/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :1 (10)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Новохатько Екатерина Алексеевна

Храм: отражение и созидание (об истоках раннеготической рефлексии в трактатах аббата Сугерия, Гонория Августодунского, Сикарда Кремонского)

Новохатько Е. А. Храм: отражение и созидание (об истоках раннеготической рефлексии в трактатах аббата Сугерия, Гонория Августодунского, Сикарда Кремонского) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 7-20
PDF
В статье рассматривается специфика раннеготических представлений на материале трех трактатов XII в. о строительстве храма (аббат Сугерий) и о символике храмового сооружения (Гонорий Августодунский и Сикард Кремонский). Один из основных вопросов, затронутых в статье, — перенесение реалий Небесного града на земной храм и наделение воплощенного на земле образца телесностью — анализируется в контексте богословских идей XII столетия.
храм, храмовое пространство, небесная и земная сакральная архитектура, реальность, телесность
1. Bachelard G. Izbrannoe. Poetika prostranstva (Poetics of Space), Moscow, 2004.
2. Bicilli P. Elementy srednevekovoj kultury (The elements of the medieval culture), Saint-Petersburg, 1995.
3. Vaneyan S. Arhitectura i ikonographia. "Telo simvola" v zerkale klassicheskoj metodologii (Arhitecture and Iconography. The "body of symbol" in the mirror of the classical methodology), Moscow, 2010.
4. Vaneyan S. Hram zemnoj i nebesnyj (Church in Earth and Heaven), 2004, vol. 1.
5. Voskobojnikov O. 2009, in NLO, vol. 99, pp. 23-58.
6. Muratova K. Mastera francuzskoj gotiki (The Masters of the French Gothic), Moscow, 1988.
7. Nekrasov A. Teoria arhitektury (Theory of Architecture), Moscow, 1994.
8. Prak N. Architecture. Language. Theory. History. Collection of the Translations, Moscow, 2011.
9. Furtaj F. Zapiski srednevekovogo masona. Albom Villard de Honnecourt (The Notes of the Medieval Mason. The Album of Villard de Honnecourt), Saint-Petersburg, 2008.
10. Shukurov Sh. Obraz Hrama. Imago Temple (The Image of the Temple), Moscow, 2002.
11. Juvalova E. Slozhenie gotiki vo Francii (The Formation of Gothic in France), Saint-Petersburg, 2000.
12. Aubert M. 1961, in Bulletin Monumental, vol. 119, pp. 7-42.
13. Buchsel M. 2008, in A Companion to Medieval Art: Romanesque and Gothic in Northern Europe, pp. 403-420.
14. Camille M. Gothic Art. Glorious Visions, New York, 1996.
15. Clarke G., Crossley P. 2000, in Architecture and Language. Constructing Identity in European Architecture, pp. 1000-1650.
16. Crossley P. 2009, in The Four Modes of Seeing. Approaches to Medieval Imagery in Honor of Madeline Harrison Caviness, pp. 157-173.
17. Congar Y. J.-M. Mystere du Temple, Paris, 1958.
18. De Bruyne E. Etudes d'Esthetique medievale, Paris, 1946, vol. 2: L'epoque romane.
19. De Bruyne E. L'esthetique du Moyen Age, Louvain, 1947.
20. Duby G. Le temps des cathedrales. Art et societe 980—1420, Paris, 2005.
21. Iogna-Prat D. La Maison Dieu. Une histoire monumentale de l'Eglise au Moyen Age (v. 800 — v. 1200), Paris, 2006.
22. Javelet R. Image et ressemblance au douzieme siècle, Paris, 1967.
23. Panofsky E. Abbot Suger. On the Abbey Church of St.-Denis and Its Art Treasures, Princeton, 1979.
24. Murray St. A Gothic Sermon: making a contract with the Mother of God, Saint Mary of Amiens, Los Angeles, 2004.
25. Recht R. Le dessin d'architecture. Origine et fonctions, Paris, 1995.
26. Sauer J. Symbolik des Kirchengebaudes und seine Ausstattung in der Auffassung des Mittelalters, Freiburg im Breisgau, 1902.
27. Sedlmayr H. Die Entstehung der Kathedrale, Graz, 1976.
28. Zumthor P. La mesure du monde. Representation de l'espace au Moyen Age, Paris, 1993.

