В качестве предмета исследования автором статьи выбраны мозаики V в. в Италии (в Риме, Равенне, Милане и Неаполе). Все они хорошо известны и многократно опубликованы, в меньшей или большей степени подробности изучены. Между тем, их художественные особенности, никогда прежде не становились темой специального изучения. Автор предлагает заполнить эту лакуну. В фокусе его внимания — живописные приемы, использованные в Античности для передачи пространственных впечатлений, и способы их перевода в символическую плоскость, предпринятые христианскими художниками в IV–V вв.Автор достаточно подробно описывает и анализирует, прежде всего, изобразительную плоскость и фон мозаик (синий, золотой, полихромный), который из подобия реального земного окружения со временем трансформировался в символический образ идеального мира, место обитания Бога и пребывания святых. Для достижения такого впечатления художники использовали параллельно старые, известные еще в античной живописи приемы, несколько изменяя их, придавая, например, вполне традиционным формам (архитектуре, пейзажу, деталям интерьера) новые несвойственные им в реальности черты,таким образом, указывая на внеземной характер их происхождение. Кроме того, они изобретали собственные оригинальные языковые формулы, незнакомые языческому искусству. Последняя и весьма пространная часть статьи посвящена художественному приему, использованному изначально для привлечения внимания к голове и лицу персонажа, ипревратившемуся, по мнению автора, в особую символическую форму, известную в христианском искусстве как нимб, знак богоизбранности святых, мучеников и пр.
раннехристианское искусство, мозаики, Италия, V век, стилистический анализ, художественные приемы
1. Дворжак М. Живопись катакомб. Начала христианского искусства // Очерки по искусству Средневековья. Л., 1934. С. 37–72.
2. Заиграйкина С. П. Мозаики капеллы Сан Витторе ин Чьел д’оро в Милане. Особенности иконографической программы // Образ Византии. Сб. статей, посвященный О. С. Поповой. М., 2008. С. 163–175, 174.
3. Заиграйкина С. П. Мозаики баптистерия Сан Джованни ин Фонте в Неаполе (V век). Стиль и атрибуция // Искусствознание. 2013. № 3–4. С. 263–275.
4. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
5. Лидова М. А. Тема огня в иконографической программе капеллы Галлы Плацидии в Равенне // Огонь и свет в сакральном пространстве. Материалы международного симпозиума. М., 2011. C. 114–116.
6. Andaloro M. L’orrizonte tardoantico e le nuove immagini 312–468. La pittura medievale a Roma 312–1431. Corpus, Milano, 2006, vol. 1.
7. Beltrami F. Il forestiere istruito delle cose notabili della città di Ravenna, Ravenna, 1783.
8. Bertelli C. Mosaici a Milano. Atti del X Congresso Internazionale di studi sull’alto Medioevo (Milano, 26–30 settembre 1983), Spoleto, 1986.
9. Bertelli C. I mosaici di S. Aquilino. La basilica di S. Lorenzo in Milano, Milano, 1985.
10. Bertelli C. Ritratto di S. Ambrogio. Milano, capitale dell’Impero Romano, 289–402 d.C. Catalogo della mostra, Milano, 1990.
11. Bertelli C. I mosaici di S.Vittore. La basilica di Sant Ambrogio: il tempio ininterrotto, Milano, 1995.
12. Bisconti F., Fiocchi Nicolai V., Mazzoleni D. Le catacombe cristiane di Roma: origini, sviluppo, apparati decorativi, documentazione epigrafica, Regensburg, 1998.
13. Bovini G. I monumenti antichi di Ravenna, Milano, 1952.
14. Bovini G. 1959 “I mosaici del Battistero di San Giovanni in Fonte a Napoli”, in Corsо di cultura sull’arte. ravennate e bizantina, 1959, vol. 1, pp. 5–26.
15. Bovini G. 1969 “I mosaici di S.Vittore “in Ciel d’oro” di Milano”, in Corso di cultura sull’arte ravennate e bizantina, 1969, vol. 16, pp. 71–80.
16. Bovini G. 1970 “I mosaici del S. Aquilino di Milano”, in Corso di cultura sull’arte ravennate e bizantina, 1970, vol. 17, pp. 61–82.
17. Bovini G. Mosaici paleocristiani di Roma (secoli III–VI), Bologna, 1971.
18. Brandenburg H. Ancient Churches of Rome from the Fourth to the Seventh Century. The Dawn of Christian Architecture in the West, Turnhout, 2005.
