/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :3 (12)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Тюрина Ольга Владимировна

Виды заключительных формул в песнопениях большого роспева

Тюрина О. В. Виды заключительных формул в песнопениях большого роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 3 (12). С. 7-24
PDF
Статья посвящена анализу мелодической формульности певческого стиля «большой роспев». Будучи мелизматическим стилем, мелос которого строится главным образом из пространных оборотов фитного и лицевого типа, большой роспев обладает богатейшим комплексом мелодических формул. В представленной статье рассмотрена лишь часть этого комплекса, а именно — мелодические обороты, завершающие распевы песнопений. Мы обращаемся к детальному разбору трех основных заключительных формул большого роспева. Это универсальное «негласовое» лицо царь-конец, а также два распева, имеющие в песнопениях четкое гласовое прикрепление: заключительный оборот 3-го гласа и общая конечная формула 2-го и 6-го гласов. Перечисленные распевы проанализированы с точки зрения их мелодических особенностей и специфики графического воплощения. Многочисленные примеры иллюстрируют различные модификации и особенности упо требления трех заключительных формул большого роспева и, кроме того, их тайнозамкненную запись в списках ранних редакций песнопений.
древнерусское церковное пение, знаменная певческая традиция, знаменный роспев, большой роспев, мелизматические стили пения, мелизматические формулы, знаменная нотация
1. Brazhnikov M. V. Lica i fity znamennogo raspeva (Faces and Fitas of Znamennyj Chant), Leningrad, 1984.
2. Tjurina O. V. Drevnerusskaja melizmatika: bol'shoj rospev: dis. ... kand. Iskusstvovedenija (Old Russian Melizmatic: Great Chant: Dissertation), Moskva, 2010.
3. Tjurina O. V. 2008 “Cikl Stihir Evangel'skih: stilevye redakcii po rukopisjam konca XV — serediny XVII veka”, in Ustnaja i pis'mennaja transmissija cerkovno-pevcheskoj tradicii: Vostok — Rus' — Zapad, Moscow, 2008, pp. 171—176.

Тюрина Ольга Владимировна

Дементьев Андрей Владимирович

Система степеней торжественности праздников в богослужебном уставе Выго-Лексинского общежительства

