/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :1 (13)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Трубенок Елена Александровна

Христианский гимн Te Deum: к вопросу о текстовых и мелодических архетипах

Трубенок Е. А. Христианский гимн Te Deum: к вопросу о текстовых и мелодических архетипах // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 9-18

DOI: 10.15382/sturV201413.9-18
Te Deum — христианский латинский гимн, возникший в IV в. Его создание приписывается, по легенде, св. Амвросию (на основании этого Te Deum часто называют «Амвросианским гимном»). С IV в. до настоящего времени гимн исполняется в христианском богослужении. Со временем оформилась также дополнительная (светско-церемониальная) функция Te Deum: гимн стал исполняться по случаю важных политических событий, таких как заключение мира, военные победы, коронации, встречи и бракосочетания царственных особ, приближаясь к праздничной кантате или оратории. Внелитургическая функция жанра Te Deum проявляется в форме концертного бытования композиторских обработок текста гимна. Обработки Te Deum имеют ряд общих черт, объединяющих все подобные композиции независимо от времени их создания. Эти общие черты — жанровые архетипы — признаки, наличие которых в произведении указывает на принадлежность произведения к данному жанру. В качестве архетипов Te Deum выступают его словесный текст и каноническая мелодия. Но по отношению к самому тексту-первоисточнику и канонической мелодии Te Deum есть более глубокие архетипы, которые стали основой многих церковных песнопений, — псалмы и псалмовые тоны. Генезис текста и мелодии Te Deum определяется опорой гимна на традицию псалмового пения и корпус христианских текстов, в особенности — Псалтири. Общехристианский источник гимна проясняет его необычное распространение не только в Католической Церкви, но и в Православной, а также протестантской (лютеранской, англиканской и др.). Таким образом, генезис жанра Te Deum определяет особенности его бытования в течение длительной эволюции жанра, а авторитетность первоисточника (Священное Писание) объясняет популярность Te Deum и неослабевающий интерес к гимну на протяжении семнадцати веков.
Te Deum, Амвросианский гимн, жанровые архетипы, текстовый архетип Te Deum, мелодический архетип Te Deum, каноническая мелодия Te Deum, псалмы, псалмовые тоны, Священное Писание, Псалтирь
1. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л., 1988.
2. Лебедев С., Поспелова Р. Musica Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. СПб., 2000.
3. Москва Ю. В. Оффиций // Кюрегян Т. С. Григорианский хорал: учеб. пособие / Т. С. Кюрегян, Ю. В. Москва, Ю. Н. Холопов, изд. М., 2008. С. 66–102.
4. Трубенок Е. А. «Тебе Бога хвалим» — аналог Te Deum в Русской Православной Церкви // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/7909 (дата обращения: 13.10.2013).
5. Трубенок Е. А. Te Deum: из истории жанра: дипломная работа / Науч. рук. Р. Л. Поспелова. М.: [МГК], 2012.
6. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие. Изд. 2-е, стер. СПб., 2002.
7. Carey P. E. An examination of three Te Deum settings of the French Baroque. D.M. Dissertation, University of Cincinnati, 1988.
8. Steiner R. 2001 “Te Deum. 1. Text. 2. Melody”, in The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 25, pp. 191b — 192b.

Трубенок Елена Александровна

Гудков Алексей Геннадиевич

Трость и свиток: инструментарий средневекового книгописца и его символико-аллегорическая интерпретация

Гудков А. Г. Трость и свиток: инструментарий средневекового книгописца и его символико-аллегорическая интерпретация // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 19-46