Новохатько Екатерина Алексеевна

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Панофский, Гомбрих и смысл значения в искусстве и иконологии

Ванеян С. С. Панофский, Гомбрих и смысл значения в искусстве и иконологии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 21-43
PDF
Э. Панофский, признанный отец иконологии — не просто нового метода семантического анализа, а новой концепции науки об искусстве, прошел путь идейного развития от немецкоязычных и неокантианских текстов 30-х гг. к более прозрачным и убедительным текстам своего американского периода, т. е. от герменевтики символических форм как экзистенциального самотолкования к культурно-исторической контекстуализации интендированного значения. Один из поздних (1972) критиков иконологии — Э. Гомбрих — предпринимает попытку заменить философскую подоплеку иконологии своеобразной философией обыденного сознания, находя в научном дискурсе всего лишь правила хорошего тона: самоограничение эпистемологических претензий историка — главная его добродетель.
иконология, наука об искусстве, семантический анализ, герменевтика символических форм, экзистенциальное самотолкование, интендированное значение, философия обыденного сознания, научный дискурс
1. Wanhuser K. J. Iskusstvo ponimaniya texta. Literaturovedcheskaya etika i tolkovanie Pisaniya (The Art of the Texts' Understanding. Ethics of Literary Criticism in the Interpretations of Holy Scripture), Moscow, 2007.
2. Edmonds D., Eidinow J. Kocherga Witgenshtejna. Istoriya desyatiminutnogo spora mezhdu dvumya velikimi filosofami (Vitgenshtein' Spoker. The history of Ten Minuts Debate of Two Great Philosophers), Moscow, 2004.
3. Quine U.W.O. 2010, in S tochki zreniya smysla, pp. 81—102.
4. Kung H. 1998, in Analiticheskaya filosofiya. Stanovlenie i razvitie, pp. 302—321.
5. Petrenko V. F., Nikiforov A. L. 2009, in Enciklopediya epistemologii i filosofii nauki, pp. 251—253.
6. Bialostocky J. 1973, in Dictionary of the History of Ideas, pp. 524—541.
7. Forssman E. 1966, in Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft, vol. 11, pp. 132—169.
8. Gothe J. W. Schriften zur Kunst, München, 1962.
9. Hirsch E.D. Validity and Interpretation, New Haven, 1967.
10. Holly, Michael Ann. Panofsky and the Foundations of Art History, New York, 1984.
11. Mitchell T. J. W. Bildtheorie, Frankfurt am Main, 2008.
12. Pacht O. Methodisches zur Kunsthistorischen Praxis. Ausgewahlte Schriften, München, 1977.
13. Riegl A. Gesammelte Aufsatze, Berlin, 1995.
14. Strzygowsky J. Die bildende Kunst der Gegenwart. Ein Büchlein für Jedermann, Leipzig, 1907.

Ванеян Степан Сергеевич, протоиерей

Юрьева Марина Викторовна

История одного образа: чудотворная Плащаница Богоматери, принадлежавшая роду князей Корецких