Дементьев А. В. Система степеней торжественности праздников в богослужебном уставе Выго-Лексинского общежительства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 3 (12). С. 25-52
PDF
Иерархичность, присущая церковным празднованиям, в древнерусском богослужении проявлялась в его отдельных составляющих, благодаря чему формировался целостный чин того или иного праздника. Эта сторона древнерусского восприятия богослужения получила свое органичное воплощение и развитие в созданном в XVIII — 1-й пол. XIX в. богослужебном уставе Выго-Лексинского старообрядческого общежительства. В ряд признаков, определяющих степень торжественности той или иной службы, были включены стилистика богослужебных песнопений, виды колокольного звона, наличие или отсутствие определенных разделов богослужения (канона на молебне перед часами и литии), степень участия в богослужении всей братии монастыря, использование церковной утвари (шитых пелен, свечей у икон). В результате выговская система иерархии праздников оказалась более детализированной и гибкой, чем система, зафиксированная в печатных изданиях Иерусалимского устава: если выговская система включает до пятнадцати различных степеней, то в печатных дореформенных Уставах их шесть. При сохранении общего подхода, заложенного еще в ранних памятниках выговского Устава, в более поздних его редакциях происходит дальнейшее развитие и усложнение системы праздников. Основой для создания собственного Устава выговцам послужили монастырские Обиходники XVII в. (особое внимание в статье уделяется связи с Соловецким Обиходником) и весь комплекс старопечатных богослужебных книг. Однако существенным шагом вперед явилась их собственная литургическая деятельность. Так, в выговской системе указания о звонах и молебнах, а также указания на роспевы (ориентированные на конкретную певческую традицию, зафиксированную в круге поморских певческих книг) стали выполнять в формировании степени праздничности службы совершенно определенную функцию и оказались напрямую связанными с другими уставными особенностями богослужений
богослужебный устав, всенощное бдение, монастырские обиходники, соборные чиновники, степени торжественности праздников, знаки праздников месяцеслова, Выго-Лексинское общежительство
1. Vanjukov Sergij, svjashh. 2011 “Znaki prazdnikov mesjaceslova i sostav sluzhb sutochnogo kruga pri nih” (Feast Marks of Calendar and System of Services of Day Cycle by Them), in Moskovskie Eparhial'nye Vedomosti, 2011, vol. 11–12.
2. Danilenko B., svjashh. Okozritel'nyj ustav v istorii bogosluzhenija Russkoj Cerkvi (Okozritel’nyj Regulations in History of Service of Russian Church), München, 1990.
3. Golubcov A. P. Sobornye Chinovniki i osobennosti sluzhby po nim (Cathedral Chinovniks and Features of Their Services), Moscow, 1907.
4. Golubcov A. P. Chinovniki moskovskogo Uspenskogo sobora i vyhody patriarha Nikona: s predisloviem i ukazatelem (Chinovniks of Moscow Uspenskij Cathedrals and Exits of Patriarch Nikon: with Foreword and Index), Moscow, 1908.
5. Lukashevich A. A. 2009 “Znaki prazdnikov mesjaceslova” (Marks of Calendar Feasts), in Pravoslavnaja jenciklopedija, Moscow, 2009, vol. 20, pp. 268-271.
6. Mansvetov I. Cerkovnyj ustav (Tipik). Ego obrazovanie i sud'ba v grecheskoj i russkoj Cerkvi (Church Regulations. Their Forming and Destiny in Greek and Russian Chirch), Moscow, 1885.
7. Nikol'skij N. K. Kirillo-Belozerskij monastyr' i ego ustrojstvo do vtoroj chetverti XVII veka (1397-1625) (Kirillo-Belozerskij Monastery and Its Structure till the Second Quarter of XVII Century (1397–1625)), Saint-Petersburg, 2006, vol. 2.
8. 1857 “Osvjashhenie Danilovskoj staroobrjadcheskoj chasovni i prinjatie ee v vedenie cerkvi” (Consecrating of Danilovskaja Old Belivers’ Chapel and Its Acceptance in Church), in Oloneckie gubernskie vedomosti, 1857, vol. 21, pp. 113-117.
9. Panchenko F. V. Rukopisnoe nasledie vygovskih masteropevcev: istorija, tradicija, tvorchestvo (Manuscript Heritage of Vygovskie Master Singers: History, Tradition, Creativity), Saint-Petersburg, 2002.
10. Panchenko F. V. 2005 “Pevcheskoe iskusstvo v Vygo-Leksinskom obshhezhitel'stve: Stanovlenie mestnoj tradicii” (Singing Art in Vygo-Leksinskoje Coenobium: Forming of Local Tradition), in Pravoslavnaja jenciklopedija, Moskva, 2005, vol. 10, pp. 61-65.
11. Sokolovskaja M. L. 1992 “Skladyvanie instituta «uchitel'stva» v Vygo-Leksinskom obshhezhitel'stve: «ob ispolnenii kelejnogo pravila» skitskimi starostami” (Forming of “Teaching” Institute in Vygo-Leksinskoje Coenobium: “About Making of Private Order” by Heads of Skit), in Mir staroobrjadchestva, Moscow, Saint-Petersburg, 1992, vol. 1: Lichnost'. Kniga. Tradicija, pp. 28-45.
12. Juhimenko E. M. Literaturnoe nasledie Vygovskogo staroobrjadcheskogo obshhezhitel'stva (Literary Heritage of Vygo-Leksinskoje Coenobium of Old Believers), Moscow, 2008, vol. 1.
13. Juhimenko E. M. 2003 “Novonajdennye sochinenija vygovskih pisatelej” (New Founded Works of Vygovskije Writers), in TORDL, Saint-Petersburg, 2003, vol. 53, pp. 289-417.

Дементьев Андрей Владимирович

Зинченко Виктория Александровна

К вопросу об общей характеристике фит украинской певческой традиции кон. XVI-XVIII вв.

