/

Вестник ПСТГУ . Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Вестник ПСТГУ V :40

ИССЛЕДОВАНИЯ

Воронова Ариадна Александровна

Дворец Диоклетиана и раннехристианская Салона: NOVA POST VETERA

Воронова А. А. Дворец Диоклетиана и раннехристианская Салона: NOVA POST VETERA // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 9-33

DOI: 10.15382/sturV202040.9-33
Статья посвящена проблеме преобразования позднеантичного дворца Диоклетиана в раннесредневековый город и переносу в него континуитета близлежащей античной метрополии Салоны, ставшей влиятельным христианским центром. Наряду с множеством раннехристианских сооружений Салоны ее городское ядро сформировал монументальный комплекс двойных церквей (с баптистерием), одна из которых предназначалась для богослужения, другая — для хранения реликвий местных мучеников, переносимых с загородных кладбищ. Архитектура мемориальных сооружений этих некрополей оказала значительное влияние на развитие раннесредневекового строительства в регионе. После падения Салоны в результате варварских нашествий VII в. жители города укрылись во дворце Диоклетиана, и его античные сооружения были адаптированы для новых функций. Над городскими воротами мощных оборонительных стен были устроены церкви. Мавзолей Диоклетиана был обращен в кафедральный собор мученика св. Домния, первого епископа Салоны, где были положены его мощи, как и мученика Анастасия. В различных помещениях дворца Диоклетиана в VIII–IX вв. было устроено множество церквей, а башни дворца стали резиденциями светской и церковной знати. Остальные градообразующие элементы средневекового Сплита также получили дальнейшее развитие дворца и его инфраструктуры. Структура императорской резиденции была полностью трансформирована в городскую ткань, отчасти сохранив античную градостроительную традицию, на основе которой получили развитие новые средневековые планировочные принципы организации пространства.
дворец Диоклетиана, Салона, раннехристианская архитектура, трансформация античных сооружений, адаптация для христианского богослужения
  1. Воронова А. А. Сплит и Дубровник: города с прерванным и восстановленным архитектурным континуитетом // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 85–109.
  2. Грант М. Римские императоры. М., 1998.
  3. Королев А. А. Иоанн Равеннский. ПЭ. https://www.pravenc.ru/text/471466.html.
  4. Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита. М., 1997.
  5. Babić I. The tower of Split cathedral as a stone monument collection // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecij anova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozija održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  6. Belamarić J. Gospe od Zvonika u Splitu. Zagreb, 1991.
  7. Bužančić R. Diocletian’s Palace // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozij a održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.Cambi N. Kiparstvo // LONGAE SALONAE, I. Split, 2002.
  8. Dyggve E. Povijest salonitanskog kršćanstva. Split, 1996.
  9. Gračanin H. The role of Illyricum in the tetrarchic wars // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozij a održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  10. Jeličić-Radonić J. Diokletian and the Salona urbs orientalis // Dioklecij an, tetrarhija i Dioklecijanova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozija održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  11. Jeremić M. The Sirmium imperial palace complex, in light of the recent archaelogical investigations // Dioklecij an, tetrarhij a i Dioklecij anova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozij a održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  12. Karaman Lj. О pоčеcimа srednjovjekovnog Splita dо gоdinе 800. Zаgrеb, 1940.
  13. Koch G. Paläste und Villen der Spärtanike in Kleinasien. Ein Überblick // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozija održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  14. Krauthajmer R., Ćurčić S. Ranohrišćanska i vizantij ska arhitektura. Beograd, 2008.
  15. Kuhoff W. Das tetrarchhische Herrschaftssystem und seine Darstellung in der Architektur: Herrscherrisidenzen und Altersruhesize als Ausdrucknkaiserlicher Regierung und Repräsentation // Dioklecij an, tetrarhij a i Dioklecij anova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozij a održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  16. Lucii Caecilii Firmiani Lactantii. De mortibus persecutorum. Split, 2005.
  17. Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacij i. 3. Korpus arhitekture. Srednja Dalmacij a. Split; Zagreb, 2011.
  18. Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacij i. 1. Rasprava. Split; Zagreb, 2008.
  19. Marasović T. Diciassette secoli di ricerche e restauri nel palazzo di Diocleziano a Spalato // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozija održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  20. Marasović T. Graditeljstvo starohrvatskog doba u Dalmacij i. Split, 1994.
  21. Matetić-Poljak D. Les chapiteaux du Palais de Dioclétien // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozija održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  22. Perojević S., Marasović K., Marasović J. Istraživanja Dioklecijanove palace od 1985. do 2005. godine // Dioklecij an, tetrarhij a i Dioklecij anova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozija održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  23. Posavec V. Dalmacij a u vrij eme Marcelina i Julij a Nepota. Split, 2007.
  24. Rapanić Ž. Od carske palače do srednjovjekovne općine. Split, 2007.
  25. Rendić-Miočević D. Antička Salona (Salonae) — povij esno-urbanistički i spomenički fenomen (S.O.S. za baštinu) / Dalmatia christiana — Opera omnia. Zagreb; Split, 2011. Starohrvatski Solin. Split, 1992.
  26. Stefanidou-Tiveriou T. Die Palastanlage des Galerius in Thessaloniki Planung und Datiarung // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozija održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  27. Suić M. Antički grad na istočnom Jadranu. Zagreb, 2003.
  28. Tomović M. Šarkamen (Eastern Serbia). An imperial tetrarchic palace, mausoleum and memorial complex // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozija održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  29. Verzár-Bass M. Riflessioni sulle mensole fi gurate del Palazzo di Diokleziano a Spalato, con particolare attenzione alla figura di Acheloos // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozija održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  30. Watkin D. A History of Western Archutecture. L., 1986.
  31. Wilkes J. Diocletian and Dalmatia: an enigma of identity // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozija održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.
  32. Zekan M. Krunidbena bazilika hrvarskih kraljeva (kralja Zvonimira) u Solinu (Šuplja crkva) // Obavij esti. Hrvatsko arheološko društvo. Godina XLI — broj 1. Zagreb, 2009.
  33. Živkov S. VARIA DIOCLETIANEA // Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palača. O 1700. Obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozija održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu. Split, 2009.

