/

Соловьева Лариса Валентиновна

Сиенская школа эмали в 1-й пол. XIV в


Соловьева Л. В. Сиенская школа эмали в 1-й пол. XIV в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 9-20.

DOI: 10.15382/sturV201415.9-20

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления в эмальерном искусстве Сиены 1-й пол. XIV в. Экономический и политический подъем Сиенской коммуны способствовал расцвету разных видов искусств, в том числе и ювелирного дела. Искусство Сиены в этот период испытывало сильное влияние французской готики. Несмотря на значительный рост производства светских ювелирных изделий, основную статью заказа для мастеров составляли культовые предметы из серебра и золота: потиры, кресты, реликварии. В это время сиенские ювелиры изобрели и совершенствовали новую технику эмали — прозрачную эмаль по серебряному невысокому рельефу, которая давала мастеру возможность передать в эмали светотеневые моделировки. Эмалевые плакетки не только выполняли декоративную функцию, но и иллюстрировали иконографическую программу произведения. В 30–40-е гг. XIV в. наблюдается пик расцвета прозрачной эмали, когдамастера, значительно расширив диапазон цветов, попытались придать прозрачной эмали функции живописи. В этот период создаются вещи синтетического характера, как, например, реликварий из собора в Орвьето. Примечательно, что мастера-эмальеры в своих композициях ориентировались на произведения таких живописцев Сиены, как Дуччо и братья Лоренцетти.

Ключевые слова

треченто, готика, прозрачная эмаль, рельеф, ювелирное искусство, техника, сиенские ювелиры, потир, реликварий

Список литературы

1. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Треченто. М., 1959. Том. II.
2. Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М., 2001.
3. Bemporad D. 1980 “Oreficeria ed avori”, in Il Tesoro della Basilica di S. Francesco ad Assisi, Perugia, 1980, pp. 87–152.
4. Carli E. Il Reliquario del Corporale ad Orvieto, Milano, 1964.
5. Cioni E. Scultura e smalto nell`oreficeria senese dei secoli XIII e XIV, Firenze, 1998.
6. Collareta M., Levi D. Calici italiani. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 1983.
7. Freeman M. B. 1963 “A Shrine for a Queen”, in The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 1963, vol. 21/10.
8. Gauthier M. Les Émaux du moyen age occidental, Friburg, 1972.
9. Molinier E. 1888 “Iventaire du tresor du Sain-Siege sous Boniface VIII (1295)“, in Bibliotheque de l`Ecole des Chartes, 1888, vol. 49.
10. Robinson J. Masterpieces. Medieval Art, London, 2008.

Данные об авторе

Соловьева Лариса Валентиновна