/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :44

ИССЛЕДОВАНИЯ

Воронова Ариадна Александровна

Капеллы-пареклесии в составе средневековых фортификаций сербских монастырей

Воронова А. А. Капеллы-пареклесии в составе средневековых фортификаций сербских монастырей // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 9-33

DOI: 10.15382/sturV202144.9-33
Первые монастыри сербской династии Неманичей несли в своей композиции символический смысл духовной защиты монастыря как сакрального пространства, как образ «идеального» Небесного Града с его стенами и башнями. Этот образ во многом был воспринят из афонской традиции, в частности, из монастыря Хиландар, устрояемом в течение многих веков трудами сербских властителей. Однако афонский обычай сооружения множества пареклесиев в периферийных зонах монастырей в Сербии не привился: капеллы устраивались, как правило, над аркой входа или в сторожевой башне (пирге). Наиболее значительные укрепления появляются в архитектуре сербских монастырей моравской школы со второй половины XIV века, в связи с обострившейся турецкой опасностью. Теперь они возводятся по всем правилам средневековой фортификации, а такие крупные обители, как Раваница и Ресава, перерастают в настоящие крепости. Их входной комплекс представляет собой двойные башни, как образ врат Небесного Иерусалима. На завершающем этапе существования сербского средневекового государства его властители возвращаются к духовным истокам той властительской идеологии, что была заложена первыми Неманичами. При этом планы и конструктивные решения капелл внутри монастырских фортификаций следуют византийской традиции того времени, но приспосабливаются к ситуации их размещения.
сербские монастыри, монастырские фортификации, пареклесии, капеллы, символика христианской архитектуры
  1. Barišić S. The church of St Basil on the Sea // Hilandar monastery. Belgrade, 1998.
  2. Ćirković S., Korać V., Babić G. Studenica monastery. Belgrade, 1986.
  3. Ćurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Süleyman the Magnificent. New Haven, CT: Yale University Press, 2010.
  4. Kovačević M. Fortification walls and towers // Hilandar monastery. Belgrade, 1998.
  5. Kovačević M. The Hrusij a Tower // Hilandar monastery. Belgrade, 1998.
  6. Nenadović S. Parekkesia // Hilandar monastery. Belgrade, 1998.
  7. Strati A. The monastery of Timios Prodromos at Serres. Athens, 1989.
  8. Данило Други. Животи краљева и архиепископа српских. Службе. Београд, 2008.
  9. Ђуриħ В., Ђирковиħ С., Кораħ В. Пеħка Патриjаршиjа. Београд, 1990.
  10. Кандиħ О. Градац. Историjа и архитектура манастира. Београд, 2005.
  11. Кандиħ О. Сопоħани. Београд, 2016.
  12. Константин Филозоф. Повест о словима // Житиjе деспота Стефана Лазаревиħа (под ред. Г. Jовановиħа). Београд, 1989.
  13. Кораħ В., Ковачевиħ М. Манастир Хиландар. Конаци и утврђење. Београд, 2004.
  14. Љубинковиħ М. Манастир Раваница. Београд, 2002.
  15. Максимовиħ Љ. Краљ Милутин и царица Ирина: праскозорjе идеjе о царству код Срба // Манастир Бањска и доба краља Милутина. Зборник са научног скупа одржаног од 22. до 24. септембра 2005. године у Косовскоj Митровици. Ниш, Косовска Митровица, Манастир Бањска, 2007.
  16. Петковиħ С. Манастир Хиландар. Београд, 2008.
  17. Петковиħ С. Морача. Београд, 2002.
  18. Поповиħ М., Симиħ Г. Утврђења средњовековног града Новог Брда. Београд, 2020.
  19. Поповиħ С. Крст у кругу. Архитектура манастира у средњовековноj Србиjи. Београд, 1994.
  20. Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев С. Манастирите в България. София, 1992.
  21. Симиħ Г. Донжон куле у фортификациjи средњовековних градова. Београд, 2010.
  22. Симиħ Г., Вукадиновиħ С. Утврђење манастира Ресаве: од замисли до остварења. Београд, 2018.
  23. Симиħ Г., Тодоровиħ Д., Брмболиħ М., Зариħ Р. Манастир Ресава. Београд, 2007.
  24. Тодиħ Б. Манастир Ресава. Београд, 1995.
  25. Тодиħ Б., Чанак-Медиħ М. Манастир Дечани. Београд, 2005.
  26. Тодиħ Б., Чанак-Медиħ М. Манастир Дечани. Нови Сад – Манастир Дечани, 2016.
  27. Тодиħ Б., Чанак-Медиħ М. Манастир Студеница. Нови Сад, 2011.
  28. Чанак-Медиħ М. Архитектура прве половине XIII века II. Цркве у Рашкоj. Београд, 1995.
  29. Чанак-Медиħ М. Свети Ахилиjе у Ариљу. Историjа, архитектура и просторни склоп манастира. Београд, 2002.