Юрьева М. В. История одного образа: чудотворная Плащаница Богоматери, принадлежавшая роду князей Корецких // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 44-60
PDF
В предлагаемой статье впервые представлены сведения об образе, именуемом Чудотворная Плащаница Богоматери. Эта святыня сохраняется в Свято-Воскресенском Троицком ставропигиальном женском монастыре г. Корца Волынского края. Образ этот упоминается в исторических документах с 1622 г. и представляет собой вырезанную по форме и писанную на кипарисовом дереве фигуру усопшей Божией Матери. Подобные фигуры, именуемые Богородичные Плащаницы, которые выносились для поклонения в праздник Успения, а также привозились паломниками как благословения со Святой земли, были распространены в XIX в. Художественный и исторический анализ рассматриваемого в статье образа позволяет предположить более раннее существование подобных Успенских плащаниц.
Свято-Воскресенский Троицкий Корецкий женский монастырь, древняя святыня князей Корецких, образ Успенской Плащаницы, фигурки-евлогии, праздник Успения Божией Матери
1. Gnutova S. V. 2007, in Pravoslavnyj palomnik, vol. 1/32, pp. 66—77.
2. Dmitrievskij A. A. 1908, in Ikonopisnyj sbornik, vol. 2, pp. 1—13.
3. Kondakov N. P. Ikonografiya Bogomateri. Svyazi grecheskoj i russkoj ikonopisi s italjanskoyu zhivopisjyu rannyago Vozrozhdeniya (Iconography of Our Lady. Connects of Greek and Russian Icon-Painting with Painting of Early Renaissance), Sankt-Peterburg, 1910.
4. Jaroslav Antonyuk, prot. Svyato-Voskresenskij Troizkj Korezkj zhenskj monastyr v istorii Volynskoj eparhii (Koretzsky Resurrection Holy Trinity Nunnery in Volynskaja Eparchy's history), Kiev, 1999.
5. Yurjeva M. V. 2008, in Pokrov. Sbornik nauchnyh statej. Tradicii drevnerusskogo shitjya I sovremennoe obrazovanie. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii VIII Pokrovskih chtenij 2007 goda, vol. 4, pp. 54—59.
6. Karageorgis N. Kykkos Royal Monastery. A place of Virtue and Tradition, Cyprus, 2006.
7. Shoemaker St. J. The Ancient Traditions of the Virgin Mary's Dormition and Assumption, New York, 2002.

Юрьева Марина Викторовна

Воронова Ариадна Александровна

Далматинские поликонхи и средневековые ротонды Словении: проблема происхождения архитектуры

Воронова А. А. Далматинские поликонхи и средневековые ротонды Словении: проблема происхождения архитектуры // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 61-82
PDF
Один из самых характерных типов сакральной средневековой архитектуры — ротонда — проявил себя совершенно по-особому на землях Далмации и Словении. В Далмации наибольшее распространение получил поликонхальный тип, более характерный для архитектуры Константинополя и восточных провинций, а в Словении — тип чистой ротонды, более укорененный в Риме и западных провинциях. Данные сооружения сопоставляются в аспекте происхождения архитектуры этих памятников. Делается вывод о том, что различные типы ротонд (капеллы, баптистерии, костницы) имеют общие для западной и византийской стилистики истоки. Выявляются именно те генетические особенности далматинского и словенского церковного зодчества, которые сохранили традиции единой христианской культуры.
средневековая архитектура, Западные Балканы, Далмация, Словения, ротонды, поликонхи, костницы
1. Dyggve E. Povjest salonitanskog krscanstva (History of Christianity in Thessaloniki), Split, 1996.
2. Fister P. Umetnost stavbarstva na Slovenske (Architecture Art in Slovenia), Ljubljana, 1986.
3. Krauthajmer R., Curcid S. Ranohriscanska i vizantjska arhitektura (Early Christian and Byzantian Architecture), Beograd, 2008.
4. Marasovid J. Metodologja obrade graditeljskog nasljeda (Methodology of Architecture Heritage), Split, 2007.
5. Marasovid T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacji. Rasprava (Dalmatia praeromanica. Early Medieval Architecture in Dalmatia. Discussion), Split, Zagreb, 2008.
6. Marasovid T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacji. Korpus arhitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacja (Dalmatia praeromanica. Early Medieval Architecture in Dalmatia. Architecture Corps. Kvarner and Northern Dalmatia), Split, Zagreb, 2009.
7. Marasovid T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacji. Korpus arhitekture. Srednja Dalmacja (Dalmatia praeromanica. Early Medieval Architecture in Dalmatia. Architecture Corps. Middle Dalmatia), Split, Zagreb, 2011.
8. Petricioli I. Srednjovjekovim graditeljima u spomen (To Memory of Medieval Builders), Split, 1996.
9. Toman R. (ed.) Romanik. Architektur, Skulptur, Malerei, Koln, 2004.
10. Suid M. Anticki grad na istocnom Jadranu (Ancient City in Eastern Jadran), Zagreb, 2003.
11. Yasich M. Arhitektura i skulptura u Dalmacii od pochetka XVveka. Crkve (Arhitecture and Sculpture in Dalmatia from the beginning of XV century. The Churches), Beograd, 1922.
12. Vezid P. Zadar napragu krscanstva (Zadar on Frontier of Christianity), Zadar, 2005.
13. Vezid P. Sveti Donat. Rotonda Sv. Trojstva u Zadru (St. Donat. Rotonde of St. Trinity in Zadar), Split, 2002.
14. Vezid P. 2011, in Ars adriatica. Casopis Odjela za povjest umjetnosti Sveucilista u Zadru, vol. 1, pp. 27-63.
15. Vezid P. 1991, in Diadora. Glasilo Arheoloskoga muzeja u Zadru, vol. 13, pp. 323-367.
16. Vezid P. 2002, Zbornik Tomislava Marasovica, 2002, pp. 220-230.
17. Zadnikar М. Romanska umetnost (Roman Art), Ljubljana, 1970.
18. Zhivkovich T. Juzhni Sloveni pod vizantjskom vlashchu (600–1025) (South Slovenia under Byzantine Power (600–1025)), Beograd, 2002.

Воронова Ариадна Александровна

Плотникова Наталья Юрьевна

Нотация русского партесного многоголосия

Плотникова Н. Ю. Нотация русского партесного многоголосия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 83-109
PDF
В статье, опирающейся на обширный рукописный материал, рассмотрены важнейшие элементы нотации в партесных гармонизациях: способы записи (отдельные партии, хоровая книга и партитуры) и ключи, установлены черты ее своеобразия по сравнению с западноевропейской традицией. Изучены типичные и редкие комбинации ключей До, Соль и Фа в четырехголосных гармонизациях. Показано, что в композициях на 8 и 12 голосов под влиянием концертного многоголосия и в связи с постепенным отходом от обработки одноголосных церковных роспевов формируется новая система ключей. Сделаны выводы о практическом применении теории ключей в расшифровках партесного многоголосия.
нотация, гармонизации, партесный стиль, партии, партитуры, ключи, рукописи
1. Barsova I. A. Ocherki po istorii partiturnoy notatsii (XVI—pervaya polovina XVIII veka) (Essays on the Partitur Notation's History (XVI — the first half of XVIII century), Moscow, 1997.
2. Gurjeva N. V. 2006, in Idu v nevedomyj mneput'. Pamyati Eleny Filippovoj, pp. 75-85.
3. Dal V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka (Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language), Moscow, 1989, vol. 2.
4. Diletskij N. Idea grammatiki musikijskoj (An Idea of Musical Grammar), Moscow, 1979, vol. 7.
5. Zakharjina N. B. Russkiye bogosluzhebnye pevcheskie knigi XVIII–XIX vekov. Sinodalnaya traditsiya (Russian Liturgical Chant Books of XVII–XIX centuries. The Sinodal Tradition), Sankt-Peterburg, 2003.
6. Keldysh Yu. V. Istoriya russkoj muzyki (The History of Russian Music), Moscow, 1983, vol. 1.
7. Kokliko A. P. Compendium musices (1552), Moscow, 2007.
8. Plotnikova N. Yu. Partesnye garmonizatsii znamennogo igrecheskogo rospevov (Нarmonizations in Many Parts (partesnyje) of Znamenny and Greek chants), Moscow, 2004.
9. Pozhidayeva G. A. Pevcheskie traditsii Drevnej Rusi (Chant-Singing Traditions of Old Russia), Moscow, 2006.
10. Protopopov V. V. 1978, in Muzykaljnaya encyclopedia, vol. 4, pp. 190-193.
11. Protchenko I. Partesnye garmonizatzii pesnopenj Liturgii v rukopisi GIM. Sinodal'noe pevcheskoe sobranie, № 375. Diplomnaya rabota. PSTGU (Нarmonizations in Many Parts (partesnyje) of liturgical singing in the manuscript GIM. Sin. Pevch. Sobr. № 375. Degree work. PSTGU), Moscow, 2009.
12. Smolensky S. V. 2002, in Russkaja duhovnaja muzyka v dokumentah i materialah, vol. 1, pp. 218-258.
13. Tabulatura, in http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E1%F3%EB%E0%F2%F3%F0%E0
14. Uspenskij N. D. Drevnerusskoe pevcheskoe iskusstvo (Ancient Russian Church Chant), Moscow, 1972.

