/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :3 (15)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Соловьева Лариса Валентиновна

Сиенская школа эмали в 1-й пол. XIV в

Соловьева Л. В. Сиенская школа эмали в 1-й пол. XIV в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 9-20

DOI: 10.15382/sturV201415.9-20
В статье рассматриваются основные направления в эмальерном искусстве Сиены 1-й пол. XIV в. Экономический и политический подъем Сиенской коммуны способствовал расцвету разных видов искусств, в том числе и ювелирного дела. Искусство Сиены в этот период испытывало сильное влияние французской готики. Несмотря на значительный рост производства светских ювелирных изделий, основную статью заказа для мастеров составляли культовые предметы из серебра и золота: потиры, кресты, реликварии. В это время сиенские ювелиры изобрели и совершенствовали новую технику эмали — прозрачную эмаль по серебряному невысокому рельефу, которая давала мастеру возможность передать в эмали светотеневые моделировки. Эмалевые плакетки не только выполняли декоративную функцию, но и иллюстрировали иконографическую программу произведения. В 30–40-е гг. XIV в. наблюдается пик расцвета прозрачной эмали, когдамастера, значительно расширив диапазон цветов, попытались придать прозрачной эмали функции живописи. В этот период создаются вещи синтетического характера, как, например, реликварий из собора в Орвьето. Примечательно, что мастера-эмальеры в своих композициях ориентировались на произведения таких живописцев Сиены, как Дуччо и братья Лоренцетти.
треченто, готика, прозрачная эмаль, рельеф, ювелирное искусство, техника, сиенские ювелиры, потир, реликварий
1. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Треченто. М., 1959. Том. II.
2. Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М., 2001.
3. Bemporad D. 1980 “Oreficeria ed avori”, in Il Tesoro della Basilica di S. Francesco ad Assisi, Perugia, 1980, pp. 87–152.
4. Carli E. Il Reliquario del Corporale ad Orvieto, Milano, 1964.
5. Cioni E. Scultura e smalto nell`oreficeria senese dei secoli XIII e XIV, Firenze, 1998.
6. Collareta M., Levi D. Calici italiani. Museo Nazionale del Bargello, Firenze, 1983.
7. Freeman M. B. 1963 “A Shrine for a Queen”, in The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 1963, vol. 21/10.
8. Gauthier M. Les Émaux du moyen age occidental, Friburg, 1972.
9. Molinier E. 1888 “Iventaire du tresor du Sain-Siege sous Boniface VIII (1295)“, in Bibliotheque de l`Ecole des Chartes, 1888, vol. 49.
10. Robinson J. Masterpieces. Medieval Art, London, 2008.

Соловьева Лариса Валентиновна

Матвеева Юлия Геннадьевна

Некоторые разновидности ранневизантийских церковных завес (по иконографии и текстам)

Матвеева Ю. Г. Некоторые разновидности ранневизантийских церковных завес (по иконографии и текстам) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 21-41

