В статье представлен краткий обзор живописно-иконописных мастерских, работавших в Киеве в XVIII в., и произведений, вышедших из этих мастерских, на основе литературных источников и натурных исследований музейных собраний Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (НКПИКЗ), Национального художественного музея Украины (НХМУ), Национального заповедника София Киевская (НЗСК). В обзор сохранившихся произведений иконописи Киева XVIII в. вошли как иконостасные комплексы in situ, так и иконы, некогда изъятые из ансамблей и сохраняющиеся в музейных собраниях. Критерием отбора произведений для исследования служили документальные свидетельства (в основном архивного и библиографического порядка), подтверждающие киевское происхождение памятников. В результате проведенного изыскания впервые осуществлено комплексное исследование сохранившихся произведений иконописи Киева XVIII в. Значительный массив киевских памятников иконописи XVIII в., имеющих фиксированное киевское происхождение и всесторонне изученных, приобретает статус эталонной базы и становится доступен для широкого круга исследователей.
Киев XVIII в., иконописные мастерские Киева XVIII в., иконостасы Киева XVIII в., иконы Киева XVIII в.
1. Askochenskij V. Kiev s drevnejshim ego uchilischem Akademieyu (Kiev and Its Ancient Specialized School Named Academy), Kiev, 1856.
2. Bakushinskij A. Iskusstvo Paleha (Paleh's Art), Moscow, Leningrad, 1934.
3. Belikova G. 2007, in Pamyatki Ukraini, vol. 1, pp. 69-79.
4. Davidov D. Ikone srpskih cikava u maarskoj (Serbian and Hungarian Icons), Novi sad, 1973.
5. Zholtovs'kij P. Malyunki Kievo-Lavrs'koj ikonopisnoj majsterni: al'bom-katalog (Drawings of Kievo-Pecherskaja Lavra's Studio), Kiev, 1982.
6. Zholtovs'kij P. Hudozhm zhittya na Ukraini v XVI—XVIII st. (Ukrainian Artistic Lift in XVI–XVIII Centuries), Kiev, 1983.
7. Istomin M. 1895, in Chteniya v istoricheskom obschestve Nestora Letopistza, vol. 9, pp. 64-75.
8. Istomin M. 1895, in Chteniya v istoricheskom obschestve Nestora Letopistza, vol. 12, pp. 34-90.
9. Istomin M. 1901, in Iskusstvo i hudozhestvennaya promyshlennost', vol. 10/34, pp. 311-314.
10. Istomin M. 1901, in Iskusstvo i hudozhestvennaya promyshlennost', vol. 11/35, pp. 311-314.
11. Kagamlik S. Kievo-Pechers'ka Lavra svit pravoslavnoj duhovnosti i kul'turi (XVII–XVIII st.) (Kievo-Pecherskaja Lavra as a World of Orthodox Spirituality), Kiev, 2005.
12. Kievo-Pechers'ka Lavra — pam'yatka istorii ta kul'turi Ukraini (Kievo-Pecherskaja Lavra as a Monument of Ukrainian History and Culture), Kiev, 2006.
13. Kondratyuk A. Monumental'nij zhivopis Troic'koj nadbramnoj cerkvi Kievo-Pechers'koj lavri: katalog (Monumental Painting of Trinity Overgate's Church of Kievo-Pecherskaja Lavra), Kiev, 2005.
14. Kondratyuk A. 2008. Siverschina v istorii Ukraini (Sivertchina in the Ukrainian History), Sumi, 2008.
15. Litvinenko Ya. 2007, in Lavrs'kj al'manah, vol. 17, pp. 59-72.
16. Litvinenko Ya. 2010, in Lavrs'kj al'manah, vol. 25, pp. 67-86.
17. Litvinenko Ya. 2012, in Zerkva—Nauka—Suspil'stvo: pitannya vzaemodii: materiali desyatoj mizhnar. nauk. konf., 30 travnya — 1 chervnya 2012 roku, pp. 181-183.
18. Lopuhina O. 2007, in Lavrs'kj al'manah, vol. 17, pp. 73-79.
19. Milyaeva L. 1994, in Vostochnohristianskj hram. Liturgiya i iskusstvo, pp. 308-316.
20. Narisi z istorii ukrains'kogo mistectva (Essays from History of Ukrainian Art), Kiev, 1966.
21. Nikitenko N. 2007, in Pamyatki Ukraini: istoriya ta kul'tura, vol. 1, pp. 22-46.
22. Pavlenko A. 1984, in Gosudarstvennye muzei Moskovskogo Kremlya. Proizvedeniya russkogo I zarubezhnogo iskusstva XVI — nachala XVIII veka: materialy i issledovaniya, vol. 4, pp. 133–147.
23. Pitateleva O. 2006, in Lavrs'kj al'manah, vol. 16, pp. 155-165.
24. Ryzhova O., Raspopina V., Izotov A., Soroka E. 2012, Cerkva—Nauka—Suspil'stvo: pitannya vzaemodii: materiali desyatoj mizhnar. nauk. konf., 30 travnya — 1 chervnya 2012 roku, pp. 197-200.
25. Ryzhova O. 2012, in Mogilyans'ki chitannya 2011 roku: hristiyans'ki relikvii: vivchennya, zberezhennya, eksponuvannya: zb. nauk. pr., pp. 290-300.
26. Ryzhova O. 2012, in Visnik derzhavnoj akademii kerivnih kadriv kul'turi i mistectv, vol. 2, pp. 157-161.
27. Sitkarova O. Uspens'kij soborKievo-Pechers 'koj lavri. Do istorii arhitekturno-arheologichnih doslidzhen' ta proektu vidbudovi (Uspenskij Cathedral. The History of Architectural and Archaeological Researches and Project of Reconstruction), Kiev, 2000.
28. Skarbi Kievo-Pechers'koj lavri: al'bom (Treasures of Kievo-Pecherskaja Lavra: Album), Kiev, 1998.
29. Todich B. 2009, in Pravoslavnaya enciklopediya, vol. 4, pp. 289-290.
30. Ukrains'ka ikona tr'oh stolit': katalog vistavki (Ukrainian Icons of Three Centuries: Exhibition's Catalogue). Kiev, 2001.
31. Ukrains'kij ikonopis XII—XIXst. z kolekcii NHMU: al'bom (Ukrainian Icon-Painting of XII–XIX Centuries: Album), Kiev, 2005.
32. Umancev F. Troic'ka nadbramna cerkva Kievo-Pechers'koj lavri (The Trinity Overgate's Church of Kievo-Pecherskaja Lavra), Kiev, 1970.
33. Furman R. 1991, in Obrazotvorche mistectvo, vol. 3, pp. 15-17.
34. Hizhnyak Z. Kievo-Mogilyanskaya Akademiya (Kievo-Mogilyanskaya Academy), Kiev, 1988.
35. Shidenko V. 2006, in Lavrs'kj al'manah, vol. 15, pp. 94-117.
36. Shidenko V. 2009, in Lavrs'kj al'manah, vol. 23, pp. 124-137.
37. Scherockij K. Kiev: putevoditel'. Repr. vospr. izd. 1917g. (Kiev: guidebook. Repr. ed. of 1917), Kiev, 1994.
38. Schätze aus dem Hohlenkloster in Kiew: Catalog, 1995.
39. L'epoca d'oro delle icone Ucraine XVI—XVIII secolo: catalogo, Torino, 2010.
40. The Glory of Ukraine: Sacred Images from the 11th to the 19th Centuries: Catalog, New York [etc.], 2010-2011.
Рыжова Ольга Олеговна