Воронова Ариадна Александровна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Должность: зав. кафедрой истории и теории христианского искусства;
ORCID: 0000-0002-5702-3719;
Электронный адрес: variadna2@yandex.ru.
Субботина Ольга Владимировна

«Садик души» на французской почве: гравюры парижского издания Hortulus animae 1520 года из собрания Российской национальной библиотеки

Субботина О. В. «Садик души» на французской почве: гравюры парижского издания Hortulus animae 1520 года из собрания Российской национальной библиотеки // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 34-48

DOI: 10.15382/sturV202144.34-48
В Западной Европе на рубеже XV и XVI веков не только стремительно развивалось книгопечатание, увеличивалось количество типографий, шрифтолитейных мастерских и книжных лавок, но также росли тиражи, и все большим разнообразием отличалась печатная продукция, в том числе богослужебная и дидактическая литература. В статье рассматривается Hortulus animae (Садик души) 1520 года из собрания Российской национальной библиотеки. Парижские издания подобного типа очень редки, в отличие от немецких и нидерландских аналогов этого времени. Анализируя особенности содержания и иллюстративного ряда Hortulus animae, автор сравнивает экземпляр не только с лионской печатной продукцией, изготовлявшейся по немецким образцам на экспорт, но и с печатными иллюстрированными Часословами, которые были широко распространены в столице королевства Франции. В тексте выявлены основные тематические доминанты молитвенника (образ Девы Марии и корпус текстов, прославляющих ее; Страсти Христовы и службы и молитвы, обращенные к разным событиям и предметам, связанным с евангельским повествованием; молитвы небесным покровителям и заступникам) и предпринята попытка изучения особенностей их образного воплощения. Особенное внимание в статье уделено принципам чтения Садиков души и восприятия иллюстративного ряда. Последний в основе своей не линеен, то есть разворачивается не от начала книги к ее завершению, но строится на других основаниях и зависит, в том числе от разных литургических циклов (годового, суточного оффиция, праздников и т.д.).
богослужебные книги XVI века, парижские издания, Hortulus animae, личное благочестие, гравюра, христианская иконография, текст и образ
  1. Бондарко Н. А. Переводы и адаптации «Откровений» Бригитты Шведской в позднесредневековой Германии: постановка проблемы // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2018. Вып. XXII. С. 182–197.
  2. Бульст Н. Почитание святых во время чумы. Социальные и религиозные реакции на эпидемии чумы в позднее Средневековье // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 2000. С. 152–185.
  3. Долгодрова Т. А. Немецкая и нидерландская книга XV века. М.: Lambert Academic Publishing, 2000.
  4. Субботина О. В. Гравюры с подписями в парижских Часословах Гийома Годара [1520– 1530]: текстовые источники и особенности визуального повествования // Новое искусствознание. 2020. № 3. С. 39–46.
  5. Alès A. Description des livres de liturgie imprimés aux XV et XVI siècles. P.: Typographie A. Hennuyer, 1878.
  6. Bataille C. Birgitta quasi beate Maria Virginis sagitta. La culte de la Vierge Marie en Suède de Saint Birgitte à la Réforme (1300–1530). Thèse de doctorat. Vol. I. Université de Caen- Normandie, 2016.
  7. Berlioz J. La lactation de Saint Bernard dans un exemplum et une miniature du Ci nous dit (début du XIV siècle) // Cîteaux. Commentarii cistercienses. 1988. № 39. P. 270–283.
  8. Bohatta H. Bibliographie der Livres d’Heures (Horae B. M. V.): offi cia, hortuli animae, coronae B. M. V., rosaria und cursus B. M. V. des XV. und XVI. Jahrhunderts. Wien: Verlag von Gilhofer & Ranschburg, 1909.
  9. Bonicoli L.-G. Les réemplois de gravures dans les éditions d'Antoine Vérard ou le réemploi de formules iconographiques dans les livres imprimés. URL: https://www.academia.edu
  10. Brunet J.-C. Manuel du libraire et de l’amateur de livres. Vol. III. P.: Librairie de Firmin Didot Frères, Fils et Co., 1862.
  11. Catalogue of books printed on the continent of Europe, 1501–1600 in Cambridge Libraries / Compiled by H. M. Adams. Vol. I. Cambridge: University Press, 1967.
  12. Charon-Parent A. Jean Bonfons, libraire parisien, et l’illustration des romans de chevalerie // Le livre et l’image en France au XVI siècle. P.: Presses de l’École normale supérieure, 1989. P. 85–107.
  13. Dodgson C. Catalogue of early German and Flemish woodcuts: preserved in the Department of Prints and Drawings in the British Museum. Vol. I. L.: Printed by William Clowes and sons, 1903.
  14. French Books III & IV. Books published before 1601 in Latin and Languages other than French / еd. by A. Pettegree, M. Walsby. A-G. Leiden; Boston: Brill, 2012.
  15. Graesse J. G. T. Trésor de livres rares et précieux ou nouveau dictionnaire bibliographique. Vol. III. Dresde: Rudolf Kuntze, 1862.
  16. Pollard A. W. Early Illustrated Books. A History of the Decoration and Illustration of Books in the XV and XVI Centuries. L.: K. Paul, Trench, Trübner & Co., ltd. Publ., 1893.
  17. Ricci M. Illustrer les “Cent nouvelles nouvelles”: le manuscrit de Glasgow et incunable de Vérard (1486) // Le Moyen Français. 2011. № 69. P. 83–98.