Воронова Ариадна Александровна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Должность: зав. кафедрой истории и теории христианского искусства;
ORCID: 0000-0002-5702-3719;
Электронный адрес: variadna2@yandex.ru.
Ковалевская Светлана Викторовна

Инициал к молитве “Vere Dignum” в латинских литургических свитках Южной Италии: типология, эволюция

Ковалевская С. В. Инициал к молитве “Vere Dignum” в латинских литургических свитках Южной Италии: типология, эволюция // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 34-53

DOI: 10.15382/sturV202040.34-53
В статье исследуются типология и эволюция инициала к молитве «Vere Dignum» на материале южноитальянских литургических свитков. Хронологические рамки исследования ограничены периодом 2-й пол. X — кон. XI в., временем появления всех трех типов инициала. Особая политическая и художественная ситуация, сложившаяся в Южной Италии в это время, является питательной почвой, породившей такие своеобразные культуры, как культуры лангобардских княжеств, греческого Бари и аббатства Монтекассино времен аббата Дезидерия. Выделены, описаны и проанализированы три основных типа инициала и их генезис. Первый тип — монограмма «VD» — приходит в декорацию свитков Южной Италии из каролингских сакраментариев, унаследовав символический смысл монограммы от своего источника. Второй тип — «V=Ω», буква «V», которая имеет абрис перевернутой греческой буквы «омега», свидетельствует о сознательной попытке придать «греческий» вид латинскому литургическому свитку, что связано с особенностями территории Бари, долгое время имевшей и латинский, и греческий клир и церкви на своей территории. Третий тип — латинская буква «V» — используется в рукописях скриптория Монтекассино при аббате Дезидерии. Особенности украшения этого типа инициала свидетельствуют о желании совместить черты разных изобразительных традиций (в частности, местной монтекассинской, оттоновской и византийской). Стремление создать искусство новое и интернациональное, выходящее за рамки местной художественной традиции, связано, в том числе, с усилением роли аббатов Монтекассино в подчинении территорий Южной Италии папскому престолу и ориентацией на более широкий круг изобразительных источников. Таким образом, в статье выявлены связи между определенным типом инициала и породившей его культурной средой, что позволяет отчетливее увидеть общие закономерности в развитии искусства Южной Италии.
литургические свитки, Южная Италия, средневековые рукописи, Экзультет, иллюстрация, Монтекассино, Беневентo, иконография, инициал, монограмма
  1. Евсеева Л. М. Проблема образцов в византийском искусстве и рукописи Монтекассино около 1072 г. // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия.
  2. Древняя Русь. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 107‒128.
  3. Ковалевская С. В. Латинские литургические свитки Южной Италии как особый тип иллюстрированной рукописи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2015. С. 383–391.
  4. Ковалевская С. В. Литургический свиток из Бари. Греческое и латинское в Южной Италии 11 века // Искусствознание. 2016. № 1–2. С. 244–265.
  5. Avery M. The Exultet Rolls of South Italy. Princeton.: University Press, 1936.
  6. Avery M. The relation of the Casanatense Pontifi cal (MS. Casanat.724 B I 13) to 10 century changes in the ordination rites at Rome // Studi e testi. Miscellanea Giovanni Mercati. 1946. Vol. VI. P. 258–271.
  7. Babudri F. L’Exultet di Bari del sec.XI //Archivio Storico Pugliese 10. 1957. P. 8–169
  8. Baldass P. Die Miniaturen zweier Exultet-Rollen, London add.30337; Vat. Barb. lat. 592 // Scriptorium. 8. 1954. P. 75–88, 205–219.
  9. Belting H. Studien zur Beneventanischen Malerei// Forschungen zur Kunstgeschichte und christlichen Archäologie, VII. Wiesbaden: Verlag für Kunst und Wissenschaft, 1968.
  10. Bertaux E. L'art dans l'Italie méridionale. P.: Albert Fontemoing, 1904.
  11. Bloch H. Monte Cassino in the Middle Ages, 3 vols. Rome, 1986.
