Апсиды
боковых нефов собора Сан Джусто в Триесте были украшены мозаиками в
кон. XI — нач. XII в. византийскими мастерами, выходцами из одного из
крупных художественных центров того времени. В конхе
северной апсиды представлена сидящая на троне Богоматерь с Младенцем и
поклоняющиеся ей архангелы Михаил и Гавриил; под ними — ряд апостолов. В
конхе южной апсиды изображен Христос, попирающий аспида и василиска, и,
по сторонам от него, местные святые Иуст и Сервул. Первая мозаика
находит наиболее близкие аналогии в мозаике капеллы Дзен собора Сан
Марко и изображении апостолов в апсиде базилики Санта Мария Ассунта в
Торчелло; вторая по своей иконографии восходит к целому ряду памятников
ранневизантийского времени в Равенне и Риме. При создании мозаик обеих
апсид мастера обращались к иконографическим схемам, получившим широкое
распространение в византийском искусстве XI– XII вв., нередко восходящим
к памятникам более раннего времени. При этом в мозаике северной апсиды
использованы элементы, обычно встречающиеся как в восточном, собственно
византийском (Богоматерь с архангелами), так и в западном, римском и
североитальянском искусстве (Десница с лавровым венцом в вершине конхи,
ряд апостолов). Уникальной с точки зрения иконографии является лишь
полоса, обрамляющая конху левой апсиды с Десницей, шестью погрудными
образами ангелов, литургическими чашами, кадилами и др. элементами,
связанными с темой евхаристии, которая с древнейших времен совершалась в
алтаре церкви Санта Мария Ассунта, ставшей в XIV в. левым нефом собора в
Триесте.
Сан Джусто в Триесте, мозаика, византийское искусство, иконография, искусство средневизантийского периода, образ.
1. Andreescu Treadgold I. 1972 “Torcello. I. Le Christ Inconnu. II.
Anastasis et Jugement Dernier: Têtes vraies, Têtes fausses“, in DOP, 1972, vol. 26, pp. 185–223.
2. Andreescu Treadgold I. 1998 “The real and the fake: two mosaics from Venice in American collections”, in Studi veneziani, 1998, vol. 36, pp. 279–300.
3. Andreescu Treadgold I. 1997 (1999) “Giovanni Moro and a New Apostle Head from Torcello”, in Arte medieval, 1997 (1999), vol. 11/1/2, pp. 199–214.
4. Cozzi E. 2004 “La fortuna iconografica di San Giusto nella produzione artistica medieval”, in Cuscito G. (ed.) San
Giusto e la tradizione martiriale tergestina nel XVII centenario del
martirio di San Giusto e per il Giubileo d'oro sacerdotale di Mons. E.
Ravignani Vescovo di Trieste. Centro di Antichità Alto Altoadriatiche, Trieste, 2005, pp. 269–310.
5. Demus O. The Mosaic Decoration of San Marco, Venice, Chicago, 1988.
6. Jestaz B. La chapelle Zen à Saint-Marc de Venise, Stuttgart, 1986.
7. Lidova M. 2010 “The Earliest Images of Maria Regina in Rome and the Byzantine Imperial Iconography”, in Nish i Vizantija. Zbornik radova VIII, Nish, 2010, pp. 231–243.
8. Luca G. Le aule di San Giusto a Trieste: dall'alto Medioevo al romanico, Trieste, 2005.
9. Mason M. 2005 “Il complesso cattedrale di San Giusto a Trieste e la sua decorazione musiva”, in Cuscito G. (ed.) San
Giusto e la tradizione martiriale tergestina nel XVII centenario del
martirio di San Giusto e per il Giubileo d'oro sacerdotale di Mons. E.
Ravignani Vescovo di Trieste. Centro di Antichità Alto Altoadriatiche, Trieste, 2005, pp. 311–342.
10. Mason M. I mosaici parietali della cattedrale di San Giusto a Trieste. Tesi di Dottorato in Storia dell’arte, Università Ca’ Foscari, Venezia, 2004.
11. Noga-Banai G. 2008 “Time and Again in Poreč: a Note on the Decoration Program of the Apse in Basilica Eufrasiana”, in Ikon, 2008, vol. 1, pp. 79–90.
12. Parovel P.G. Trieste: la chiesa nella grotta a San Servolo e la setta esorcistica dell’inglese ‘reincarnato’, in http://www.lavoceditrieste.net/2011/06/27/6782/.
13. Šonje A. 1983 “I maici parietali del complesso architettonico della basilica Eufrasiana di Parenzo”, in Atti del Centro di Ricerche Storiche, Rovigno, 13.1982/83, Rovigno, 1983, pp. 65–138.
Орецкая Ирина Анатольевна