. Ансамбль Голицынской больницы. Памятники русской архитектуры. М., 1955.
2. Вигель Ф. Ф. Записки. М., 2003. Кн. II.
3. Гастев М. Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы. М., 1841. Ч. 1.
4. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Каталог картинной галереи. М., 1986.
5. Голицын. Н. Н. Род князей Голицыных. СПб., 1892. Т. I.
6. Горчаков Н. Опыт вокальной или певческой музыки в России. М., 1808.
7. Горчаков Н. Панорама или взгляд на Москву с Кремлевской горы // Москвитянин. 1844. Ч. 5.
8. Дашкова Екатерина. Записки. 1742–1810. Л., 1985.
9. Дашкова Е. Р. Записки. Письма сестер М. и К. Вильмот из России. М., 1987.
10. Дашкова Е. Р. Записки княгини Е. Р. Дашковой. М., 1990.
11. Демская А. А. История одного забытого завещания // Памятники культуры. Новые открытия. 1990. М., 1992.
12. Державин Г. Р. Сочинения с объяснительными примечаниями Я. Грота. Т. 1–8. СПб., 1864–1880. Т. 8: Биография поэта.
13. Долгова С. Р. Судьба родовых архивов Голицыных в РГАДА // Хозяева и гости усадьбы Вяземы. Материалы III Голицынских чтений 20–21 января 1996. Большие Вяземы, 1996.
14. Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л., 1955. Ч. 1. Дневник студента.
15. Иванова Е. Ю. Портреты XVIII — начала XIX века. Из собрания А. М. Голицына — Олсуфьевых в доме на Девичьем поле // Союз художников СССР показывает собрание картин XVIII–XIX веков из Зарайского музея. Реставрация, атрибуция, исследования. Каталог. М., 1982.
16. Малолетков С. Л. Доброе дело князей Голицыных. К столетию открытия Московской Голицынской больницы (1892–1902). М., 1902.
17. Муромцева М. А. Арбат 4. Повесть в документах, письмах, воспоминаниях. М., 2010.
18. Паламарчук П. Г. Сорок сороков. М., 1995. Т. 3.
19. Петров П. Н. История родов русского дворянства. СПб., 1886. Т. I. Репринт: М., 1991.
20. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. Иллюстрированный биографический словарь. М., 1997.
21. Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого Князя Николая Михайловича. СПб., 1906. Т. II.
22. Савинская Л. Ю. Каталог князя Голицына // Наше наследие. 2004. № 71.
23. Сейделер И. Московская Голицынская больница в ряду европейских больниц. М., 1865–1869. Ч. 1–2.
24. Селинова Т. А. Портретная галерея князей Голицыных в Кузьминках. Собрание ГИМ // Памятники культуры. Новые открытия. 2004. М., 2006.
25. Современник. Литературный журнал, издаваемый Александром Пушкиным. СПб., 1836. Т. I.
26. Сто лет Голицынской больницы в Москве. М., 1902.
27. Столетие Голицынской больницы // Московские церковные ведомости. 1902. № 32.
28. Столетний юбилей храма Голицынской больницы // Московские церковные ведомости. 1901. № 39.
29. Тодорский Иван. Ода Златый век на всерадостнейший день всевысочайшей коронации Его императорского величества всеавгустейшего Государя Императора, последовавшей в Москве, в Первопрестольном Успенском Соборе сентября 15 дня 1801 года, сочиненная и подписанная Провинциальным Секретарем Иваном Тодорским. Москва: Университетская типография, б/г.
30. Тодорский Иван. Ода на открытие великолепной в Москве больницы с освящением храма во имя Св. Димитрия Царевича, бывшем при высочайшем Его императорского величества Государя Императора Александра Павловича и всей Высочайшей Фамилии присутствии Сентября 22 дня 1801 года, преднамеренной покойным и вечной памяти достойным князем Дмитрием Михайловичем Голицыным, а сооруженной по его завещанию Братом его двоюродным, Его сиятельством князь Александром Михайловичем Голицыным, в вечную память сочиненная Провинциальным секретарем Иваном Тодорским. Москва: Университетская типография, б/г.
31. Третьякова Н. Е. От картинной галереи Голицынской больницы до Голицынского музея на Волхонке. Художественные собрания князей Голицыных второй половины XVIII — XIX веков: автореф. дис. … канд. искусств. М., 2005.
32. Ходасевич В. Ф. Державин. М., 1988.