  12. Brenk B. Bischofl iche und monastische “Committenza” in Suditalien am Beispiel der Exultetrollen // Committenti e produzione artistico-letteraria nell’alto Medioevo occidentale (4–10 aprile 1991), Spoleto 1992 (Settimane di studio del Centro italiano di studi sull’alto Medioevo, 39). I. Spoleto, Centro italiano di studi sull’alto Medioevo. P. 275–300.
  13. Calderoni Masetti A. R. L’Exultet duecentesco del Museo Nazionale di Pisa // Studi di storia dell’arte in memoria di Mario Rotili. Napoli, 1984. P. 211–220.
  14. Calderoni Masetti A. R., Fonseca C. D., Cavallo G. L’Exultet “beneventano” del Duomo di Pisa. Galatina: Congedo, 1989.
  15. Carucci A. Il rotolo salernitano dell’Exultet. Salerno: Scuola Arti Grafi che Istituto Maschile Umberto I, 1971.
  16. Carucci A. L’Exultet salernitano. Marigliano: Istituto Anselmi, 1990.
  17. Сavallo G. La genesi dei rotoli liturgici beneventani alla luce del fenomeno storico-librario in Occidente ed Oriente // Miscellanea in memoria di Giorgio Cencetti. Torino. 1973. P. 213–222.
  18. Cavallo G. Rotoli di Exultet dell’Italia meridionale. Bari: Adriatica, 1973.
  19. Cavallo G., d’Aniello A. L’Exultet di Salerno. ‒ Roma: Istituto Poligrafi co e Zecca dello Stato, 1993.
  20. Exultet, rotoli liturgici del medioevo meridionale / G. Cavallo, ed. Roma: Istituto Poligrafi co e Zecca dello Stato, 1994.
  21. Exultet. Testo e immagine nei rotoli liturgici dell’Italia meridionale, Università degli studi di Cassino — Ministero per i Beni e le Attività Culturali, 1999 (CD-ROM).
  22. Grabar A. Un rouleau liturgique constantinopolitain et ses penture // Dumbarton Oaks Papers. 1954. Vol. 8. P. 161–199.
  23. Gyug R. A Fragment of a Liturgical Roll at Montecassino (Compactiones XVI) // Medieval Studies. 1990. 52. P. 268–277.
  24. Kelly Th. F. The Beneventan Chant. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
  25. Kelly Th. F. The Exultet in Southern Italy. Oxford.: Oxford University Press, 1996.
  26. Ladner G. B. The «Portraits» of Emperors in Southern Italian Exultet Rolls // Speculum. XVII. 1942. P. 181–200.
  27. Loew E. A. The Beneventan Script. Oxford: Clarendon Press, 1914.
  28. Maniaci M., Orofino G. Les ‘rouleaux d’Exultet’ du Mont Cassin (techniques de fabrication, caractéristiques matérielles, décoration, rapports avec les rouleaux grecs // Les Cahiers de Saint-Michel de Cuxa. Gestes et techniques de l’artiste à l’époque romane (Actes de XLIIIes Journées romanes de Cuxa, 6–13 juillet 2011). XLIII. 2012. P. 71–82.
  29. Micunco G. Exultet I di Bari. Parole e immagini alle origini della letteratura in Puglia. Bari: Stilo, 2011.
  30. Orofino G. I codici decorati dell’Archivio di Montecassino. V. I–III. Roma: Istituto Poligrafi co e Zecca dello Stato, 1994–2006.
  31. Paht O. Buchmalerei des Mittelalters. Munchen: Prestel Verlag, 1984.
  32. Speciale L. Un contributo cassinese alla Riforma Gregorian: L’Exultet Vat. Barb. lat. 592 (Tesi di laurea). Roma, 1982–1983.
  33. Speciale L. Montecassino e la Riforma Gregoriana: L'Exultet Vat. Barb. lat. 592. Roma: Viella Libreria, 1991.
  34. Speciale L. Liturgia e potere. Le commemorazioni fi nali nei rotoli dell’Exultet // Melanges de l’Ecole francaise de Rome. Moyen-Age, Temps modernes. 2000. T.112. N 1. P. 191–224.
  35. Speciale L. The Salerno Exultet: a Historical Overview // Quinio. 2000. Vol. 2. P. 159‒188.
  36. Tsuji S. G. Analyse iconographique de quelques miniaturesdes rouleaux d’Exultet dans leurs rapports avec le texte//Problems in the Relation between Text and illustration. Osaca: SAOO, 1982 (Studia atrium orientalis et occidentalis, I). P. 15–28.
  37. Zuccaro R. Les miniatures des rouleaux liturgiques, L’illustration de la prose “Exultet” // Bertaux E. L’art dans l’Italie meridionale. Aggiornamento dell’opera di Emile Bertaux. Roma: École Française de Rome, 1978. IV. P. 423–466.

Ковалевская Светлана Викторовна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-1576-0956;
Электронный адрес: svk542@yandex.ru.
Лапшина Татьяна Владимировна

Архитектурные особенности трапезных комплексов монастырей Русского Севера XVI в.

Лапшина Т. В. Архитектурные особенности трапезных комплексов монастырей Русского Севера XVI в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 54-76