Плотникова Наталья Юрьевна

Рыжова Ольга Олеговна

Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения

Рыжова О. О. Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 110-135
PDF
В статье представлен краткий обзор живописно-иконописных мастерских, работавших в Киеве в XVIII в., и произведений, вышедших из этих мастерских, на основе литературных источников и натурных исследований музейных собраний Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (НКПИКЗ), Национального художественного музея Украины (НХМУ), Национального заповедника София Киевская (НЗСК). В обзор сохранившихся произведений иконописи Киева XVIII в. вошли как иконостасные комплексы in situ, так и иконы, некогда изъятые из ансамблей и сохраняющиеся в музейных собраниях. Критерием отбора произведений для исследования служили документальные свидетельства (в основном архивного и библиографического порядка), подтверждающие киевское происхождение памятников. В результате проведенного изыскания впервые осуществлено комплексное исследование сохранившихся произведений иконописи Киева XVIII в. Значительный массив киевских памятников иконописи XVIII в., имеющих фиксированное киевское происхождение и всесторонне изученных, приобретает статус эталонной базы и становится доступен для широкого круга исследователей.
Киев XVIII в., иконописные мастерские Киева XVIII в., иконостасы Киева XVIII в., иконы Киева XVIII в.
1. Askochenskij V. Kiev s drevnejshim ego uchilischem Akademieyu (Kiev and Its Ancient Specialized School Named Academy), Kiev, 1856.
2. Bakushinskij A. Iskusstvo Paleha (Paleh's Art), Moscow, Leningrad, 1934.
3. Belikova G. 2007, in Pamyatki Ukraini, vol. 1, pp. 69-79.
4. Davidov D. Ikone srpskih cikava u maarskoj (Serbian and Hungarian Icons), Novi sad, 1973.
5. Zholtovs'kij P. Malyunki Kievo-Lavrs'koj ikonopisnoj majsterni: al'bom-katalog (Drawings of Kievo-Pecherskaja Lavra's Studio), Kiev, 1982.
6. Zholtovs'kij P. Hudozhm zhittya na Ukraini v XVI—XVIII st. (Ukrainian Artistic Lift in XVI–XVIII Centuries), Kiev, 1983.
7. Istomin M. 1895, in Chteniya v istoricheskom obschestve Nestora Letopistza, vol. 9, pp. 64-75.
8. Istomin M. 1895, in Chteniya v istoricheskom obschestve Nestora Letopistza, vol. 12, pp. 34-90.
9. Istomin M. 1901, in Iskusstvo i hudozhestvennaya promyshlennost', vol. 10/34, pp. 311-314.
10. Istomin M. 1901, in Iskusstvo i hudozhestvennaya promyshlennost', vol. 11/35, pp. 311-314.
11. Kagamlik S. Kievo-Pechers'ka Lavra svit pravoslavnoj duhovnosti i kul'turi (XVII–XVIII st.) (Kievo-Pecherskaja Lavra as a World of Orthodox Spirituality), Kiev, 2005.
12. Kievo-Pechers'ka Lavra — pam'yatka istorii ta kul'turi Ukraini (Kievo-Pecherskaja Lavra as a Monument of Ukrainian History and Culture), Kiev, 2006.
13. Kondratyuk A. Monumental'nij zhivopis Troic'koj nadbramnoj cerkvi Kievo-Pechers'koj lavri: katalog (Monumental Painting of Trinity Overgate's Church of Kievo-Pecherskaja Lavra), Kiev, 2005.