Постернак Ольга Павловна

Корпелайнен Елизавета Александровна

Лютеране-иконописцы в Санкт-Петербурге XIX в

Корпелайнен Е. А. Лютеране-иконописцы в Санкт-Петербурге XIX в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 162-170

DOI: 10.15382/sturV201416.162-170
Автор статьи рассматривает процессы трансформации религиозной живописи в икону, происходившие в XIX в. в Санкт-Петербурге. В качестве результата такого процесса приводится Валаамская икона Божией Матери, признанная в России чудотворной. Наряду с краткой историей и разбором иконографии данной иконы автор приводит сравнительный анализ характерных черт католических икон и икон Санкт-Петербурга, написанных в «академическом» стиле в XIX в., подчеркивается влияние пиетизма («религии сердца»), протестантского мистического движения кон. XVII — нач. XVIII в., на формирование петербургского стиля иконописи XIX в. В статье вводится в научный оборот новый термин «лютеранская икона».
русская икона, диалог культур, Валаамская икона Божией Матери, иконы Санкт-Петербурга, Императорская Академия искусств, пиетизм, «лютеранская» икона.
1. Историко-статистическое описание Донецкого Предтечева монастыря Воронежской губернии: Воронеж, 1877. 144 с. Архив ЛОПА. Ф. 1. № 121. 1897 г.; р. 1, № 275, 273, 619, 339; Труды Воронежской ученой архивной комиссии. Вып. 1. Воронеж, 1902.
2. Корзун С. Г. Борьба протестантов и католиков за влияние на русскую православную церковь в эпоху раннего Просвещения. Славянский альманах: 2011. М.: Индрик, 2012. 600 с.
3. Кутковой В. С. О Валаамской иконе Божией Матери. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/1665.htm
4. Пестрецов А. Ф. Генезис русского национального самосознания в духовной культуре России: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. Нижний Новгород: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2009. 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/211.
5. Bouyer L. Orthodox Spirituality and Protestant and Anglican Spirituality. London, 1959.
6. Yannaras Ch. The Freedom of Morality. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1984.

Корпелайнен Елизавета Александровна

Рыбакова Надежда Эдуардовна

К вопросу формирования русского стиля в духовной музыке конца XIX ² начала XX в

Рыбакова Н. Э. К вопросу формирования русского стиля в духовной музыке конца XIX ² начала XX в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 171-181

DOI: 10.15382/sturV201416.171-181
В статье исследуется процесс зарождения русского стиля в духовной музыке. Он формировался на протяжении не одного десятка лет и нашел свое наивысшее выражение в композициях Нового направления на рубеже XIX–XX вв. Появление русского стиля стало следствием неудовлетворительного пения в русских православных церквах, которое имело заметные следы влияния западноевропейской инструментальной музыки. Поиск национального стиля, который соответствовал бы «духу» и природе русского церковного пения, привел композиторов и деятелей духовной музыки к мысли, что национальный стиль должен опираться на древние церковные напевы. Об этом на протяжении XIX столетия говорили митр. Филарет (Дроздов), кн. В. Ф. Одоевский, М. И. Глинка, прот. Д. Разумовский и многие другие. В попытках выработать музыкальный язык, соответствующий древним напевам, композиторы шли по пути сходства их с русской народной песней, нередко заимствуя принципы ее гармонического устройства и многоголосной обработки. В творчестве одного из ярких представителей Нового направления А. Д. Кастальского эти принципы нашли наиболее характерное выражение на основе особого склада подголосочной полифонии, разработанной композитором. Подобный стиль гармонизации церковных мелодий был воспринят и другими представителями Нового направления, получив широкое и многообразное применение в авторской духовномузыкальной композиции рубежа XIX–XX вв.
церковное пение, русский стиль, Новое направление, древние церковные роспевы, гармонизации, духовная музыка, Кастальский.
1. Артемова Е. Г. Петербургская ветвь в Новом направлении: Н. И. Компанейский, М. А. Лисицын, С. В. Панченко: дис. … канд. искусств. М., 2003.
2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2. М., 2004.
3. Преображенский А. В. Культовая музыка в России Л., 1924.

Рыбакова Надежда Эдуардовна

Климин Евгений Андреевич

Опыт тембровой классификации дореволюционных русских колоколов

Климин Е. А. Опыт тембровой классификации дореволюционных русских колоколов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 182-203