DOI: 10.15382/sturV202040.54-76
Древнерусские монастыри XVI в. представляли собой архитектурные ансамбли, в состав которых входили храмы, братские корпуса, постройки хозяйственно-бытового назначения, в том числе трапезные комплексы. В зависимости от региона в состав трапезных комплексов могли быть включены не только трапезная палата и келарские, но и храм, а иногда и звонница (колокольня). Особый интерес представляют собой трапезные комплексы монастырей XVI в., расположенных на Русском Севере. Данные территории входили в различные периоды в состав как Новгородских, так и Ростовских земель. Цель статьи — выявление основных архитектурных особенностей трапезных комплексов монастырей Русского Севера XVI в. (рассмотрены трапезные комплексы церкви Введения Марии во храм Кирилло-Белозерского монастыря, церкви Благовещения Ферапонтова монастыря, церкви Успения Павло-Обнорского монастыря, церкви Св. Антония Корнилиево-Комельского монастыря, церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы Спасо-Прилуцкого монастыря, церкви Богоматери Одигитрии Горицкого монастыря, церкви Успения Спасо-Каменного монастыря, церкви Успения Соловецкого монастыря, церкви Cв. Сергия Радонежского Кирилло-Белозерского монастыря). При написании статьи были использованы метод комплексного источниковедения, сравнительный метод, метод типологического и иконографического анализа основных архитектурных особенностей трапезных комплексов. В ходе исследования определена степень изученности проблемы, даны подробные характеристики архитектурных особенностей трапезных комплексов, а также входящих в их состав трапезных палат, трапезных церквей, келарских. Результатом исследования стал вывод о том, что трапезные комплексы монастырей Русского Севера XVI в. воплотили в себе некоторые особенности как новгородской, так и московской архитектурных школ.
трапезные комплексы, монастыри Русского Севера, архитектура XVI в., трапезная палата, трапезная церковь, одностолпная палата, келарская
  1. Баниге В., Перцев Н. Вологда. М., 1970.
  2. Баталов А. Л. Воскресенский собор Горицкого монастыря — проблемы датировки и интерпретации архитектурных форм // Вестник сектора древнерусского искусства. 2019. № 1. С. 120–132.
  3. Беляев Л. А. Материалы к археологии Ферапонтова монастыря. // Ферапонтовский сборник. 1991. Вып. 3. С. 141–166.
  4. Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV в. М., 1988.
  5. Домашнев Л. А., Дроздова Т. Н. Северное чудо — Соловецкая крепость. М., 1985.
  6. Куликов С. Б. Некоторые итоги исследований истории возникновения и строительства соборного комплекса Воскресенского девичьего Горицкого монастыря // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. 1996. Вып. 2. С. 169–187.
  7. Летопись Горицкого монастыря // Кириллов. Историко-краеведческий альманах. 1994. Вып. 1. С. 288–355.
  8. Лоевская М. М. Трапеза в Соловецком монастыре: от древности до наших дней // Вестник Московского университета. Сер. 19. 2017. № 2. С. 174–197.
  9. Мельник А. Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в ХV–ХVII веках. Ярославль, 2000.
  10. Мельник А. Г. К вопросу о происхождении трехчастной осевой архитектурной композиции (церковь–трапезная–колокольня) // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Н. Новгород, 1991. С. 210–215.
  11. Мельник А. Г. Об интерьерах некоторых храмов Белозерья конца XV — первой половины XVI в. // История и культура Ростовской земли: Материалы конференции 1993 г. Ростов, 1994. С. 93–101.
  12. Милорадович А. Н. Новгородский мастер Игнатий Салка // Соловецкий сборник: Материалы и исследования. 1994. Вып. 1. С. 67–86.
  13. Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до 2-й четверти XVII в: в 2 т. СПб., 1897. Т. 1.
  14. Новиков С. Е. Архитектура трапезных палат Углича XVI–XVII вв. Особенности эволюции и влияние на гражданское строительство: aвтореф. дис. … канд. архитектуры. СПб., 1992.
  15. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г. СПб., 1998.
  16. Петров Д. А. Мастер Игнатий // Новгородские древности. 2000. Вып. 5. С. 121–158.
  17. Петров Д. А. Памятники XV–XVI вв. в Николо-Вяжищском монастыре. На основе анализа старинной голландской гравюры // Архитектура и строительство России. 1992. № 3. С. 22–23.
  18. Покрышкин П. П., Романов К. К. Древние здания в Ферапонтовом монастыре Новгородской губернии // Известия Императорской Археологической комиссии. 1908. Вып. 28.
  19. Подъяпольский С. С. Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря (XV–XVI вв.) // Древнерусское искусство: художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV–XVI вв. М., 1970. С. 437–457.
  20. Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Кирилло-Белозерского монастыря в его отношении к строительству Троице-Сергиева монастыря // Древнерусское искусство.
  21. Художественная культура X — первой половины XIII в. М.: Наука, 1988. С. 310–319.
  22. Подъяпольский С. С. К характеристике кирилловского зодчества XV–XVI веков // Советская архитектура. 1966. № 2. С. 75–95.
  23. Подъяпольский С. С. Путеводитель по археологическим памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Вологда, 1963.
  24. Подъяпольский С. С. Собор Белозерского Горицкого монастыря // Древнерусское искусство: художественные памятники Русского Севера. М., 1989. С. 334–339.
  25. Подъяпольский С. С. Ферапонтов монастырь (краткий исторический очерк). URL: http://www.rusarch.ru/podyapolsky5.htm
  26. Полищук С. А. Одностолпные палаты в русской архитектуре XV–XVII вв.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. архитектуры. М., 1990.
  27. Пьянкова Н. С. Павло-Обнорский монастырь. Историческая записка. URL: http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=73&pn=0
  28. Савицкая О. Д. Архитектура Соловецкого монастыря. М., 2009.
  29. Савицкая О. Д. Исследование трапезной Соловецкого монастыря // Реставрация и исследования памятников культуры. 1975. Вып. 1. С. 168–176.
  30. Сарабьянов В. Д. История архитектурных и художественных памятников Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник. 1991. Вып. 3. С. 37–118.
  31. Седов В. В. Псковская архитектура XVI в. М., 1996.
  32. Серебрякова М. С. Памятники архитектуры Ферапонтова монастыря по архивным документам XVII–XIX веков // Кириллов: Краеведческий альманах. 1994. Вып. 1. С. 187–213.
  33. Скопин В. В. Щенникова Л. А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М., 1982.
  34. Турова Е. А. Трапезные XVI века // «Охраняется государством»: cб. материалов 1-й Российской конференции. Программа «Храм». Ч. 1. СПб., 1992. С. 31–33.

