/

Сомин Николай Владимирович

Кресто-Воздвиженское трудовое братство Николая Николаевича Неплюева


Сомин Н. В. Кресто-Воздвиженское трудовое братство Николая Николаевича Неплюева // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 57-72.

Аннотация

В истории России до 1917 г. существовали православные христианские общины, в которых осуществлялась деятельность социально-педагогического характера. Наиболее известные из них – Воздвиженская сельскохозяйственная община (Кресто-Воздвиженское трудовое братство) под руководством Н.Н. Неплюева и школьно-церковный комплекс в с. Татево под руководством С.А. Рачинского. В основу деятельности этих общин были заложены принятые в христианстве нормы общения, коллективного взаимодействия, но их характер во многом определялся личностными особенностями организаторов общины. При существующей в то время системе государственного религиозного образования и воспитания попытки самостоятельного регулирования и организации общиной жизни в соответствии с религиозными нормами оказались достаточно уникальными, так как и Рачинский, и Неплюев не являлись священнослужителями. Но если в татевской общине особая роль священнослужителя признавалась всеми, включая и самого создателя – С.А. Рачинского (его деятельность в большей степени имела социально-педагогический характер), то в Воздвиженской общине, созданной Н.Н. Неплюевым, у священников возникали проблемы с исполнением своих пасторских функций, так как у создателя общины было собственное представление о руководстве членами общины. В своей деятельности Н.Н. Неплюев не ограничивался только социально-педагогическими функциями, но частично осуществлял функции, свойственные духовному руководителю общины, а именно: определял меру и степень участия человека в церковной жизни, принимал решения о проведении молебнов, богослужений, в целом оказывал большее, чем священники, влияние на создание социально-психологической атмосферы в общине. Превышение не только социально-педагогических полномочий организатора и руководителя общины, но и тех полномочий, которые относятся к духовной сфере, приводило к проблемам в общем руководстве всей общиной. По этой причине происходила частая смена священников, на которых лежала ответственность за создание церковного уклада жизни христианской общины. Но Неплюев при всем этом так же, как и Рачинский, оставался верным сыном Русской Православной Церкви и своего Отечества.

Данные об авторе

Сомин Николай Владимирович

PDF