DOI: 10.15382/sturV201416.182-203
Русские звоны строятся на ритмическом сопоставлении колоколов, различных не только по высоте звучания, но и по тембру. Таким образом, многообразие звуковых индивидуальностей является одной из основ этой традиции. Задача данной работы — систематизировать дореволюционные колокола по их тембровым свойствам, исходя из слышимых особенностей звучания и стоящих за ними объективных акустических параметров. Предлагаемая классификация делит колокола на два класса, а внутри каждого из них на более мелкие группы. Колокола тембрового класса А отливались преимущественно в XVI — 1-й пол. XVII в. Звучание их глуховатое, относительно непродолжительное, с ощутимым диссонансом в аккорде нижних тонов. Тембровый класс Б типичен для русского литья начиная со 2-й пол. XVII в. и является классическим для русских звонов. Звучание таких колоколов звонкое, певучее, с богатыми переливами тембра в процессе затухания.
колокола, кампанология, звоны, русские колокола, псковские колокола, московские колокола, акустика колоколов, спектральный анализ, история литейного дела, М. П. Мусоргский.
1. Алдошина И. А., Мациевский И. В., Никаноров А. Б., Пучков С. В., Товстик П. Е., Черняев С. П. Анализ специфики акустических параметров русских колоколов // Вопросы инструментоведения. Вып. 5: Статьи и материалы пятой Международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения». СПб., РИИИ, 6–10 декабря 2004 г. / Ред.-сост. В. А. Свободов; отв. ред. И. В. Мациевский. СПб., 2004. Ч. 1. С. 170–176.
2. Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика. СПб., 2006. 720 с.
3. Благовещенская Л. Д. Звуковые спектры московских колоколов // Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник / АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры. 1977. М., 1977. С. 35–52.
4. Бондаренко А. Ф., Кондрашина В. А. Фальк Ганс // Москва: энциклопедия / Гл. ред. С. О. Шмидт. М., 1997. С. 850–851.
5. Горкина А. Н. Русские колокольные звоны: особенности музыкальной организации. М., 2003. 153 с.
6. Ильин В. Н. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона // Музыка колоколов: сб. исследований и материалов / Российский институт истории искусств; отв. ред. и сост. А. Б. Никаноров. СПб., 1999. С. 228–231.
7. Климин Е. Декремент затухания как критерий оценки акустических свойств колокола // Современное искусствознание: термины и понятия: сб. ст. аспирантов. СПб.: РИИИ, 2014. С. 7–10.
8. Климин Е. А. Специфика синтеза звучания русских колоколов // Вопросы инструментоведения. Вып. 7 (К 120-летию Курта Закса): материалы седьмого инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения», СПб., РИИИ, 22–24 ноября 2010 г. / Ред.-сост. В. А. Свободов; отв. ред. И. В. Мациевский. СПб., 2010. С. 244–247.
9. Клопов В. А. О синтезе колокольного тембра средствами оркестра // Музыка колоколов: сб. исследований и материалов / Российский институт истории искусств; отв. ред. и сост. А. Б. Никаноров. СПб., 1999. С. 146–151.
10. Лер А. Проектирование качающихся и карильонных колоколов в прошлом и в настоящее время / Пер. с англ. В. В. Зайцева; общ. ред. В. Г. Шарикова. М., 2000. 85 с.
11. Никаноров А. Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. СПб., 1990. 191 с.
12. Никаноров А. Б., Сараджев Н. К. Списки «индивидуальностей» русских колоколов Константина Сараджева // Вопросы инструментоведения: сб. рефератов международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения», СПб., РИИИ, 21–25 апреля 1993 г. / Отв. ред.-сост. Р. Ф. Зелинский. СПб., 1993. С. 83–85.
13. Нюнин Б. Н. Колокола храма Христа Спасителя // Русское возрождение. Независимый русский православный национальный журнал. Нью-Йорк; Москва; Париж, 1998, II. № 72, С. 145–166.
14. Роман (Огрызков), иеродиак. Описание исторических колоколов ставропигиального Данилова мужского монастыря г. Москвы: рукопись. М., 2012.
15. Сараджев К. К. Колокол // Музыка колоколов: сб. исследований и материалов / Российский институт истории искусств; отв. ред. и сост. А. Б. Никаноров. СПб., 1999. С. 222–226.
16. Черняев С. П. Некоторые вопросы динамики и устойчивости оболочек вращения: дис. ... канд. физ.-мат. наук: 01.02.04. СПб., 2006. 78 с.
17. Шашкина Т. Б. Модульный метод колокололитейного ремесла // Колокола: история и современность. М., 1985. С. 216–237
18. Lehr A. 1991 “A Statistical Investigation of Historical Swinging Bells in West Europe”, in Acustica, International journal on Acoustics, 1991, vol. 74, pp. 97–108.
19. Lehr A. Geert van Wou. Een uitzonderlij k luidklokkengieter, in http://www.andrelehr.nl/public/artikel/gvw1.pdf (Date: 09.08.2014).
20. Rossing T. D. (ed.) Springer Handbook of Acoustics, New York, 2007.

Климин Евгений Андреевич