Субботина Ольга Владимировна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Библиотека Российской академии наук; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Биржевая линия, 1;
Должность: науч. сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6864-8047;
Электронный адрес: olgavs421@gmail.com.
Салтыкова Вероника Алексеевна

Символы евангелистов на миниатюрах евангелия 1571 года из Благовещенского собора Московского Кремля: генезис и особенности иконографии

Салтыкова В. А. Символы евангелистов на миниатюрах евангелия 1571 года из Благовещенского собора Московского Кремля: генезис и особенности иконографии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 49-66

DOI: 10.15382/sturV202144.49-66
Статья посвящена исследованию иконографических особенностей изображений символов евангелистов, представленных на отдельных полностраничных миниатюрах Евангелия 1571 года из собрания Музеев Московского Кремля. Автор заостряет особое внимание на уникальной черте, объединяющей все четыре композиции: присутствие мотива коронования символических животных ангелом. Предпринятый в работе анализ текстовых источников и предшествующей изобразительной традиции, связанной с представлением символов евангелистов в христианском искусстве, указали на отсутствие прямых аналогий подобной иконографии. Это и послужило толчком к более пристальному исследованию вопроса о ее происхождении, который осуществляется в настоящей работе. Проясняя историю происхождения иконографического мотива в виде ангела с венцом в руках, автор выявляет круг античных прототипов, восходящих к изображениям крылатой богини Ники. Процесс адаптации античного прообраза христианским искусствам и наделения его новыми смысловыми коннотациями раскрывается в статье посредством анализа ряда раннехристианских памятников, в частности, мозаик Равенны и Рима. В статье также прослеживается дальнейшее развитие иконографического мотива в средневековом искусстве. В работе впервые выдвигается гипотеза о непосредственном образце, происходящем из круга сербских памятников, который мог послужить основой для создания необычных иконографических решений в Евангелии 1571 года. Автор обосновывает собственное предположение свидетельствами о тесных контактах Руси и Сербии в XVI веке и особой роли сербского наследия в русской культуре времен Ивана Грозного. Уникальность иконографии символов евангелистов в рассматриваемом Евангелии также связывается с особым характером искусства грозненской эпохи, которому была присуща смелость художественных решений и свобода иконографических экспериментов, о чем свидетельствует не только рассматриваемая в статье рукопись, но и целый ряд памятников того времени.
христианская иконография, XVI век, Евангелие, символы евангелистов, книжная миниатюра, кремлевские мастерские, рукописи, русско-сербские связи, Иван Грозный
  1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.: Опыт историко-художественной классификации: в 2 т. М., 1963. Т. I.
  2. Быкова Г. З. Сравнительное изучение миниатюр Евангелия Успенского собора и Евангелия Хитрово // Евангелие Успенского собора Московского Кремля. М., 2002. С. 95–117.
  3. Извеков Н. Д. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911.
  4. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990.
  5. Костюхина Л. М. Нововизантийский орнамент // Древнерусское искусство XV–XVI веков. М., 1963. С. 265–295.
  6. Лифшиц Л. И. Премудрость в русской иконописи // Византийский временник. 2002. № 61 (86). С. 138–150.
  7. Писарская Л. В., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Русские эмали XI–XIX вв. / Les emaux russes XI–XIX s. М.: Искусство, 1974.
  8. Подосинов А. В. Символы четырех евангелистов: их происхождение и значение. М., 2000.
  9. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.
  10. Постникова-Лосева М. М. Золотые и серебряные изделия мастеров Оружейной палаты XVI–XVII вв. // Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1954.
  11. Постникова-Лосева М. М., Протасьева Т. Н. Лицевое Евангелие Успенского собора как памятник древнерусского искусства первой трети XV века // Древнерусское искусство XV–XVI веков. М., 1963. С. 133–172.
  12. Рукописные и печатные Евангелия XIII — начала XX века в собрании Музеев Московского Кремля / сост. Т. С. Борисова, С. Г. Зюзева. Каталог: в 3 т. М., 2019. Т. I.
  13. Самойлова Т. В. Благословенно воинство Небесного Царя. М.: Прогресс-Традиция, 2020.
  14. Серебрякова Е. И. Неизвестный памятник московской миниатюры XVI в. из собрания Покровского собора // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1991. М., 1997. С. 134–145.
  15. Смирнова Э. С. Миниатюры двух новгородских рукописей // Древнерусское искусство: Рукописная книга: cб. третий (т. 12). М.: Наука, 1983. С. 180–203.
  16. Снегирев И. М. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. М., 1842–1845.
  17. Уваров А. С. Евангелие 1577 г., изображения евангелистов и их символов // Древности. Труды Московского археологического общества. Т. 21. Вып. 2. М., 1907. С. 7–37.
  18. Ухова Т. Б., Писарская Л. В. Лицевая рукопись Успенского собора: Евангелие начала XV в. из Успенского собора Московского Кремля. Л., 1969.
  19. A new classical dictionary of Greek and Roman biography, mythology and geography / W. Smith, ed. N. Y., 1884.
  20. Bäumer R., Scheffczyk L. Marienlexikon. Sankt Ottilien: EOS, 1988.
  21. Grabar А. Les Voies de la création en iconographie chrétienne. P.: Flammarion, 1994.
  22. Le Goff J. Un Moyen Âge en images. P., 2007.