DOI: 10.15382/sturV201415.21-41
В статье рассматривается наиболее ранний греческий текст, упоминающий сразу несколько видов тканей, подаренных императором Констанцием II наряду с литургическими сосудами в Св. Софию Константинопольскую в 360 г. Производится анализ и новый перевод текста с целью уточнения, о каких именно тканях идет речь. В результате анализа среди тканей выявляются завесы: на престольный киворий, на двери церкви и на ее пилоны. Каждый вид тканей рассматривается как прототип использования подобных завес в иконографии и реальный предмет церковного обихода, обусловивший символику изображаемых тканей. Анализируется влияние ветхозаветной и позднеантичной традиций использования завес на символику, топографию и функции висящих тканей в практике христианской церкви ранневизантийского периода
катапетасма, завеса, киворий, церковные двери, пилоны церкви, иконография, символика, топография, функция
1. Беляев Д. О. Bizantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Книга I. СПб., 1891.
2. Бобрик М. А. Икона Тайной вечери над Царскими вратами // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 540–541.
3. Васильева Т. М. Traditio legis и иконография алтарной преграды св. Софии Константинопольской // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 121–141.
4. Васильева Т. М. Латеранский фастигиум и генезис алтарной преграды // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 33–51.
5. Вилинский С. Г. Византийско-славянские сказания о создании храма св. Софии Царьградской. Одесса, 1900.
6. Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1904.
7. Древнегреческо-русский словарь / под ред. И. Х. Дворецкого. Т. 2. М., 1958.
8. Дьяченко Г., прот. Полный церковно-славянский словарь (репринтное воспроизведение издания 1900 г.). М., 2006.
9. Иерусалимская А. А. Ткани собора св. Софии в Константинополе (в поэме Павла Силенциария) // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV–XVI вв. Л., 1988. С. 8–19.
10. Иоанн (Рахманов), иером. Обрядник византийского двора (De cerimoniis aulae Byzantinae) как церковно-археологический источник. М., 1895.
11. Лазарев В. Н. История Византийской живописи. М., 1986.
12. Ларионов А. И. Напольная мозаика «Нильский пейзаж». Храм Фортуны Примигении в Пренестее (Палестрина). http://www.smalta.ru/library/larionov-nilskiy-peizag; http://commons.wikimedia.org/wiki/File:NileMosaicOfPalestrina.jpg?uselang=ru
13. Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 161–194.
14. Лидов А. М. Катапетасма Софии Константинопольской. Византийские инсталляции и образ-парадигма иконной завесы. Византия. 2008. http://wiki.ru/sites/vizantiyskaya_imperiya/id-articles-143353.html
15. Матвеева Ю. Г. Ткани в поэме Павла Силенциария: индитья или завеса? // Линтула: сб. науч. ст. Вып. 4. Материалы научно-практической конференции IV Линтуловских чтений 2010 г. СПб., 2010. С. 93–98.
16. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.
17. Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855. Т. 1. Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств / вступ. ст. П. И. Меендорфа; перевод и предисл. Е. М. Ломизе. М., 1995. — Текст памятника парал. древнегреч., рус.
18. Срезневский И. И. Св. София Царьградская по описанию русского паломника конца XII в. // Tруды Третьего Археологического съезда. Киев, 1878. Т. 1.
19. Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000.
20. Тафт Р. Ф. Упадок причащения в Византии и отдаление мирян от литургического действа: причина, следствие или ни то, ни другое? // Тафт Р. Ф. Статьи. Т. 1. Омск, 2010. С. 310–365.
21. Троицкий В. А. История плащаницы // Богословский вестник. Март. Сергиев Посад, 1912.
22. Шалина И. А. Вход «Святая Святых» и византийская алтарная преграда // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 52–84.
23. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века. М., 1977.
24. Cutler A. 1991 “Endyte”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991, vol. 1, p. 697.
25. Abrahams I. “Tabernacle”, in Encyclopaedia Judaica, vol. 19, p. 41.
26. Kazdan A. 1991 “Velum”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991, vol. 3, pp. 2157–2158.
27. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1961.
28. Liddell H. G., Scott R. Greek-English Lexicon. With a Revised Supplement, Oxford, 1996.
29. Mango C. The Art of the Byzantine Empire 312–1453: Sources and Documents, Englewood Cliffs, New Jersey, 1972.
30. Mathews T. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy, University Park and London, 1980.
31. Sophocles A. E. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods, Hildesheim, Zürich, New York, 1992.
32. Wessel K. 1973 “Ciborium”, in RBK, Stuttgart, 1973, vol. 7, pp. 1055–1068.
33. Wise M. O. 2003 “Hram”, in Grin D., Skot M., Marshall G. (eds.) Iisus i Evangelija. Slovar', Moscow, 2003.

Матвеева Юлия Геннадьевна

Григорьева Вероника Юрьевна

Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических Руководствах

Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических Руководствах // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 42-76

DOI: 10.15382/sturV201415.42-76
В статье на материале древнерусских музыкально-теоретических руководств рассматриваются терминология и содержание ранней теории помет. Прослеживается преемство ранней теории от крюковых азбук-толкований, проводится подробная классификация певческих значений помет. На основе анализа руководств делается вывод о том, что главенствующее значение в ранней теории имеют указательные пометы, а для отображения звуковысотной стороны песнопений используются как звуковысотные, так и указательные пометы. Впервые устанавливается, что ранняя теория, где пометы фиксируют относительные области звуковысотности и направление мелодического движения, по сути, продолжаетпринципы записи напевов, характерные для беспометного знамени. В плане фиксации звуковысотности ранняя теория помет не выводит знаменную нотацию на качественно новый уровень по сравнению с беспометным периодом. Тем не менее сам способ записи звуковысотности с помощью киноварных помет в дальнейшем был использован в теории степенных помет для фиксации ступеней звукоряда.
ранняя теория помет, ранние пометы, древнерусские музыкально-теоретические руководства, древнерусское церковное пение
1. Безуглова И. Ф. Собрание нотированных книг библиотеки Соловецкого монастыря // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика. Материалы международных научных конференций 1991–1994 гг. М., 1994. С. 262–271.
2.  Богомолова М. В. Анализ знаковой системы «греческой» нотации (на основе песнопений нового греческого роспева) // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вып. 1 (1). М., 2007. С. 26–45.
3. Богомолова М. В. История бытования термина «захват» и его певческая реализация в рукописных источниках XVI–XX веков. Рукопись. 2008.
4. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.
5. Бражников М. В. Русская певческая палеография. СПб., 2002.
6. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
7. Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Нижний Новгород, 2004. Рукопись.
8. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго, его знамени и пометы». Певческие Праздники XVII века / Публ. и исслед. памятника В. Ю. Григорьевой. М., 2014.
9. Гусейнова З. М. Русские музыкальные азбуки XV–XVI веков. СПб., 2003.
10.  Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. 1-е изд.: СПб., 1995. 2-е изд.: СПб., 2008.
11. Лозовая И. Е. О содержании понятий «глас» и «лад» в контексте теории древнерусской монодии // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика: сб. ст. Гимнология. Вып. 6: Материалы международной научной конференции 12–16 мая 2009 г. М., 2011. С. 344–359.
12. Александр Мезенец и прочие. Извещение… желающим учиться пению (1670 г.) / Введ., публ. и пер. памятника, историческое исследование Н. П. Парфентьева; коммент. и исслед. памятника, расшифровка знаменной нотации З. М. Гусейновой. Челябинск, 1996.
13. Мосягина Н. В. Домезенцевские пометы в теоретических руководствах и роспевах XVII века // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 159–163.
14. Плавская Е. Л. Музыкально-теоретические представления старообрядцев (на материале сибирского региона): Дис. … канд. искусств. Новосибирск, 2005.
15. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 4. М., 1977.
16. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978.
17. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7. М., 1980.
18. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987.
19. Фролов С. В. К проблеме звуковысотности беспометной знаменной нотации // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979. С. 124–147.
20. Шабалин Д. С. Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 1: Певческие азбуки Древней Руси. Тексты. Краснодар, 2003.
21. Шабалин Д. С. Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 3–4: Древнерусская музыкальная энциклопедия. Краснодар, 2007.

