ПЕДАГОГИКА
Абрамов Сергей Иванович
Ссылка на статью:
Абрамов С. И. Значение эстетической деятельности в духовно-нравственном воспитании детей // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 7-15
Аннотация
Автор статьи считает, что эстетическая деятельность имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения и входит важнейшей составляющей в процесс духовно-нравственного становления личности. При этом она не может не опираться на принятые во всем христианском мире культурные ценности. Обращаясь к эстетическим категориям, С.И. Абрамов рассматривает такое понятие, как «красота» с позиции западноевропейского, религиозно-мистического духа и с позиции православного богословия.
Данные об авторе
Автор статьи считает, что эстетическая деятельность имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения и входит важнейшей составляющей в процесс духовно-нравственного становления личности. При этом она не может не опираться на принятые во всем христианском мире культурные ценности. Обращаясь к эстетическим категориям, С.И. Абрамов рассматривает такое понятие, как «красота» с позиции западноевропейского, религиозно-мистического духа и с позиции православного богословия.
Абрамов Сергей Иванович
Берсенева Тамара Александровна
Ссылка на статью:
Берсенева Т. А. Религия, вера, Церковь в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 16-38
Аннотация
В статье .А. Берсеневой представлены результаты исследования нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников (10–11 кл.) и учителей общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, которые, с одной стороны, указывают на деструкцию основ воспитательного уклада жизни большого города, а с другой – оцениваются автором весьма оптимистично, «если вдуматься в то сильнейшее воздействие, которое идет со стороны СМИ по формированию отношения к добрачным связям как норме», выявляются также пути духовно-нравственного возрождения всего общества.
Данные об авторе
Берсенева Тамара Александровна
В статье .А. Берсеневой представлены результаты исследования нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников (10–11 кл.) и учителей общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, которые, с одной стороны, указывают на деструкцию основ воспитательного уклада жизни большого города, а с другой – оцениваются автором весьма оптимистично, «если вдуматься в то сильнейшее воздействие, которое идет со стороны СМИ по формированию отношения к добрачным связям как норме», выявляются также пути духовно-нравственного возрождения всего общества.
Берсенева Тамара Александровна
Гомаюнов Сергей, протоиерей
Ссылка на статью:
Гомаюнов С. Православная гимназия (Попытка описания модели) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 39-44
Аннотация
В этом кратком исследовании дается характеристика ситуации, которая существует сегодня при учреждении православных гимназий. Автор говорит, что большинство школ предпочитают называть себя православными гимназиями, ничем не обосновывая этого притязания, а существующее законодательство об образовании определяет гимназию самым общим образом – как школу с гуманитарным уклоном. Но для продумывания модели гимназического образования этого мало. «Занимаясь строительством школьного дела, мы обязаны отнестись к традиции, для того чтобы либо вписаться в нее, либо осознать необходимость продумывания новых начал», считает автор статьи.
Данные об авторе
Гомаюнов Сергей, протоиерей
В этом кратком исследовании дается характеристика ситуации, которая существует сегодня при учреждении православных гимназий. Автор говорит, что большинство школ предпочитают называть себя православными гимназиями, ничем не обосновывая этого притязания, а существующее законодательство об образовании определяет гимназию самым общим образом – как школу с гуманитарным уклоном. Но для продумывания модели гимназического образования этого мало. «Занимаясь строительством школьного дела, мы обязаны отнестись к традиции, для того чтобы либо вписаться в нее, либо осознать необходимость продумывания новых начал», считает автор статьи.
Гомаюнов Сергей, протоиерей
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Ссылка на статью:
Мумриков О. А. К проблеме раскрытия библейского учения о сотворении мира в учебном процессе современной школы // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 45-56
Аннотация
Раскрытие перед учащимися библейского повествования о сотворении мира – одна из сложнейших задач, стоящих перед преподавателем как в светском (например, в курсе «Основы православной культуры»), так и в церковном учебном заведении (воскресные школы, гимназии и т. п.). К сожалению, осознание преподавателями во всей полноте глубины, сложности, а иногда и остроты данной темы встречается далеко не всегда.
Данные об авторе
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Раскрытие перед учащимися библейского повествования о сотворении мира – одна из сложнейших задач, стоящих перед преподавателем как в светском (например, в курсе «Основы православной культуры»), так и в церковном учебном заведении (воскресные школы, гимназии и т. п.). К сожалению, осознание преподавателями во всей полноте глубины, сложности, а иногда и остроты данной темы встречается далеко не всегда.
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Сомин Николай Владимирович
Ссылка на статью:
Сомин Н. В. Кресто-Воздвиженское трудовое братство Николая Николаевича Неплюева // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 57-72
Аннотация
В истории России до 1917 г. существовали православные христианские общины, в которых осуществлялась деятельность социально-педагогического характера. Наиболее известные из них – Воздвиженская сельскохозяйственная община (Кресто-Воздвиженское трудовое братство) под руководством Н.Н. Неплюева и школьно-церковный комплекс в с. Татево под руководством С.А. Рачинского. В основу деятельности этих общин были заложены принятые в христианстве нормы общения, коллективного взаимодействия, но их характер во многом определялся личностными особенностями организаторов общины. При существующей в то время системе государственного религиозного образования и воспитания попытки самостоятельного регулирования и организации общиной жизни в соответствии с религиозными нормами оказались достаточно уникальными, так как и Рачинский, и Неплюев не являлись священнослужителями. Но если в татевской общине особая роль священнослужителя признавалась всеми, включая и самого создателя – С.А. Рачинского (его деятельность в большей степени имела социально-педагогический характер), то в Воздвиженской общине, созданной Н.Н. Неплюевым, у священников возникали проблемы с исполнением своих пасторских функций, так как у создателя общины было собственное представление о руководстве членами общины. В своей деятельности Н.Н. Неплюев не ограничивался только социально-педагогическими функциями, но частично осуществлял функции, свойственные духовному руководителю общины, а именно: определял меру и степень участия человека в церковной жизни, принимал решения о проведении молебнов, богослужений, в целом оказывал большее, чем священники, влияние на создание социально-психологической атмосферы в общине. Превышение не только социально-педагогических полномочий организатора и руководителя общины, но и тех полномочий, которые относятся к духовной сфере, приводило к проблемам в общем руководстве всей общиной. По этой причине происходила частая смена священников, на которых лежала ответственность за создание церковного уклада жизни христианской общины. Но Неплюев при всем этом так же, как и Рачинский, оставался верным сыном Русской Православной Церкви и своего Отечества.
Данные об авторе
Сомин Николай Владимирович
В истории России до 1917 г. существовали православные христианские общины, в которых осуществлялась деятельность социально-педагогического характера. Наиболее известные из них – Воздвиженская сельскохозяйственная община (Кресто-Воздвиженское трудовое братство) под руководством Н.Н. Неплюева и школьно-церковный комплекс в с. Татево под руководством С.А. Рачинского. В основу деятельности этих общин были заложены принятые в христианстве нормы общения, коллективного взаимодействия, но их характер во многом определялся личностными особенностями организаторов общины. При существующей в то время системе государственного религиозного образования и воспитания попытки самостоятельного регулирования и организации общиной жизни в соответствии с религиозными нормами оказались достаточно уникальными, так как и Рачинский, и Неплюев не являлись священнослужителями. Но если в татевской общине особая роль священнослужителя признавалась всеми, включая и самого создателя – С.А. Рачинского (его деятельность в большей степени имела социально-педагогический характер), то в Воздвиженской общине, созданной Н.Н. Неплюевым, у священников возникали проблемы с исполнением своих пасторских функций, так как у создателя общины было собственное представление о руководстве членами общины. В своей деятельности Н.Н. Неплюев не ограничивался только социально-педагогическими функциями, но частично осуществлял функции, свойственные духовному руководителю общины, а именно: определял меру и степень участия человека в церковной жизни, принимал решения о проведении молебнов, богослужений, в целом оказывал большее, чем священники, влияние на создание социально-психологической атмосферы в общине. Превышение не только социально-педагогических полномочий организатора и руководителя общины, но и тех полномочий, которые относятся к духовной сфере, приводило к проблемам в общем руководстве всей общиной. По этой причине происходила частая смена священников, на которых лежала ответственность за создание церковного уклада жизни христианской общины. Но Неплюев при всем этом так же, как и Рачинский, оставался верным сыном Русской Православной Церкви и своего Отечества.