Салтыкова Вероника Алексеевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000 г. Москва, Покровский бульвар, 11, G-618;
Должность: приглашенный преподаватель;
ORCID: 0000-0001-9449-7182;
Электронный адрес: vsaltykova@hse.ru.
Плотникова Наталья Юрьевна

Партесная служба святому благоверному князю Александру Невскому (по материалам рукописей государевых певчих дьяков Петровской эпохи)

Плотникова Н. Ю. Партесная служба святому благоверному князю Александру Невскому (по материалам рукописей государевых певчих дьяков Петровской эпохи) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 67-84

DOI: 10.15382/sturV202144.67-84
Служба святому благоверному князю Александру Невскому в древнерусских певческих источниках XVI века была зафиксирована в краткой и пространной редакции в условиях знаменной монодии. Однако четырехголосная служба, созданная государевыми певчими дьяками в начале 20-х годов XVIII века, полностью принадлежит Петровской эпохе, опираясь на новые тексты и напевы. В статье рассмотрена история создания службы, связанная с перенесением мощей святого Александра из Владимирского Рождественского монастыря в Санкт-Петербург в августе 1724 г., представлены нотные рукописные источники, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов, проанализирован состав службы, изучены различные критерии датировки текста и музыки службы. Сделаны выводы о том, что служба была написана на текст, опубликованный в 1714 г., и, вероятно, принадлежавший епископу Феофилакту Лопатинскому. В настоящее время, поскольку издание утрачено, певческие рукописи являются единственным источником текстов еп. Феофилакта. На основе сравнительного анализа выявлены различия в некоторых текстах песнопений (стихира на хвалитех «О, коль многия враги» и тропарь «Познай свою братию, российский Иосифе») в нотных рукописях и печатном издании 1725 г., подготовленном архимандритом Гавриилом Бужинским. Более ранняя датировка певческих рукописей (1720 год) позволяет скорректировать однозначный вывод о том, что музыка службы была написана уставщиком Иваном Михайловичем Протопоповым.
Петр Первый, Александр Невский, Гавриил Бужинский, Феофилакт Лопатинский, партесное многоголосие, рукописи, Иван Протопопов, знаменный распев
  1. Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском // Труды Отдела древнерусской литературы. АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) / отв. ред. Д. С. Лихачев. Т. XXVI: Древнерусская литература и русская культура XVIII–XX вв. М.; Л., 1971. C. 72–84.
  2. Берхгольц Ф.-В., фон. Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого с 1721-го по 1725-й год. Ч. 4: 1724 и 1725 годы. М., 1860.
  3. Бландов А. А. Проблема авторства благодарственной службы на воспоминание Ништадтского мира и перенесения мощей святаго благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург // Александр Невский и Ледовое побоище: Материалы научной конференции, посвященной 770-летию Ледового побоища. СПб., 7 апреля 2012 г. / отв. ред. Ю. В. Кривошеев, Р. А. Соколов. СПб., 2014. С. 150–154.
  4. Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л.: Наука (Ленинградское отд.), 1973.
  5. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1873. Т. II. Ч. 2.
  6. Пекарский П.[П]. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. II.
  7. Плотникова Н. Ю. Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации // Музыка России: от Средних веков до современности: сб. ст. / ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 2004. С. 30–50. Вып. 2.
  8. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. Т. IV: 1724–1725 января 28. СПб., 1876.
  9. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. СПб., 1872. Т. II.
  10. Родосский А. [С]. Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке С.-Петербургской духовной академии. Вып. 2: 1701–1897. СПб., 1898.
  11. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 1913.
  12. Серегина Н. С. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги XI–XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб.: РИИИ, 1994.
  13. Служба Благодарственная Богу, в Троице Святей славимому, на воспоминание заключеннаго мира между державою Российскою и короною Свейскою // Минея. Август. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/mineja-avgust/30#30_80) (дата обращения: 07.09.2021).
  14. Сморжевских-Смирнова М. Перенесение мощей Александра Невского: «водный путь» в имперском церемониале // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. VII (Новая серия). Тарту: Изд-во Тартуского университета, 2009. С. 38–59.
  15. Соколов Р. А. Александр Невский в государственной и церковной идеологии в 1710–1720-е годы // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 2014. Вып. 3. C. 18–24. (История и филология).
  16. Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2008.
  17. Ундольский В. М. Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491-го по 1864-й г. Вып. 1: Очерк славяно-русской библиографии. М., 1871.
  18. Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263–2000). М., 2007.
  19. Heawood E. Watermarks, mainly of the 17th and 18th centuries. Hilversum, 1950.