Григорьева Вероника Юрьевна

Семенова Елизавета Сергеевна

Монашеская тема в росписях северной галереи церкви Богородицы Левишки в Призрене

Семенова Е. С. Монашеская тема в росписях северной галереи церкви Богородицы Левишки в Призрене // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 77-95

DOI: 10.15382/sturV201415.77-95
Церковь Богородицы Левишки в Призрене — уникальный памятник средневековой архитектуры и живописи, пострадавший в период обострения межнационального конфликта в Косово. В марте 2004 г. храм был подожжен, серьезно пострадал его интерьер, росписи покрылись копотью. Но в целом живопись сохранилась, во многом благодаря срочным работам по консервации и реставрации, проведенным в 2005 г. В настоящее время относительно хорошо прочитываются росписи северной галереи, представляющие собой изображения преподобных пустынников: св. Пахомия, св. Марии Египетскойи др. В настоящей статье данная тема рассмотрена в контексте широкого круга памятников византийской живописи. Очевидно, речь идет о существовании в церкви придела, посвященного преподобным монахам
Богородица Левишка, Призрен, епископия, Пахомий, преп. Мария Египетская, преп. Зосима, монахи, захоронения
1. Архиепископ Данило. Животи краљева и архиепископа српских / Превео Л. Мирковић. Београд, 1935.
2. Бихаљи О. Богородица Љевишка. Београд, 1963.
3. Воронова А. А. Фрески церкви в селе Донья Каменица (Сербия) // Искусство христианского мира. 2007. Вып. 10. С. 247–267.
4. Гаприндашвили Г. Вардзиа: Памятник скальной архитектуры. Л., 1975.
5. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.
6. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. 1947.
7. Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации: о символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 44–75.
8. Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М., 1987.
9. Мавродинова Л. Новооткрити средновековни стенописи в църквата «Св. Георги» в Колуше, Кюстендил // Старобългарска литература. 1991. 25–26. С. 194–210.
10. Мавродинова Л. Стенната живопис в България до края на XIV век. София, 1995.
11. Маркович М. Поjединачне фигуре светительа у наосу и параклисима // Зидно сликарство манастира Дечана. Београд, 1995.
12. Ненадовић С. Богородица Љевишка. Њен постанак и њено место у архитектури Милутиновог времена. Београд, 1963.
13. Панић Д., Бабић Г. Богородица Љевишка. Београд, 1988.
14. Пентковский А. Покаянная дисциплина христианской Церкви в конце первого тысячелетия // Журнал Московской Патриархии. 2002. № 10.
15. Пивоварова Н. В. Монастырские сюжеты в храмовой декорации Византии и Древней Руси XII–XIV вв.: источники формирования и идейный смысл // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912–1999): сб. статей. М., 2005. С. 309–318.
16. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002.
17. Радојчић С. Una Poenitentium: Мариjа Египатска у српской уметности XIV века // Радојчић С. Текстови и фреске. Нови Сад, 1965. С. 40–56.
18. Сарабьянов В. Д. Монашеская тема во фресках собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 319–344.
19. Сарабьянов В. Д. Программа монашеских изображений в росписях собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поствизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова: сб. статей. М., 2008. С. 65–98.
20. Татарченко С. Н. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 24–50.
21. Тодић Б., Чанак-Медић М. Манастир Дечани. Музеj у Приштини, Београд, 2005.
22. Томековић С. Монашка традициjа о задужбинама и списима архиепископа Данила II // Архиепископ Данило II и њево доба. Београд, 1991.
23. Gerstel Sharon E. J. 2003 “Civic and Monastic Influences on Church Decoration in Late Byzantine Thessalonike”, in Dumbarton Oaks Papers, 2003, vol. 57, pp. 225–239.
24. Gregoriadou-Cabagnols H. 1970 “Le décor peint de l’église de Samari en Messénie”, in Cahiers Archéologiques, 1970, vol. 20, pp. 177–196.
25. Jerphanion G., de. Une nouvelle province de l’art byzantine: Les églises rupestres de Cappadoce, Paris, 1936, vol. 2.
26. Kaftal G. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting, Florence, 1965.
27. Lafontaine-Dosogne J. Peintures mediévales dans le Temple dit de la Fortune Virile, Rome, Bruxelles, 1959.
28. Nicolaidès A. 1996 “L’église de la Panagia Arakiotissa а Lagoudéra, Chypre: Etude iconographique des fresques de 1192”, in Dumbarton Oaks Papers, 1996, vol. 50, pp. 122–123.
29. Pelekanidis S., Chatzidakis M. Byzantine Art in Greece. Mosaics-Wall Paintings. Kastoria, Athenes, 1985.
30. Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Paintings of Crete, Leiden, 2001.
31. Stylianou A. 1976 “The Communion of St. Mary of Egypt and Her Death in the Painted Churches of Cyprus”, in Actes du XIVe CIEB, Bucharest, 1976, vol. 3, pp. 435–441.
32. Stylianou A. & J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art, Nicosia, 1997.
33. Tomeković S. 1993 “Formation de l’iconographie monastique orientale (VIIIe — Xe siècles)”, in Revue bénédictine. Le monachisme а Byzance et en Occident du VIIIe au Xe siècle, 1993, vol. 103/1–2, pp. 131–152.
34. Tomeković S. Les saints ermites et moines dans la peinture murale byzantine, Paris, 2011.
35. Tomeković S. 1989 “Place des saints ermites et moines dans le décor de l’église Byzantine”, in Liturgie, conversion et vie monastique: Conférences Saint-Serge. XXXVe semaine d’études liturgiques, Roma, 1989.
36. Wharton Epstein A. Tokali Kilise: Tenth-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia, Washington, 1986.