DOI: 10.15382/sturV201413.19-46
Статья посвящена инструментарию средневекового книгописца и его символикоаллегорической интерпретации в контексте священных текстов и памятников материальной культуры. В работе перечисляется основной инструментарий средневекового каллиграфа и миниатюриста, рассматриваются его исторические, технические и символические характеристики, приводятся оригинальные рецепты очинки пера, а также приготовления чернил и красок из средневековых технологических сборников и трактатов. Восточнохристианская традиция предстает как целостное явление, чьи элементы соотносятся друг с другом посредством множества неразрывных связей и всецело обусловлены вероучением. Не является исключением и книгописное ремесло, в основе которого лежит не что иное, как символика евхаристической Жертвы.
искусство рукописной книги, традиционная каллиграфия и миниатюра, каллиграфы и художники, средневековые материалы и технология, христианская символика.
1. Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 25–49.
2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.
3. Агеева Е. А., Кобяк Н. А., Круглова Т. А., Смилянская Е. Б. Рукописи Верхокамья XV–XX вв.: Каталог. Из собрания Научной библиотеки Московского университета им. М. В. Ломоносова. М., 1994.
4. Аксенова Г. В. Русские рукописные книги на бересте (Из собрания Российской государственной библиотеки) // Филевские чтения. Вып. 10. М., 2003. С. 202–206.
5. Аксенова Г. В. Русские рукописные книги на нетрадиционной основе // Книжное дело. 1994. № 3. С. 66–67.
6. Арабская Псалтырь: Приложение к факсимильному изданию Рукописи А 187 (Арабская петербургская лицевая Псалтырь) из собрания Института востоковедения РАН (Санкт-Петербургский филиал) / подг. В. В. Полосин, Н. И. Сериков, С. А. Французов. СПб.; Воронеж, 2005.
7. Арутюнян А. Х. Краски и чернила по древнеармянским рукописям. Ереван, 1941.
8. Багдасаров Р. В. Мистика огненного креста. 3-е изд., испр. и доп. М., 2005.
9. Библия, сиречь книги Священнаго Писания Ветхаго и Новаго Завета. СПб., 1900.
10. Галфаян Х. К. История изготовления железогалловых чернил в древней Армении // Сообщения ВЦНИЛКР 30. М., 1975. С. 57–70.
11. Галфаян Х. К. Получение краски кармин из араратской кошенили // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Вып. 8 (38). М., 1982. С. 75–86.
12. Галфаян Х. К. Технология изготовления пергамента по рецептам армянских мастеров // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Вып. 1 (31). М., 1975. С. 74–79.
13. Гренберг Ю. И. Греческие и южнославянские ерминии и типики в списках XV–XIX веков о технике иконописи, настенной живописи и рукописной книги. М., 2000.
14. Гренберг Ю. И. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла. Т. 1. Кн. 1–2. СПб., 1995; Т. 2. СПб., 1998.
15. Гудков А. Г. Эфиопский книгописец (по материалам миниатюрной живописи XIV–XVIII вв. и полевых исследований конца XX — начала XXI вв.) // Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности; Ruhr-Universität Bochum, Seminar fur Orientalistik und Islamwissenschaft. М., 2014.
16. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
17. Джанашиа Н. С., Мачавариани Е. М., Сургуладзе М. К. Грузинская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987. С. 176–200.
18. Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом / пер. с греч. Порфирия, епископа Чигиринского. М., 1993 (1-е изд.: Киев, 1868).
19. Еланская А. И. Коптская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987. C. 20–103.
20. Ернштедт П. В. Техника изготовления папируса // Эллинистическая техника: сб. статей. М.; Л., 1948. С. 252–256.
21. Иларион. Слово о Законе и Благодати // БЛДР. Т. 1: XI–XII вв. СПб., 1997. С. 26–61.
22. Ираклий. Об искусствах и красках римлян / пер. с лат., прим. и предисл. А. В. Виннера и Н. Е. Елисеевой // Сообщения ВЦНИЛКР 4. М., 1961. С. 23–59.
23. Каждан А. П. Книга и писатель в Византии. М., 1973.
24. Карский Е. Ф. Очерк славянской кирилловской палеографии. Варшава, 1901.
25. Ковтун Л. С. Языкознание у восточных славян в XI–XV вв. // История лингвистических учений. Позднее Средневековье. СПб., 1991. С. 182–207.
26. Лебедев А. П. Профессия церковного писателя и книжное дело в древнехристианское время (Черты одной из сторон церковно-исторической жизни II–V веков) // Прибавления к Творениям св. Отцов. Ч. 41. Кн. 1. М., 1888. С. 153–252.
27. Левочкин И. В. Архангельское Евангелие 1092 года среди древнерусских книг XI века // Архангельское Евангелие 1092 года: Исследования. Древнерусский текст. Словоуказатели. М., 1997. С. 11–17.
28. Лихачев Н. П. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве. СПб., 1891.
29. Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Т. 6. СПб., 1909.
30. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / пер. с англ. Б. Н. Савченко. М., 1958.
31. Манускрипт неизвестного автора, хранящийся в Берне / пер. А. В. Виннера и Н. Е. Елисеевой // Сообщения ВЦНИЛКР 4. М., 1961. С. 60–66.
32. Мещерская Е. Н. Сирийская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987. С. 104–144.
33. Мокрецова И. П. Материалы и техника армянской и грузинской книжной миниатюры на пергаменте // Государственный музей народов Востока. Сообщения. Вып. 6. М., 1972. С. 60–66.
34. Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л. Материалы и техника византийской рукописной книги. М., 2003.
35. Молитвослов княгини М. П. Волконской / cост., вступ. ст. и коммент. Г. В. Аксеновой. М., 1998.
36. Петров Н. А. «Типик» о церковном и настенном письме епископа Нектария из сербского града Велеса, 1599 года, и значение его в истории русской иконописи // Записки Императорского Русского Археологического общества. Т. 11. Вып. 1–2. Кн. 4. СПб., 1899. С. 1–52.
37. Платонов В. М., Чернецов С. Б. Эфиопская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987. С. 201–240.
38. Покровский Н. Н. Путешествие за редкими книгами. 3-е изд., доп. и перераб. Новосибирск, 2005.
39. Радосављевић В. Техника старог писма и миниjaтуре. Београд, 1984.
40. Руди Т. Р. «Яко столп непоколебим» (об одном агиографическом топосе) // ТОДРЛ. Т. 55. СПб., 2004. С. 211–227.
41. Свиток оправдания / пер. с геэз и зам. Б. А. Тураева // Памятники эфиопской письменности. Вып. VII. СПб., 1908.
42. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных // Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856.
43. Симони П. К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении. Материалы для истории техники книжного дела и иконописи, извлеченные из русских и сербских рукописей и других источников XV–XVIII столетий. Вып. 1. М., 1906.
44. Соболевский А. И. Славяно-русская палеография. М., 2007 (1-е изд.: СПб., 1901–1902).
45. Теофил. Записка о разных искусствах / пер. с лат. А. А. Морозова и С. Е. Октябревой // Сообщения ВЦНИЛКР 7. М., 1963. С. 66–194.
46. Триодь постная. М.: Типография при Преображенском богаделенном доме, 1910.
47. Триодь цветная. М.: Типография при Преображенском богаделенном доме, 1913.
48. Тураев Б. А. Абиссинские магические свитки // Сборник статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой. М., 1916. С. 173–291.
49. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или Трактат о живописи / пер. с итал. А. Л. Лужнецкой. М., 1933.
50. Чернецов С. Б. Эфиопская магическая литература // Антропологический форум № 2. Исследователь и объект исследования. СПб., 2005. С. 228–240.
51. Шляпкин И. А. Русская палеография по лекциям, читанным в Императорском С.-Петербургском Археологическом институте. СПб., 1913.
52. Щавинский В. А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси. М.; Л., 1935.
53. Щепкин В. Н. Русская палеография. 3-е изд., доп. М., 1999.
54. Юзбашян К. Н. Армянские рукописи // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987. С. 145–175.

