/

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Йозеф Гантнер и префигурация научного творчества


Ванеян С. С. Йозеф Гантнер и префигурация научного творчества // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 139-170.

DOI: 10.15382/sturV201414.139-170

Аннотация

(«Догештальтные формы фантазии и их проявление в искусстве»), не только касается его жизненного пути и имен учителей (среди них — Генрих Вёльфлин и Адольфо Вентури), но максимально лаконично передает круг его концептуальных позиций, главные их которых — это «префигурация» и «non fi nito». То и другое призвано передавать существенное для Гантнера смещение исследовательского внимания с готового произведения искусства на процесс его порождения. Префигуративная незаконченность и есть характерная конфигурация всякого творчества, как художественного, так и, например, научного. Вовсех этих дискурсах равно возможен выход к самым глубинным основаниям не только художественности, но и самой человеческой экзистенции, где властвуют дорациональные силы и где — в самой сердцевине души (отсюда — название эссе Гантнера, восходящее к Микеланджело) — возможна встреча принципиально эсхатологического свойства —с Богом как Владыкой времени и Господом вечности

Ключевые слова

искусствознание, Гантнер, гантнеровская теория префигурации, префигурация, дефигурация, предгештальт, незавершенность (non fi nito)

Данные об авторе

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей