В статье рассматривается наиболее ранний греческий текст, упоминающий сразу несколько видов тканей, подаренных императором Констанцием II наряду с литургическими сосудами в Св. Софию Константинопольскую в 360 г. Производится анализ и новый перевод текста с целью уточнения, о каких именно тканях идет речь. В результате анализа среди тканей выявляются завесы: на престольный киворий, на двери церкви и на ее пилоны. Каждый вид тканей рассматривается как прототип использования подобных завес в иконографии и реальный предмет церковного обихода, обусловивший символику изображаемых тканей. Анализируется влияние ветхозаветной и позднеантичной традиций использования завес на символику, топографию и функции висящих тканей в практике христианской церкви ранневизантийского периода
катапетасма, завеса, киворий, церковные двери, пилоны церкви, иконография, символика, топография, функция
1. Беляев Д. О. Bizantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Книга I. СПб., 1891.
2. Бобрик М. А. Икона Тайной вечери над Царскими вратами // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 540–541.
3. Васильева Т. М. Traditio legis и иконография алтарной преграды св. Софии Константинопольской // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 121–141.
4. Васильева Т. М. Латеранский фастигиум и генезис алтарной преграды // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 33–51.
5. Вилинский С. Г. Византийско-славянские сказания о создании храма св. Софии Царьградской. Одесса, 1900.
6. Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1904.
7. Древнегреческо-русский словарь / под ред. И. Х. Дворецкого. Т. 2. М., 1958.
8. Дьяченко Г., прот. Полный церковно-славянский словарь (репринтное воспроизведение издания 1900 г.). М., 2006.
9. Иерусалимская А. А. Ткани собора св. Софии в Константинополе (в поэме Павла Силенциария) // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV–XVI вв. Л., 1988. С. 8–19.
10. Иоанн (Рахманов), иером. Обрядник византийского двора (De cerimoniis aulae Byzantinae) как церковно-археологический источник. М., 1895.
11. Лазарев В. Н. История Византийской живописи. М., 1986.
12. Ларионов А. И. Напольная мозаика «Нильский пейзаж». Храм Фортуны Примигении в Пренестее (Палестрина). http://www.smalta.ru/library/larionov-nilskiy-peizag; http://commons.wikimedia.org/wiki/File:NileMosaicOfPalestrina.jpg?uselang=ru
13. Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 161–194.
14. Лидов А. М. Катапетасма Софии Константинопольской. Византийские инсталляции и образ-парадигма иконной завесы. Византия. 2008. http://wiki.ru/sites/vizantiyskaya_imperiya/id-articles-143353.html
15. Матвеева Ю. Г. Ткани в поэме Павла Силенциария: индитья или завеса? // Линтула: сб. науч. ст. Вып. 4. Материалы научно-практической конференции IV Линтуловских чтений 2010 г. СПб., 2010. С. 93–98.
16. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.
17. Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855. Т. 1. Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств / вступ. ст. П. И. Меендорфа; перевод и предисл. Е. М. Ломизе. М., 1995. — Текст памятника парал. древнегреч., рус.
18. Срезневский И. И. Св. София Царьградская по описанию русского паломника конца XII в. // Tруды Третьего Археологического съезда. Киев, 1878. Т. 1.
19. Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000.
20. Тафт Р. Ф. Упадок причащения в Византии и отдаление мирян от литургического действа: причина, следствие или ни то, ни другое? // Тафт Р. Ф. Статьи. Т. 1. Омск, 2010. С. 310–365.
21. Троицкий В. А. История плащаницы // Богословский вестник. Март. Сергиев Посад, 1912.
22. Шалина И. А. Вход «Святая Святых» и византийская алтарная преграда // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 52–84.
23. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века. М., 1977.
24. Cutler A. 1991 “Endyte”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991, vol. 1, p. 697.
25. Abrahams I. “Tabernacle”, in Encyclopaedia Judaica, vol. 19, p. 41.
26. Kazdan A. 1991 “Velum”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991, vol. 3, pp. 2157–2158.
27. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1961.
28. Liddell H. G., Scott R. Greek-English Lexicon. With a Revised Supplement, Oxford, 1996.
29. Mango C. The Art of the Byzantine Empire 312–1453: Sources and Documents, Englewood Cliffs, New Jersey, 1972.
30. Mathews T. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy, University Park and London, 1980.
31. Sophocles A. E. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods, Hildesheim, Zürich, New York, 1992.
32. Wessel K. 1973 “Ciborium”, in RBK, Stuttgart, 1973, vol. 7, pp. 1055–1068.
33. Wise M. O. 2003 “Hram”, in Grin D., Skot M., Marshall G. (eds.) Iisus i Evangelija. Slovar', Moscow, 2003.