В статье исследуется литературно-критическое творчество прот. М. А. Лисицына. Он вошел в историю церковно-певческого искусства как крупнейший критик-публицист, в трудах которого нашли отражение многие вопросы теории и практики духовной музыки рубежа XIX–XX вв.: формирование нового стиля, развитие новой композиторской школы, вопросы реорганизации церковно-певческой жизни, анализ новой духовной музыки и ее историческая оценка. Будучи одним из ведущих теоретиков и идеологов Нового направления духовной музыки, Лисицын во многом способствовал систематизации современного духовно-музыкального творчества и давал определенный вектор этому движению своими публицистическими выступлениями. Автор статьи анализирует основные направления публицистического творчества Лисицына
Лисицын, публицистика, духовная музыка, стиль, композиции, Новое направление, музыкальный язык
1. Зверева С. Г. А. Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба. М., 1999.
2. Компанейский Н. И. О стиле церковных песнопений // Русская музыкальная газета / Н. Р. Финдейзен, ред. СПб., 1901. № 37. С. 852–856; № 38. С. 886–891; № 39. С. 925–930; № 40. С. 1283–1288.
16. Русская духовная музыка в документах и материалах / ред.-сост. А. А. Наумов, М. П. Рахманова, С. Г. Зверева. М., 2002. Т. III.