Плотникова Наталья Юрьевна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П. И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 115184, 1-й Новокузнецкий пер., д. 4, стр. 2;
Должность: профессор кафедры теории музыки; профессор кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-7406-7740;
Электронный адрес: n_y_plotnikova@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ 20-012-42014 «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение».
Дорошенко Ксения Константиновна

Роль изображений дикой природы в трактовке сюжета о Мирном царстве из Книги пророка Исаии (Ис. 11:6-9) в картинах американского художника Эдварда Хикса 1820-1840-х гг. К проблеме взаимодействия иконографических традиций и новаций

Дорошенко К. К. Роль изображений дикой природы в трактовке сюжета о Мирном царстве из Книги пророка Исаии (Ис. 11:6-9) в картинах американского художника Эдварда Хикса 1820-1840-х гг. К проблеме взаимодействия иконографических традиций и новаций // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 85-107

DOI: 10.15382/sturV202144.85-107
В данной статье прослеживается трансформация роли изображений дикой природы в композиционно-смысловой структуре живописных картин на сюжет о Мирном царстве в творчестве американского художника Эдварда Хикса (1780-1849). Автором исследования рассматриваются примеры визуализации этого сюжета в произведениях мирового искусства предшествующих веков, в которых обнаруживается скромное представление пейзажного фона или полное его отсутствие. Обозначаются основные предпосылки включения изображений местных природных ландшафтов в композиции Э. Хикса, а также выявляется отражение в них важных аспектов восприятия американской природы первой половины XIX века. Выделяется значение развития науки геологии в формировании тенденции соотнесения специфики дикой природы США с теологическими размышлениями о происхождении мира. Отмечается связь эволюции живописи Хикса, являвшегося служителем религиозного общества Друзей квакеров в Филадельфии, с происходившими в квакерском обществе событиями, которые обусловили стремление художника провести параллели между расколом квакеров 1827 года, подписанием мирного договора У. Пенна с индейцами 1683 года и фрагментом из пророчества Исаии. Анализируется процесс обогащения иконографии сюжета о Мирном царстве в произведениях мастера за счет добавления в их композиции разработанного пейзажного фона. Автор также обозначает точки пересечения текстуальной основы иконографии сюжета и его визуального воплощения в картинах художника, сопоставив отдельные цитаты из Книги пророка Исаии с элементами пейзажных изображений. На основе комплексного анализа живописных произведений Эдварда Хикса на сюжет о Мирном царстве были сделаны выводы, свидетельствующие о выполнении в них пейзажем ряда функций: декоративной, сюжетно-композиционной, хронотопической, коммуникативной и экзегетической, а также о роли изображений дикой американской природы в создании уникального национально-романтического образа рая.
Книга пророка Исаии, Мирное царство, религиозное искусство, иконография, Эдвард Хикс, квакеризм, пейзажный фон, романтизм, американская дикая природа, геология, теология
  1. Алентьева Т. В. Уильям Пенн, квакеры и основание Пенсильвании // Метаморфозы истории. № 2. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2002. C. 259–272.
  2. Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и науч. ред. А. С. Запесоцкий . СПб.: СПбГУП, 2015.
  3. Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Книга пророка Исаии. М.: Директ-медиа, 2011.
  4. Парахонская Г. А. Коммуникативная функция пейзажа как предмет социологического анализа // Вестник ТвГУ. Сер. «Философия». 2013. Вып. 4. № 44. С. 83–93.
  5. Соколов М. Н. Принцип рая: Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида. М.: Прогресс-Традиция, 2011.
  6. Adams A. Webs of Allusion: French Protestant Emblem Books of the Sixteenth Century. Geneva: Droz, 2003.
  7. Bedell R. The Anatomy of Nature: Geology and American Landscape Painting, 1825–1875. Princeton, N. J. Oxford: Princeton University Press, 2001.
  8. Campbell S. Early Christian Anemurium and her neighbours in the early Christian period: the mosaics // Actes du XIe congrès international d'archéologie chrétienne. Lyon, Vienne, Grenoble, Genève, Aoste, 21–28 septembre 1986. Rome: École Française de Rome, 1989. P. 1639–1645.
  9. Dillenberger J. The visual arts and Christianity in America: the colonial period through the nineteenth century. Chico, CA: Scholars Press, 1984.
  10. Ford А. Edward Hicks, Painter of the Peaceable Kingdom. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1998.
  11. Gough M. R. E. The Peaceful Kingdom: An Early Christian Mosaic Pavement in Cilicia Campestris // Mé langes Mansel. Ankara, 1974. P. 411–419.
  12. Hachlili R. Ancient Mosaic Pavements: Themes, Issues and Trends. Leiden; Boston: Brill, 2009.
  13. Hicks E. The Memoirs of the Life and Religious Labors of Edward Hicks, Late of Newtown, Bucks County. Philadelphia: Merrihew & Thompson, 1851.
  14. Kallir J. The folk art tradition: naive painting in Europe and the United States. N. Y.: Galerie St. Etienne and Viking Press, 1982.
  15. Lipman J. American primitive painting. N. Y.: Dover Publications, 1972.
  16. Mather E. P. A Quaker Icon: The Inner Kingdom of Edward Hicks // The Art Quarterly. 1973. Vol. 36, Spring/Summer. P. 84–99.
  17. Mather E. P., Miller D. C. Edward Hicks, his peaceable kingdoms and other paintings. Newark: University of Delaware Press. N. Y.; L. and Toronto: Cornwall Books, 1983.
  18. Mauro H. Messianic Fulfi llments: Staging Indigenous Salvation in America. Lincoln: University of Nebraska Press, 2019.
  19. Moracchini-Mazel G. Les monuments paléochrétiens de la Corse. P.: Bibliothèque des Cahiers archéologiques, 1967.
  20. Porter C. M. Edward Hicks Reads The Book of Nature // Earth Sciences History. 1983. Vol. 2, no. 2. P. 91–96.
  21. Tolles F. B. The Primitive Painter as Poet // Bulletin of Friends Historical Association. 1961. Vol. 50, no. 1. P. 12–30.
  22. William Penn and the founding of Pennsylvania, 1680–1684. A documentary history / еd. by Jean Soderlund. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1983.

Дорошенко Ксения Константиновна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина; Российская Федерация, 199034 г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 17;
ORCID: 0000-0003-2381-857X;
Электронный адрес: art.prompter@gmail.com.
Золотова Екатерина Владимировна

Синодальный хор в отзывах современников: по материалам переписки протоиерея Василия Металлова

Золотова Е. В. Синодальный хор в отзывах современников: по материалам переписки протоиерея Василия Металлова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 108-120

DOI: 10.15382/sturV202144.108-120
Выдающийся ученый-медиевист, протоиерей Василий Михайлович Металлов (1862–1926) считал, что Синодальный хор «сыграл не последнюю роль в пробуждении интереса общества и музыковедов к церковному пению». Вопросы, связанные с Синодальным хором и церковно-певческой культурой в целом, возникали не только в научных трудах, но и в переписке отца Василия со священнослужителями, регентами, учителями церковного пения, общественными деятелями, которая ныне хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, Ф. 178 [Музейное собрание]. М 10794, № 1–45. Так, иеродиакон Алексей, студент IV курса Санкт-Петербургской духовной академии (1901) пение Синодального хора признавал образцовым, тогда как хоры Чудова монастыря и храма Христа Спасителя оценивал критически. Его позицию разделял известный хоровой дирижер и педагог А. Н. Карасев (1854–1914). Д. В. Русанов, регент Владикавказского хора, служивший ранее в храмах Финляндии и Саратова, затрагивая проблемы культуры хорового исполнения, выступал против концертного «громогласия» в церкви. Известный русский правовед Н. О. Куплеваский (1847–1917) на страницах своего письма выразил впечатления от петербургского концерта Синодального хора 10 марта 1911 г. В статье сопоставлено его мнение с отзывами рецензентов в периодической печати. Переписка сохранила живую реакцию современников, их отношение к вопросам церковности богослужебного пения.
В. М. Металлов, А. Н. Карасев, Н. О. Куплеваский, Д. В. Русанов, С. В. Рахманинов, Синодальный хор, хор Чудова монастыря, концерты
  1. Антонов П. С. Дореволюционные записи православной духовной музыки // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8. № 3. С. 29–40.
  2. Иеродиакон Алексей. Письма к В. М. Металлову // РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 1.
  3. Карасев А. Н. Письма к В. М. Металлову // РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 15.
  4. Концерт Московского Синодального хора в Петербурге // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты. Периодика. Программы / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки; сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 1040–1042.
  5. К. С. По поводу концерта Синодального хора (письмо из Петербурга) // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты. Периодика. Программы. С. 1043–1044.
  6. Куплеваский Н. О. Письма к В. М. Металлову // РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 17.
  7. Лисицын М. А. Концерт Синодального хора // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты. Периодика. Программы. С. 1042–1043.
  8. Металлов В. М. О современном состоянии и нуждах церковного пения // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников. 1861–1918; Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки; вступ. ст., подгот. текста и коммент. А. А. Наумова, М. П. Рахмановой и С. Г. Зверевой. М.: Языки славянских культур, 2002. С. 489–496.
  9. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Митрополит Антоний Вадковский — реформатор Русской Православной Церкви. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mitropolit-antoniyvadkovskiy-reformator-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi/viewer (дата обращения: 20.06. 2021).
  10. Онегин Д. А. Из истории русского хорового исполнительства: П. И. Сахаров // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2009. Вып. 2 (5). С. 139–169.
  11. Русанов Д. В. Письма к В. М. Металлову // РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 30.
  12. С. М. Духовный концерт Московского Синодального хора // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты. Периодика. Программы. С. 1038–1039.

Золотова Екатерина Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
ORCID: 0000-0001-7035-0397;
Электронный адрес: zolotovaeka@mail.ru.
Берташ Александр Витальевич, протоиерей

Архитектурный ансамбль Пюхтицкого Успенского монастыря - памятник русского стиля

Берташ А. В. Архитектурный ансамбль Пюхтицкого Успенского монастыря - памятник русского стиля // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 153-165

DOI: 10.15382/sturV202144.121-152
В статье, являющейся продолжением публикаций автора об Успенском соборе Пюхтицкого монастыря, рассмотрена архитектурно-художественная история обители в целом в контексте смены форм русского стиля в отечественной церковной архитектуре конца XIX – начала ХХ вв. Монастырский ансамбль – крупнейший в странах Балтии как по числу строений, так и по занимаемой площади, был создан трудами эстляндского губернатора князя С. В. Шаховского и княгини Е. Д. Шаховской по возрождению древней православной святыни в недоброжелательном инославном окружении. Он включает строения в границах монастырской ограды и за ее пределами: важнейшую историческую святыню – место явления Божией Матери и Ее иконы, кладбище и Святой источник, часовню. Большая часть ансамбля сооружена в московско-ярославском варианте русского стиля, за короткий промежуток времени и по плану одного архитектора – М. Т. Преображенского и отличается целостностью, гармоничным включением в природное окружение и холмистый рельеф, многообразием типов сооружений: «большой собор», каменные, «полукаменная» и деревянные (клетские и шатровые) церкви, малые формы (часовни), жилые, хозяйственные, учебные, медицинское и другие гражданские постройки. При сооружении использовались как природный местный гранитный камень (что предвосхитило его использование в северном модерне начала ХХ в.), так и строительные материалы, произведенные при монастыре или в Балтийских губерниях. Это придает местный колорит архитектуре обители, особенно собора, спроектированного русско-эстонским зодчим А. А. Полещуком, что позволяет считать сооружения Пюхтицы произведениями не только «имперского» русского, но и эстонского зодчества. Строительство в монастыре осуществлялось и в позднесоветский период, при игумение Варваре (Трофимовой), когда повсеместно в СССР оно было фактически запрещено, причем с сохранением исторической стилистики и на основе первого «генерального плана» (монастырские стены и башни). В настоящее время ансамбль завершается строительством богадельни, проект которой также основан на чертежах Преображенского. Таким образом, в Пюхтицкой обители, которая никогда не закрывалась, до сей поры сохраняются местные архитектурно-строительные традиции, а также интерьеры в русском стиле. Они дают представление о стиле работ известных в начале ХХ в. мастеров, другие произведения которых были утрачены при гонениях на Церковь в СССР.
Пюхтицкий Успенский монастырь, русский стиль, московско-ярославский стиль, русское монастырское храмостроительство, архитектор М. Т. Преображенский, эстляндский губернатор князь С. В. Шаховской, княгиня Е. Д. Шаховская, игумения Варвара (Блохина), игумения Варвара (Трофимова)
  1. Алексий II (Ридигер), патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999.
  2. Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь: Исторический очерк. Кострома, 1895.
  3. Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института гражданских инженеров. СПб., 1893.
  4. Беренс В., прот. Историко-статистическое описание церквей и приходов... Эстонская епархия. Таллин, 1974.
  5. Берташ Александр, прот. Архитектор Михаил Т. Преображенский и его наследие в странах Балтии и Восточной Европы // Sztuka Europy Wschodniej — Искусство восточной Европы — The Art of Eastern Europe. T. 6: Polscy i rosyjscy architekci w XIX i XX wieku. Warszawa–Toruń, 2018. С. 61–76.
  6. Берташ Александр, прот. Губернатор князь Сергий Шаховской — выразитель политики императора Александра III в Эстляндии и мемориальная Сергиевская церковь в Пюхтицком монастыре // Вестник Исторического общества СПбДА. 2021. Вып. 3 (8).
  7. Берташ Александр, прот. Игумения Варвара (Трофимова) — строительница Пюхтицкого монастыря // Православная Церковь в Литве. Вестник. 2021. № 2.
  8. Берташ Александр, прот. Интерьер Успенского собора Пюхтицкого монастыря и его мастера С. А. и П. С. Абросимовы и Ф. Е. Егоров // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства [Живопись]. 2021. Вып. 42. С. 60–78.
  9. Берташ Александр, прот. Первоначальные храмы и некрополь Пюхтицкого Успенского женского монастыря // Христианское чтение. 2021. № 4. С. 375–391
  10. Берташ Александр, прот. Пюхтицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы женский ставропигиальный монастырь // Православная энциклопедия. М., 2020. Т. 59. С. 107–124.
  11. Берташ Александр, прот. Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии как памятник ретроспективного русского стиля, его строители и жертвователи // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства [Живопись]. 2021. Вып. 41. С. 132–152.
  12. Берташ Александр, прот. Церковный зодчий М. Т. Преображенский и его работы в Эстляндской губернии // Седьмые Пюхтицкие чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2018. С. 116–124.
  13. Блинова Л. Н. А. Е. Элкин — архитектор Николаевского подворья Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. URL: http://jerusalem-ippo.org/history/compounds/7/2/.
  14. Бусева-Давыдова И. Л. Русское церковное искусство Х–ХХ вв. 1. Архитектура православного храма. Х–ХХ век // Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». М., 2000. С. 519–537.
  15. Венок на могилу Эстляндского губернатора князя С. В. Шаховского. Ревель, 1896.
  16. Грабарь И. Э. История русского искусства. М., 1910. Т. 1.
  17. Игумения за святое послушание / сост.: игумения Филарета (Калачева), В. А. Тимкина. Куремяэ, 2013.
  18. Из архива князя С. В. Шаховского: Материалы для истории недавнего прошлого Прибалтийской окраины (1885–1894 гг.). СПб., 1909–1910. Т. I–III.
  19. Иоаким (Левицкий), архим., Плисс Владимир, свящ. Высокопреосвященный Арсений (Брянцев), архиепископ Рижский и Митавский, и десятилетнее управление его Рижской епархией. Рига, 1897.
  20. Колычева Е. И. Православные монастыри второй половины XV–XVI века // Монашество и монастыри в России. XI–XX вв. М., 2002.
  21. Летопись церкви Успения Пресвятыя Богородицы на Богородицкой горе, под названием Пюхтицкой… составленная в 1887–1892 годах [свящ. Иоанном Иогансоном и свящ. Лаврентием Раудсеппом] / сост. игумения Варвара (Трофимова), В. А. Тимкина. Куремяэ, 2017.
  22. Малков Я. В. Древнерусское деревянное зодчество. М., 1997.
  23. Нежный А. И. Послушница Матери Божией. М., 2018.
  24. Обитель Божией Матери. 125 лет Пюхтицкому Успенскому ставропигиальному женскому монастырю / сост.: игумения Филарета (Калачева), монахиня Тихона (Проненко), В. А. Тимкина. Куремяэ, 2016.
  25. Памятники архитектуры в дореволюционной России / под общ. ред. А. С. Щенкова. М., 2002.
  26. Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 2. Кострома, 1997.
  27. Плаат Я., Маасик А. (фото). Православные церкви, монастыри и часовни в Эстонии. Tallinn, 2011.
  28. Пюхтицкая обитель и ее покровитель святой праведный Иоанн Кронштадтский: монастырская летопись, воспоминания сестер, святыни обители / сост.: игумения Варвара (Трофимова), В. А. Тимкина. Изд. 2-е. Куремяэ, 2016.
  29. Пюхтицкая обитель и ее седьмая настоятельница схиигумения Варвара (Трофимова). Куремяэ, 2015.
  30. Филарета (Калачёва), игумения. Путь, истина и жизнь. М., 2019.
  31. Фомин П. Г., прот. Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Харьковский и Ахтырский. Харьков, 1912.
  32. Фролов В. П. Социальные, этнокультурные и конфессиональные особенности архитектурного наследия монастырей // Вестник МГСУ. 2014. № 6. С. 35–43.
  33. Bertash A. Sokolov Nikolaj Matveevič // Allgemeines Künstlerlexikon (AKL). Die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker. Band 104. Berlin; Boston, 2019. S. 460.

