/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :1 (8)

ПЕДАГОГИКА

Абрамов Сергей Иванович

Значение эстетической деятельности в духовно-нравственном воспитании детей

Абрамов С. И. Значение эстетической деятельности в духовно-нравственном воспитании детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 7-15
PDF
Автор статьи считает, что эстетическая деятельность имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения и входит важнейшей составляющей в процесс духовно-нравственного становления личности. При этом она не может не опираться на принятые во всем христианском мире культурные ценности. Обращаясь к эстетическим категориям, С.И. Абрамов рассматривает такое понятие, как «красота» с позиции западноевропейского, религиозно-мистического духа и с позиции православного богословия.

Абрамов Сергей Иванович

Берсенева Тамара Александровна

Религия, вера, Церковь в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей

Берсенева Т. А. Религия, вера, Церковь в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 16-38
PDF
В статье .А. Берсеневой представлены результаты исследования нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников (10–11 кл.) и учителей общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, которые, с одной стороны, указывают на деструкцию основ воспитательного уклада жизни большого города, а с другой – оцениваются автором весьма оптимистично, «если вдуматься в то сильнейшее воздействие, которое идет со стороны СМИ по формированию отношения к добрачным связям как норме», выявляются также пути духовно-нравственного возрождения всего общества.

Берсенева Тамара Александровна

Гомаюнов Сергей, протоиерей

Православная гимназия (Попытка описания модели)

Гомаюнов С. Православная гимназия (Попытка описания модели) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 39-44
PDF
В этом кратком исследовании дается характеристика ситуации, которая существует сегодня при учреждении православных гимназий. Автор говорит, что большинство школ предпочитают называть себя православными гимназиями, ничем не обосновывая этого притязания, а существующее законодательство об образовании определяет гимназию самым общим образом – как школу с гуманитарным уклоном. Но для продумывания модели гимназического образования этого мало. «Занимаясь строительством школьного дела, мы обязаны отнестись к традиции, для того чтобы либо вписаться в нее, либо осознать необходимость продумывания новых начал», считает автор статьи.

Гомаюнов Сергей, протоиерей

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

К проблеме раскрытия библейского учения о сотворении мира в учебном процессе современной школы

Мумриков О. А. К проблеме раскрытия библейского учения о сотворении мира в учебном процессе современной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 45-56
PDF
Раскрытие перед учащимися библейского повествования о сотворении мира – одна из сложнейших задач, стоящих перед преподавателем как в светском (например, в курсе «Основы православной культуры»), так и в церковном учебном заведении (воскресные школы, гимназии и т. п.). К сожалению, осознание преподавателями во всей полноте глубины, сложности, а иногда и остроты данной темы встречается далеко не всегда.

Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Сомин Николай Владимирович

Кресто-Воздвиженское трудовое братство Николая Николаевича Неплюева

Сомин Н. В. Кресто-Воздвиженское трудовое братство Николая Николаевича Неплюева // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 57-72
PDF
В истории России до 1917 г. существовали православные христианские общины, в которых осуществлялась деятельность социально-педагогического характера. Наиболее известные из них – Воздвиженская сельскохозяйственная община (Кресто-Воздвиженское трудовое братство) под руководством Н.Н. Неплюева и школьно-церковный комплекс в с. Татево под руководством С.А. Рачинского. В основу деятельности этих общин были заложены принятые в христианстве нормы общения, коллективного взаимодействия, но их характер во многом определялся личностными особенностями организаторов общины. При существующей в то время системе государственного религиозного образования и воспитания попытки самостоятельного регулирования и организации общиной жизни в соответствии с религиозными нормами оказались достаточно уникальными, так как и Рачинский, и Неплюев не являлись священнослужителями. Но если в татевской общине особая роль священнослужителя признавалась всеми, включая и самого создателя – С.А. Рачинского (его деятельность в большей степени имела социально-педагогический характер), то в Воздвиженской общине, созданной Н.Н. Неплюевым, у священников возникали проблемы с исполнением своих пасторских функций, так как у создателя общины было собственное представление о руководстве членами общины. В своей деятельности Н.Н. Неплюев не ограничивался только социально-педагогическими функциями, но частично осуществлял функции, свойственные духовному руководителю общины, а именно: определял меру и степень участия человека в церковной жизни, принимал решения о проведении молебнов, богослужений, в целом оказывал большее, чем священники, влияние на создание социально-психологической атмосферы в общине. Превышение не только социально-педагогических полномочий организатора и руководителя общины, но и тех полномочий, которые относятся к духовной сфере, приводило к проблемам в общем руководстве всей общиной. По этой причине происходила частая смена священников, на которых лежала ответственность за создание церковного уклада жизни христианской общины. Но Неплюев при всем этом так же, как и Рачинский, оставался верным сыном Русской Православной Церкви и своего Отечества.