14. Kondratyuk A. 2008. Siverschina v istorii Ukraini (Sivertchina in the Ukrainian History), Sumi, 2008.
15. Litvinenko Ya. 2007, in Lavrs'kj al'manah, vol. 17, pp. 59-72.
16. Litvinenko Ya. 2010, in Lavrs'kj al'manah, vol. 25, pp. 67-86.
17. Litvinenko Ya. 2012, in Zerkva—Nauka—Suspil'stvo: pitannya vzaemodii: materiali desyatoj mizhnar. nauk. konf., 30 travnya — 1 chervnya 2012 roku, pp. 181-183.
18. Lopuhina O. 2007, in Lavrs'kj al'manah, vol. 17, pp. 73-79.
19. Milyaeva L. 1994, in Vostochnohristianskj hram. Liturgiya i iskusstvo, pp. 308-316.
20. Narisi z istorii ukrains'kogo mistectva (Essays from History of Ukrainian Art), Kiev, 1966.
21. Nikitenko N. 2007, in Pamyatki Ukraini: istoriya ta kul'tura, vol. 1, pp. 22-46.
22. Pavlenko A. 1984, in Gosudarstvennye muzei Moskovskogo Kremlya. Proizvedeniya russkogo I zarubezhnogo iskusstva XVI — nachala XVIII veka: materialy i issledovaniya, vol. 4, pp. 133–147.
23. Pitateleva O. 2006, in Lavrs'kj al'manah, vol. 16, pp. 155-165.
24. Ryzhova O., Raspopina V., Izotov A., Soroka E. 2012, Cerkva—Nauka—Suspil'stvo: pitannya vzaemodii: materiali desyatoj mizhnar. nauk. konf., 30 travnya — 1 chervnya 2012 roku, pp. 197-200.
25. Ryzhova O. 2012, in Mogilyans'ki chitannya 2011 roku: hristiyans'ki relikvii: vivchennya, zberezhennya, eksponuvannya: zb. nauk. pr., pp. 290-300.
26. Ryzhova O. 2012, in Visnik derzhavnoj akademii kerivnih kadriv kul'turi i mistectv, vol. 2, pp. 157-161.
27. Sitkarova O. Uspens'kij soborKievo-Pechers 'koj lavri. Do istorii arhitekturno-arheologichnih doslidzhen' ta proektu vidbudovi (Uspenskij Cathedral. The History of Architectural and Archaeological Researches and Project of Reconstruction), Kiev, 2000.
28. Skarbi Kievo-Pechers'koj lavri: al'bom (Treasures of Kievo-Pecherskaja Lavra: Album), Kiev, 1998.
29. Todich B. 2009, in Pravoslavnaya enciklopediya, vol. 4, pp. 289-290.
30. Ukrains'ka ikona tr'oh stolit': katalog vistavki (Ukrainian Icons of Three Centuries: Exhibition's Catalogue). Kiev, 2001.
31. Ukrains'kij ikonopis XII—XIXst. z kolekcii NHMU: al'bom (Ukrainian Icon-Painting of XII–XIX Centuries: Album), Kiev, 2005.
32. Umancev F. Troic'ka nadbramna cerkva Kievo-Pechers'koj lavri (The Trinity Overgate's Church of Kievo-Pecherskaja Lavra), Kiev, 1970.
33. Furman R. 1991, in Obrazotvorche mistectvo, vol. 3, pp. 15-17.
34. Hizhnyak Z. Kievo-Mogilyanskaya Akademiya (Kievo-Mogilyanskaya Academy), Kiev, 1988.
35. Shidenko V. 2006, in Lavrs'kj al'manah, vol. 15, pp. 94-117.
36. Shidenko V. 2009, in Lavrs'kj al'manah, vol. 23, pp. 124-137.
37. Scherockij K. Kiev: putevoditel'. Repr. vospr. izd. 1917g. (Kiev: guidebook. Repr. ed. of 1917), Kiev, 1994.
38. Schätze aus dem Hohlenkloster in Kiew: Catalog, 1995.
39. L'epoca d'oro delle icone Ucraine XVI—XVIII secolo: catalogo, Torino, 2010.
40. The Glory of Ukraine: Sacred Images from the 11th to the 19th Centuries: Catalog, New York [etc.], 2010-2011.