Лапшина Татьяна Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9;
ORCID: 0000-0003-2862-3747;
Электронный адрес: kuz114@mail.ru.
Григорьева Вероника Юрьевна

«Надгробное» Трисвятое и стихера «Придете ублажим Иосифа» в русской богослужебной традиции

Григорьева В. Ю. «Надгробное» Трисвятое и стихера «Придете ублажим Иосифа» в русской богослужебной традиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 77-99

DOI: 10.15382/sturV202040.77-99
Статья посвящена двум песнопениям В. Пятка и В. Субботы, носящим в древнерусских рукописях наименование «надгробные»: Трисвятому и стихере «Придете ублажим Иосифа». Автором рассмотрены обряды, с которыми эти песнопения связаны, — вынос, погребение и целование Плащаницы, Евангелия и образа «Положение во гроб». Обзор источников различного рода показал, что на протяжении всей эпохи действия на Руси Иерусалимского устава указанные обряды не получили полной регламентации и на практике допускают варианты, которые укладываются в два основных типа — монастырский и соборный. При этом во всех вариантах между «надгробными» песнопениями и обрядами имеются прочные связи: Трисвятое сопровождает выход с Евангелием и Плащаницей и погребение последней, а стихера «Придете ублажим Иосифа» — чин целования Плащаницы и образа «Положение во гроб». Интересно, что несмотря на греческое происхождение стихеры «Придете ублажим Иосифа», особенно важное, знаковое место в богослужении В. Субботы данное песнопение занимает только в русской традиции. Исключительная значимость «надгробных» Трисвятого и стихеры на Руси выразилась, в частности, в том, что для выхода на утрени В. Субботы сложились особые «надгробные» напевы Трисвятого. Для стихеры «Придете ублажим Иосифа» сформировалась традиция распевания в двух разных гласах, 5-м и 8-м, что коррелирует с монастырским и соборным типами великосубботних обрядов. Известны и иные певческие версии данной стихеры. Общей чертой «надгробных» песнопений является значительная распевность, которая обусловлена тем, что как выход и шествие с Евангелием и Плащаницей, так и чин целования Плащаницы или образа совершаются достаточно долго.
«надгробные» Трисвятое и стихера «Придете ублажим Иосифа», вынос, погребение, целование, Плащаница, «Положение во гроб», древнерусское церковное пение, певческие традиции старообрядцев
  1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: историко-книговедческий анализ: дис. ... канд. ист. наук. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой Лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. М., 2014.
  2. Безуглова И. Ф. Каноническое и индивидуальное в творчестве роспевщиков XVII века (Опекаловский роспев): дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1982.
  3. Богомолова М. В. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве: дис. … канд. искусствоведения. М., 1983.
  4. Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной Седмиц во св. Иерусалиме IX–X вв. Казань, 1894.
  5. Желтов М. С., Ткаченко А. А. Великая Суббота // Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004. С. 431–443.
  6. Певческие книги выголексинского письма. XVIII — первая половина XIX в. / сост. Ф. В. Панченко (Описания РО Библиотеки РАН. Т. 9. Вып. 1). СПб., 2001.

Григорьева Вероника Юрьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры регентования;
ORCID: 0000-0002-0934-792X;
Электронный адрес: veronikagrigorjevaveronika@yandex.ru.
Герасимова Ирина Валерьевна

Сюжет «Изгнание Адама из Рая» в партесных концертах конца XVII — первой четверти XVIII в.: богослужебные тексты и авторские интерпретации

Герасимова И. В. Сюжет «Изгнание Адама из Рая» в партесных концертах конца XVII — первой четверти XVIII в.: богослужебные тексты и авторские интерпретации // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 100-131

