/

Григорьева Вероника Юрьевна

Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических Руководствах


Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических Руководствах // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 42-76.

DOI: 10.15382/sturV201415.42-76

Аннотация

В статье на материале древнерусских музыкально-теоретических руководств рассматриваются терминология и содержание ранней теории помет. Прослеживается преемство ранней теории от крюковых азбук-толкований, проводится подробная классификация певческих значений помет. На основе анализа руководств делается вывод о том, что главенствующее значение в ранней теории имеют указательные пометы, а для отображения звуковысотной стороны песнопений используются как звуковысотные, так и указательные пометы. Впервые устанавливается, что ранняя теория, где пометы фиксируют относительные области звуковысотности и направление мелодического движения, по сути, продолжаетпринципы записи напевов, характерные для беспометного знамени. В плане фиксации звуковысотности ранняя теория помет не выводит знаменную нотацию на качественно новый уровень по сравнению с беспометным периодом. Тем не менее сам способ записи звуковысотности с помощью киноварных помет в дальнейшем был использован в теории степенных помет для фиксации ступеней звукоряда.

Ключевые слова

ранняя теория помет, ранние пометы, древнерусские музыкально-теоретические руководства, древнерусское церковное пение

Список литературы

1. Безуглова И. Ф. Собрание нотированных книг библиотеки Соловецкого монастыря // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика. Материалы международных научных конференций 1991–1994 гг. М., 1994. С. 262–271.
2.  Богомолова М. В. Анализ знаковой системы «греческой» нотации (на основе песнопений нового греческого роспева) // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вып. 1 (1). М., 2007. С. 26–45.
3. Богомолова М. В. История бытования термина «захват» и его певческая реализация в рукописных источниках XVI–XX веков. Рукопись. 2008.
4. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.
5. Бражников М. В. Русская певческая палеография. СПб., 2002.
6. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
7. Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Нижний Новгород, 2004. Рукопись.
8. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго, его знамени и пометы». Певческие Праздники XVII века / Публ. и исслед. памятника В. Ю. Григорьевой. М., 2014.
9. Гусейнова З. М. Русские музыкальные азбуки XV–XVI веков. СПб., 2003.
10.  Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. 1-е изд.: СПб., 1995. 2-е изд.: СПб., 2008.
11. Лозовая И. Е. О содержании понятий «глас» и «лад» в контексте теории древнерусской монодии // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика: сб. ст. Гимнология. Вып. 6: Материалы международной научной конференции 12–16 мая 2009 г. М., 2011. С. 344–359.
12. Александр Мезенец и прочие. Извещение… желающим учиться пению (1670 г.) / Введ., публ. и пер. памятника, историческое исследование Н. П. Парфентьева; коммент. и исслед. памятника, расшифровка знаменной нотации З. М. Гусейновой. Челябинск, 1996.
13. Мосягина Н. В. Домезенцевские пометы в теоретических руководствах и роспевах XVII века // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 159–163.
14. Плавская Е. Л. Музыкально-теоретические представления старообрядцев (на материале сибирского региона): Дис. … канд. искусств. Новосибирск, 2005.
15. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 4. М., 1977.
16. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978.
17. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7. М., 1980.
18. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987.
19. Фролов С. В. К проблеме звуковысотности беспометной знаменной нотации // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979. С. 124–147.
20. Шабалин Д. С. Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 1: Певческие азбуки Древней Руси. Тексты. Краснодар, 2003.
21. Шабалин Д. С. Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 3–4: Древнерусская музыкальная энциклопедия. Краснодар, 2007.

Данные об авторе

Григорьева Вероника Юрьевна