/

Щедрина Ксения Андреевна

Регалии царя Алексея Михайловича и облачения патриарха Никона. Репрезентация власти в искусстве середины XVII века


Щедрина К. А. Регалии царя Алексея Михайловича и облачения патриарха Никона. Репрезентация власти в искусстве середины XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 47-55.

DOI: 10.15382/sturV201413.47-55

Аннотация

В статье рассматривается история развития символики царских и патриарших инсигний с начала до сер. XVII в. На венце Большого наряда, который был создан в 1627 г. в кремлевских мастерских, появляется мотив геральдического цветка, известный в регалиях монархов Европы. В сер. 1650-х гг. в рамках церковно-политических идей «Русский царь — Новый Константин» на христианском Востоке был заказан ряд регалий, среди которых — патриаршая митра-корона и царский посох с геральдическим трилистником. Возможно, использование известного в Европе геральдического элемента на инсигниях было частью идеологической программы создания альтернативной «Священной Римской империи».

Ключевые слова

инсигнии, венец «Большого наряда», геральдический трилистник, лилия, митра-корона, царский посох

Список литературы

1. Барсов Е. В. Древнерусские памятники венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. М., 1883.
2. Богатская И. А. Патриарх Никон и памятники его времени в графической коллекции «Древностей Российского государства» // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2005. Вып. II. С. 81–86.
3. Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. М., 2008.
4. Возражение, или Разорение смиренаго Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа газскому митрополиту Паисее Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы // Никон, патр. Труды / науч. исследование, подготовка документов к изданию, составление и общ. редакция В. В. Шмидта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
5. Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению. М., 1849. Отд. 2.
6. Краевский А. Польские короны Московского Кремля // Ювелирное искусство и материальная культура. 2005. С. 61–65.
7. Лаврентьев А. В. Царевич-царь-цесарь: Лжедмитрий I, его государственные печати, наградные знаки и медали 1604–1606 г. СПб., 2001.
8. Мартынова М. В. Регалии царя Михаила Федоровича. М., 2003.
9. Мартынова М. В. Регалии царя Алексея Михайловича. М., 2004.
10. Мартынова М. В. Царские венцы первых Романовых // Искусство средневековой Руси. М., 1999. С. 295–308.
11. Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери. М., 2010.
12. Ченцова В. Г. Митра Паисия Иерусалимского — не присланный русскому государю венец «царя Константина» // Труды ГИМ. М., 2004. Вып. 139. С. 11–39.
13. Чеснокова Н. П. Христианский Восток и Россия: Политическое и культурное взаимодействие в середине XVII века. М., 2011.
14. Aurenhammer H. 1959 “Lilie”, in Lexikon der Christlischen Ikonographie, Vienna, 1959, vol. 3, pp. 100–102.
15. Piltz E. Kamelaukion et mitra. Insignes byzantins impériaux et ecclésiastiques, Stockholm, 1977.

Данные об авторе

Щедрина Ксения Андреевна