Берташ Александр Витальевич, протоиерей


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Церковь во имя Свв. Царственных страстотерпцев РПЦ МП в г. Бремене; Берлинско-Германская епархия; Kleine Westerholz Strasse, 17, 28309, Bremen, BRD; Архитектурное бюро «Литейная часть-91»; Российская Федерация, г. Санкт-Петербург;
Должность: настоятель церкви, древлехранитель епархии; вед. искусствовед;
ORCID: 0000-0003-3486-0490;
Электронный адрес: alexanderbertash@gmail.com.
Ковалев Андрей Борисович

Михаил Симаков. Всенощное бдение, соч. 2003-2020 гг.: путь к созданию богослужебного хорового цикла

Ковалев А. Б. Михаил Симаков. Всенощное бдение, соч. 2003-2020 гг.: путь к созданию богослужебного хорового цикла // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 153-165

DOI: 10.15382/sturV202144.153-165
В данной статье прослеживается путь создания Всенощного бдения, соч. 2003-2020 гг. московского композитора Михаила Симакова, рассматриваются особенности жанрово-стилевого своеобразия и цикличности. Это произведение продолжает традицию создания авторских богослужебно-хоровых циклов представителями Нового направления в преломлении современного композитора начала XXI века. Отмечается влияние С. В. Рахманинова, А. А. Архангельского, И. Ф. Стравинского, Г. В. Свиридова с точки зрения использования средств композиции и признаков цикличности (музыкально-тематические арки). Своеобразие музыкального языка Михаила Симакова выражается в аллюзиях на традиционные роспевы и напевы, монотематизме («Свете тихий»), применении различных типов фактуры (контрапункт, подголосочность, гомофонно-гармонический склад). Среди признаков цикличности выделены двухчастность, в соответствии с разделением чинопоследования богослужения на Вечерню и Утреню, чередование номеров цикла по принципу контраста: ладо-тонального, ритмического, фактурного, стилевого. Цель – определить жанрово-стилевое своеобразие данного произведения, выявить признаки его художественной целостности как хорового цикла из 15 номеров.Методология работы основана на междисциплинарном подходе к изучению духовно-музыкального произведения с использованием терминологии из литургики как науки о богослужении, а также научных категорий отечественного музыковедения. Вывод. Жанрово-стилевое своеобразие Всенощного бдения Михаила Симакова определяется органичным взаимодействием композиционных приемов, наследующих традиции предшественников (мелодико-гармонический язык, фактура, формообразование, цикличность), с индивидуальностью языка композитора, его стремлением к глубокому постижению и воплощению в музыке смысловой сущности богослужебного текста, его образного содержания, символики.
М. С. Симаков, Всенощное бдение, хоровой цикл, малый цикл, монотематизм, богослужебно-певческая традиция, роспев, напев
  1. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  2. Ковалев А. Б. Всенощное бдение С. В. Рахманинова как жанрово-стилевой образец // С. В. Рахманинов и мировая культура: материалы VI международной научно-практической конференции 17–18 мая 2018 г.: посвящается 145-й годовщине со дня рождения С. В. Рахманинова / Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред.- сост. И. Н. Вановская. Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018. С. 30–40.
  3. Ковалев А. Б. Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX — начало XXI века): монография. Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018.
  4. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. ст. и иссл. / ред.- сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор, 2004. Вып. 2.

Ковалев Андрей Борисович


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Академия хорового искусства имени В.С.Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, 2;
Должность: доцент кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-5503-3676;
Электронный адрес: andrej-kovalev@yandex.ru.