Семенова Елизавета Сергеевна

Воронова Ариадна Александровна

Башня над средокрестием и ≪алтарная колокольня≫: возможные архитектурные связи и параллели

Воронова А. А. Башня над средокрестием и ≪алтарная колокольня≫: возможные архитектурные связи и параллели // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 96-114

DOI: 10.15382/sturV201415.96-114
В статье рассматривается особый тип западноевропейской романской архитектуры — церковь с алтарной (хóровой) колокольней (нем. «Chorturm», франц. «tour chevet»), основанием которой служит алтарное пространство. Это  самостоятельный архитектурный тип, встречающийся в основном в небольших сельских церквах и составляющийрегионально обособленную группу: преимущественно он распространен в областях на границе нынешних государств Словении (область Koroško) и Австрии (область Kärnten), а также в южной и западной Германии (Тюрингии, Эльзасе) и Скандинавии. Объем колокольни мог быть открытым на всю высоту, и тогда веревки от колоколов свободно свисали прямо в алтарь, или с перекрытием и отверстием в нем для веревок, что позволяло служащим в алтаре звонить в определенные моменты литургических событий. Происхождение этого типа недостаточно изучено. Объем алтарной колокольни сопо-ставляется с квадратной или прямоугольной в плане башней над средокрестием в средневековых храмах как в Византии, так и на Западе. Особое внимание уделяется аналогам в архитектуре средневековой Сербии и Далмации. Представляется, что композиционные параллели башни над средокрестием для словенских (и в целом европейских) алтарных колоколен можно объяснить византийским стилистическим влиянием на этих землях благодаря их античному континуитету и средиземноморским связям. Приведенные архитектурные параллели могут говорить о наличии генетических связей между башнями над средокрестием и алтарными колокольнями, что возвращает к идее общего корня романской и византийской архитектуры.
алтарная колокольня, башня над средокрестием, средневе- ковая архитектура Европы, Далмация, рашская школа, византийское искусство, романика
1. Jанковић Ћ. Српско Поморjе од 7. до 10. столеħа. Београд, 2007.
2. Кораћ В. Црква Св. Мариjе на Мљету // Кораħ В. Између Византиjе и Запада: одабране студиjе о архитектури. Београд, 1987.
3. Стевовић И. О првобитном изгледу и времену изградње цркве св. Михаjла у Стону // Зборник радова Византолошког института XXV. Београд, 1996.
4. Суботић Г. Архитектура и скулптура средњег века у Приморjу. Београд, 1963.
5. Чанак-Медић М., Бошковић Ћ. Архитектура Немањиног доба I. Цркве у Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. Београд, 1986.
6. Чанак-Медић М. Архитектура Немањиного доба II. Цркве у Полимљу и на Приморjу // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. Београд, 1989.
7. Ćurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnificent, New Haven, London, 2010.
8. Duplančić А. Crkve kraljice Jelene u Solinu (Churches of Queen Elena in Solina), Split, 1999.
9. Krauthajmer R., Ćurčić S. Ranohrišćanska i vizantij ska arhitektura (Early Christian and Byzantine Architecture), Beograd, 2008.
10. Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji (Dalmatia praeromanica. Early Medieval Building in Dalmatia), Split, Zagreb, 2008, vol. 1: Rasprava (Discussion).
11. Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji (Dalmatia praeromanica. Early Medieval Building in Dalmatia), Split, Zagreb, 2011, vol. 3: Korpus arhitekture. Srednja Dalmacija (Architecture Corpus. Middle Dalmatia).
12. Marasović T. Graditeljstvo starohrvatskog doba u Dalmaciji (Building in Old Croatia Epoch in Dalmatia), Split, 1994.
13. Petricioli I. Srednjovjekovim graditeljima u spomen (To Memory of Medieval Builders), Split, 1996.
14. Starohrvatski Solin. Arheološki muzej — Split, izložba 2.10. — 20.11.1992 (Old Croatian Solin. Archaeological Museim — Split, Exhibition 2.10. — 20.11.1992), Split, 1992.
15. Zadnikar М. Romanika v Sloveniji (Romanica in Slovenia), Ljubljana, 1982.