Гудков Алексей Геннадиевич

Щедрина Ксения Андреевна

Регалии царя Алексея Михайловича и облачения патриарха Никона. Репрезентация власти в искусстве середины XVII века

Щедрина К. А. Регалии царя Алексея Михайловича и облачения патриарха Никона. Репрезентация власти в искусстве середины XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 47-55

DOI: 10.15382/sturV201413.47-55
В статье рассматривается история развития символики царских и патриарших инсигний с начала до сер. XVII в. На венце Большого наряда, который был создан в 1627 г. в кремлевских мастерских, появляется мотив геральдического цветка, известный в регалиях монархов Европы. В сер. 1650-х гг. в рамках церковно-политических идей «Русский царь — Новый Константин» на христианском Востоке был заказан ряд регалий, среди которых — патриаршая митра-корона и царский посох с геральдическим трилистником. Возможно, использование известного в Европе геральдического элемента на инсигниях было частью идеологической программы создания альтернативной «Священной Римской империи».
инсигнии, венец «Большого наряда», геральдический трилистник, лилия, митра-корона, царский посох
1. Барсов Е. В. Древнерусские памятники венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. М., 1883.
2. Богатская И. А. Патриарх Никон и памятники его времени в графической коллекции «Древностей Российского государства» // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2005. Вып. II. С. 81–86.
3. Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. М., 2008.
4. Возражение, или Разорение смиренаго Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа газскому митрополиту Паисее Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы // Никон, патр. Труды / науч. исследование, подготовка документов к изданию, составление и общ. редакция В. В. Шмидта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
5. Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению. М., 1849. Отд. 2.
6. Краевский А. Польские короны Московского Кремля // Ювелирное искусство и материальная культура. 2005. С. 61–65.
7. Лаврентьев А. В. Царевич-царь-цесарь: Лжедмитрий I, его государственные печати, наградные знаки и медали 1604–1606 г. СПб., 2001.
8. Мартынова М. В. Регалии царя Михаила Федоровича. М., 2003.
9. Мартынова М. В. Регалии царя Алексея Михайловича. М., 2004.
10. Мартынова М. В. Царские венцы первых Романовых // Искусство средневековой Руси. М., 1999. С. 295–308.
11. Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери. М., 2010.
12. Ченцова В. Г. Митра Паисия Иерусалимского — не присланный русскому государю венец «царя Константина» // Труды ГИМ. М., 2004. Вып. 139. С. 11–39.
13. Чеснокова Н. П. Христианский Восток и Россия: Политическое и культурное взаимодействие в середине XVII века. М., 2011.
14. Aurenhammer H. 1959 “Lilie”, in Lexikon der Christlischen Ikonographie, Vienna, 1959, vol. 3, pp. 100–102.
15. Piltz E. Kamelaukion et mitra. Insignes byzantins impériaux et ecclésiastiques, Stockholm, 1977.

Щедрина Ксения Андреевна

Баранова Светлана Измайловна

Реконструкции изразцовых печей Коломенского дворца. Степень достоверности

Баранова С. И. Реконструкции изразцовых печей Коломенского дворца. Степень достоверности // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 56-77