Сомин Николай Владимирович

ПСИХОЛОГИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ

Петракова Татьяна Ивановна

Некоторые моменты антропологического характера в процессе духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы

Петракова Т. И. Некоторые моменты антропологического характера в процессе духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 75-83
PDF
В статье автор указывает, что процесс духовно-нравственного воспитания может быть полноценно описан при опоре на методологию антропологического подхода, который предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик личности, определяющих ее сущностную природу и качественное своеобразие. С помощью антропологического подхода удается преодолеть понимание сущности человека как «продукта среды», когда его бытие ограничивается социально-биологическими рамками и отрицается его главная «метафизическая» составляющая – душа. Некоторые положения христианской антропологии легли в основу личностного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания, имеющего наибольшее значение в субъект-субъектной образовательной парадигме.

Петракова Татьяна Ивановна

Гладких Любовь Петровна

Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни

Гладких Л. П. Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 84-91
PDF
В статье автор рассматривает разные периоды формирования и развития ребенка, для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовных, познавательных и психофизиологических возможностей, возможностей общения с близкими и сверстниками. Например, для первого года жизни ребенка потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью является его первой социальной и нравственной потребностью. Л.П. Гладких указывает, что госпитальный синдром в развитии детей первого года жизни, описанный в исследованиях многих детских психиатров и психологов, показал, что недостаток эмоционального общения в первые годы жизни в домах ребенка являлся причиной и результатом психической аномальности детей раннего возраста, так как в конце третьего года жизни приобретениями личности ребенка должны являться доверие, милосердие и послушание.

Гладких Любовь Петровна

ХРОНИКА

Всероссийская конференция "Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся"

Всероссийская конференция "Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся" // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 93-97
PDF

Резолюция Всероссийской конференции "Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся"

Резолюция Всероссийской конференции "Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся" // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 97-99
PDF

Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации (наименование епархии) епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации (наименование епархии) епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 100-105
PDF

Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура"

Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура" // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 105-123
PDF

Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года № 147

Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года № 147 // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 123-126
PDF

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 127-132
PDF
Даниленко Борис Олегович, протоиерей

Православная традиция и современные реалии в российской школе XXI века

Даниленко Б. О. Православная традиция и современные реалии в российской школе XXI века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 133-139
PDF

Даниленко Борис Олегович, протоиерей

Метлик Игорь Витальевич

Воспитательный потенциал стандартов общего образования и задачи формирования духовно-нравственных ценностей учащихся общеобразовательной школы

Метлик И. В. Воспитательный потенциал стандартов общего образования и задачи формирования духовно-нравственных ценностей учащихся общеобразовательной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 140-146
PDF

Метлик Игорь Витальевич

РЕЦЕНЗИИ

Лисовой Николай Николаевич

Рец. на кн.: Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы. Вторая половина XIX века. М., 2006. 659 с.

Лисовой Н. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 149-153 — Рец. на кн.: Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы. Вторая половина XIX века. М., 2006. 659 с.
PDF

Лисовой Николай Николаевич

Петракова Татьяна Ивановна

Рец. на кн.: Мороз А., Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия: учебное пособие для среднего школьного возраста (гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации»). М., 2007. 162 с.

Петракова Т. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 154-157 — Рец. на кн.: Мороз А., Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия: учебное пособие для среднего школьного возраста (гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации»). М., 2007. 162 с.
PDF

Петракова Татьяна Ивановна