DOI: 10.15382/sturV202040.100-131
В статье анализируются богослужебные тексты и музыкально-поэтические композиции барочных концертов, написанных на сюжет «Изгнания Адама из рая» и хранящихся в русских рукописных партиях кон. XVII — 1-й четв. XVIII в. Материалом для исследования стали четыре однохорных партесных концерта: 3-голосный и два 4-голосных концерта на текст стихиры Сыропустной недели «Седе Адам прямо рая», а также 4-голосное анонимное партесное сочинение из этой же службы «”Увы мне!” — Адам рыданием возопи». Исследование показало, что 3-голосный концерт «Седе Адам прямо раю» из раздела «концерты на три голоса. Бас М. Д.» (Миколы Дылецкого), вероятно, был создан на основе текста духовного стиха, бытовавшего в Киевской митрополии. Композитор сократил текстовую «киевскую» версию стиха, сосредоточившись на показе эмоционального состояния Адама. На основе соединения 4-голосной гармонизации данного духовного стиха, с одной стороны, формы и отдельных мотивов 3-голосного концерта — с другой, было создано новое сочинение с элементами полифонии, найденное Л. В. Кондрашковой в русской рукописи кон. XVII в. с казанской нотацией. Концерт на четыре голоса Василия Титова «Седе Адам прямо рая» содержит текстовую редакцию московской Постной Триоди 1663 г. Написанное в мажорном наклонении, сочинение демонстрирует светлую печаль Адама. Этим композитор полемизировал с Н. Дилецким, приведшим в трактате «Идея грамматики мусикийской» (1679) отрывок из ирмолойной стихиры «Седе Адам прямо рая» в качестве образца первой печальной музыки. Концерт «”Увы мне!” — Адам рыданием возопи» содержит смешанную редакцию текста, частично исправленную по московской Постной Триоди 1663 г. Музыкально-поэтическая композиция по музыкальному стилю тяготеет к масштабным концертам Н. Дилецкого, написанным для состава А, Т, B I, B II. Скрепляет форму возвращающийся рефрен и чередование двух- и трехдольности. В приложении к статье впервые публикуется 4-голосный концерт Н. Дилецкого (?) «”Увы мне!” — Адам рыданием возопи» (РНБ. Тит. 932–935).
партесный концерт, изгнание Адама из рая, Библия, эпоха барокко, Николай Дилецкий, Василий Титов
  1. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / публ., пер., исслед. и коммент. В. В. Протопопов. М.: Музыка, 1980. (Сер.: «Памятники русского музыкального искусства». Вып. 7).
  2. Гатовская Е. Е. Концерты Василия Титова на 4 голоса: новые открытия // Вестник ПСТГУ. Сер. V. Вопросы истории и теории христианского искусства, 2016. Вып. 2 (22). С. 90–104.
  3. Герасiмава I. В. Цытаванне як спосаб атрыбуцыi трохгалосных канцэртаў Мiколы Дылецкага / Белорусский сборник: Статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии. Вып. 7 / ред. В. В. Антонов, сост. Н. В. Николаев. Санкт-Петербург: Изд-во РНБ, 2018. С. 15–28.
  4. Герасимова И. В. Молитва Манассии в партесных сочинениях 2-й половины XVII в.: тексты, редакции интерпретации // Старинная музыка. 2019. № 3–4. C. 18–35.
  5. Gierasimova I. Wpływ wczesnobarokowego koncertu kościelnego na styl muzyczny Mykoły Dyleckiego Universalia et particularia. Ars et praxis Societatis Jesu in Polonia (Fontes Musicae in Polonia, B/III), Warszawa: Sub Lupa, 2018. S. 199–222.
  6. Герасимова-Персидская Н. Музыка. Время. Пространство. Киев: Дух и литера, 2012.
  7. Дилецький М. Грамматика музикальна. Фотокопия рукопıсу 1723 року / подг. О. С. Цалай-Якименко. Киïв: Музична Украïна, 1970.
  8. Nicolaus Dylecki (ca. 1630–1690). Vesperae, Liturgia, Concertos quatrum vocum. Ed. Irina Gerasimova. Warszawa: Wyd. Naukowe Sub Lupa, 2018. (Fontes musica in Polonia. T. C IX).
  9. Партесні концерти XVII–XVIII ст. з Київської колекцiї» / Упорядкування, розшифровка, зведення в партитуру, наукова редакція, вступна стаття та коментарі Н. О. Герасимової-Персидської, спецредакція та підготовка до друку Є. В. Ігнатенко. Киïв: Музична Україна, 2006.
  10. Партесний концерт: Матеріали з історії української музики : Партитура / упор. і автор вступн. ст. Н. О. Герасимова-Персидська. Киïв : Музична Україна, 1976.
  11. Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля // Музыка и время. 2016. № 8. С. 11–32.
  12. «Стихи Умиленныя». Русские духовные стихи письменной традиции XVI–XIX веков с распевами по знамени и на линейной ноте / сост. П. Терентьева. М., 2012.
  13. Фролов С. В. «Стих-старина» за монастырским пивом // Труды отдела древнерусской литературы. 1993. Т. 48. С. 196–204.
  14. Jasiński T. Polska barokowa retoryka muzyczna. Wyd. drugie, poprawione i uzupełnione. Lublin: Polihymnia, 2009.

Герасимова Ирина Валерьевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Псковский государственный университет; Российская Федерация, 180000, г. Псков, пл. Ленина, 2;
Должность: доцент кафедры философии и теологии;
ORCID: 0000-0003-4740-4750;
Электронный адрес: bazylek@yandex.ru.
Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-012-00174/19 «Русская духовная музыка эпохи барокко: инципитный каталог»).
Колбасова Татьяна Владимировна

Иконы и росписи Н. М. Сафонова в Леонтьевском приделе Ростовского Успенского собора

Колбасова Т. В. Иконы и росписи Н. М. Сафонова в Леонтьевском приделе Ростовского Успенского собора // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 132-148