DOI: 10.15382/sturV201413.56-77
Статья представляет уникальный проект реконструкции изразцовых печей для интерьеров деревянного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667–1768). В процессе исследования удалось реконструировать внешний вид изразцов и связать определенные типы печей с различными помещениями дворца, добиться достоверности обликасамих печей. Автор рассматривает источники, позволившие выполнить максимально достоверные проекты реконструкции, а также предлагает различные приемы экспонирования подлинных изразцов в помещениях дворца. Особое место в процессе реконструкции отведено изучению и использованию изразцов, найденных в ходе археологических раскопок на территории Коломенского. Тема реконструкции печей предваряется кратким экскурсом в историю появления в Московии изразцов нового вида.
интерьеры, реконструкция, дворец, изразцы, изразцовые печи, дворцовые мастера, достоверность, экспозиция
1. Абецедарский Л. С. Белоруссия и Россия: Очерки русско-белорусских связей второй половины XVI — XVIII вв. Минск, 1978.
2. Абецедарский Л. С. Белорусы в Москве XVII в.: Из истории русско-белорусских связей. Минск, 1957.
3. Ачаркан Д. И. Дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском // КМИ. М., 2002. Вып. 7. С. 33.
4. Баранова С. И. К вопросу о реконструкции изразцовых печей Коломенского дворца // КМИ. М., 2007. Вып. 10. С. 118–134.
5. Баранова С. И. Миграция московских изразцов // КМИ. М., 2007. Вып. 9. С. 64–78.
6. Баранова С. И. Москва изразцовая. М., 2006.
7. Баранова С. И. Печи Коломенского дворца. Достоверность реконструкции // Музей. М., 2011. № 4. С. 52–58.
8. Белоненко В. С. Материалы для изучения истории книжного дела и библиотеки Иверского Успенского монастыря на Валдайском острове в XVII–XVIII столетиях // Книжные центры Древней Руси XVII века (разные аспекты исследования). СПб., 1994. С. 90–112.
9. Белоненко В. С. Рай мысленный. СПб., 1999.
10. Беляев Л. А., Панова Т. Р. Дворец царя Алексея Михайловича XVII века. Историко-художественная реконструкция. М., 2011.
11. Бессонаў С. В. Беларускія мастацкія майстры ў Маскве XVII ст. // Весці Акадэміі навук Беларускай ССР. Аддзяленне грамадскіх навук. Серыя гістарычная. 1947. № 1. С. 75–81.
12. Богоявленский С. К. Московская Мещанская слобода в XVII в. // Он же. О Москве XVII в. М., 1980. С. 164–165. (Научное наследие).
13. Бусева-Давыдова И. Л. Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры // Архитектура русской усадьбы. М., 1998. C. 39–40.
14. Векслер А. Г. Палаты Натальи Кирилловны в Московском Кремле (опыт реконструкции по документам и археологическим данным) // Древности Московского Кремля. М., 1971.
15. Векслер А. Г., Беркович В. А. Археологи в Замоскворечье // Наука и жизнь. 1996. № 8.
16. Векслер А. Г., Кондрашев Л. В. Археологические исследования на территории музея-заповедника «Коломенское» // Археологические открытия 2001. М., 2001. С. 113–115.
17. Воронов Н. В., Сахарова И. Г. О датировке и распространении некоторых видов московских изразцов // Материалы и исследования по археологии СССР. № 44. Материалы и исследования по археологии Москвы. Т. 3. М., 1955.
18. Ганецкая I. У. Маелiка на Беларусi у XI–ХVIII cт. Miнск, 1995.
19. Гра М. А. Печи Коломенского деревянного дворца ХVII в. // КМИ. М., 1993. Вып. 5. Ч. 2. С. 272–285.
20. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. М., 1918. Т. I. Ч. 1.
21. Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. М., 1862. Ч. 1; 1893. Т. 4.
22. Забелин И. Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России. Ценина // Записки Императорского Археологического общества. Т. 6. СПб., 1853. С. 238–338.
23. Сказания современников о Дмитрии Самозванце. Ч. 5: Записки Маскевича. СПб., 1834.
24. Заяц Ю. А. Заслаўская кафля. Мiнск, 1990.
25. Згура В. В. Коломенское. Очерк художественной истории памятников. М., 1928.
26. Здановiч Н. I., Трусаў А. А. Беларуская палiваная керамiка XI–XVIII ст. Мiнск, 1993.
27. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI и XVII веках. Сводный каталог. М., 1958.
28. Ильенко И. В. Реконструкция изразцовых печей в кельях Елецкого монастыря в Чернигове // Теория и практика реставрационных работ. М., 1972. Т. 3. С. 109–116.
29. Ильина М. Н. Изображения коломенских дворцов в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское–Измайлово–Лефортово–Люблино. М., 2012.
30. Коломенское. Материалы и исследования: Сб. материалов научно-практической конференции «Коломенское. Россия и Европа XVII века». М., 2010.
31. Кушева Е. Н. О плене как источнике холопства // Исследования по социально-политической истории России. Сборник сочинений к 100-летию Б. А. Романова. Л., 1971. С. 217–231.
32. Левко О. Н. Витебские изразцы XIV–XVIII вв. Витебск, 1981.
33. Леонид (Кавелин), архим. Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре с 1656 — 1759 г. // Вестн. Общ-ва древнерусского искусства. М., 1876. Отд. IV. Смесь. С. 81.
34. Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV–XIX вв. М., 1976.
35. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел прежде бывших патриарших приказов В. И. и Г. И. Холмогоровыми при руководстве И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1.
36. Мяцельскi А. А. Старадаўнi Крычаў: Гiст.-археал. нарыс горада ад старажыт. часоў да канца ХVIII ст. Мiнск, 2003.
37. Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. Труды ГИМ. Вып. 160. М., 2006.
38. Немцова Н. И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII–XVIII веков: Методические рекомендации. М., 1989.
39. Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1896.
40. Паничева Л. Г. Полоцкая архитектурно-декоративная керамика XIV–XVII вв. // КСИА. 1980. Вып. 160. С. 53–60.
41. Подъяпольский С. С., Евдокимов Г. С., Рузаева Е. И., Яганов А. В., Яковлев Д. И. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV–ХVI вв. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI в. СПб., 2003. С. 80–81.
42. Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. СПб., 1893. Т. 4.
43. Сахаров И. П. Ценинные произведения // Записки отделения русской и славянской археологии Императорского Археологического общества. СПб., 1851. Т. 1.
44. Спегальский Ю. П. Декор псковских изразцовых печей XVII в.: Каталог выставки. Псков, 1976.
45. Солнцев Ф. Г. Моя жизнь и художественно-археологические труды // Русская старина. 1876. № 5. Т. VI. С. 273–274.
46. Султанов Н. В. Изразцы в древнерусском искусстве. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, издаваемые А. Прохоровым. СПб., 1885.
47. Тищенко А. Р. До питания про технiку виготовлення давньоруських полив'яних керамiчних плиток // Археологiя. 1970. Т. 24. С. 75–87.
48. Томашева И. Г. Взаимовлияние белорусских и русских художественных традиций в архитектурной керамике: Композиционные закономерности и методы строения: автореф. дис. … канд. искусствовед. Минск, 1988.
49. Топычканов А. В. Повседневная жизнь дворцового села Измайлова в документах приказной избы последней четверти XVII века. М., 2004.
50. Топычканов А. В. Повседневная жизнь Коломенского дворца второй половины XVII века. М., 2010.
51. Фролов М. В. Мастера-изразечники Москвы ХVII — начала ХVIII вв. М., 1991.
52. Фролов М. В., Беляев Л. А. Изразцовая печь белорусских мастеров из усадьбы Коломенское // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1988. Вып. 3. С. 208–222.
53. Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1.