Воронова Ариадна Александровна

Гусейнова Зивар Махмудовна

"Светильны на царьския праздники" как певческий цикл

Гусейнова З. М. "Светильны на царьския праздники" как певческий цикл // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 115-124

DOI: 10.15382/sturV201415.115-124
Статья посвящена редко включаемому в церковно-певческие сборники циклу Светильнов на разные праздники. Светильны исполняются после канона на утрени, основная тема связана с образом «света», который раскрывается во всех песнопениях. Автор исследует циклы Светильнов, написанных в стиле «большого распева», на примере двух рукописей XVII в. Кирилло-Белозерского собрания Российской национальной библиотеки № 642/899 и № 638/895. В них обнаруживается интересное образное и структурное содержание поэтических текстов, разные приемы мелодической организации, а также связь мелодики между светильнами, что дает основание рассматривать их как особый певческий цикл.
светилен, рукопись, цикл, большой распев, текст, Российская национальная библиотека, Кирилло-Белозерское собрание
1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
2. Праздники. Киев, 1911.
3. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI–XVII веков. СПб., 2004.
4. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон / сост. М. Скабалланович. М., 1995. Вып. 1–3. [Репринт. изд].
5. Тюрина О. В. Формирование графического облика мелизматических песнопений: цикл Светильнов воскресных по спискам XII — конца XV вв. // XIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. М., 2009. Т. II. С. 202–213.
6. Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ. Серия V. 2008. Вып. 2 (3). С. 7–22.

Гусейнова Зивар Махмудовна

Олехнович Елена Игоревна

Двознаменные Праздники - певческая книга рубежа XVII-XVIII вв

Олехнович Е. И. Двознаменные Праздники - певческая книга рубежа XVII-XVIII вв // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 125-135

DOI: 10.15382/sturV201415.125-135
Статья посвящена форме фиксации певческой книги Праздники рубежа XVII–XVIII вв. — Двознаменникам. Исследуются особенности ее состава, корпус многораспевных текстов, проводится сравнение данной формы фиксации певческой книги с более ранними и современными ей знаменными списками. Определяются основные задачи, выполнявшиеся двознаменными Праздниками: запись в двух различных нотациях полного корпуса стихир, необходимого для совершения богослужения; отражение в двознаменной форме характерного для кон. XVII в. состава песнопений книги; осмысление в двознаменникахкруга двунадесятых праздников как певческого цикла. Материалом для написания статьи послужили рукописи собраний РНБ, РГБ и ГИМ.
двознаменники, Праздники, стихира, многораспевность, раздельноречие, истинноречие, путевой распев, большой распев, демественный распев, знаменный распев, знаменная нотация, пятилинейная нотация
1. Битбунов Г. С. Двунадесятые праздники (Историко-литургическое описание). Изд. 2-е. М., 2011.
2. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Исследование. Л., 1984.
3. Бражников М. В. Многоголосие знаменных партитур // Проблемы истории и теории древнерусской музыки: сб. ст. / Под ред. А. С. Белоненко и А. Н. Кручининой. Л., 1979. С. 7–61.
4. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
5. Киприан (Керн), архим. Литургика: гимнография и эортология. М., 2002.
6. Конотоп А. В. О «странных голосах» двознаменного музыкально-теоретического руководства конца XVII века // Проблемы истории и теории древнерусской музыки: Сб. ст. / Под ред. А. С. Белоненко и А. Н. Кручининой. Л., 1979. С. 160–172.
7. Костюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII в.: по материалам Отд. рукописей ГИМ. М., 1980.
8. Кравченко С. П. Фиты знаменного роспева (на материале певческой книги «Праздники»): Дис. … канд. искусств. Л., 1981.
9. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915.
10. Мосягина Н. В. «Ключ разумения» Тихона Макарьевского — «словарь» знаменного распева второй половины XVII века // Музыкальное наследие России. Истоки и традиции / сост. З. М. Гусейнова. СПб., 2001. С. 148–156.
11. Никишов Г. А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII — начала XVIII вв.: Автореф. дис. … канд. искусств. М., 1977.
12. Никишов Г. А. К вопросу о составе «Ключа» Тихона Макарьевского // Musica antiqua. Bydgoszcz, 1985. Vol. VII. P. 707–718.
13. Пожидаева Г. А. Лексикология демественного пения. М., 2010.
14. Разумовский Д. В. Церковное пение в России (Опыт историко-техн. изложения). М.,
1867–1869.
15. Скабалланович М. Н. Толковый типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910.
16. Смоляков Б. Г. Попевочный раздел «Ключа разумения» как важный информативный свод распевов знамен // Музыкальная культура Средневековья / Под ред. Т. Владышевской. М., 1992. Вып. 2. С. 80–83.
17. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
18. Фролов С. В. Многораспевность как типологическое свойство древнерусского певческого искусства // Проблемы русской музыкальной текстологии: (По памятникам рус. хоровой лит. XII–XVIII веков): Сб. науч. тр. / Сост. и отв. ред. А. С. Белоненко. Л., 1983. С. 12–47.
19. Холопов Ю. Н. «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в русской монодии // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: Сб. науч. тр. / Сост., ред. С. П. Кравченко, А. Н. Кручинина. Л., 1987. С. 106–129.