Зинченко В. А. К вопросу об общей характеристике фит украинской певческой традиции кон. XVI-XVIII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 3 (12). С. 53-62
PDF
В исследовании определяется корпус из 53-х песнопений Октоиха украинской монодической традиции, в котором была задействована 21 фита (включительно с фитными лицами). Изложены результаты атрибуции фит, уточнено их распределение по гласам, определены межгласовые фиты и функции знака. Рассматривается специфика фиксации фит в украинских рукописных и старопечатных нотолинейных Ирмологионах кон. XVI–XVIII вв
фита, знак фиты, распев фиты, нотолинейный Ирмологион, Октоих
1. Brazhnikov M. V. Drevnerusskaja teorija muzyki (Old Russian Musical Theory), Leningrad, 1972.
2. Brazhnikov M. V. Lica i fity znamennogo raspeva (Faces and Fitas of Znamennyj Chant), Leningrad, 1984.
3. Voznesenskij I., prot. Cerkovnoe penie pravoslavnoj jugo-zapadnoj Rusi po noto-linejnym irmologam XVII-XVIII vekov. Sostav, svojstva i dostoinstvo napevov, pomeshhennyh v jugo-zapadnyh irmologah (Church Singing of Orthodox South-Western Rus’ according to Note-Linear Hirmologians of XVII-XVIII Centuries. Structure, Features and Worth of Chants, Written in South-Western Hirmologians), Moscow, 1898.
4. Gusejnova Z. M. Fitnik Fedora Krest'janina (Fitnik of Fedor the Peasant), Saint-Petersburg, 2001.
5. Gusejnova Z. M. 2012 “Teorija fitnogo penija v konce XVI veka” (Theory of Fita Singing in End of XVI Century), in Opera Musicologica, 2012, vol. 3, pp. 4-14.
6. Karastojanov B. P. Melodicheskie formuly znamennogo rospeva v fitnike Fedora Krest'janina (Rukopis' 60-h gg. XVII v., RNB. Sobr. Pogodina 1925 g. L. 183-194 ob.) (Melodic Formulae of Znamennyj Chant in Fitnik of Fedor the Peasant (Manuscript of 1640-s Years, RNB. Collection of Pogodin 1925, pp. 183-194r)), Vienna, 2005.
7. Kravchenko S. P. 1983 “Metodika tekstologicheskogo izuchenija melizmaticheskih formul” (Methodic of Textual Study of Melismatic Formulae), in Belonenko A. S. (ed.) Problemy russkoj muzykal'noj tekstologii (po pamjatnikam russkoj horovoj literatury XII-XVIII vekov), Leningrad, 1983, pp. 142-152.
8. Lozovaja I. E. 2009 “Znamennaja notacija” (Znamennaja Notation), in Pravoslavnaja jenciklopedija, Moscow, 2009, vol. 20, pp. 278-285.
9. Shevchuk E. Ju.2011 “Irmologion”, in Pravoslavnaja jenciklopedija, Moscow, 2011, vol. 26, pp. 625­633.
10. Shevchuk E. Ju. 2008 “Kievskaja notacija konca XVI — XVIII vekov v zerkale sovremennyh dannyh” (Kiev Notation of End of XVI — XVIII Centuries in Mirror of Modern Data), in Artamonova Ju. V., Zabolotnaja N. V. (eds.) Zvukovoe prostranstvo pravoslavnoj kul'tury: sb. trudov RAM im. Gnesinyh, Moscow, 2008, vol. 173, pp. 111-151.
11. Jasinovs'kij Ju. P. Ukrashs'i ta behorus'i notolinijni irmoloi 16-18 stoli: katalog i kodikologichno-paleografichne doslshhzhennja (Ukrainian and Byelorussian Notolinear Hiromologions of 16–17 Centuries: Catalogue and Codic-Paleographical Studies), L'viv, 1996.
12. Jasinovs’kyj J., Lutzka C. Das Lemberger Irmologion, Koln, Weimar, Wien, 2008.

