/

Олехнович Елена Игоревна

Двознаменные Праздники - певческая книга рубежа XVII-XVIII вв


Олехнович Е. И. Двознаменные Праздники - певческая книга рубежа XVII-XVIII вв // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 125-135.

DOI: 10.15382/sturV201415.125-135

Аннотация

Статья посвящена форме фиксации певческой книги Праздники рубежа XVII–XVIII вв. — Двознаменникам. Исследуются особенности ее состава, корпус многораспевных текстов, проводится сравнение данной формы фиксации певческой книги с более ранними и современными ей знаменными списками. Определяются основные задачи, выполнявшиеся двознаменными Праздниками: запись в двух различных нотациях полного корпуса стихир, необходимого для совершения богослужения; отражение в двознаменной форме характерного для кон. XVII в. состава песнопений книги; осмысление в двознаменникахкруга двунадесятых праздников как певческого цикла. Материалом для написания статьи послужили рукописи собраний РНБ, РГБ и ГИМ.

Ключевые слова

двознаменники, Праздники, стихира, многораспевность, раздельноречие, истинноречие, путевой распев, большой распев, демественный распев, знаменный распев, знаменная нотация, пятилинейная нотация

Список литературы

1. Битбунов Г. С. Двунадесятые праздники (Историко-литургическое описание). Изд. 2-е. М., 2011.
2. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Исследование. Л., 1984.
3. Бражников М. В. Многоголосие знаменных партитур // Проблемы истории и теории древнерусской музыки: сб. ст. / Под ред. А. С. Белоненко и А. Н. Кручининой. Л., 1979. С. 7–61.
4. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
5. Киприан (Керн), архим. Литургика: гимнография и эортология. М., 2002.
6. Конотоп А. В. О «странных голосах» двознаменного музыкально-теоретического руководства конца XVII века // Проблемы истории и теории древнерусской музыки: Сб. ст. / Под ред. А. С. Белоненко и А. Н. Кручининой. Л., 1979. С. 160–172.
7. Костюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII в.: по материалам Отд. рукописей ГИМ. М., 1980.
8. Кравченко С. П. Фиты знаменного роспева (на материале певческой книги «Праздники»): Дис. … канд. искусств. Л., 1981.
9. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915.
10. Мосягина Н. В. «Ключ разумения» Тихона Макарьевского — «словарь» знаменного распева второй половины XVII века // Музыкальное наследие России. Истоки и традиции / сост. З. М. Гусейнова. СПб., 2001. С. 148–156.
11. Никишов Г. А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII — начала XVIII вв.: Автореф. дис. … канд. искусств. М., 1977.
12. Никишов Г. А. К вопросу о составе «Ключа» Тихона Макарьевского // Musica antiqua. Bydgoszcz, 1985. Vol. VII. P. 707–718.
13. Пожидаева Г. А. Лексикология демественного пения. М., 2010.
14. Разумовский Д. В. Церковное пение в России (Опыт историко-техн. изложения). М.,
1867–1869.
15. Скабалланович М. Н. Толковый типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910.
16. Смоляков Б. Г. Попевочный раздел «Ключа разумения» как важный информативный свод распевов знамен // Музыкальная культура Средневековья / Под ред. Т. Владышевской. М., 1992. Вып. 2. С. 80–83.
17. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
18. Фролов С. В. Многораспевность как типологическое свойство древнерусского певческого искусства // Проблемы русской музыкальной текстологии: (По памятникам рус. хоровой лит. XII–XVIII веков): Сб. науч. тр. / Сост. и отв. ред. А. С. Белоненко. Л., 1983. С. 12–47.
19. Холопов Ю. Н. «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в русской монодии // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: Сб. науч. тр. / Сост., ред. С. П. Кравченко, А. Н. Кручинина. Л., 1987. С. 106–129.

Данные об авторе

Олехнович Елена Игоревна