Сомин Николай Владимирович
ПСИХОЛОГИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ
Петракова Татьяна Ивановна
Ссылка на статью:
Петракова Т. И. Некоторые моменты антропологического характера в процессе духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 75-83
Аннотация
В статье автор указывает, что процесс духовно-нравственного воспитания может быть полноценно описан при опоре на методологию антропологического подхода, который предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик личности, определяющих ее сущностную природу и качественное своеобразие. С помощью антропологического подхода удается преодолеть понимание сущности человека как «продукта среды», когда его бытие ограничивается социально-биологическими рамками и отрицается его главная «метафизическая» составляющая – душа. Некоторые положения христианской антропологии легли в основу личностного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания, имеющего наибольшее значение в субъект-субъектной образовательной парадигме.
Данные об авторе
Петракова Татьяна Ивановна
В статье автор указывает, что процесс духовно-нравственного воспитания может быть полноценно описан при опоре на методологию антропологического подхода, который предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик личности, определяющих ее сущностную природу и качественное своеобразие. С помощью антропологического подхода удается преодолеть понимание сущности человека как «продукта среды», когда его бытие ограничивается социально-биологическими рамками и отрицается его главная «метафизическая» составляющая – душа. Некоторые положения христианской антропологии легли в основу личностного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания, имеющего наибольшее значение в субъект-субъектной образовательной парадигме.
Петракова Татьяна Ивановна
Гладких Любовь Петровна
Ссылка на статью:
Гладких Л. П. Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 84-91
Аннотация
В статье автор рассматривает разные периоды формирования и развития ребенка, для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовных, познавательных и психофизиологических возможностей, возможностей общения с близкими и сверстниками. Например, для первого года жизни ребенка потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью является его первой социальной и нравственной потребностью. Л.П. Гладких указывает, что госпитальный синдром в развитии детей первого года жизни, описанный в исследованиях многих детских психиатров и психологов, показал, что недостаток эмоционального общения в первые годы жизни в домах ребенка являлся причиной и результатом психической аномальности детей раннего возраста, так как в конце третьего года жизни приобретениями личности ребенка должны являться доверие, милосердие и послушание.
Данные об авторе
В статье автор рассматривает разные периоды формирования и развития ребенка, для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовных, познавательных и психофизиологических возможностей, возможностей общения с близкими и сверстниками. Например, для первого года жизни ребенка потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью является его первой социальной и нравственной потребностью. Л.П. Гладких указывает, что госпитальный синдром в развитии детей первого года жизни, описанный в исследованиях многих детских психиатров и психологов, показал, что недостаток эмоционального общения в первые годы жизни в домах ребенка являлся причиной и результатом психической аномальности детей раннего возраста, так как в конце третьего года жизни приобретениями личности ребенка должны являться доверие, милосердие и послушание.
Гладких Любовь Петровна
ХРОНИКА
Ссылка на статью:
Всероссийская конференция "Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся" // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 93-97
Ссылка на статью:
Резолюция Всероссийской конференции "Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся" // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 97-99
Ссылка на статью:
Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации (наименование епархии) епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 100-105
Ссылка на статью:
Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура" // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 105-123
Ссылка на статью:
Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года № 147 // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 123-126
Ссылка на статью:
Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 127-132
Даниленко Борис Олегович, протоиерей
Ссылка на статью:
Даниленко Б. О. Православная традиция и современные реалии в российской школе XXI века // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 133-139
Данные об авторе
Даниленко Борис Олегович, протоиерей
Даниленко Борис Олегович, протоиерей
Метлик Игорь Витальевич
Ссылка на статью:
Метлик И. В. Воспитательный потенциал стандартов общего образования и задачи формирования духовно-нравственных ценностей учащихся общеобразовательной школы // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 140-146
РЕЦЕНЗИИ
Лисовой Николай Николаевич
Ссылка на рецензию:
Лисовой Н. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 149-153 — Рец. на кн.: Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы. Вторая половина XIX века. М., 2006. 659 с.
Данные об авторе
Лисовой Николай Николаевич
Лисовой Николай Николаевич
Петракова Татьяна Ивановна
Ссылка на рецензию:
Петракова Т. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 154-157 — Рец. на кн.: Мороз А., Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия: учебное пособие для среднего школьного возраста (гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации»). М., 2007. 162 с.
Данные об авторе
Петракова Татьяна Ивановна
Петракова Татьяна Ивановна