Баранова Светлана Измайловна

Виноградова Елена Анатольевна

«Писан образ на Устюге Великом…» Икона 1707 г. «Богоматерь Владимирская» Бориса Деомидова из собрания Вологодского государственного музея-заповедника

Виноградова Е. А. «Писан образ на Устюге Великом…» Икона 1707 г. «Богоматерь Владимирская» Бориса Деомидова из собрания Вологодского государственного музея-заповедника // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 78-91

DOI: 10.15382/sturV201413.78-91
В собрании Вологодского государственного музея-заповедника хранится икона «Богоматерь Владимирская» с приписными святыми на полях, написанная в 1707 г. Борисом Деомидовым. Тщательная светотеневая моделировка ликов свидетельствует об ориентации иконописца на живопись мастеров Оружейной палаты, хотя сами фигуры святых решены в более плоскостной манере. Ранее специалистами высказывались предположения о том, что Борис Деомидов может оказаться одним лицом с Борисом Дементьевым, великоустюжским иконописцем, писавшим иконы для Устюгского архиерейского домового двора в 1682–1683 гг. И. А. Шалиной выражались сомнения в принадлежности мастера к этому культурному центру. На основе документальных данных и формально-стилистического анализа произведения удалось установить полное имя мастера — Борис Деомидов Гребенщиков, — и его принадлежность кругу мастеров устюжской иконописи.
икона, иконописец, Вологодская епархия, особенности авторской техники исполнения, история вологодской иконописи
1. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / под ред. Кочеткова И. А. М.: Индрик, 2004.
2. Сорокатый В. М. Иконописцы и живописцы Великого Устюга XVIII в. Материалы для словаря // Иконы Русского Севера. Двинская земля. Онега. Каргополье. Поморье. М.: Северный паломник, 2005. C. 285–343.
3. Сыроватская Л. Н. Подписные иконы в собрании Великоустюгского музея- заповедника // Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып. 4. 2007. URL: http:// www.booksite.ru/.
4. Шалина И. А. Праздничный чин из церкви Димитрия Солунского в Дымковской слободе Великого Устюга. Возвращение на родину. М., 2012. С. 23.

Виноградова Елена Анатольевна

Клюкина Александра Вячеславовна

Зодчий Родион Казаков (1754–1803): новые сведения о жизни и постройках

Клюкина А. В. Зодчий Родион Казаков (1754–1803): новые сведения о жизни и постройках // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 92-103

DOI: 10.15382/sturV201413.92-103
Статья посвящена личности и творчеству московского архитектора Родиона Казакова, имя которого долгое время было незаслуженно забыто. Автором изложена биография зодчего, дополненная новыми сведениями, основанными на архивных данных. В статье раскрываются проблемы атрибуции и датировки построек, приписываемых Р. Казакову. На основании анализа атрибуционных версий и изучения архивных материалов автор характеризует постройки по степени вероятности их связи с именем Р. Казакова
русский классицизм, строгий классицизм, московская архитектурная школа, Экспедиция Кремлевского Строения, церковное строительство, московские усадьбы, круг Баженова, круг Казакова
1. Александровский М. И. Указатель московских церквей. М., 1915.
2. Бондаренко И. Е. Архитектурные памятники Москвы. М., 1905. Вып. 2–3.
3. Восемнадцатый век. М., 1905. Т. 2.
4. Горчаков Н. Московская летопись // Москвитянин. М., 1844. № 9. С. 166–170.
5. Дьяконов М. В. К биографическому словарю московских зодчих XVIII–XIX вв. (извлечения из архивов) // Русский город. М., 1980. Вып. 3. С. 235–263.
6. Зодчие Москвы времени барокко и классицизма. М., 2004.
7. Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865.
8. Коробко М. Ю. Кузьминки. М., 2002.
9. Москва: Актовые книги XVIII столетия. М., 1893. Т. 12.
10. Панухин П. В. Приватная деятельность архитекторов Кремлевской экспедиции по заказам московского купечества в 1782–1803 годах // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. М., 2012. Вып. 3. С. 219–229.
11. Панухин П. В. Творчество Родиона Казакова и его место в архитектуре московского классицизма: автореф. дис. … канд. арх. М., 1986.
12. Подъяпольская Е. Н. Памятники архитектуры Московской области. М., 1999. Вып. 3.
13. Сахарова Л. С., Сотникова О. М. Новые данные об усадьбе Кузьминки // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1975. С. 86–100.
14. Чижков А. Б. Подмосковные усадьбы сегодня. М., 2002.

Клюкина Александра Вячеславовна

Кутасевич Андрей Валентинович

Музыкально-тематические параллели в творчестве Степана Дегтярева и Артема Веделя. Феномен заимствования и вопросы авторства сочинений

Кутасевич А. В. Музыкально-тематические параллели в творчестве Степана Дегтярева и Артема Веделя. Феномен заимствования и вопросы авторства сочинений // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 104-119

DOI: 10.15382/sturV201413.104-119
В статье акцентируется исторически обусловленное стилевое родство духовномузыкальных произведений двух выдающихся авторов эпохи классицизма. Исследование музыкальных цитат в композициях мастеров рассматривается как важное звено врешении актуальной задачи изучения их творческого наследия — уточнения авторской принадлежности ряда опусов сомнительной атрибуции.
источник, нотный текст, заимствование музыкального материала, цитата, атрибуция.
1. Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем — Академиею: [в 2 ч.]. К., 1856. Ч. II. 567 с.
2. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века — встреча двух эпох. М.: Музыка, 1994. 126 с.
3. Герасимова-Персидська Н. О. Хоровий концерт на Україні в XVII–XVIII ст. К.: Муз. Україна, 1978. 182 с.
4. Горяйнов Ю. С. Степан Аникиевич Дегтярев (1766–1813). Изд. 2. Белгород: Везелица, 1993. 73 с.
5. Гусарчук Т. В. Артемій Ведель // Український музичний архів. Документи і матеріали з історії української музичної культури. Вип. 2. К.: Центрмузінформ, 1999. С. 69–101.
6. Івченко Лар. В. Справа № 907 // Музика. 2001. № 4–5. С. 28–30; № 6. С. 25–26.
7. Кук В. С. Рукописна партитура творів Артема Веделя // Український музичний архів. Документи і матеріали з історії української музичної культури. Вип. 1. К.: Центрмузінформ, 1995. С. 34–52.
8. Кутасевич А. В. С. Дегтярьов. Концерт «Слиши, дщи, і виждь» (ре мажор). Питання авторства // Часопис Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського: наук. журн. 2010. № 3 (8). С. 134–149.
9. Кутасевич А. В. Степан Дегтярьов. Концерт «Ти моя кріпость, Господи». Питання авторства // Науковий вісник Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. Вип. 85: Духовна культура України: традиції та сучасність: зб. наук. ст. К., 2010. С. 163–189.
10. Лебедева-Емелина А. В. Хоровая культура России екатерининской эпохи. М.: Композитор, 2010. 304 с.
11. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825). Каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 656 с.
12. [Лебедева-Емелина А. В.] С. А. Дегтярев. Литургия до мажор / публ. партитуры, ред. нотного текста, перелож. для ф-но и науч. исслед. А. В. Лебедевой-Емелиной // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып. 2: сб. ст. и исслед. / Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры РФ. М.: Композитор, 2004. С. 108–161.
13. Левашев Е. М., Полехин А. В. М. С. Березовский // История русской музыки: в 10 т. Т. 3. М.: Музыка, 1985. С. 132–160.
14. [Лисицын М. А.] Предисловие // Историческая хрестоматия церковного пения / под ред. свящ. М. А. Лисицына. Вып. I–VI. СПб.: П. К. Селиверстов, Ценз. 1903. С. [I–IV].
15. Петрушевский В. Г. О личности и церковно-музыкальном творчестве А. Л. Веделя (К истории Киево-Академического хора и к характеристике церковного пения в Киеве в конце XVIII в.) // Труды Киевской духовной академии. К., 1901. № 7. С. 382–396.
16. Постернак К. В. Новая жизнь партесных песнопений в эпоху классицизма // Музыковедение. 2012. № 2. С. 18–25.
17. Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России: опыт историко-технического изложения: [в 3 вып.]. Вып. II. М., 1868. С. 137–258.
18. Рыцарева М. Г. Духовный концерт в России второй половины XVIII века. СПб.: Композитор, 2006. 244 с.
19. Рыцарева М. Г. Композитор М. С. Березовский: Жизнь и творчество. Л.: Музыка, 1983. 144 с.
20. Соневицький І. Артем Ведель і його музична спадщина. Нью-Йорк, 1966. 177 с.
21. Турчанинов П. И., прот. Автобиография // Домашняя беседа для народного чтения. СПб., 1863. Вып. 2. С. 47–51; Вып. 3. С. 64–67; Вып. 4. С. 87–92; Вып. 5. С. 116–121; Вып. 6. С. 134–137.
22. Шуміліна О. А. Стильова динаміка української духовної музики XVII–XVIII століть (за матеріалами рукописних колекцій). Монографія. Донецьк, 2012. 299 с.

Кутасевич Андрей Валентинович

Жердев Виталий Викторович

Художественный ансамбль церкви св. Елизаветы в Висбадене: персоналии и тенденции немецкого искусства

Жердев В. В. Художественный ансамбль церкви св. Елизаветы в Висбадене: персоналии и тенденции немецкого искусства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 120-135

DOI: 10.15382/sturV201413.120-135
В статье рассматриваются стилистические и художественные особенности убранства русской православной церкви св. Елизаветы в Висбадене. Анализируется художественный почерк представителей различных немецких академических школ, который позволил создать живописный и скульптурный ансамбль церкви, не свойственный для православных сакральных сооружений в метрополии
церковь св. Елизаветы в Висбадене, романтизм, немецкие академические школы, архитектура, интерьер, росписи, скульптура
1. Антонов В. В. и др. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005.
2. Вяземский П. В. Освящение новосооруженной надгробной православной церкви св. прав. Елисаветы в Висбадене. СПб., 1855.
3. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. М., 1978.
4. Мутер Р. История живописи в XIX веке. М., 1899. T. 1.
5. Artemoff N. The Russian Church in Wiesbaden, Munich, 2003.
6. Kaiser V. Kaulbachs Bildekreis der Weltgeschichte, Berlin, 1879.
7. Laufs M. Philipp Hoffmann (1806–1889): ein nassauischer Baumeister des Historismus, Stuttgart, 2007.
8. Luestner L. Emil Hopfgarten. Ein Immortellenkranz auf das Grab eines Fruehverstorbenen, Wiesbaden, 1908.
9. Mueller H. Kaulbach, Berlin, 1893.
10. Wallace W. S. (ed.) The Dictionary of Canadian Biography, Toronto, 1926.
11. Werschewskaja M. Graeber erzaelen Geschichte. Die russisch-orthodoxe Kirche der hl. Elisabeth und ihr Friedhof in Wiesbaden, Wiesbaden, 2007.

Жердев Виталий Викторович

Артемова Евгения Георгиевна

Прот. М. А. Лисицын — идеолог Нового направления духовной музыки

Артемова Е. Г. Прот. М. А. Лисицын — идеолог Нового направления духовной музыки // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 136-148

DOI: 10.15382/sturV201413.136-148
В статье исследуется литературно-критическое творчество прот. М. А. Лисицына. Он вошел в историю церковно-певческого искусства как крупнейший критик-публицист, в трудах которого нашли отражение многие вопросы теории и практики духовной музыки рубежа XIX–XX вв.: формирование нового стиля, развитие новой композиторской школы, вопросы реорганизации церковно-певческой жизни, анализ новой духовной музыки и ее историческая оценка. Будучи одним из ведущих теоретиков и идеологов Нового направления духовной музыки, Лисицын во многом способствовал систематизации современного духовно-музыкального творчества и давал определенный вектор этому движению своими публицистическими выступлениями. Автор статьи анализирует основные направления публицистического творчества Лисицына
Лисицын, публицистика, духовная музыка, стиль, композиции, Новое направление, музыкальный язык
1. Зверева С. Г. А. Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба. М., 1999.
2. Компанейский Н. И. О стиле церковных песнопений // Русская музыкальная газета / Н. Р. Финдейзен, ред. СПб., 1901. № 37. С. 852–856; № 38. С. 886–891; № 39. С. 925–930; № 40. С. 1283–1288.
16. Русская духовная музыка в документах и материалах / ред.-сост. А. А. Наумов, М. П. Рахманова, С. Г. Зверева. М., 2002. Т. III.

Артемова Евгения Георгиевна

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Гомбрих, Хофман и Аккерман: искусствознание — репрезентация ответственности, сомнительности и условности. Три английских и четыре немецких послевоенных текста

Ванеян С. С. Гомбрих, Хофман и Аккерман: искусствознание — репрезентация ответственности, сомнительности и условности. Три английских и четыре немецких послевоенных текста // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 149-181

DOI: 10.15382/sturV201413.149-181
В статье делается попытка сравнить три послевоенных текста, написанных в течение примерно десяти лет и относящихся к одному жанру — теоретического введения в проблематику искусствознания как научной дисциплины и как модели знания. Один текст принадлежит Эрнсту Гомбриху, опубликовавшему в немецкоязычной ≪Атлантической книги по искусству≫ (1951) две энциклопедические заметки, которые в сжатом виде дают представление о его концепции науки об искусстве как специфическом способе представления рациональной и когнитивной составляющей эстетического и художественного опыта, где главное — конвенциональная и символическая коммуникация членов научного сообщества (научная истина как общедоступная и взаимоприемлемая составляющая художественного смысла, равно  предназначенного и для свободной рецепции, и для верифицирующей фальсификации). Наука об искусстве — практика ответов на вопросы, задаваемые самим искусством. Опубликованный спустя десять лет текст Вернера Хофманна (1960) предполагает иную модель знания, вернее, иную направленность познавательного дискурса, ориентированного уже на само искусство как объект вопрошания и источник не столько ответов, сколько стимулов сомнения, причем не только в возможностях науки (ее ограниченные права даже не обсуждаются), но и в потребностях искусства быть источником знания как такового. Наконец, текст Джеймса Аккермана (серия ≪Гуманитарные науки в Америке≫, 1963) переводит проблему из области эпистемологии как таковой скорее в сферу поэтологии: несомненная условность не столько научного знания, сколько самого человеческого восприятия — визуальности в собственном смысле — заставляет обращать внимание на практику представления — вербального и символического — когнитивных эквивалентов эстетического опыта, где самое существенное — его субъективность (индивидуальность) и потому критичность. История искусства имеет корректуру в критике, а литературный жанр энциклопедического эссеизма предстает единственной достоверной формой знания, где собранный воедино концептуальный материал оказывается стимулом чувств и желаний.
наука об искусстве как способ представления рациональной составляющей эстетического и художественного опыта; конвенциональная и символическая коммуникация членов научного сообщества (Гомбрих); искусство как стимул сомнения в возможностях науки (Хофман);
1. Ackermann J., Carpenter R. Art and Archaeology. Englewood Cliffs, New York, 1963.
2. Das Atlantisbuch der Kunst. Eine Enzyklopedie der bildenden Künste, Zürich, 1952.
3. Hofmann W. (ed.) Bildende Kunst, Frankfurt am Main, 1960, vol. 2.
4. Helden Klaus. 2010 “Einführung“, in Edmund Hussеrl. Ausgewählte Texte, Stuttgart, 2010, vol. 1.
5. Hofmann W. “Produktive Konflikte“, in Kunsthistoriker in eigener Sache… pp. 113–132.
6. Gombrich E. H., Kris E. “The Principles of Caricature”, in British Journal of Medical Psychology, 1938, vol. 17.
7. Gombrich E. Symbolic Images, London, 1972.
8. Gombrich E. 1990 “Wenn’s euch Ernst ist, was zu sagen…“, in Sitt M. (ed.) Kunsthistoriker in eigener Sache, Berlin, 1990.
9. Gombrich E. H. A Lifelong Interest. Conversations on Art and Science with Didier Eribon, London, 1993.
10. Lützeler H. Kunsterfahrung und Kunstwissenschaft: systematische und entwicklungsgeschichtliche Darstellung und Dokumentation des Umgangs mit der bildenden Kunst, Freiburg, 1975.
11. Pächt Otto. Methodisches zur kunsthistorischen Praxis, München, Prestel, 1986.

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Гуляницкая Наталия Сергеевна

Современное музыкально-сакральное пространство: события, факты, деятели

Гуляницкая Н. С. Современное музыкально-сакральное пространство: события, факты, деятели // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 182-194

DOI: 10.15382/sturV201413.182-194
Предмет статьи — духовная музыка, представленная в творчестве современных композиторов. В поле зрения автора — 1) явления, связанные со II Международным конкурсом композиторов духовной музыки «Роман Сладкопевец» (2013-2014) и некоторыми другими событиями; 2) — «идиостиль» избранных композиторов — Павла Карманова и Виктории Полевой. Наша задача в ориентации на современное состояние сакрального жанра предпринять некий «панорамный обзор», вернее, сделать некоторые наблюдения над музыкальными фактами, событиями, персоналиями. В связи с этим, применяя  интердисциплинарный подход, автор рассматривает музыкальные события в контексте современной арт-практики известных композиторов, работающих в целом в разных жанрах и составах. Хоровая музыка анализируется с позиций стилевого и стилистического подходов — в опоре на форму-содержание композиций. Используя компаративный метод, автор статьи проводит доступные обозрению сравнения, привлекая сочинения разного времени и разных авторов. Однако в центре вни-мания — анализ нового музыкального сочинения, еще не бывшего предметом музыковедческого рассмотрения. Таковыми, в частности, являются: произведение «Встаньте и пойдите» победителя (в номинации 5) II Конкурса «Роман Сладкопевец» — Виктории Полевой и оратория «Пять Ангелов» Павла Карманова, приуроченная к 400-летию Дома Романовых.
современная духовная музыка, жанровая панорама, конкурс Романа Сладкопевца, Великопостные концерты, персоналии композиторов, стиль и стилистика.
1. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
2. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / cост., вступ. ст. и примеч. В. А. Александрова. М.: Правда, 1991.
3. Мартынов В. Казус Vita Nova. М.: Классика XXI, 2010.
4. Науменко Т. И. Текстология музыкальной науки. М.: Памятники исторической мысли, 2013.
5. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Сибирь XXI век, 1991.

Гуляницкая Наталия Сергеевна

ХРОНИКА

О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на XXIV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ

О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на XXIV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 197-204
PDF