DOI: 10.15382/sturV202040.132-148
В статье впервые на основе неопубликованных документов (переписки членов Комиссии по восстановлению придела св. Леонтия И. А. Шлякова и В. Д. Левшина, И. А. Шлякова и Н. М. Сафонова, протоколов Комиссии) воссоздана история создания и иконографическая программа настенных росписей и икон, выполненных Н. М. Сафоновым при восстановлении Леонтьевского придела Успенского собора в Ростове Великом в 1884–1885 гг. — одного из ярких примеров архитектурной реставрации в России конца XIX века.
Ростов Великий, Успенский собор, архитектурная реставрация конца XIX века, Комиссия по восстановлению древних кремлевских зданий в Ростове Великом, И. А. Шляков, Н. М. Сафонов, иконы, настенные росписи
  1. Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века: Каталог. М., 2008. С. 19–30.
  2. Древности. Труды Императорского Московского Археологического общества / ред. Д. А. Анучин. М., 1885. Т. 10. С. 91.
  3. Кузнецов А. С. Способ монтировки снятой со стены фресковой живописи // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 232–234.
  4. Леонтьев А. Е. (Институт археологии РАН), Иоаннисян О. М. (ГЭ). Погребения XI в., церковь Иоанна Предтечи в Ростове и история саркофага св. Леонтия Ростовского// Московская Русь: проблемы археологии и истории архитектуры. К 60-летию Леонида Андреевича Беляева. М., 2008. С. 43–51.
  5. Мельник А. Г. Храмовые иконостасы конца XVII — XIX века Ростова Великого: Каталог. СПБ., 2012. С. 249–252.
  6. Мельник А. Г. Иконография Ростовских святых: Каталог выставки. Ростов, 1998. С. 16. Кат. 1.
  7. Об археологических открытиях в Ростовском Успенском соборе Ярославской епархии. (Извлечено из № 125 «Церк.- Общ. Вестника»). СПб., 1884.
  8. Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной реставрации / ред. А. С. Щенков. М., 2002. С. 263.
  9. Титов А. Восстановление древнего храма в Ростове // Исторический вестник. 1886. Т. XXIII. Январь. Февраль. Март. С. 76–86.
  10. Титов А. А. Описание Ростова Великого. М., 1891. С. 37.
  11. Титов А. А. Ростовский кремль в описаниях Ан. Ал. Титова. М., 1912. С. 56–62.
  12. Церковно-археологическое торжество в г. Ростове 29 сентября 1885 года // Ярославские губернские ведомости. 1885. № 76. Часть неофициальная. С. 3–4.
  13. [Шляков И. А.]. Очерк деятельности комиссии по возобновлению Ростовского кремля. Извлечено из н. ч. «Яр. Губ. Вед.» №№ 5354. 7 и 58 — 1897 г. Ростов-Ярославский, 1902. С. 11–15.

Колбасова Татьяна Владимировна


Место работы: ГМЗ «Ростовский кремль»; Российская Федерация, 152151, г. Ростов, Ярославская обл., Кремль, музей;
Должность: зав. картинной галереей;
ORCID: 0000-0002-4181-4989;
Электронный адрес: tvkrost@mail.ru.
Плотникова Наталья Юрьевна; Золотова Екатерина Владимировна

«Строгий стиль гармонии» В. М. Металлова: замысел автора и критические отзывы

Плотникова Н. Ю., Золотова Е. В. «Строгий стиль гармонии» В. М. Металлова: замысел автора и критические отзывы // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 149-165

DOI: 10.15382/sturV202040.149-165
Книга историка и теоретика музыки, медиевиста священника о. Василия Михайловича Металлова (1862–1926) «Строгий стиль гармонии: Опыт изложения оснований строгого и строгоцерковного стиля гармонии» была закончена в 1894 г., одобрена Учебным комитетом при Святейшем Синоде в качестве учебного пособия по церковному пению в духовных семинариях в 1895 г. и вышла в свет в 1897 г. В результате изучения переписки Металлова с директором Синодального училища церковного пения С. В. Смоленским авторы статьи пришли к выводу, что труд Металлова, задуманный как достаточно традиционное пособие по гармонии, под влиянием критики Смоленского приобрел новый смысл и стал первым теоретическим трудом по строгому стилю именно в русском церковном пении. Поистине новаторской стала вторая часть книги — «Строгоцерковный стиль гармонии», где Металлов пишет о церковном диатоническом звукоряде, о гаммах в строгоцерковном стиле, рассматривает виды и формы каденций и уделяет особое внимание контрапунктическому голосоведению и контрапунктической обработке церковной мелодии. Вместе с тем концепция автора оказалась недостаточно целостной, границы строгого стиля вообще и строго-церковного в частности были определены нечетко как в историческом, так и в теоретическом планах. Эти недостатки, как и некоторые неточности в толковании гармонических правил и терминов, несистематичность изложения, стали объектом критики в рецензиях свящ. М. А. Лисицына в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» и Ю. В. Курдюмова в «Русской музыкальной газете». Цель настоящей статьи — раскрыть основные положения книги В. М. Металлова и некоторые идеи критических отзывов с акцентом на их роли в истории русского церковного пения.
В. М. Металлов, С. В. Смоленский, М. А. Лисицын, Ю. В. Курдюмов, строгий стиль гармонии, русское церковное пение
  1. Бусслер Л. Строгий стиль: Учеб. простого и слож. контрапункта, имитации, фуги и канона в церк. ладах // Соч. Людвига Бусслера / пер. с нем. [и с предисл.] С. И. Танеева. М.: П. Юргенсон, 1885.
  2. Карцовник В. Г. Григорианское пение // Православная энциклопедия. Т. 12. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 461–471.
  3. Курдюмов Ю. В. Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгаго и строгоцерковнаго стиля гармонии / cост. священник В. Металловъ. [Рецензия] // Русская музыкальная газета. 1897. № 12. Стб. 1860–1867.
  4. Лисицын М. А. Письмо к Металлову В. М. (РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 19).
  5. Л. [Лисицын М. А.] Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгаго и строгоцерковнаго стиля гармонии / сост. священник В. Металлов [Рецензия] // Прибавления к Церковным ведомостям. 1897. № 47 (22 ноября). Стб. 1732–1733.
  6. Локотьянова Д. Е. Цецилианство и Брукнер // Журнал Общества теории музыки. 2017. № 1 (17). С. 8–25.
  7. Металлов В. М. Письмо в редакцию // Русская музыкальная газета. 1897. № 12. Стб. 1763–1766.
  8. Металлов В. М. Строгий стиль гармонии: Опыт изложения оснований строгого и строго-церковного стиля гармонии / сост. свящ. В. Металлов. М.: П. Юргенсон, 1897.
  9. Плотникова Н. Ю. К проблеме строгого стиля в русской духовной музыке второй половины XIX века // Русская книга о Палестрине. К 400-летию со дня смерти / Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 33. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. С. 225–239.
  10. Плотникова Н. Ю. Опыты и замыслы М. И. Глинки в русской духовной музыке // Дни славянской письменности и культуры. Материалы Всерос. науч. конференции. Владивосток, 1998. С.142–149.
  11. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии / сост. Н. Римский-Корсаков. СПб., 1886.
  12. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VI. С. В. Смоленский и его корреспонденты: переписка с С. С. Волковой, Д. В. Разумовским, А. В. Преображенским, В. М. Металловым, С. И. Танеевым, П. И. и М. И. Чайковскими. Письма к С. В. Смоленскому разных лиц. Кн. 2 / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки; подгот. текста, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой; науч. консультант А. А. Наумов. М.: Знак, 2010. С. 569–577.
  13. Смоленский С. В. Письма к Металлову В. М. (РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 36).
  14. Чайковский П. И. Руководство к практическому изучению гармонии. Изд. 6-е. М.: П. Юргенсон, 1897.

Плотникова Наталья Юрьевна


Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П. И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 115184, 1-й Новокузнецкий пер., д. 4, стр. 2;
Должность: профессор кафедры теории музыки; профессор кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-7406-7740;
Электронный адрес: n_y_plotnikova@mail.ru.

Золотова Екатерина Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
ORCID: 0000-0001-7035-0397;
Электронный адрес: zolotovaeka@mail.ru.
Николаева Елена Алексеевна

Московская школа сегодня: "Отзвуки ушедшего века" Ираиды Юсуповой

Николаева Е. А. Московская школа сегодня: "Отзвуки ушедшего века" Ираиды Юсуповой // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 166-181

DOI: 10.15382/sturV202040.166-181
Возрождение традиции Московской синодальной школы на рубеже ХХ–ХХI вв. становится заметным вектором в современной хоровой музыке. Мультимедийный цикл Ираиды Юсуповой «Отзвуки ушедшего века» (2008–2017) является своеобразным зеркалом, запечатлевшим характерные для нашего времени ракурсы восприятия духовной музыки прошлого. Новейшие медиатехнологии позволяют органично совместить далекие образные сферы и контрастные стилистические явления в единой концепции, исполненной глубокого духовно-философского смысла.
Московская синодальная школа, духовная музыка новой России, Ираида Юсупова, медиаопера, мультимедийные жанры, «Отзвуки ушедшего века», Московская консерватория
  1. Ираида Юсупова: «Композитор должен уметь все»/ Интервью с Е. Николаевой // Музыкальная академия. 2007. № 2. С. 16–21.
  2. Микита А. О проблемах современной русской духовной музыки. Тезисы: URL:http://www.churchcomposer.ru
  3. Николаева Е. Медиаопера: между прошлым и будущим // Памяти Е. В. Назайкинского. Интервью, статьи, воспоминания. М.: МГК им. П. И. Чайковского. 2011. С. 140–159.
  4. Николаева Е. Художественные промыслы Дмитрия А. Пригова и Ираиды Юсуповой // Сто лет русского авангарда: сборник статей / ред.-сост. М. Катунян. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2013. С. 445–453.
  5. Николаева Е. Церковный композитор: Московская школа сегодня // ХХIХ Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. С. 267–269.

Николаева Елена Алексеевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория имени П. И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большая Никитская ул., 13;
Должность: доцент кафедры теории музыки;
ORCID: 0000-0002-3160-7804;
Электронный адрес: elenvox@mail.ru, e-nikola@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Земскова Вера Ивановна

Рец. на кн.: Ендольцева Е. Ю. Архитектурная пластика Абхазии в период Абхазского царства (VIII–XI вв.). М.: ИВ РАН, 2020. 432 с.

Земскова В. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 185-188 — Рец. на кн.: Ендольцева Е. Ю. Архитектурная пластика Абхазии в период Абхазского царства (VIII–XI вв.). М.: ИВ РАН, 2020. 432 с.
PDF

Земскова Вера Ивановна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Библиотека Российской академии наук; Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, 1;
Должность: гл. библиотекарь;
Электронный адрес: byzros@gmail.com.
Ендольцева Екатерина Юрьевна

Рец. на кн.: Иванова С. В. Воскресение и Сошествие во ад: история двух сюжетов в христианском искусстве. СПб.: Российский институт истории искусства, 2019. 398 с.

Ендольцева Е. Ю. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 189-191 — Рец. на кн.: Иванова С. В. Воскресение и Сошествие во ад: история двух сюжетов в христианском искусстве. СПб.: Российский институт истории искусства, 2019. 398 с.
PDF

Ендольцева Екатерина Юрьевна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ИВ РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8133-6379;
Электронный адрес: kendoltseva@ivran.ru.