Зинченко Виктория Александровна

Коврова Ирина Владимировна

К проблеме организации певческого ряда литургии (на материале партесных рукописей XVIII века)

Коврова И. В. К проблеме организации певческого ряда литургии (на материале партесных рукописей XVIII века) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 3 (12). С. 53-66
PDF
В статье изложены результаты проведенного исследования рукописных источников, содержащих в себе партесные гармонизации песнопений литургии, на предмет организации певческого ряда литургии. В ходе исследования сделаны выводы о разной степени проявления многораспевности и о различном порядке изложения литургийных песнопений в рукописях кон. XVII — 50-х гг. XVIII в. из Синодального певческого собрания Государственного исторического музея. Источниковедческий анализ позволил на материале многих примеров сформулировать основные способы организации литургийных частей рукописей, использовавшиеся в рассматриваемый исторический период. В соответствии с ними автором выявлены пять типов организации певческого материала в рукописных источниках. Приводится наглядная схема, поясняющая происхождение каждого из пяти типов построения певческого ряда литургии. В схеме также содержится информация о соответствии изученных рукописных источников и их разделов одному из выделенных типов. В завершение статьи осуществлена попытка обозначить временные границы бытования каждого из пяти типов построения певческого ряда партесной литургии и сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения периодизации и географии бытования выявленных типов.
партесные гармонизации, постоянное многоголосие, песнопения литургии, Синодальное певческое собрание, рукописи, певческие версии, литургийное последование, многораспевность
1. Buckaja S. B. Problemy partesnogo mnogogolosija v Rossii: Po pamjatnikam vtoroj poloviny XVII — XVIII v.: dis. ... kand. iskusstvovedenija (Problems of Partes Polyphony in Russia: according to Memorials of 2nd Half of XVII–XVIII Cent.: Dissertation), Moscow, 1991.
2. Gerasimova-Persidskaja N. A. Russkaja muzyka XVII veka — vstrecha dvuh jepoh (Russian Music of XVII Century — Connection of Two Epochs), Moscow, 1994.
3. Gorodeckaja (Gur'eva) N. V. 2000 “O razlichnyh podhodah k garmonizacii Heruvimskoj pesni v partesnyh kompozicijah serediny XVII — nachala XVIII vv. Na materiale rukopisi GIM, Sin. pevch. sobr. 657” (About Different Approaches to Harmonization of Cherubim Song in Partes Compositions of Middle of XVII — Begin of XVIII Cent. On Material of Manuscript of GIM, Sin. pevch. sobr. 65), in Lozovaja I. (ed.) Gimnologija: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Pamjati protoiereja Dimitrija Razumovskogo» (k 130-letiju Moskovskoj konservatorii) 3—8 sentjabrja 1996. Uchenye zapiski nauchnogo centra russkoj cerkovnoj muzyki imeni protoiereja Dimitrija Razumovskogo, Moscow, 2000, vol. 1/2, pp. 416—437.
