/

Трубенок Елена Александровна

Христианский гимн Te Deum: к вопросу о текстовых и мелодических архетипах


Трубенок Е. А. Христианский гимн Te Deum: к вопросу о текстовых и мелодических архетипах // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 9-18.

DOI: 10.15382/sturV201413.9-18

Аннотация

Te Deum — христианский латинский гимн, возникший в IV в. Его создание приписывается, по легенде, св. Амвросию (на основании этого Te Deum часто называют «Амвросианским гимном»). С IV в. до настоящего времени гимн исполняется в христианском богослужении. Со временем оформилась также дополнительная (светско-церемониальная) функция Te Deum: гимн стал исполняться по случаю важных политических событий, таких как заключение мира, военные победы, коронации, встречи и бракосочетания царственных особ, приближаясь к праздничной кантате или оратории. Внелитургическая функция жанра Te Deum проявляется в форме концертного бытования композиторских обработок текста гимна. Обработки Te Deum имеют ряд общих черт, объединяющих все подобные композиции независимо от времени их создания. Эти общие черты — жанровые архетипы — признаки, наличие которых в произведении указывает на принадлежность произведения к данному жанру. В качестве архетипов Te Deum выступают его словесный текст и каноническая мелодия. Но по отношению к самому тексту-первоисточнику и канонической мелодии Te Deum есть более глубокие архетипы, которые стали основой многих церковных песнопений, — псалмы и псалмовые тоны. Генезис текста и мелодии Te Deum определяется опорой гимна на традицию псалмового пения и корпус христианских текстов, в особенности — Псалтири. Общехристианский источник гимна проясняет его необычное распространение не только в Католической Церкви, но и в Православной, а также протестантской (лютеранской, англиканской и др.). Таким образом, генезис жанра Te Deum определяет особенности его бытования в течение длительной эволюции жанра, а авторитетность первоисточника (Священное Писание) объясняет популярность Te Deum и неослабевающий интерес к гимну на протяжении семнадцати веков.

Ключевые слова

Te Deum, Амвросианский гимн, жанровые архетипы, текстовый архетип Te Deum, мелодический архетип Te Deum, каноническая мелодия Te Deum, псалмы, псалмовые тоны, Священное Писание, Псалтирь

Список литературы

1. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л., 1988.
2. Лебедев С., Поспелова Р. Musica Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. СПб., 2000.
3. Москва Ю. В. Оффиций // Кюрегян Т. С. Григорианский хорал: учеб. пособие / Т. С. Кюрегян, Ю. В. Москва, Ю. Н. Холопов, изд. М., 2008. С. 66–102.
4. Трубенок Е. А. «Тебе Бога хвалим» — аналог Te Deum в Русской Православной Церкви // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/7909 (дата обращения: 13.10.2013).
5. Трубенок Е. А. Te Deum: из истории жанра: дипломная работа / Науч. рук. Р. Л. Поспелова. М.: [МГК], 2012.
6. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие. Изд. 2-е, стер. СПб., 2002.
7. Carey P. E. An examination of three Te Deum settings of the French Baroque. D.M. Dissertation, University of Cincinnati, 1988.
8. Steiner R. 2001 “Te Deum. 1. Text. 2. Melody”, in The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 25, pp. 191b — 192b.

Данные об авторе

Трубенок Елена Александровна