19. Brenk B. La tecnica dei mosaici paleocristiani di S. Maria Maggiore a Roma. Medieval Mosaics: Light, Color, Materials, Cinisello Balsamo, 2000.
20. Cavalcaselle G. B.-Crowe J. A. Storia della pittura in Italia dal secolo II al secolo XVI, Firenze, 1875, vol. 1.
21. Ciampini G. Vetera
Monumenta, in quibus praecipue musiva opera, sacrarum, profanarumque
aedium structura, ac nonnulli antiqui Ritus Dissertationibus,
Iconibusque illustrantur, Romae, 1690, vol. 1–3.
22. Crippa M. A., Zibawi M. L’Art paléochrétien. Des origines à Byzance, Paris, 1998.
23. Deichmann F. W. Frühchristliche Bauten und Mosaiken in Ravenna, Baden-Baden, 1958.
24. Deichmann F. W. Ravenna. Geschichte und Monumente, Wiesbaden, 1969–1976, vol. 1–4.
25. Deliyannis D. M. Ravenna in Late Antiquity, New York, 2010.
26. Della Valle M. 2006 “I mosaici di Milano: IV–XII secolo. L’aula di Sant’Aquilino presso San Lorenzo e il suo atrio”, in Proceeding of the 21st International Congress of Byzantine Studies (London, 21–26 august, 2006). Abstracts of Communications, Ashgate, 2006, vol. 3, pp. 48–49.
27. Elsner J. Imperial Rome and Christian Triumph. The Art of the Roman Empire AD 100–450, Oxford, 1998.
28. Passano C.
La cappella di S. Vittore in Ciel d’oro a Milano. Restauro statico e
Ferrari da conservativo della cappella di S. Vittore in Ciel d’oro.
Mosaici a S. Vitale e altri restauri. Il restauro in situ di mosaici
parietali. Atti del Convegno Internazionale (Ravenna, 1990), Ravenna, 1992, pp. 153–156.
29. Filippini F. 1923 “La vera interpretazione dei musaici del Mausoleo di Galla Placidia in Ravenna”, in Atti e memorie della R. Deputazione di Storia Patria per le Provincie di Romagna, 1923, vol. 13, pp. 187–212.
30. Filippini F. 1931 “Il valore simbolico dei musaici del «Mausoleo» di Galla Placidia in Ravenna”, in Bollettino d’Arte, 1931, vol. 7, pp. 365–375.
31. Gandolfi K. Les
mosaïques du baptistère de Naples: programme iconographique et
liturgie. Il Duomo di Napoli dal paleocristiano all’età angioina, Napoli, 2002.
32. Grabar A. Martyrium, recherche sur le cult des reliques et l’art chrétien antique, Paris, 1943–46, vol. 1-2.
33. Hernandez J.-P. Nel Grembo della Trinità. L’immagine come teologia nel battistero più antico di Occidente (Napoli IV sec.), Cinisello Balsamo, 2004.
34. Grabar A. Byzantium. From the death of Theodosius to the Rise of Islam, London, 1966.
35. Kinney D. 1970–1972 “«Capella Regina»: S. Aquilino in Milan”, in Marsyas, 1970–1972, vol. 15, pp. 13–35.
36. Kitzinger E. Byzantine Art in the Making. Main Lines of Stylistic Developement in Mediterranean Art, 3rd–7th Century, London, 1977.
37.
Kleinbauer W. E. 1968 “Toward a dating of San Lorenzo in Milan: masonry
and building methods of Milanese Roman and Early Christian
architecture”, in Arte Lombardia, 1968, vol. 13/2, pp. 1–22.
38. Konstantinopel
Scultura bizantina dai musei di Berlino. Catalogo. Museo Nazionale di
Ravenna, Complesso Benedittino di S. Vitale, Ravenna, 15 aprile — 17
settembre, 2000, Verona, 2000.
39. Kosinka J. La Cappella di
S. Vittore in Ciel d’oro a Milano nella basilica di Sant’Ambrogio. Il
restauro dei mosaici. Mosaici a S. Vitale e altri restauri. Il restauro
in situ di mosaici parietali. Atti del Convegno Internazionale (Ravenna,
1990), Ravenna, 1992.
40. La basilica di Santa Restituta. Guida d’Arte, testi di U. Dovere, Milano, 2004.
41. 2003 “Le chiese paleocristiane di Roma. I luogi di culto nell’Urbe dal I al VII secolo dell’arte Cristiana”, in Roma Archeologica. Guida alla antichità della Città Eterna, Roma, 2003, marzo, vol. 16–17.
42. Maier J.-L. Le Baptistère de Naples et ses mosaïques. Étude historique et iconographique, Freiburg, 1964.
43. Matthiae G. Pittura romana del Medioevo. Secoli IV–X. Con aggiornamento scientifico e bibliografia di Maria Andaloro, Roma, 1987.
44. Meer van der F., Mohrmann C. Atlas van de Oudchristelijke Wereld, Brussel, Amsterdam, 1961.
45. Neri E. Tesselata vitrea in èta tardoantica e altomedievale: archeologia, tecnologia, archeometria. Il caso di Milano, [2011].
46. Nordhagen P. J. 1982 “The mosaics of the Capella di S. Aquilino in Milan: evidence of restoration”, in Acta ad Archeologiam et Artium Historiam Pentinentia, 1982, vol. 2, pp. 77–94.
47. Oakeshott W. The Mosaics of Rome from the Third to the Fourteenth Centuries, London, 1967.
48. Orrù M. e Ranzi C. Patriarcale
basilica di Santa Maria Maggiore. Progetto di restauro dei mosaici di V
sec. nell’arco trionfale e nelle navate, di quelli di Jacopo Torriti
nell’abside e dei dipinti murali di scuola Romana di fi ne Duecento nel
transetto. Relazione relative alla documentazione grafi ca. Guida alla
lettura delle tavole della documentazione, Città del Vaticano. 1998–1999.
49.
Parise P. 1970 “I mosaici del Battistero di S. Giovanni in Fonte nello
sviluppo della pittura paleocristiana a Napoli”, in Cahiers
Archéologiques, 1970, vol. 20, pp. 1–13.
50. Ratti A. 1897 “Il più antico ritratto di S. Ambrogio”, in Ambrosiana — Scritti vari publicati nel XV centinaio della morte di S. Ambrogio, Milano, 1897, pp. 5–74.
51. Ricci C. 1914 “Il Sepolcro di Galla Placidia in Ravenna”, in Bollettino d’Arte, 1914, vol. 8, pp. 141–174.
52.
Rizzardi C. 2007 “Fasi e aspetti della cristianizzazione attraverso le
immagini musive: l’esempio di Ravenna. La cristianizzazione in Italia
tra tardoantico ed altomedioevo, 1”, in Atti del IX Congresso Nazionale di Archeologia Cristiana (Agrigento, 20–25 novembre 2004), Palermo, 2007, pp. 797–822.
53. Rizzardi C. 1996 “Il Mausoleo nel mondo culturale e artistico di Galla Placidia”, in Il Mausoleo di Galla Placidia a Ravenna, Modena, 1996, pp. 109–128.
54. Rizzardi C. 2005 “I mosaici parietali di Ravenna da Galla Placidia a Giustiniano”, in Rizzardi C. (ed.) Venezia e Bisanzio, Venezia, 2005, pp. 231–273.
55. Schuster I. Sant’Ambrogio e le più antiche basiliche Milanesi. Note di Archeologia Cristiana, Milano, 1940.
56. Seston W. 1945 “Le jugement dernier au mausolée de Galla Placidia à Ravenne“, in Cahier Archéologique, 1945, vol. 1, pp. 37–50.
57. Spreti C. Compendio
istorico dell’arte di comporre i musaici, con la descrizione dei
musaici antichi, che trovansi nelle basiliche di Ravenna, Ravenna, 1804.
58. Tarlazzi A. Memorie
sacre di Ravenna scritte dal sacerdote Antonio Tarlazzi in
continuazione di quelle pubblicate dal canonico Girolamo Fabri, Ravenna, 1852.
59. Tiberia V. Il mosaico di Santa Pudenziana a Roma. Il restauro, Roma, 2003.
60. Volbach W. F., Hirmer M. Frühchristliche Kunst. Die Kunst der Spätantike in West-und Ostrom, München, 1958.
61. Welmans T., Korać V., Šuput M. Bisanzio. Lo splendore dell’arte monumentale, Milano, 1999.
62. Wilpert J. Le pitture delle catacombe romane, Roma, 1903.
63. Wilpert J., Schumacher W. N. Die römischen Mosaiken und Malerein der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jahrhundert, Freiburg, 1916 (19
Заиграйкина Светлана Павловна