4. Gur'eva N. V. Sistema osmoglasija v russkoj liturgii konca XVII — nachala XVIII vv.: dis. ... kand. iskusstvovedenija (System of Octoechos in Russian Liturgy of End of XVII — Begin of XVIII Cent.: Dissertation), Moscow, 2000.
5. Gusejnova Z. M. 2003 “Pevcheskie cikly Obihoda” (Singing Cycles of Obihod), in Gimnologija, Moskva, 2003, vol. 4, pp. 215-236.
6. Krasovickaja M. S. Liturgika (Liturgic), Moscow, 2000.
7. Pereleshina V. Ju. Drevnerusskie pesnopenija knigi Obihod v liturgicheskom kontekste: tipologija i struktura (na materiale rukopisej Antonievo-Sijskogo monastyrja): dis. ... kand. iskusstvovedenija (Old Russian Songs of Obihod Book in Liturgical Context: Typology and Structure (on Material of Manuscripts of Antonievo-Sijskij Monastery)), Moscow, 2008.
8. Plotnikova N. Ju. Partesnye garmonizacii znamennogo i grecheskogo rospevov (na materiale stihiry «Sovet prevechnyj» iz Sluzhby Blagoveshhenija Presvjatoj Bogorodice) (Partes Harmonizations of Znamennyj and Greek Chants (on Material of Sticheron “Pre-Time Council” from Service of Annunciation)), Moscow, 2005.
9. Plotnikova N. Ju. 2008 “Partesnye rukopisi XVIII v. iz Sinodal'nogo pevcheskogo sobranija” (Partes Manuscripts of XVIII Cent. from Synodal Songs Collection), in Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. V: Muzykal'noe iskusstvo hristianskogo mira, 2008, vol. 1/3, pp. 97-120.
10. Plotnikova N. Ju. 2008 “Pevcheskie centry Rossii XVIII veka (po materialam partesnyh rukopisej GIM)” (Song Centers of Russia of XVIII Century (according to Materials of Partes Manuscripts of GIM)), in Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. V: Muzykal'noe iskusstvo hristianskogo mira, 2008, vol. 1/3, pp. 31-43.
11. Plotnikova N. Ju. 2012 “Tradicii mnogoraspevnosti v partesnom stile (na primere cikla pesnopenij «Blazhenny»)” (Traditions of Polychant in Partes Style (on Example of Cycle of Songs “Blissful”)), Muzykovedenie, 2012, vol. 8, pp. 23-35.
12. Protopopov V. V. Muzyka russkoj Liturgii. Problema ciklichnosti (Music of Russian Liturgy. Problem of Cycling), Moscow, 1999.
13. Protopopov V. V. 2000 “Sistema osmoglasija v pesnopenijah russkoj liturgii XVII-go veka” (System of Octoechos in Songs of Russian Liturgy of XVII Century), in Gimnologija, Moscow, 2000, vol. 1/2, pp. 395-402.
14. Skaballanovich M. N. Tolkovyj Tipikon (Explanatory Typikon), Moscow, 2004.
15. Skrebkov S. S. Russkaja horovaja muzyka XVII — nachala XVIII veka. Ocherki (Russian Choir Music of XVII — Begin of XVIII Century. Essays), Moscow, 1969.
16. Hachajanc A. G. Tipologija rukopisnoj cerkovno-pevcheskoj knizhnosti XVII-XIX vekov: dis. ... kand. iskusstvovedenija (Typology of Manuscript Church-Singing Literature of XVII–XIX Centuries: Dissertation), Moscow, 2001.