Олехнович Елена Игоревна

Валявин Дмитрий Константинович

Императорский дворец в Московском Кремле перед наполеоновским нашествием. Нереализованный замысел архитектора Н. А. Львов

Валявин Д. К. Императорский дворец в Московском Кремле перед наполеоновским нашествием. Нереализованный замысел архитектора Н. А. Львов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 136-153

DOI: 10.15382/sturV201415.136-153
Cтатья посвящена малоизвестному эпизоду из истории Московского Кремля: проектированию и строительству архитектором Николаем Александровичем Львовым нового Кремлевского дворца для императора Павла I. В статье предпринята попытка выявить те идеи, которые зодчий пытался воплотить в своем проекте, прояснить семантику форм данной постройки, установить те архитектурные сооружения, которые послужили прототипами для львовского проекта в целом, а также для отдельных его элементов. В структуру дворцового комплекса были включены храм Сретения Господня грозненского вре-мени, который предполагалось преобразовать в домовую церковь императора, и, поднятый на субструкцию, висячий сад.
архитектура, классицизм, палладианство, садоводство, Московский Кремль, Кремлевский дворец, Н. А. Львов, Павел I, домовая церковь
1. Автобиография, или Записки о жизни Платона, митрополита Московского // «Из глубины воззвах к Тебе, Господи…» Автобиография, избранные проповеди, письма преосвященного Платона, митрополита Московского. М., 1996. С. 9–76.
2. Архитектурные ансамбли Москвы XV — начала XX веков. Принципы художественного единства. М., 1997.
3. Батюшков К. Н. Прогулка по Москве // Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1978. С. 379–393.
4. Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов. М., 1961.
5. Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957.
6. Воронов М. Г., Ходасевич Г. Д. Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине. Л., 1990.
7. Глумов А. Н. Н. А. Львов. М., 1980.
8. Гузанов А. Н. Художественные коллекции Павловского дворца и путешествие графа и графини Северных // Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1994». М., 1995. С. 65–76.
9. Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя: Избранная проза. М., 1986.
10. Коршунова М. Ф. Дж. Кваренги и Н. А. Львов: Совместная работа в связи с коронацией Павла I // Зарубежные художники и Россия. Ч. I. СПб., 1991. С. 56–61.
11. Милюгина Е. Г. Обгоняющий время: Николай Александрович Львов. М., 2009.
12. Наполеон в России глазами иностранцев: В 2 кн. М., 2004. Кн. 1.
13. Проект парка Безбородко в Москве (материалы к изучению творчества Н. А. Львова) // Сообщения Института истории искусств АН СССР. Вып. 4–5. М., 1954. С. 107–135.
14. Путятин И. Е. Образ русского храма и эпоха Просвещения. М., 2009.
15. Ростопчин Ф. В. Ох, французы! М., 1992.
16. Скорнякова Н. Н. Московские императорские дворцы в работах Ф. И. Кампорези (из собрания ГИМ) // Царские и императорские дворцы. М., 1997. С. 255–262.
17. Тихомирова А. Б. Проекты Кремлевского дворца 1797 года архитекторов М. Ф. Казакова и Н. А. Львова // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. Вып. 4 (Материалы науч. конф. 2000 / Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль»). М., 2001. С. 40–48.
18. Хрунова Н. В. Спасо-Вифанский монастырь. Сергиев Посад, 1997.
19. Царское венчание в России. Исторический очерк Н. Белозерской. СПб., 1896.
20. Швидковский Д. О. Поэтика архитектуры в русском дворцово-парковом ансамбле эпохи Просвещения // Художественные модели мироздания. Т. 1. М., 1997. С. 223–237.

Валявин Дмитрий Константинович

Маслов Константин Ильич

К истории возрождения ≪византийского стиля≫ в русской церковной живописи. И. М. Снегирев

Маслов К. И. К истории возрождения ≪византийского стиля≫ в русской церковной живописи. И. М. Снегирев // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 154-164

