/

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Панофский, Гомбрих и смысл значения в искусстве и иконологии


Ванеян С. С. Панофский, Гомбрих и смысл значения в искусстве и иконологии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 21-43.

Аннотация

Э. Панофский, признанный отец иконологии — не просто нового метода семантического анализа, а новой концепции науки об искусстве, прошел путь идейного развития от немецкоязычных и неокантианских текстов 30-х гг. к более прозрачным и убедительным текстам своего американского периода, т. е. от герменевтики символических форм как экзистенциального самотолкования к культурно-исторической контекстуализации интендированного значения. Один из поздних (1972) критиков иконологии — Э. Гомбрих — предпринимает попытку заменить философскую подоплеку иконологии своеобразной философией обыденного сознания, находя в научном дискурсе всего лишь правила хорошего тона: самоограничение эпистемологических претензий историка — главная его добродетель.

Ключевые слова

иконология, наука об искусстве, семантический анализ, герменевтика символических форм, экзистенциальное самотолкование, интендированное значение, философия обыденного сознания, научный дискурс

Список литературы

1. Wanhuser K. J. Iskusstvo ponimaniya texta. Literaturovedcheskaya etika i tolkovanie Pisaniya (The Art of the Texts' Understanding. Ethics of Literary Criticism in the Interpretations of Holy Scripture), Moscow, 2007.
2. Edmonds D., Eidinow J. Kocherga Witgenshtejna. Istoriya desyatiminutnogo spora mezhdu dvumya velikimi filosofami (Vitgenshtein' Spoker. The history of Ten Minuts Debate of Two Great Philosophers), Moscow, 2004.
3. Quine U.W.O. 2010, in S tochki zreniya smysla, pp. 81—102.
4. Kung H. 1998, in Analiticheskaya filosofiya. Stanovlenie i razvitie, pp. 302—321.
5. Petrenko V. F., Nikiforov A. L. 2009, in Enciklopediya epistemologii i filosofii nauki, pp. 251—253.
6. Bialostocky J. 1973, in Dictionary of the History of Ideas, pp. 524—541.
7. Forssman E. 1966, in Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft, vol. 11, pp. 132—169.
8. Gothe J. W. Schriften zur Kunst, München, 1962.
9. Hirsch E.D. Validity and Interpretation, New Haven, 1967.
10. Holly, Michael Ann. Panofsky and the Foundations of Art History, New York, 1984.
11. Mitchell T. J. W. Bildtheorie, Frankfurt am Main, 2008.
12. Pacht O. Methodisches zur Kunsthistorischen Praxis. Ausgewahlte Schriften, München, 1977.
13. Riegl A. Gesammelte Aufsatze, Berlin, 1995.
14. Strzygowsky J. Die bildende Kunst der Gegenwart. Ein Büchlein für Jedermann, Leipzig, 1907.

Данные об авторе

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

PDF