Коврова Ирина Владимировна

Кочнева Елена Владимировна

К истории создания живописного портрета митрополита киевского и галицкого евгения (болховитинова) из собрания Российской академии

Кочнева Е. В. К истории создания живописного портрета митрополита киевского и галицкого евгения (болховитинова) из собрания Российской академии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 3 (12). С. 91-115
PDF
В статье приводятся новые сведения, касающиеся истории создания хранящегося в Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН живописного портрета выдающегося церковного иерарха первой трети XIX в. — митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова, 1767–1837). Согласно музейным документам, он представляет собой посмертную копию, написанную в 1837 г. художником Калашниковым по заказу Императорской Российской академии с «оригинала, находившегося в архиерейском доме в Киеве». Основанием для исследования послужило дело о написании портрета митрополита Евгения из архива Российской академии (Санкт-Петербургский филиал Архива РАН) и хранящиеся в Литературном музее Пушкинского Дома редкие изобразительные материалы из коллекции Б. Л. Модзалевского (1874–1928) — одного из первых исследователей портретного собрания Российской академии, переданного в середине XIX в. в Императорскую Академию наук. На основе сравнительного анализа портретов Болховитинова из собраний Национального Киево-Печерского историко-культурного музея-заповедника, Государственного исторического музея (Москва) и Пушкинского Дома, а также изучения ряда дореволюционных и современных источников и публикаций, было установлено, что копия для Российской академии была создана живописцем и литографом А. А. Калашниковым (1795–1852) с портрета, восходящего к утраченному оригиналу кисти академика живописи И. В. Бугаевского-Благодарного (1780–1860) из собрания Воронежского губернского музея.
митрополит Евгений Болховитинов, художник и литограф А. А. Калашников, академик живописи И. В. Бугаевский-Благодарный, Институт русской литературы РАН, Пушкинский Дом, Литературный музей ИРЛИ РАН
1. 1908 “Bogaevskij-Blagodarnyj Ivan Stepanovich”, Polovcov A. A. (ed.) in Russkij biograficheskij slovar', Sanct-Petersburg, 1908, vol. 3, pp. 127-128.
2. Vjazemskij P. A. Jestetika i literaturnaja kritika (Esthetics and Literary Critics), Moscow, 1984.
3. Evseeva E. D. 2012 “Avtoportrety v tvorchestve I. V. Bugaevskogo-Blagodarnogo” (Self-Portrait in Creativity of I. V. Bugaevskij-Blagodarnyj), in Tret'jakovskie chtenija 2010-2011: materialy otchetnyh nauchnyh konferencij, Moscow, 2012, pp. 406-412.
4. Zverev S. E. 1914 “Bolhovitinovskaja vystavka” (Exhibition in Bolhovitino), in Vestnik Voronezhskogo gubernskogo muzeja, 1914, vol. 2, p. 14.
5. Zelenina Ja. Je. Ot portreta k ikone. Ocherki russkoj ikonografii XVIII — nachala XX veka (From Portrait to Icon. Essays on Russian Iconography of XVIII — Begin of XX Century), Moscow, 2009.
6. Zelenina Ja. Je., Lopuhina E. V. 2008 “Ikonografija mitropolita Evgenija” (Iconography of Metropolitan Eugenij), in Pravoslavnaja jenciklopedija, Moscow, 2008, vol. 17, pp. 67-68.
7. Zorin A. L. 1992 “Evgenij (Bolhovitinov)”, in Nikolaev P. A. (ed.) Russkie pisateli: 1800-1917. Biobibliograficheskij slovar', Moscow, 1992, vol. 2, pp. 207-209.
8. 1995 “Kalashnikov Aleksej Afanas'evich”, in Gorina T. N. (ed.) Hudozhniki narodov SSSR. Biobibliograficheskij slovar', Saint-Petersburg, 1995, vol. 4/2, pp. 65.
9. Kolominov V. V., Fajnshtejn M. Sh. Hram muz slovesnyh (Temple of Word Muses), Leningrad, 1986.
10. Kondakov S. N. Jubilejnyj spravochnik imperatorskoj Akademii hudozhestv. 1764­1914 (Anniversary Reference of Imperial Academy of Arts. 1764­1914), Petrograd, 1914, vol. 2.
11. Kochneva E. V. 2010 “Kollekcija portretov Rossijskoj akademii v sobranii Literaturnogo muzeja Pushkinskogo Doma: k istorii sozdanija“ (Collection of Portraits of Russian Academy in Collection of Literature Museim of Pushkin House: To History of Creating), in Materialy XV Dashkovskih chtenij, Moscow, 2010, pp. 302-314.