DOI: 10.15382/sturV201415.154-164
Статья посвящена публикациям известного ученого — археолога И. М. Снегирева, относящимся к 1834 г. и 1849 г., где автор утверждает, что «византийский стиль» и отечественная иконопись являются «животворным» источником для современной церковной живописи академического направления и что ориентация на отечественную традицию иконописания «не исключает возможности соблюдать перспективу и другие художественные условия». В статье 1849 г., в качестве примера художника, который «воссозидает» византийский церковный стиль, И. М. Снегирев называет Карла Брюллова.
романтическая парадигма, Герман Гесс, назарейцы, И. М. Снегирев, византийский стиль, дух стиля, иконопись, иератическое, иконография, церковная живопись, подлинник, народность
1. Б-н В. Выставка Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств в 1842 году // Отечественные записки. СПб., 1842. Т. 25. № 11. С. 25–46.
2. Бенуа А. Русская школа живописи. СПб., 1904. Вып. 5.
3. Бенуа А. Русская школа живописи XIX века. СПб., 1998.
4. Буслаев Ф. И. Иван Михайлович Снегирев // Московские университетские известия. М., 1869. № 1. Оффициальный отдел. С. 56–62.
5. Виттекер Ц. Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб., 1999.
6. Воропаев В., Воропаева Е. И. М. Снегирев и литературная Москва // Москва литературная. Критики столицы о современной литературе. М., 1985. С. 184–196.
7. Годовая выставка художественных произведений в Императорской Академии художеств (Статья 1) // Художественная газета. 1837. № 17, 18. С. 291–293.
8. Греч Н. Путевые заметки из Англии, Германии и Франции. СПб., 1939. Ч. III.
9. Дмитриевский собор во Владимире (на Клязьме). Строен от 1194 до 1197 года. Москва, 1849. В тип. А. Семена // Отечественные записки. СПб., 1850. Т. 72. № 9. С. 1–12.
10. Дневник Ивана Михайловича Снегирева. T. 1. 1822–1852. М., 1904.
11. Иван Михайлович Снегирев. Биобиблиографический указатель / Сост. О. Ф. Бойкова. М., 1994.
12. Иван Михайлович Снегирев. Биографический очерк. СПб., 1871.
13. Каменский З. А. Н. И. Надеждин. Эстетическая концепция школы // Философия Шеллинга в России / В. Ф. Пустарнаков, ред. М., 1998. С. 303–329.
14. Каменский З. А. Шеллингианская школа диалектического идеализма в русской философии начала XIX века // Философия Шеллинга в России / В. Ф. Пустарнаков, ред. М., 1998. С. 209–365.
15. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892.
16. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. СПб., 1914. Т. 1.
17. Маслов К. И. Баварский византинизм и его эхо в России // EIKON KAI TEXNH. Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя. М., 2011. Т. 2. С. 206–217.
18. Маслов К. И. К истории возникновения «русского стиля» церковной живописи // Искусство христианского мира. М., 2000. Вып. 4. С. 204–216.
19. Маслов К. И. К истории идеи возрождения отечественного иконописания в 1840-е годы // Искусство христианского мира. М., 2012. XII. С. 64–74.
20. Описание остальных картин Ф. А. Бруни меньшей величины (The Description of Other Paintings by F. A. Bruni of A Smaller Size) // Художественная газета. СПб., 1837. № 6. С. 106–107.
21. Памятная записка о профессорах Московского университета // Русская старина. 1880. Т. 28, август. С. 780–782.
22. Половцев А. В. Ф. А. Бруни. Биографический очерк. СПб., 1907.
23. Пустарнаков В. Ф. Основные вехи истории и особенности развития российского шеллинговедения и историографии «русского шеллингианства» // Философия Шеллинга в России. М., 1998. С. 13–208.
24. Рамазанов Н. О реставрации картин Н. А. Подключникова. М., 1854.
25. Резвых П. Ф. В. Й. Шеллинг в диалоге с российскими интеллектуалами. Общие места и суждения // Новое литературное обозрение. М., 2008. № 91. С. 141–186.
26. Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1989.
27. Снегирев И. М. О значении отечественной иконописи (письма к графу А. С. Уварову И. М. Снегирева) // Записки археологическо-нумизматического общества в Санкт-Петербурге. СПб., 1848. III. С. 181–210.
28. Снегирев И. М. О стиле Византийского художества, особенно ваяния и живописи, в отношение к Русскому // Ученые записки Императорского Московского университета. М., 1834. Ноябрь, № V. С. 272–286; Декабрь, № VI. C. 418–449.
29. Снегирев И. М. Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках. М., 1831–1834. Т. 1–4.
30. Тарасов Е. Снегирев И. М. Русский биографический словарь. СПб., 1909. Смеловский — Суворина. С. 7–11.
31. Уваров С. С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833–1843. СПб., 1864.
32. Уваров С. С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения // Река времени. Книга истории и культуры. М., 1995. С. 70–72.
33. Ф. А. Бруни // Художественная газета. СПб., 1837. № 15. С. 237–240.
34. Шевырев С. Болонская школа (отрывок из путевых записок по Италии) // Комета Белы. Альманах на 1833 год. СПб., 1833. С. 217–245.
35. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М., 1999.
36. Шлегель Ф. История древней и новой литературы. СПб., 1829. Ч. 1–2.
37. Шлегель Ф. Описание картин из Парижа и Нидерландов // Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 2.
38. Le Bas Ph. Allemagne. Paris, 1841. T. 2.
39. Clement F. De l' ideal de l' art chretien // Revue de l' art chretien. Paris, 1878. N. 26. P. 257– 292.
40. Didron A.- N. Manuel d'iconographie chretienne grecque et latine. Paris, 1845.
41. Gerstner Joh. Studien zur reseption der «Altchristlischen Bauart» in Kirchen der Deuchen Romantik. Munchen, 1991.
42. Nachricht uber neugrechisches Malerbuch // Kunst-Blatt. 1832. № 1–5.
43. Sabatier J. De l' iconographie sacrée en Russie // Revue archeologique. Paris, 1850. VII année. Premier partie. P. 174–177, 234–240, 321–339.
44. Sabatier J. Notion sur l' iconographie sacrée en Russie. Spb., 1849.
45. Weiss Th. Stildiskussion zur sakralarchitektur des jahrhunderts in Deutschland. Munchen, 1983.
46. Witt A. de. Cartons de Bruloff (Carl) №1, 2, 3, 4, 5, 6. Les apotres // L' Artiste Russe. 1846. Pr. an. Sec. vol. P. 198.

Маслов Константин Ильич

Артемова Евгения Георгиевна

Духовно-музыкальная жизнь в Петербурге на рубеже XIX-XX вв

Артемова Е. Г. Духовно-музыкальная жизнь в Петербурге на рубеже XIX-XX вв // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 165-178

DOI: 10.15382/sturV201415.165-178
Статья раскрывает особенности духовно-музыкальной жизни в Петербурге в кон. XIХ — нач. ХХ в. Период, когда церковное пение стало одним из главных средств народного просвещения и вышло за пределы храмов, на концертные площадки, отмечен ростом авторского творчества на основе церковных текстов и роспевов, интенсивностью развития многих духовно-музыкальных процессов в обществе, усилением роли церковной музыки в культурном пространстве страны. В статье освещаются различные стороны духовно-музыкальной жизни столицы: вопросы обучения церковно-хоровому пению вразличных учебных заведениях, регентско-певческого образования, формирование специальных обществ и братств, работа профессиональных съездов, образование и развитие новых концертно-хоровых коллективов.
церковное пение, регентское образование, церковно-певческое общество, хоровые коллективы, духовно-музыкальная жизнь, концерты, программы
1. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви: В 2 т. Сергиев Посад, 1998.
2. Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917. Энциклопедический словарь-исследование: В 2 кн. СПб., 2009–2010.

Артемова Евгения Георгиевна

Гувакова Елена Витальевна

Е. С. Овчинникова - хранитель уникального московского храма

Гувакова Е. В. Е. С. Овчинникова - хранитель уникального московского храма // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 179-196

DOI: 10.15382/sturV201415.179-196
Статья посвящена деятельности искусствоведа Екатерины Сергеевны Овчинниковой, которая более пятидесяти лет своей жизни служила Государственному историческому музею. Занимаясь музеефикацией храма Троицы в Никитниках (второе название — церковь Грузинской Богоматери, получившей это имя по прославленной чудотворной иконе, любимой москвичами) — филиала ГИМ, она сумела не только добиться сохранения в атеистическое советское время эталонного фрескового интерьера и уникальных иконостасов XVII в., но и провести значительную реставрационную работу, получив звание заслуженного работника культуры. Е. С. Овчинниковой проделан огромный труд по изучению и популяризации выдающегося памятника живописи и зодчества XVII в.
советский период, Исторический музей, храм Троицы в Никитниках, музейное хранение и реставрация, царские изографы, уникальный фресковый интерьер
1. Белёвцева Н. А. Глазами актрисы. М., 1979.
2. Вереш С. На пути к Соловкам: воспоминания первого директора Соловецкого музея // Соловецкое море №5. 2006 г. available at http://www.solovki.info/?action=archive&id=353.
3. Голицын С. М. Записки уцелевшего. М., 2006.
4. Гончарова Над. Н. В отделе ИЗО // И за строкой воспоминаний большая жизнь… Мемуары. Дневники. Письма. К 125-летию ГИМ. M., 1997. С. 221.
5. Гувакова Е. В. Икона в Историческом музее: 1918-1930гг. // История собирания, хранения, реставрации памятников древнерусского искусства. Сб. статей по материалам научной конференции (25–28 мая 2010 года). М., 2012. С. 461–494.
6. Журнал «Музей». Сборник, посвященный 70-летию ГМИИ им. А. С. Пушкина. № 3. 1992.
7. Кызласова И. Л. Александр Иванович Анисимов (1877–1937). М., 2000.
8. Левыкин К. Г. Генеральная сверка 1976–1982 // И за строкой воспоминаний большая жизнь…Мемуары. Дневники. Письма. К 125-летию ГИМ. М., 1997. С. 244, 243
9. Пестель С. Алферовская гимназия // Радио Эхо Москвы. Передача 27.07.2003 г. http://archive.svoboda.org/programs/civil/2003/civil.072703.asp.
10. Реформатская М. А. Юные годы ровесников века // Человек. 1993. № 3.
11. Стерлигова И. А. О Марине Михайловне Постниковой-Лосевой // Искусство христианского мира. Сб. ст. Вып. 5. М, 2001 г. С. 339, 341

Гувакова Елена Витальевна

ХРОНИКА

Байкова Елена Николаевна

К 85-летнему юбилею Владимира Минина

Байкова Е. Н. К 85-летнему юбилею Владимира Минина // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 199-205
PDF

Байкова Елена Николаевна