Рыжова Ольга Олеговна

Федышин Иван Николаевич; Виноградова Елена Анатольевна

О контроле над деятельностью вологодских иконописцев в последней трети XVIII века: документы и материальные свидетельства

Виноградова Е. А. О контроле над деятельностью вологодских иконописцев в последней трети XVIII века: документы и материальные свидетельства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 136-168
PDF
В 1770-х гг. в Вологодской епархии существовала многоступенчатая система контроля над художественным качеством иконописи. Предметом исследования являются сохранившиеся архивные документы и иконы, представленные вологодскими иконописцами на рассмотрение епископа Иосифа II (Золотова) в качестве образцов художества, для получения специального указа, дающего право писать иконы в Вологодской епархии. Комплексы документов по освидетельствованию мастерства художников содержат важные биографические сведения иконописцев, что в совокупности с формальностилистическим анализом произведений открывает широкие возможности для изучения истории ремесла и вологодской иконописи в целом.
икона, иконописец, Вологодская епархия, система контроля качества иконного художества, особенности авторской техники исполнения, история вологодской иконописи
1. Buseva-Davydova I. L. 2000, in Pravoslavnaya entsiclopediya. Russkaya pravoslavnaya tserkov, pp. 37-558.
2. Ermakova M. E., Khromov O. R. Russkaya gravyura na medi vtoroj poloviny XVII — pervoj treti XVIII veka. Moskva, Sankt-Peterburg (Russian Copper Engravings from Second Half of XVII Century to First Third of XVIII Century. Moscow — Sankt-Peterburg), Moscow, 2004.
3. Komashko N. I. Russkaya ikona XVIII veka (Russian Icons of XVIII Century), Moscow, 2006.
4. Tarasov O. Ikona i blagochestie. Ocherki ikonnogo dela v Rossii (Icon and Piousness. Essays of Icon's Area in Russia), Moscow, 1995.