12. Kochneva E. V. 2009 “Portretnaja galereja Rossijskoj akademii v sobranii Literaturnogo muzeja IRLI RAN (po materialam vystavki, posvjashhennoj 225-letiju uchrezhdenija Rossijsoj akademii)” (Portrait Gallery of Russian Academy in Collection of Literature Museum of IRLI RAN (according to Materials of Exhibition, Consecrated to 225 Anniversary of Grounding of Russian Academy)), in Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Rossijskaja akademija (1783-1841). Jazyk i literatura v Rossii na rubezhe XVIII-XIX vv.», Saint-Petersburg, 2009, pp. 183-205.
13. Lavruhina I. A. 1999 “Elizavetinskaja vystavka: Istorija sozdanija i bytovanija” (Elisabeth’s Exhibition: History of Making and Being), in Peterburgskaja Akademija nauk v istorii Akademij mira: K 275-letiju Akademii nauk: materialy mezhdunarodnoj konferencii, Saint-Petersburg, 1999, vol. 3, pp. 17-26.
14. Litvinov V. 1914 “Voronezhskij gubernskij muzej v 1909-1912 gg.” (Voronezh Province Museum in 1909–1912), in Vestnik Voronezhskogo gubernskogo muzeja, 1914, vol. 2, pp. 9-10.
15. Lopuhina E., Zelenina Ja. 2013 “Ikonografija mitropolita Evgenija (Bolhovitinova) v pamjatnikah iz muzejnyh sobranij Ukrainy i Rossii“ (Iconography of Metropolitan Eugenij (Bolhovitinov) in Memorials from Museum Collections of Ukraine and Russia), in Bolhovtnovs'kij shhorichnik — 2012, Juev, 2013, pp. 144-148.
16. Mihajlova K. V., Smirnov G. V. Portretnaja miniatjura iz sobranija Gosudarstvennogo Russkogo muzeja. XIX — nachalo XX veka (Portrait Miniatures from Collection of State Russian Museum. XIX — Begin of XX Century), Leningrad, 1974, vol. 2.
17. Modzalevskij B. L. Sorok sem' litografirovannyh portretov chlenov Rossijskoj Akademii (47 Lithographic Portraits of Members of Russian Academy), Saint-Petersburg, 1911.
18. Modzalevskij B. L. Spisok chlenov Imperatorskoj Akademii nauk. 1725-1907 (List of Members of Imperial Academy of Sciences. 1725-1907), Saint-Petersburg, 1908.
20. Aljab'ev A. A. (ed.) Moskovskij glavnyj arhiv Ministerstva inostrannyh del. Portrety i kartiny, hranjashhiesja v nem: Katalog (Moscow Main Archive of Ministry of Foreign Affairs. Portraits and Pictures, Holding in It: Catalogue), Moscow, 1898, vol. 1.
21. Pamjati mitropolita Evgenija Bolhovitinova. 1837-1912. Katalog V jubilejnoj ocherednoj vystavki (To Memory of Metropolitan Eugenij Bolhovitinov. 1837-1912. Catalogue of V Anniversary Exhibition), Voronezh, 1912.
22. Pogodina A. A. 2005 “Bugaevskij-Blagodarnyj Ivan Vasil'evich”, in Gosudarstvennaja Tret'jakovskaja galereja. Katalog sobranija, Moscow, 2005, vol. 3: Zhivopis' pervoj poloviny XIX veka, p. 65.
23. Rovinskij D. A. Podrobnyj slovar' russkih gravirovannyh portretov (Detailed Dictionary of Russian Gravure Portraits), Saint-Petersburg, 1889, vol. 4, pp. 111, 293-294.
25. Rukavshhina-Gordzijevs'ka E. V. Kiihvikij mitropolit Evgenij (E. O. Bolhovtnov): Biobibliografija. Biblioteka. Arhiv (Kiev Metropolitan Eugenij (E. O. Bolhovtnov): Biobibliography. Library. Archive), Juev, 2010.
26. Russkie portrety XVIII i XIX stoletij (Russian Portraits of XVIII and XIX Centuries), Saint-Petersburg, 1908, vol. 4/71.
27. Sobko N. P. Slovar' russkih hudozhnikov, zodchih, risoval'shhikov, graverov, litografov, medal'erov, mozaichistov, ikonopiscev, litejshhikov, chekanshhikov, skanshhikov i proch. S drevnejshih vremen do nashih dnej (XI-XIX vv.) (Dictionary of Russian Artists, Buiders etc. From Ancient Times to Our Days (XI–XIX Cent.)), Saint-Petersburg, 1893, vol. 1, pp. 262-263.
28. Fajnshtejn M. Sh. «I slavu Francii v Rossii prevzojti»: Rossijskaja Akademija i razvitie kul'tury i gumanitarnyh nauk (“And to Overbid the Glory of France in Russia”: Russian Academy and Development of Culture and Humanitarian Sciences), Saint-Petersburg, 2002.