Федышин Иван Николаевич


Виноградова Елена Анатольевна

Резниченко Евгения Борисовна

Свадебные причитания Беломорья в контексте изучения народной религиозности

Резниченко Е. Б. Свадебные причитания Беломорья в контексте изучения народной религиозности // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 169-180
PDF
Народные верования восточных славян представляют собой целостную систему, внутри которой противопоставлены христианские и языческие (мифологические) компоненты. В статье изложен опыт изучения локальной специфики севернорусской народной религиозности сквозь призму традиционной свадьбы Беломорья. Архаическая по происхождению модель поморского ритуала обогащена христианскими компонентами, которые отражены в его различных семиотических «языках-кодах» (акциональном, предметном, вербально-музыкальном). Особое значение для выяснения роли в местной свадьбе христианской составляющей имеют записи последней трети XIX века. Они включают развернутые циклы плачей-молений канонического православного содержания, выраженного традиционной для севернорусской причети лексикой.
народная религиозность, региональные исследования, Поморье, свадебные причитания
1. Bajburin A. K., Levinton G. A. 1978, in Russkij narodnyj svadebnyj obryad, pp. 89-106.
2. Belova O. V. 2012, in Slavyanskie drevnosti: Etnolingvisticheskij slovar, vol. 5, pp. 488-493.
3. Bernshtam T. A. Prihodskaya zhizn russkoj derevni: Ocherki po cerkovnoj etnografii (The Parish Life of Russian Countries: Essays at the Church Ethnography), Sankt-Peterburg, 2005.
4. Bernshtam T. A. Russkaya narodnaya kultura Pomorya v XIX — nachale XXv. Etnograficheskie ocherki (Russian Folk Culture of Pomorje from XIX Century to the Beginning of the XX Century), Leningrad, 1983.
5. Gemp K. P. Skazo Belomor'e. Slovar pomorskih rechenij (Narration about Belomorje. Pomor's dialectic dictionary). Moscow, Arhangelsk, 2004.
6. Gippius E. V. 1982, in Tradicionnoe narodnoe muzykalnoe iskusstvo i sovremennost (voprosy tipologii), pp. 5-13.
7. Gurevich A. Ya. Problemy srednevekovoj narodnoj kultury (The Problems of Medieval Folk Culture), Moscow, 1981.
8. Denisov N. G. Strelnikovskj hor Kostromskoj zemli: Traditzii staroobryadcheskogo tserkovnogo peniya (Strelnikov's Choir of Kostroma: Tradition of Old Believers' Church Singing), Moscow, 2005.
9. Durov I. M. Slovar zhivogo pomorskogo yazyka v ego bytovom i etnograficheskom primenenii (The Dictionary of pomors' Language in its Ethnographic Application), Petrozavodsk, 2011.
10. Efimenko P. S. Obychai i verovaniya krestyan Arhangelskoj gubernii (Peasant Customs and Relief in Arhangelsk' Province), Moscow, 2009.
11. Efimenkova B. B. Vostochnoslavyanskaya svadba i eyo muzykalnoe napolnenie (East-Slavic Wedding and its Musical Component), Moscow, 2008.
12. Podrezova S. V. Narodnye raspevy Paskhalnogo troparya "Khristos Voskrese" v traditziyah Verhnego Podneprovja (Paschal Troparion "Christ is resurrected" in the Folk Manner and Traditions of Upper Podneprovie), Sankt-Peterburg, 2009.
13. Russkaya svadba (Russian Wedding), Moscow, 2000, vol. 1.
14. Russkaya svadba Karelskogo Pomorya [v selah Kolezhme i Nyuhche] (Russian Wedding of Karelian Pomorje [in Countries as Koledgma and Niukhche]). Petrozavodsk, 1980.
15. Tolstaya S. M. 2012, in Slavyanskie drevnosti: Etnolingvisticheskij slovar, vol. 5, pp. 616-619.
16. Tolstoy N. I. 1995, in Slavyanskie drevnosti: Etnolingvisticheskij slovar, vol. 1, pp. 465-466.
17. Tolstoy N. I. 1995, in Slavyanskaya mifologiya. Entsiklopedicheskij slovar, pp. 15-26.
18. Tolstoy N. I. Izbrannye trudy (Selected Works), vol. 2, Moscow, 1998.
19. Tsejtlin G. 1912, in Izvestiya Arhangelskogo obschestva izucheniya Russkogo Severa, vol. 1, pp. 8-16.
20. Shejn P. V. Velikoruss v svoih pesnyah, obryadah, obychayah, verovaniyah, skazkah, legendah (Great Russian in his songs, customs, habits, reliefs, stories, legends), Sankt-Petersburg, 1900, vol. 1/2.

Резниченко Евгения Борисовна

РЕЦЕНЗИИ

Кондрашкова Лада Вадимовна

О книге Н. Плотниковой «Службы Божии В. Титова» — Рец. на кн.: Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова: Исследование и публикация. М.: Издательство ПСТГУ, 2012

Кондрашкова Л. В. О книге Н. Плотниковой «Службы Божии В. Титова» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 183-186 — Рец. на кн.: Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова: Исследование и публикация. М.: Издательство ПСТГУ, 2012
PDF

Кондрашкова Лада Вадимовна

ХРОНИКА

О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ

О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 189-192
PDF