Кочнева Елена Владимировна

Артемова Евгения Георгиевна

Духовно-музыкальное творчество свящ. Г. Я. Извекова

Артемова Е. Г. Духовно-музыкальное творчество свящ. Г. Я. Извекова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 3 (12). С. 116-123
PDF
В статье впервые исследуется духовно-музыкальное творчество композитора свящ. Г. Я. Извекова. Преданный служитель Русской Православной Церкви, прот. Георгий Извеков оставил немало духовных сочинений на богослужебные тексты и переложений церковных напевов. В них нашли применение самые разнообразные средства хоровой и гармонической выразительности, обобщающие опыт московской и петербургской школ Нового направления духовной музыки. Стремясь к обновлению музыкального языка церковных песнопений, композитор создал самобытный стиль, органично сочетающий приемы народно-песенной и церковной традиций с современными музыкальными средствами. Автор статьи анализирует духовную музыку свящ. Г. Я. Извекова, как в контексте творческой деятельности композитора, так и в русле основных проблем Нового направления в русской духовной музыке рубежа XIX–XX вв.
Извеков, духовная музыка, стиль, композиции, Новое направление, музыкальный язык. Е. Г. Артемова, Духовно-музыкальное творчество свящ. Г. Я. Извекова
1. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoj pravoslavnoj cerkvi (Liturgical Singing of Russian Orthodox Church), Sergiev Posad, 1998, vol. 2.
2. Golubcov S. Cerkovnyj kompozitor G. Ja. Izvekov (Church Composer G. Ja. Izvekov), in www.rusk.ru/st.php?idar=800960 (Date: 13.05.2013).
3. Guljanickaja N. S. Pojetika muzykal'noj kompozicii: teoreticheskie aspekty russkoj duhovnoj muzyki XX veka (Poetics of Musical Composition: Theoretical Aspects of Russian Spiritual Music of XX Century), Moscow, 2002.
4. Zvereva S. G. A. Kastal'skij. Idei. Tvorchestvo. Sud'ba (Kastal'skij. Ideas. Creativity. Destiny), Moscow, 1999.
5. “Izvekov G. Ja”, in www.drevo-info.ru/articles/12988.html (Date: 12.04.2013).
6. Rahmanova M. P. 1997 “Russkaja duhovnaja muzyka v XX veke“ (Russian Spiritual Music in XX Century), in Aranovskij M. G. (ed.) Russkaja muzyka i XX vek, Moscow, 1997, pp. 371—406.

Артемова Евгения Георгиевна

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Гомбрих и Винд: ритуалы и мистерии в науке об искусстве иконология как дидактика и как поэтика

Ванеян С. С. Гомбрих и Винд: ритуалы и мистерии в науке об искусстве иконология как дидактика и как поэтика // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 3 (12). С. 124-143
PDF
Иконология как интерпретирующая практика, обращенная к визуальному материалу, может испытывать обратное воздействие со стороны изображения. Это происходит, когда материал (произведение искусства) обладает выраженной риторической программой, то есть ориентирован именно на зрителя, которого рассматривают как объект, например, обучающих или просвещающих практик. Это характерно в том числе и для художественной практики Ренессанса с его неоплатоническим контекстом. Здесь мы встречаем и самый главный аспект воздействия на зрителя — сакральность, причем архаическую, но актуализированную с помощью христианской повторной интерпретации. Эрнст Гомбрих находит способ нейтрализации этого воздействия на зрителя, выделяя и в самом научном тексте возможности критического и одновременно строго конвенционального построения интерпретации. Это может напоминать сакральные ритуалы, но это ритуалы скорее нормативно-научного характера, ограничивающие фантазию и помещающие содержание интерпретации в рамки верифицируемой коммуникации. Эдгар Винд, в свою очередь, подвергает критике методологическую программу Гомбриха, обращая внимание на то, что всякое соприкосновение с архаической сакральностью, даже в ее визуальной репродуцированности — уже возобновление мистериальной сущности таких образов. Выход — один: сознательное выделение в научно-историческом тексте его поэтических функций, способствующих активности и, как следствие, независимости зрителя-интерпретатора. И Венера покоряет своих интерпретаторов… Эрнст Гомбрих Миф оживает в мистерии. Эдгар Винд
иконология, герменевтика, проблема верификации, Ренессанс, архаическая сакральность, наука как коммуникация и ритуал, мистериальность визуальных контактов с античностью, Э. Гомбрих
1. Wind E. Pagan Mysteries in the Renaissance, New Haven, 1958.

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей